«Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
материал (младшая группа)

Когджиева Виктория

Тема по самообразованию:

«Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста

посредством дидактических игр».Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sr.gr_.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Тема по самообразованию:

«Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста

посредством дидактических игр».

Воспитатель: Когджиева В. Б.

2020-2021 год

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Дидактические игры необходимо использовать в разных видах деятельности детей: познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах и т. д.

Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по вопросам формирования сенсорной культуры и использования дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста.

2.Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

3.Учить сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы , об отношении предметов по величине; познакомить детей с оттенками цвета, вариантами геометрических фигур.

4.Учить способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине.

5. Развивать аналитическое восприятие.

6. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры с ними.

7. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

8. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Область: познавательное развитие.

Интегрируемые области:        

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.

Формы проведения работы:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • Индивидуальная работа с детьми;
  • Свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы:

1) Наглядно-действенные приемы;

2) Игры с мелкими предметами;

3) Дидактические игры;

4) Подвижные игры;

5) Словесные игры.

Предполагаемый результат.

В ходе работы дети приобретут умения:

- овладеют сенсорными эталонами (цвет и оттенки цвета, форма, величина);

- познакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

- научатся группировать предметы по цвету, форме, величине;

- научатся зрительно расчленять форму предмета на заданные части;

- расширится чувственный опыт, обогатится словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов, выполнения обследовательских действий.

- сформируются творческие способности, любознательность;

- повысится уровень познавательного интереса дошкольников.

Этапы работы:

Первый этап.

1) Изучение методической литературы.

2) Создание предметно-пространственной развивающей среды.

3) Составление плана работы.

4) организация игрового материала.

5) составление плана работы с родителями.

Второй этап.

1) Реализация плана работы по сенсорному развитию.

2) Игры детей в совместной деятельности с воспитателем.

3) самостоятельные игры детей в игровых зонах.

Третий этап.

1) Проведение родительского собрания.

2) Создание картотеки игр.

3) Публикация материала из личного опыта в педагогическом интернет-сообществе.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Цель работы с детьми

Использование дидактических игр

Работа с родителями

Сентябрь

Совершенствовать умение сравнивать группы предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), поровну.

Д/и «Найди пару», «Найди отличия», Поможем Винни -Пуху разложить картинки».

Консультация: «Задачи сенсорного воспитания детей 4-5 лет».

Закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

Д/и «Сравни ленты», «Матрешки».

Развивать вкусовые и тактильные ощущения.

Д/и «Чем пахнет», «Определи на вкус», «Чудесный мешочек» (овощи-фрукты).

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу

«Построим домики», «Что где находится».

Закрепить умение различать и называть части суток.

«Что сначала, что потом».

Октябрь

Уточнить представления о геометрических фигурах, закрепить умение различать их и использовать, выполняя логические упражнения.

Д/и «Геометрическое лото», «Какой это формы», «Украсим платочек», «Чудесный мешочек», «Подбери фигуру», игры со счетными палочками.

Консультация: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».

Выявить умения ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление; воспитывать внимание и наблюдательность.

Д/и «Что где находится?», «Найди такой же».

Расширять знания детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет».

Д/и «Тонет - не тонет».

Ноябрь

Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.

Д/и «Где встречается этот цвет?», «Цветовое лото», «Подбери к букету вазу», «Цветные косы», «Назови правильно цвет», «Палитра осени». игра «Красим воду».

Консультация: «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве».

Закрепить умение создавать и различать разные оттенки одного цвета по светлоте.

Продолжать учить ориентировке в пространстве.

П/и «Найди свой домик».

Декабрь

Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.

Д/и «Мозаика», «Семицветик», «Где встречается этот цвет?».

Консультация для родителей: «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста».

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур.

Д/и «Геометрическое лото», «Разложим фигуры по коробкам», «Что лежит в мешочке», «Танграм», «Выложи узор», «Построй дом».

Закрепить умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Д/и «Подбери по форме»,

Д/и «Когда это бывает».

Закрепить представления о последовательности частей суток.

п/и «День – ночь».

Январь

Закрепить умения классифицировать предметы по общему признаку.

Д/и «Четвертый лишний».

Консультация «Роль развивающих игр для детей».

Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму, цвет.

Д/и «Поручения», «Что может быть круглым» (квадратным, овальным), «Что может быть красным…»

Экспериментирование с водой.

«Вода принимает форму».

Формировать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами.

Д/и «Сруби ёлку», «По росту становись», «Матрешки».

Закрепить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Д/и «Когда это бывает?»

Февраль

Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, длине и толщине.

Д/и «Скрути ленту», «Сравни предметы», «Шарфики для кукол».

Привлечь родителей к изготовлению д/и «Волшебные резиночки».

Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.

Д/и «Кто что слышит», «Угадай, что звучит?».

Развитие мелкой моторики рук, фантазии, воображения, внимания, усидчивости.

Д/и «Волшебные резиночки», «Цепочки».

Март

Учить находить заданные геометрические фигуры на рисунке. Закреплять знание геометрических фигур, умение ориентироваться.

Д/и «На рисунок посмотри, фигуру там скорей найди», «Запомни и выложи», «Кто где живет», «Кто быстрее построит дом».

Консультация «Тренируем руки – развиваем речь».

Апрель

Закреплять умение сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия.

Закреплять умение группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей.

Консультация для родителей: «Во что можно поиграть с ребенком по дороге из детского сада и дома».

Д /и «Найди такую же», «Найди отличия», «Матрешки».

«Д/и «Из чего сделано?»

Май

Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам. Мониторинг усвоенного материала на конец года.

Д/и «Угадай, что изменилось?», «Геометрическое лото», «Танграм», «Чудесный мешочек», «Цветовое лото».

Консультация: «Игры с водой и песком».

Результат:

В результате планомерной и систематической работы по сенсорному развитию у детей появился интерес к окружающему миру, повысилась познавательная способность, способность выполнять действия с раздаточным материалом, обогатился словарный запас детей.

Список используемой литературы:

1)Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка книга для воспитателя детского сада.-М. «Просвещение», 1998-144с.

2)Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л.А.Венгера. М. «Просвещение», 1973.

3)Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.И. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М., Пр., 1981.

4) Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»

5) Кудрявцева Е.А. «Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного  возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.     ...

Самообразование: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.Задачи:1. Изучить психолого – п...

План по самообразованию 2022-2023 гг. «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»....

Отчет по работе по самообразованию "Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек р...