Игры для развития и коррекции слухового восприятия
статья
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития и коррекции слухового восприятия
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности.
Что такое слуховое внимание? Под слуховым вниманием понимают умение сосредоточиться на звуке. Без этого умения нет возможности слышать и понимать то, что произносит человек, смысл интонации, с которой произносятся слова.
Для чего нужно слуховое внимание человеку в жизни? Ребенка необходимо научить слышать и понимать обращенную к нему речь. Если у него есть нарушения речевого слуха, он будет испытывать трудности во время обучения письма и чтения. Это случается потому, что ребенок не знает, какой звук обозначает определенная буква, путает схожие созвучия, а обращенную к нему речь воспринимает искаженно. Очень вредно, когда радио или телевизор работают непрерывно.
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях:
-с одной стороны развивается восприятие обычных звуков,
-с другой стороны – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух.
Неречевой (физический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации/
Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться в младенческом возрасте.
Формирование неречевого слухового восприятия включает улавливание и дифференциацию звуков окружающего мира, различение звуков по громкости, а так же определение источника и направления звука
Умение сосредотачиваться на звуках называется слуховым вниманием, это важная способность, которую необходимо развивать. Она дает возможность научить детей осознанно пользоваться слухом, данного от природы. Специальное обучение в этом направлении поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев (например, при переходе через улицу). При этом следует учесть, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение (слухозрительно).
Неречевое слуховое восприятие включает в себя:
- звуки природы (шум ветра, звуки дождя, шелест листьев);
- звуки, которые издают животные и птицы;
- звуки, которые издают предметы и материалы (стук молотка, скрип двери, тиканье часов, звон посуды);
- транспортные шумы (сигнал автомобиля, скрип тормозов, стук колес поезда);
- звуки, которые издают различные звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки);
- звуки музыкальных инструментов.
Подборка игр, которые имеют разную направленность в развитии слухового внимания:
Игры на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков:
-«Звуки улицы» на различение звуков природы, транспортных шумов.
-«Звуки комнаты» на различение звуков, которые издают предметы домашнего обихода.
-«Постучим, погремим» на восприятие звуков различных предметов (шуршание бумаги, шуршание пакета, стук ложки о тарелку или о стенки чашки и т. д.).
-«Что упало?» (мяч, ложка, кубик, мягкая игрушка или листок бумаги).
-«Найди такой же» на различение звуков сыпучих материалов (баночки, наполненные разными крупами).
-«Музыканты», с использованием детских музыкальных инструментов.
Игры, направленные на различение звуков по громкости и определение местонахождения источника звука:
-«Хлопаем, топаем».
-«Два зайчика» с использованием разного вида парных игрушек (например, большой барабан барабанит громко, а маленький тихо).
-«Где звенит?» на определение местонахождения звука, ориентировка в пространстве относительно себя сзади – спереди, у окна, у двери (показывают, поворачиваются или называют).
-«Далеко – близко», в игре формируются представления о том, что если источник звука находится рядом, то звук громкий, если далеко, то звук тихий.
Игры на восприятие и дифференциацию на слух различного темпа и ритма:
(с использованием музыкальных инструментов, звучащих игрушек).
-«Медведь и зайчик» (с бубном или погремушкой, медведь ходит медленно, зайчик прыгает быстро).
-«Колокол и колокольчик» в зависимости от размера быстро или медленно.
-«Две тучки» в зависимости от размера тучки капли падают медленно (из маленькой) и быстро (из большой).
-«Шагаем, танцуем» с бубном на различение ритмического рисунка.
Игры на развитие речевого слуха:
-«Кто как голос подает» на звукоподражание голосам животных, птиц (сначала покажи, потом назови).
-«Прокатим зайчика» на звукоподражание различным видам транспорта.
-«Кто позвал?» различение голосов (детей в группе или знакомых людей).
-«Три медведя» различение тембра и интонации.
-«Колобок» (кто хочет съесть колобка) на различение тембра и интонации.
-«Найди картинку или игрушку» умение воспринимать и дифференцировать слова (количество картинок или предметов постепенно увеличивается).
-«Кто, что делает?» умение выделять и называть действия людей по картинкам.
-«Слушай и выполняй» выполнение речевых инструкций, сначала в одно действие, затем цепочку действий.
-«Выполни задание» умение выполнять действия с предметами и игрушками.
-«Верно – неверно», «Живое – неживое», «Съедобное – несъедобное» игры с правилами.
Важно, чтобы ребенок слушал не только на занятиях, но и в течение всего дня: дома и на улице. Ребенок быстрее научается различать и узнавать окружающие неречевые звуки, чем речь. Это умение развивает у ребенка слуховое внимание, способность ориентироваться в окружающей обстановке, подготавливает его к развитию восприятия речи на слух. А главное, формирует у него спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать, и, значит, позже правильно говорить!
Учитель-логопед МБДОУ №65 «Фестивальный» Мартемьянова Л.Ж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/17/picture-862789-1729166277.jpg)
Подвижные игры для развития фонематического и слухового восприятия...
Подвижные игры для развития фонематического и слухового восприятия, анализа и синтза,фонематических представлений и подготовки к обучению грамоте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-629331-1430471565.jpg)
Дидактические игры на развитие внимания и слухового восприятия
Материал расчитан на детей младшего, среднего и старшего возраста. Игры способствуют обогащению словаря, развитию фонематического восприятия и связной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-1312414-1612605649.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Игры для развития и коррекции слухового восприятия»
Консультация для педагогов на тему:«Игры для развития и коррекции слухового восприятия»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-1312414-1612605649.jpg)
Консультация на тему: «Игры для развития и коррекции зрительного восприятия»
Консультация на тему:«Игры для развития и коррекции зрительного восприятия»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1276441-1617035345.jpg)
Буклет "Игры для развития и коррекции слухового восприятия"
Буклет "Игры для развития и коррекции слухового восприятия"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/21/picture-322074-1385060943.jpg)
Игры на развитие внимания и слухового восприятия детей
Подборка игр, развивающих внимание и слуховое восприятие детей....
Консультация для родителей "Игры для развития и коррекции зрительного восприятия"
Зрение дает начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов. Ор...