Патриотическое воспитание через семью - проектная деятельность.
статья (подготовительная группа) по теме
Уважаемые коллеги!
Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечивала бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, всех работников ДОУ при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры. Родители и педагоги должны быть единомышленниками, а для этого необходимо организовывать совместную деятельность педагогов, детей и родителей. Проектная деятельность позволяет видеть историю отечественной культуры, как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов. Посредством метода проектов происходит формироние навыков исследовательской деятельности, осознанное восприятие нравственного отношения дошкольников и родителей к культурному наследию своего народа.
Вашему вниманию преставляется статья, раскрывающая особенности патриотического воспитание через семью в процессе проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parkina_tatyana_nikolavna_saransk.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
«Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».
В. А. Сухомлинский.
Родина… Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный ,а потому и верный способ патриотического воспитания ,воспитания чувства любви к Отечеству.
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, всех работников ДОУ при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры.
В своей работе по формированию патриотического чувства у детей воспитатель должен придерживаться важнейших педагогических принципов:
- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ».
- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте.
Формы приобщения детей к наследию традиционной отечественной культуры разнообразны. С этой целью используются различные виды занятий (комплексные, тематические, интегрированные), праздники и развлечения, экскурсии в музеи, по памятным местам, чтение художественной литературы и др.
Работа будет более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок. К сожалению, современная семья утратила многое из старых, добрых традиций, включающих в себя и воспитательные функции.
План работы с родителями строится с учётом следующих условий:
- в семье должны создаваться и развиваться свои традиции;
- семья не должна существовать изолированно;
- родителям желательно владеть воспитательными методами народной педагогики;
- дети в условиях дома должны выполнять посильную работу, выработать систему правил и норм поведения, участвовать в посильном труде, помощи другим людям;
- члены семьи должны постоянно обращаться к истокам национальной культуры.
Родители и педагоги должны быть единомышленниками, а для этого необходимо организовывать совместную деятельность педагогов, детей и родителей. Например, в последнее время актуальным является совместная проектная деятельность педагогов, детей и родителей.
Проектная деятельность позволяет видеть историю отечественной культуры , как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов. Использование проектов в работе с семьёй даёт возможность ощутить ценность эмоционального, духовного и познавательного общения.
Метод проектов является также подготовкой ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.
В своей работе по формированию патриотического чувства у детей через семью, целесообразно использовать следующие виды проектов:
- Исследовательски - познавательные – совместное экспериментирование детей и родителей и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных изданий;
- Творческие - оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций.
- Информационно-практико-ориентированные - сбор информации и её реализация (оформление и дизайн группы , разработка игровых модулей , составление картотек и др.).
Темы проектов могут быть разнообразны, но главное – это эмоциональная заинтересованность детей и взрослых. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
Более успешным будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах.
Родителям можно предложить следующую тематику проектов:
- «Традиции в моей семье»(презентации с использованием фото, семейных рецептов блюд , описанием традиции празднования праздников).
- «Родословная моей семьи» (эмблема, генеологическое древо семьи, символика).
- «Мордовский фольклор» (сбор и систематизация мордовских народных пословиц, поговорок , составление картотек).
- «Они сражались за Родину» (оформление газеты с рассказами детей о своих прадедушках, письмах с фронта и т.п.).
- «Национальный костюм» (изготовление национальной одежды для кукол).
- «Декоративно-прикладное искусство» (организация совместных выставок работ родителей и детей).
- «Старое фото» (о чём могут рассказать старые фотографии).
- «Что таит бабушкин сундук» (знакомство со старинными предметами одежды и быта).
Таким образом, осуществляя работу по патриотическому воспитанию детей через семью посредством метода проектов, происходит формирование навыков исследовательской деятельности, осознанное восприятие нравственного отношения детей и родителей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес, а затем - бережное отношение к тому, что окружает, любовь к Родине, семье, истории.
Деятельность взрослых в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка в разных ситуациях, чему и способствует метод проектов.
В результате такой совместной деятельности, знания и впечатления, полученные детьми и взрослыми в работе над проектами, все открытия, совершенные в данном направлении, станут основой патриотического воспитания и будут реализовываться на протяжении всей жизни.
Литература.
- О.И. Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богославец . Проекты в работе с семьё: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2012. -128 с.
- М.Ю.Новицкая . Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка- Пресс,2003.-200с.
- Мы в Мордовии живём: пример. регион. модуль программы дошк. образования / (О.В.Бурляева и др.).- Саранск: Мордов. кн. изд – во,2011. – 104с.
- План – программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой. – 2-е изд.- СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010. –255с.
- О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно - методическое пособи./ СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2000. – 300 с.
- Е.Н.Киркина, О.И.Максимкина. Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России. Сборник научно – методических статей. – Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2010. – 297 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников средствами проектной деятельности"
Данная презентация представляет опыт работы педагога по реализации долгосрочного информационно-практико-орентированного проекта "Хлеб - всему голова"...
Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОНР в процессе патриотического воспитания через использование проектной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем детей с общим недоразвитие речи. Для дошкольников с нарушениями речи важно развивать ком...
Самообразование "Патриотическое воспитание через различные виды деятельности"
Перспективное планирование по теме самообразования «Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности» на 2021–2022 учебный год разновозрастная группа (4&ndash...
Консультация для педагогов ДОУ "Организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами проектной деятельности"
для педагогов...
Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством проектной деятельности.
Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в жизни. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности восп...
Консультация для педагогов ДОУ "Нравственно - патриотическое воспитание с использованием проектной деятельности"
Консультация для воспитателей«Нравственно-патриотическое воспитаниедошкольников с помощью проектной деятельности»Подготовила: воспитатель Утягулова А.Б....