Отчет по работе по самообразованию "Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
материал (средняя группа)

Ольхова Марина Александровна

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по работе по самообразованию «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Воспитатель :Ольхова М.А.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Дидактические игры необходимо использовать в разных видах деятельности детей: познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах и т. д.

     Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях.

    Наблюдая за игрой детей своей группы в дидактические игры

обратила внимание, что некоторые не могут сложить такую простую игрушку, как пирамидка или матрёшка.

        Сделала вывод  о недостаточной сформированности  сенсорной культуры у детей.

           В результате проведённого наблюдения, возникла необходимость в разработке и  реализации  системы работы, направленной на повышение сенсорной культуры у детей

Цель работы: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по вопросам формирования сенсорной культуры и использования дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста.

2. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

3. Учить сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношении предметов по величине; познакомить детей с оттенками цвета, вариантами геометрических фигур.

4. Учить способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине.

5. Развивать аналитическое восприятие.

6. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры с ними.

7. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

8. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

 Образовательная область: Познавательное развитие.

Интегрируемые области:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Формы проведения работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы:

1) Наглядно-действенные приемы;

2) Игры с мелкими предметами;

3) Дидактические игры;

4) Подвижные игры;

5) Словесные игры.

 В процессе работы по теме самообразования опиралась на следующие принципы:
Принцип насыщенной предметно-игровой среды;
·          Принцип взаимосвязи;
·          Принцип интеграции;
·          Принцип активности;
·          Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения;
·          Принцип последовательности;
·          Принцип систематичности;
·          Принцип повторности
;
·          Принцип доступности
.

Работу проводила поэтапно.
I этап Организационный
Методическое сопровождение:
·          Подборка и изучение материала по данной теме.         
·          Подборка игр направленных на развитие сенсорных способностей детей данного возраста.
Развивающая среда.
·          Приобретение игрового материала.
·          Изготовление наглядных материалов и дидактических игр для активизации сенсорного опыта детей

 Работа с родителями.
·          Консультации.
·          Подборка игровых заданий для сенсорного развития детей в условиях детского сада и семьи.
II этап (Внедренческий)
·          Составление учебного плана.
·          Разработка перспективного планирования.
·          Проведение дидактических игр с детьми.
III этап (Итоговый)
Составление отчета

При соблюдении принципа насыщенной предметно-игровой среды в группе оформила уголок по сенсорному развитию  назначение которого – развитие восприятия, создание условий для реализации сенсорных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними. На основе изученного материала составила  перспективный план для детей  среднего возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Подобрала материалы, игры. Многие игры изготовила сама.
Совершенствовала представление детей о цвете в играх «Где встречается этот цвет», «Цветовое лото», « Назови правильно цвет», Вводила названия оттенков в играх «Палитра осени»    «Подбери себе товарищей» (подбирали флажки). Используя гуашевые краски, учились способам получения оттенков, их насыщенности, учились словесно их обозначать: темный, светлее, самый светлый. В этом возрасте знакомились с «холодной» и «теплой» цветовой гаммой. Полученные знания дети применяли в разных видах продуктивной деятельности.
При дифференциации размера учила детей практическим приемам сравнения по размеру. Д.И  «Сравни ленты» Дети, играя с матрешками в игре «Матрешки», устанавливали отношение между пятью объектами по величине. В игре «Найди елочки» дети с удовольствием учились использовать условную мерку при определении высоты предметов.
В игре «Геометрическое лото» закрепляли название геометрических фигур и знакомились с новой формой – многоугольник. В игру «Чудесный мешочек» так любимую детьми мы продолжали играть и в среднем возрасте. Усложненные правила игры дали детям возможность выбирать фигуры на ощупь по зрительному воспринимаемому образцу. Эта игра проводилась в дальнейшем с еще одним усложнением. Я брала два набора плоскостных и объемных фигур, один – на столе, другой – в мешочке. Сначала дети определяли геометрическую фигуру на ощупь, а затем находили такую же на столе. Путешествовали по группе, находя предметы, соответствующие заданной форме. Например: прямоугольник - столы, книги, шкафы; круг – часы, обруч; квадрат –плакаты, ковер и д.т. В играх «Неразбериха», «Составь целое из частей» учились с детьми зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части, составлять ее из таких же частей. Используя несколько наборов плоскостных форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) для составления узора запоминали расположение геометрических фигур в сложном узоре, конструкции, затем воспроизводили по памяти, в таких играх формировались начальные навыки для коллективной мыслительной деятельности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения, развивались предпосылки творческого продуктивного мышления.
Для детей изготовила игры: «Укрась рукавичку», «Составь ковер из листьев», «Найди такой же», «Подбери пару», «Четвертый лишний», «Разложи фигуры по образцу», «Найди отличия»  ».
Дидактические игры проводила в форме специально организованных игр и игр используемых в  образовательной деятельности. В играх сенсорные и умственные задачи ставила перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходило не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий.
Индивидуальную работу с детьми проводила при необходимости в том случае, если дети затруднялись: способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине, умении выполнять аналитическую деятельность.
Для самостоятельной игровой деятельности предлагала детям игру, если правила игры детьми усвоены. Старалась, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами. Если интерес к игре пропадал, то правила игр усложняла, расширяла вариативность. Широко использовала  для развития сенсорики сделанные своими руками лэпбуки.  Все дидактические игры, вошедшие в них, учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Приемы, которые я использовала в работе это убеждение, пример, упражнение, поощрение, показ, объяснение, вопрос, рассматривание..
 Используя дидактические игры во время мониторинга, увидела, что у детей значительно повысился уровень знаний по сенсорному развитию
Значит: для сенсорного развития детей необходимо систематически организовывать дидактические игры.
Деятельность по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Между нами сложились, партнерские отношения. Они являлись активными участниками процесса: проводили игры дома. Для родителей предложила консультации :« Задачи сенсорного воспитания  детей 4-5 лет», «Сенсорное развитие детей в домашних условиях», «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста», « Роль развивающих игр для детей» , « Тренируем руки- развиваем речь», « Во что можно поиграть по дороге из детского сада до дома»,  « Игры с водой и песком»  
Главная ценность данного опыта работы заключается в том, что тесное взаимодействие всех заинтересованных участников педагогического процесса (меня, как воспитателя, родителей, детей) позволило повысить качество сенсорного развития, создать решающие предпосылки для гармоничного развития личности ребенка.

  • Дети научились определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы.
  • У детей сформировалось умение сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия.
  • Дети самостоятельно определяют количественные отношения равенства и неравенства, практически устанавливают соответствие(на 3-4 предметах)
  • Расширился чувственный опыт, обогатился словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов, выполнения обследовательских действий.
  • В ходе работы формировались творческие способности, любознательность;
  •  Повысился уровень познавательного интереса дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт воспитателя Курошиной Натальи Фёдоровны Тема инновационной работы: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Самообразование: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.Задачи:1. Изучить психолого – п...

План по самообразованию 2022-2023 гг. «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»....

Проектирование педагогической работы по развитию речевой активности у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Проектирование педагогической работы по развитию речевой активности у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр...