«Бюро детских дел»
рабочая программа (подготовительная группа)
Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Бюро детских дел», для детей от 6 до 7 лет МДОУ «Детский сад № 144» разработана на основе:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sazhina_1.docx | 113.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 144»
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета Протокол №________ от «_____»_________________ 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад № 144» ______________________Н.В. Каширина Приказ №____ от «____» __________2022 г. |
СОГЛАСОВАНО
на заседании Совета родителей
МДОУ «Детский сад № 144»
Протокол №_____ от
«___»___________2022г
Дополнительная общеразвивающая программа
Естественно-научной направленности
«Бюро детских дел»
для детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
срок реализации программы 1 год
Программу разработал
педагог дополнительного образования
И.А. Сажина
г. Саратов, 2022
Содержание:
I "Комплекс основных характеристик программы"
1.2. Цель и задачи Программы 7
1.3.Содержание программы 7
1.4.Планируемые результаты освоения программы................................................9
II "Комплекс организационно-педагогических условий"
2.1. Календарный учебный граффик 9
2.2. Условие реализации программы 41
2.5. Методические материалы..……………………………………………………46
2.6.Взаимодействие с семьями воспитанников 47
I. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Бюро детских дел», для детей от 5 до 6 лет МДОУ «Детский сад № 144» разработана на основе:
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Конвенция о правах ребенка ООН;
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 N 196. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Зарегистрировано в Минюсте России 29 ноября 2018 г. N 52831.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"(Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)
- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 144».
- Программа дополнительных образовательных услуг «Занимательная математика» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и разработана на основе «Программа от рождения до школы» под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е., а также на основе парциальных программ «Математика в детском саду» В.П.Новиковой, «Математика в детском саду» Л.В.Минкевич.
Направленность программы
Программа дополнительных образовательных услуг «Бюро детских дел» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и разработана на основе «Программа от рождения до школы» под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е., а также на основе парциальных программ «Математика в детском саду» В.П.Новиковой, «Математика в детском саду» Л.В.Минкевич.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
Актуальность Программы
Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Отличительные особенности Программы
Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Во время занятий широко используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
Особенность программы «Бюро детских дел» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе. На всех занятиях широко используются средства ИКТ: разнообразные головоломки, тесты и задачи, которые педагог решает с воспитанниками как индивидуально, так по группам. Это позволяет намного повысить усвоение материала дошкольниками.
Отличительной особенностью программы является системно - деятельный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.
В основу работы по программе положены следующие принципы:
- принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
- проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
- принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
- психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
- творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
- индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровневого математического содержания.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Адресат Программы
Возраст детей, участвующих в программе: 5 – 6 лет.
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. И в этом большую помощь окажут развивающие занятия по дополнительной программе «Бюро детских дел».
Объём программы
Режим занятий: математический кружок работает 2 раза в неделю по 25 минут, всего 60 занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек. Большую часть программы составляют практические занятия.
Формы организации образовательного процесса
Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Сочетание групповых, подгрупповых, индивидуальных форм организации детей обеспечит наилучшее усвоение программного материала. Рациональное использование средств, методов и форм познавательной деятельности будет способствовать формированию предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников.
Формы организации кружка:
- традиционные;
- тематические;
- комбинированные;
- практические;
- игры, конкурсы;
- итоговые.
Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми:
- в 1-ой части занятия планируется повторение предыдущего материала;
- во 2-ой части – подача нового материала;
- в 3-ей части – проверка усвоения нового материала (д/и, игровые упражнения).
Первое занятие по новой теме почти целиком посвящается работе над новым материалом. Знакомство с новым материалом организуют, когда дети наиболее работоспособны, т. е. на 3—5-й мин. от начала занятия, и заканчивают на 15— 18-й мин. Повторению пройденного уделяют 3—4 мин. в начале и 4—8 мин. в конце занятия. Почему целесообразно строить работу именно так? Изучение нового утомляет детей, а включение повторного материала дает им некоторую разрядку. Поэтому там, где это возможно, полезно повторять пройденный материал по ходу работы над новым, так как очень важно ввести новые знания в систему ранее усвоенных.
На втором и третьем занятиях по данной теме ей отводят примерно 50% времени, а во второй части занятия повторяют (или продолжают изучать) непосредственно предшествующий материал, в третьей части повторяют то, что дети уже усвоили.
Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.
Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
Срок освоения программы
Продолжительность реализации программы – 1 год (сентябрь-апрель).
Режим занятий
Год обучения | Кол-во недель | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год | Продолжительность занятия |
2022 - 2023 | 30 | 2 | 60 | 25 минут |
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.
Задачи:
- Образовательные:
- закреплять знание цифр;
- закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 10;
- познакомить с составом числа;
- формировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание;
- формировать представления о геометрических фигурах и их свойствах;
- совершенствовать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, размеру;
- обучать ориентировке во времени, пространстве, на плоскости.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление, основные мыслительные операции;
- развивать мыслительную активность, анализировать, делать выводы;
- развивать самостоятельность, инициативность, самоконтроль.
- Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность;
- воспитывать потребность к математическим занятиям;
- воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
1.3. Содержание программы.
Общие понятия: свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равно численности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно-не равно, больше на…- меньше на…).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счёта и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними прямой и обратный счёт в пределах 10. Порядковый и ритмический счёт.
Образование следующего числа путём прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на..) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления Примеры отношений: на-над-под; слева-справа-посередине, спереди –сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толще-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др.
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представления о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объёму (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
1.4.Планируемые результаты
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей:
- считать по образцу и названному числу в пределах 20;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- знать числа первого десятка и записывать их;
- пользоваться математическими знаками: +, -, =, <,>;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 20;
- составлять числа от 2 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрические фигуры;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2 - 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
II «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график.
Учебный план
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во занятий | ||
теория | практика | итого | ||
1 | Диагностика | - | 1 | 1 |
2 | Количество и счёт | 3 | 7 | 10 |
3 | Величина | 2 | 5 | 7 |
4 | Ориентировка в пространстве | 2 | 4 | 6 |
5 | Ориентировка во времени | 1 | 3 | 4 |
6 | Простейшие геометрические представления | - | 3 | 3 |
7 | Геометрические фигуры | 1 | 2 | 3 |
8 | Геометрические тела | 2 | 1 | 3 |
9 | Графические работы | 1 | 7 | 8 |
10 | Конструирование и моделирование | 3 | 6 | 9 |
11 | Логические задачи | 2 | 3 | 5 |
12 | Диагностика | - | 1 | 1 |
ИТОГО | 17 | 43 | 60 |
№ занятия | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование | Месяц проведения | |
Цель, задачи | Методы, приёмы | ||||
1 | Мониторинг | Цель: выявить уровень знаний и умений, которыми дети овладели в прошлом году. Задачи:
|
|
| сентябрь |
2 | Цифры 1, 2, 3, геометрические фигуры | Цель: Повторить пройденный материал. Задачи:
|
|
| сентябрь |
3 | Цифры 4, 5, 6, геометрические тела | Цель: повторить пройденный материал. Задачи:
|
|
| сентябрь |
4 | Цифры 7, 8, 9, 0, ориентировка на листе бумаге | Цель: повторить пройденный материал. Задачи:
|
|
| сентябрь |
5 | Цифра 10, многоугольники. | Цель: познакомить с цифрой 10. Задачи:
|
|
| сентябрь |
6 | Цифра 10. Штриховка фигур. | Цель: познакомить с понятием штриховка. Задачи:
|
|
| сентябрь |
7 | Пирамида. Штриховка фигур. | Цель: познакомить с геометрическим телом «Пирамида». Задачи:
|
|
| сентябрь |
8 | Квест «Космическое путешествие» | Цель: Повторить пройденный материал. Задачи:
|
|
| сентябрь |
9 | Времена года. Штриховка фигур. | Цель: познакомить с осенними месяцами. Задачи:
|
|
| октябрь |
10 | Времена года. Состав числа 2. | Цель: познакомить с составом числа 2. Задачи:
|
|
| октябрь |
11 | Состав числа 2. Сравнение предметов. | Цель: Задачи:
|
|
| октябрь |
12 | Дни недели. Линия. Точка. | Цель: познакомить с понятием «линия» Задачи:
|
|
цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | октябрь |
13 | Длина предмета. | Цель: познакомить с понятием «длина». Задачи:
|
|
цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | октябрь |
14 | Состав числа 3. Длина предметов. | Цель: познакомить с составом числа 3. Задачи:
|
|
| октябрь |
15 | Состав числа 3. Рисунок по точкам. | Цель: формировать умение воссоздавать рисунок по образцу. Задачи:
|
|
| октябрь |
16 | Состав числа 2 и 3. Ориентировка во времени. | Цель: совершенствовать умение составлять числа 2 и 3 из двух меньших. Задачи:
|
|
| октябрь |
17 | Итоговый тест. | Цель: Проверить полученные знания. Задачи:
|
|
| октябрь |
18 | Времена года, Зимние месяцы. | Цель: Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и времени. Задачи:
|
|
| ноябрь |
19 | Состав числа 4. Ориентировка на листе бумаги. | Цель: Познакомить с составом числа 4. Задачи:
|
|
| ноябрь |
20 | Отрезок. Линии. | Цель: Познакомить с понятиями «отрезок» и «линия». Задачи:
|
|
цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | ноябрь |
21 | Длина предмета | Цель: Совершенствовать умение измерять длину предмета с помощью условной мерки. Задачи:
|
|
цветные карандаши, ручка, простой карандаш | ноябрь |
22 | Решение задач со знаком «-». | Цель: Познакомить со знаком «-». Задачи:
|
|
| ноябрь |
23 | Деление фигур на равные части | Цель: Формировать умение делить фигуры на равные части. Задачи:
|
|
| ноябрь |
24 | Составление фигур из нескольких частей | Цель: Формировать умение собирать геометрические фигуры из нескольких частей. Задачи:
|
|
| ноябрь |
25 | Сравнение предметов, длина предмета. | Цель: Совершенствовать умение сравнивать предметы друг с другом. Задачи:
|
|
| ноябрь |
26 | Весёлые старты | Цель: Закрепить пройденный материал. Задачи:
|
|
| ноябрь |
27 | Угол и сторона фигуры. | Цель: Познакомить с понятиями «Угол», «Сторона» геометрической фигуры. Задачи:
|
|
| декабрь |
28 | Линия. Виды линий. | Цель: Познакомить с прямой и волнистой линией. Задачи:
|
|
| декабрь |
29 | Состав числа 5 | Цель: Познакомить с составом числа 5. Задачи:
|
|
| декабрь |
30 | Линейка. Измерение длины | Цель: Познакомить с линейкой. Задачи:
|
|
| декабрь |
31 | Решение арифметических задач и примеров | Цель: Совершенствовать умение решать арифметические задачи и примеры в пределах 5. Задачи:
|
|
| декабрь |
32 | Закрепление пройденного материала | Цель: Закрепить полученные знания Задачи: Закрепить умения:
|
|
| декабрь |
33 | Состав числа 6. | Цель: Познакомить с составом числа 6. Задачи:
|
|
| январь |
34 | Точка, Луч. Линии. | Цель: Задачи:
|
|
| январь |
35 | Соседи числа. | Цель: познакомить с понятием «Соседи числа». Задачи:
|
|
| январь |
36 | Состав числа 7 | Цель: Познакомить с составом числа 7. Задачи:
|
|
| январь |
37 | Состав чисел 2 - 7 | Цель: закрепить состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7. Задачи:
|
|
| январь |
38 | Вчера, сегодня, завтра | Цель: Познакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра. Задачи:
|
|
| январь |
39 | Арифметические задачи | Цель: Формировать умение самостоятельно составлять задачу по заданному примеру. Задачи:
|
|
| январь |
40 | Квест «В стране математике» | Цель: Закрепить знания. Задачи: Закрепить:
|
|
| |
41 | Состав числа 8 | Цель: Познакомить с составом числа 8. Задачи:
|
|
| февраль |
42 | Деление фигур на равные и неравные части | Цель: Формировать умение делить фигуры на неравные части, составлять фигуры из нескольких частей. Задачи:
|
|
| февраль |
43 | Состав числа. Соседи числа. | Цель: закрепить состав чисел 2 – 8. Задачи:
|
|
| февраль |
44 | Решение примеров. | Цель: Совершенствовать умение решать примеры. Задачи:
|
|
| февраль |
45 | Сравнение предметов, геометрических фигур | Цель: Закрепить умение сравнивать группы предметов. Задачи:
|
|
| февраль |
46 | Состав числа 9 | Цель: Познакомить с составом числа 10. Задачи:
|
|
| февраль |
47 | Состав чисел от 2 до 9 | Цель: Закрепить знания Задачи:
|
|
| февраль |
48 | Ориентировка на листе бумаги | Цель: Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Задачи:
|
|
| февраль |
49 | Итоговый тест | Цель: Закрепить полученные знания. Задачи: Закрепить:
|
|
| февраль |
50 | Логические задачки | Цель: Формировать умение решать задачи на логику (с подвохом). Задачи:
|
|
| март |
51 | Состав числа. Соседи числа. | Цель: Закрепить пройденный материал Задачи:
|
|
| март |
52 | Длина, ширина, высота предмета | Цель: закрепить умение измерять длину предмета. Задачи:
|
|
| март |
53 | Преобразование геометрических фигур | Цель: Закрепить знание геометрических фигур. Задачи:
|
|
| март |
54 | Ориентировка во времени и на листе бумаги | Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, во времени. Задачи:
|
|
| март |
55 | Состав числа. Цифры. | Цель: Закрепить состав чисел от 2 до 10. Задачи:
|
|
| март |
56 | Год, месяц, неделя | Цель: Формировать понятия: год, месяц, неделя. Задачи:
|
|
| март |
57 | Итоговый тест | Цель: закрепить пройденный материал. Задачи:
|
|
| март |
58 - 60 | Закрепление пройденного материала. Итоговое тестирование | Цель: Закрепить полученные знания. Задачи:
|
|
| апрель |
2.2. Условия реализации программы.
Календарный учебный график
Группа | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Сроки контрольных процедур |
старшая | 12.09.2022 | 27.04.2023 | 30 | Апрель 2023 |
Научно-технические средства:
- образовательная программа «Бюро детских дел»;
- учебно-методические пособия (комплект рабочих тетрадей) – для формирования практической части (Шаг к ступеньке «Готовимся к школе» в двух частях, «Задачки в клеточках», «Занимательная математика», «Занимательная геометрия», «Упражнения и тесты в клеточках», «Количество и счет», «Графические диктанты»; Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников»).
Материально-техническое обеспечение:
- строительный набор (кирпичики);
- кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др.;
- кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Занимательные кубики»;
- игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»;
- рамки-вкладыши Монтессори;
- наборы дидактический, арифметический;
- арифметическое домино;
- коллекция шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);
- мозаика детская;
- коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.);
- набор карточек с цифрами от 0 до 20;
- счетная и ученическая линейка, демонстрационный материал по каждой теме программы;
- счетные палочки;
- набор планов по ориентации в группе;
- наборы игрушек;
- наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур;
- магнитная доска с набором цифр; пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели»;
- логические блоки Дьенеша;
- цветные счетные палочки Кюизенера;
- пособие «Домик».
Техническое оснащение занятий:
- Магнитная доска.
- Числовая ось. Разрезные цифры, картинки с предметами.
- Наборное полотно.
- Плакаты с цифрами, геометрическими фигурами.
- Наглядный материал: игрушки, объемные геометрические фигуры, бросовый материал.
- Картинки последовательности действий.
- Раздаточный материал: геометрические фигуры, цифры, полоски различных размеров и длин.
- Дидактические игры.
- Тетради, карандаши, линейки.
- Карточки с индивидуальными заданиями.
- Музыкальная аппаратура для проведения физминуток.
- Презентации и видеоролики для проведения итоговых тестов и занятий.
2.3. Формы аттестации
1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аудиозапись, видеозапись, журнал посещаемости, методическая разработка, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья.
2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: Аналитический материал по итогам диагностики, аналитическая справка, итоговая работа, открытое занятие, отчет итоговый.
2.4. Оценочные материалы
Задание № 1 «Угадай, сколько пуговиц в другой руке»
Цель: Выявление знаний состава числа из двух меньших чисел.
Материал:
- демонстрационный: 10 предметов небольшого размера (фасолины), фишки – награда;
- раздаточный: карточки с цифрами от 0 до 9 и 10.
Инструкция к проведению.
Воспитатель прячет в двух руках 10 предметов. Предлагает детям угадать, как спрятаны предметы (сколько в какой руке), взяв для этого две карточки с цифрами. Детям, выбравшим числа, которые могут составить число 10, даются фишки – награда. Кто-то из детей, угадавших сочетание фишек, получает возможность предложить число, в которое будут играть дальше. Игра повторяется 5 раз.
Оценка.
Показатель – уровень развития представлений о составе чисел от 2-х до 10-ти из 2-х меньших.
Высокий уровень – дети, набравшие 5 фишек.
Средний уровень – дети, набравшие 3-4 фишки.
Низкий уровень – дети, набравшие 1-2 фишки.
Задание № 2
Цель. Выявление уровня развития представлений детей о закономерностях образования чисел числового ряда.
Материал:
- демонстрационный: бубен, флажок, фишки для поощрения детей, правильно выполнивших задание;
- раздаточный: карточки с цифрами до десяти.
Инструкция к проведению.
Детям, правильно выполнившим следующие задания, даются фишки.
Поднять карточку с цифрой, соответствующей восьми ударам воспитателя в бубен.
Поднять карточку с цифрой, соответствующей семи взмахам воспитателя флажком.
Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один больше, чем количество пальцев на одной руке.
Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один меньше, чем количество на обеих руках.
Задумать число, меньшее семи, но больше четырех, поднять карточку с цифрой.
Задумать два числа, больше чем пять, поднять карточки.
Поднять карточки с цифрами для чисел на один больше и меньше шести.
Угадать, сколько сейчас лет мальчику, если год назад ему было девять. (назови число на ухо воспитателю.)
Угадать, сколько лет сестре, если она на год младше семилетнего брата. Карточку с цифрой показать только воспитателю.
Угадать, какое было задумано число, если после того, как к нему прибавили один, стало десять.
Оценка.
Показатель – уровень развития представлений о закономерностях образования чисел в числовом ряду.
Высокий уровень – дети, набравшие 9-10 фишек.
Средний уровень – дети, набравшие 5-8 фишек.
Низкий уровень – дети, набравшие меньше 5 фишек.
Задание № 3 «Придумай и реши задачу»
Цель: Выявление умений составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Материал «Математический набор».
Инструкция к проведению.
Воспитатель предлагает детям придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания каждому из детей предоставляется возможность рассказать свою задачу и объяснить, как он ее решил. Фиксируется 1) правильная формулировка задачи: наличие условий, вопроса, 2) правильная «запись» условия и решения задачи.
Оценка.
Показатель - умение придумывать и решать задачи на сложение и вычитание.
Высокий уровень – дети самостоятельно и правильно придумывают задачи, формулируют условия, правильно «записывают» условие и решение в цифровом варианте, могут объяснить, как решалась задача (от… отняли (прибавили)…)
Средний уровень – дети придумывают задачи, допускают ошибки (в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки), однако исправляют их после замечаний воспитателя: «Все ли ты сказал?», «У тебя в записи есть ошибка» и т.д.
Низкий уровень – дети придумывают задачи, в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки. Не могут исправить ошибки после указания на них.
Задание № 4
Цель. Выявление умений ориентироваться в пространстве с помощью плана.
Материал: готовый графический план групповой комнаты.
Инструкция к проведению. План располагается на столе в том помещении, которое на нем изображено.
- Перед действием каждого ребенка воспитатель поворачивает план на столе, а ребенок должен суметь правильно его сориентировать, соотнести с пространством комнаты.
- Воспитатель предлагает два типа задач:
- отгадать, где на плане нарисован какой-либо предмет данного помещения (например: кровать ребенка, стол);
- найти в комнате тот предмет, который воспитатель укажет на плане (обратная задача).
Детям говорится:
а) «Поверни план так, чтобы было удобнее сравнивать его с нашей комнатой».
б) «Покажи где на этом плане нарисована твоя кровать». А затем: «Найди в спальне ту кровать, которую я покажу на плане» (указывается изображение на плане кровати, расположенной в другой части комнаты). Если занятие проводится в группе, ребенку предлагается указать на плане любой из предметов, находящийся в группе, а затем – любой реальный предмет, указанный воспитателем на плане.
Оценка.
Показатель – умение ориентироваться с помощью плана.
Высокий уровень – дети выполняют все задания самостоятельно, безошибочно (четко ориентируют план, точно соотносят предметы в комнате с их изображениями на плане). Быстрота выполнения не учитывается.
Средний уровень – дети, в основном с помощью дополнительных объяснений взрослого, могут выполнить все задания. иногда они выполняют их не совсем точно (например, не очень четко ориентируют план, или указывают не тот предмет, который надо, а расположенный по соседству).
Низкий уровень – дети не узнают в изображении на плане отраженное на нем реальное помещение.
Задание № 5
Цель. Выявление знаний о днях недели, о месяцах, о временах года.
Материал: мяч.
Инструкция к проведению. Дети встают в круг.
1) Воспитатель предлагает детям назвать дни недели по порядку, передавая мяч по кругу (воспитатель передает мяч рядом стоящему ребенку говорит: «Понедельник», ребенок берет мяч, продолжает – вторник и передает мяч следующему и т.д.).
2) У воспитателя мяч, он бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч педагогу и отвечает. Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой день недели следует после понедельника? Назови выходные дни? Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой. Какое сейчас время года? Какое время года наступит после зимы? (весны, лета, осени). Как называется первый месяц весны? (осени, зимы, лета) и т.д.
Оценка.
Показатель – количество правильных ответов.
Высокий уровень – дети легко ориентируются во времени, дают правильные ответы на все вопросы.
Средний уровень – дети отвечают не на все вопросы, допускают ошибки в ответах, на указание ошибки воспитателем, сами исправляют их.
Низкий уровень – дети не отвечают ни на один вопрос.
Задание № 6
Цель. Выявление знаний о геометрических фигурах.
Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).
Оценка.
Показатель – уровень знаний о геометрических фигурах.
Высокий уровень – дети имеют четкие представления о геометрических фигурах, делают обобщение.
Средний уровень – дети имеют представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делают обобщение.
Низкий уровень – дети путаются в назывании геометрических фигур, не могут обобщить.
2.5.Методические материалы.
Методическое обеспечение программы
Успешная реализация программы зависит от наглядного, демонстрационного, раздаточного материала, использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.
технологии: - Личностно – ориентирован-ные техноло-гии. - Технология развивающего обучения. - Игровая технология. | Различные виды деятельности: познавательная; коммуникативная; продуктивная; трудовая; двигательная. | Методы: - Словесный; - наглядный; - игровой. | Приемы: - рассказ; - беседа; - описание; - указание и объяснение; - вопросы детям; - ответы детей, образец; -показ реальных предметов, картин; -действия с числовыми карточками, цифрами; - модели и схемы; - дидактические игры и упражнения; - логические задачи; - игры-эксперименты; - развивающие и подвижные игры и др. |
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Учебные тетради являются дополнительным пособием к программе математического развития. Учебно-методический комплект ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.
Демонстрационный и раздаточный материал.
Дидактический материал:
1. Геометрические фигуры и тела.
2. Наборы разрезных картинок.
3. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
4. Полоски, ленты разной длины и ширины.
5. Цифры от 1 до 10.
6. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка др.
7. Магнитная доска, мольберт.
8. Чудесный мешочек.
9. Блоки Дьенеша.
10. Палочки Кюизенера.
11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
12. Геометрическая мозаика.
13. Счётные палочки.
14. Счётный материал.
15. Предметные картинки.
16. Знаки – символы.
17. Игры на составление плоскостных изображений предметов.
18. Обучающие настольно-печатные игры по математике.
19. Геометрические мозаики и головоломки.
20. Занимательные книги по математике. Кроссворды и ребусы
21. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
22. Простой карандаш; набор цветных карандашей.
23. Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
24. Счетный материал, счетные палочки.
25. Набор цифр.
26. Головоломки: «Кубик-рубик», « Лабиринт», «Сложи узор», « Кубики для всех».
Формы и методы реализации программы:
- деятельностный метод;
- исследовательский метод;
- игровые упражнения;
- дидактические игры;
- создание и решение проблемных ситуаций;
- самопроверка.
2.6.Взаимодействие с семьями воспитанников.
Формы контроля
По Программе предусмотрено открытое занятие для родителей. В зависимости от санитарно – эпидемиологической обстановки может быть заменено развлечением для детей «Вселенная математики».
2.7. Список литературы
- Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
- Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990
- Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение,1982.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1987.
- Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.
- Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
- Шевелев К. В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет. -М.:2009
- http://игрыдлядетей24.рф/matematicheskie-igry13.Математическиеигры
- http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские дидактические игры для расширения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи: "Загадочный шар", "Бюро находок", "Веселый поваренок"
Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи помогут педагогам активизировать и расширить словарный запас детей с общим недоразвитием речи. Игра ...
Справочное бюро для родителей «Что делать, если ребенок плохо ест»
Одна из форм информационно-аналитической работы с родителями - " Почтовый ящик" , Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями, предложениями, обращаться с в...
"Бюро добрых услуг" Сценарий праздника к 8 Марта для старших дошкольников
Приятно доставить удовольствие родным и любимым маме и бабушке, а тем более в праздничный день. Для этого открываем в детском саду Бюро добрых услуг....
Творческая игра "Сызранское бюро путешествий и экскурсий" (подготовительная группа)
Одной из современных задач воспитания ребенка является развитие потребностей в высоких культурных и духовных ценностей, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, своей малой Родины. Базовым ...
КОНСПЕКТ НОД "Детское справочное бюро"
Конспект НОД в форме викторины по сказкам...
Проект "Детское конструкторское бюро "Самоделкин"" (Видео проекта представлено во вкладке видео)
Проект "Детское конструкторское бюро "Самоделкин"" для детей подготовительной группы...