Творческая игра "Сызранское бюро путешествий и экскурсий" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Забелина Ольга Андреевна

Одной из современных задач воспитания ребенка является развитие потребностей в высоких культурных и духовных ценностей, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, своей малой Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине, к своему городу следует считать накопление социального опыта жизни в своем  городе, усвоение  принятых в нем  норм поведения, взаимоотношений. Конечно, любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине-месту, где человек родился, вырос, провел свои самые счастливые минуты жизни. Чувство  Родины начинается с отношения к своим самым близким людям. Ребенок должен понимать, что каждый человек - часть своего народа, что у каждого человека есть своя Родина, близкие и дорогие ему места, где он родился и вырос. Я предлагаю творческую игру "Сызранское бюро путешествий и экскурсий", в ходе которой дети активно путешествуют по  родному городу, выступая в роли "гидов" и "экскурсантов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syzranskoe_byuro_puteshestviy_i_ekskursiy.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №30 г. Сызрани  структурное подразделение,

 реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования,

 - «Детский сад»,расположенное   по  адресу: 446026,  Самарская область,

 г. Сызрань, ул. Октябрьская, д.21 

Конспект творческой игры

  «Сызранское  бюро путешествий и экскурсий»

в подготовительной группе компенсирующей направленности  

для детей с тяжелыми нарушениями речи. Воспитатель Забелина О.А.

                                                                                   

Образовательные области

Задачи

Социализация

- закреплять знания детей о городе Сызрани, его достопримечательностях;

 - воспитывать любовь к своей малой Родине, бережное отношение к  ее наследию;

- вызвать чувство восхищения, гордости  своим городом;

 - развивать интерес к игре, стремление играть со взрослыми и сверстниками, выполняя действия  в соответствии с взятой на себя ролью;

-поощрять самостоятельность детей, умение договариваться о последовательности совместных действий.

Познание

- расширять знания детей о профессии работников экскурсионного бюро ( гид, менеджер, директор);

- упражнять детей  в умении ориентироваться на ограниченной  плоскости ( карта города) с помощью знаков и символов.

Коммуникация

- развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения;

 - упражнять в умении выражать свои мысли  понятно для окружающих, используя в речи простые и развернутые фразы;

- активизировать словарь детей словами: достопримечательность, Дворец творчества, Выставочный зал, Краеведческий музей, Кремль, мемориал, вечный огонь, экскурсионное бюро, гордый, героический, маленькая Родина, выставка, коллаж;

-  упражнять детей в подборе определений, характеризующих родной город, составлении предложений.

Чтение художественной литературы

- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений,  в драматизациях (умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературного текста);

- пополнить знания детей пословицами, поговорками о родном городе, Родине.

Художественное творчество

- формировать умение  эстетически оценивать архитектурные строения, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.

Содержание  предварительной  работы с детьми:

1. Рассказ об истории родного города.

2. Беседа на тему: «Мой родной город».

3. Знакомства с достопримечательностями города по фотографиям.

4. Чтение и заучивание стихотворений, пословиц о родном городе, о Родине.

5. Знакомство с картой Родины и родного города: Сызрань.

6. Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов.

7. Составление творческих рассказов на тему: «Мой город», «Моя улица».

8. Выполнение творческой работы совместно с родителями: «Моя маленькая Родина – моя семья».

9. Рисование самостоятельное и совместное: «Мой город», «Моя семья».

10.  Конструирование   на тему  «Мой город».

Содержание работы с родителями:

1.Размещение информационного материала в родительском уголке: «Достопримечательности города Сызрани», «Мой город - Сызрань», «Старая Сызрань».

2. Домашнее  изготовление поделок: «Мой город»; рисунки: «Моя Сызрань».

3. Экскурсии родителей  с детьми по выбранным достопримечательностям города.

4. Составление  дома рассказов: «Мой город», «Моя семья».

Материал: карта Сызрани, атлас России, фото старого города и достопримечательностей Сызрани,  плакаты  Бюро путешествий и экскурсий г.Сызрани,  детские рисунки и поделки  «Мой родной город», фотографии  различных архитектурных построек.

Ход  игры:

Дети заходят в группу.

 Воспитатель: «Гости к нам пришли сегодня. К ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь, подружитесь»  Все дети здороваются: «Здравствуйте»!

Стихотворение   Доброе утро!

Улыбнитесь скорее

И сегодня весь день-

Будет веселее.

Мы погладим лобик,

Носик и щечки,

Будем мы красивыми

Как в саду цветочки

Разотрем ладошки

Сильнее, сильнее

А теперь похлопаем

Смелее, смелее

Ушки мы теперь натрем

И здоровье сбережем

Улыбнемся снова.

Будьте все здоровы!  (О.Арсеневская)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Бюро экскурсий и путешествий». Кто хочет быть гидом, проходите на свои рабочие места. Остальные могут поиграть.

Дети проходят в игровой уголок. Начинают играть и обращают внимание на карту, висевшую рядом. Рассматривают её вместе с воспитателем.

Примерный вариант  рассуждения:

 - Это же карта нашего города.  Вот наш детский сад «Волжаночка». Мы же волжане, живем на Волге.

- Смотрите, здесь несколько красивых флажков. Что они обозначают?

 - Для этого нужно прочитать все обозначенные названия ( ж/д вокзал Сызрань-1,   Дворец творчества, Выставочный зал, Краеведческий музей, Спасская башня, Кремль, Театр).

-  Так это же достопримечательности нашего города.

- А что это слово обозначает?

- Это все, что достойно внимания: красивые, памятные места- все то, что мы сейчас назвали.

-  Да, очень интересно. В некоторых местах я бывал(а),  но не во всех. А очень хочется.

Воспитатель:  Я предлагаю отправиться в экскурсионное бюро - там все нам покажут и обо всем расскажут, а потом мы решим куда сходить, что посмотреть.

Дети поправляют свою одежду, прическу и выходят со словами и движениями:

На экскурсию идем мы (маршируют)

Город посмотреть хотим  (повороты головы)

Вдоль по улицам пройдем  (руки в стороны)

Красоту мы разглядим   (руки поднимают и опускают)

Автобус, машины, такси, трамвай  (маршируют)

О них ты на улице не забывай.

Чтобы не было аварий в пути -

Автобус сзади обходи.

Приходят в экскурсионное бюро, здороваются. Их встречают  менеджер (воспитатель) и директор (учитель-логопед). Представляются, знакомят с сотрудниками бюро (дети-гиды). Ребята  объясняют причину визита (хотят посмотреть достопримечательности города  для дальнейшей поездки на экскурсию  по выбранному  объекту).

Директор: Мы с удовольствием вам поможем, но сначала вы должны выполнить несколько заданий.

1.  Перед вами лабиринт. Если вы правильно соберете слово от слога «ПО»,  узнаете, куда будет ваша экскурсия организована. Дети читают: «По городу  Сызрань».

Менеджер: Второе задание - Нужно дать определение нашему городу по первым буквам: «Какой он, наш город?»

Г -  гордый, героический.

О - отличный, отзывчивый, обворожительный.

Р -  родной, радостный, радушный, респектабельный.

О -  огромный, образцовый.

Д -  добрый, деловой, душевный, дружный.

 

Менеджер:  Молодцы, ребята!  А как называется наш город? (Сызрань).

 Как мы еще говорим иначе? (это наша маленькая Родина).  Маленькая Родина – это место, где человек родился, живет; это наша улица, наш дом, наш детский сад, наша семья, наши воспитатели и все сотрудники д/сада.

- А как называется наша большая Родина? (Россия)

Кто хочет рассказать стихотворение о Родине?

Ребёнок читает стихотворение:

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той,

Но мы везде на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.  (Е.  Аксельрод)

Дети показывают на карте-атласе Россию.

Менеджер: Какая она? (огромная, богатая, щедрая, гостеприимная, родная и т.д.)

 А кто ещё знает стихи о Родине?

Дети читают стихи Т.Боковой:

1.Родина – слово большое, большое

   Пусть не бывает на свете чудес

   Если сказать это слова с душою

   Глубже морей оно, выше небес.

2. В ней умещается ровно пол – шара

    Мама и папа, соседи, друзья

    Город родимый, родная квартира

    Бабушка, садик, котенок … и Я.

3. Зайчик солнечный в ладошке

     Куст сирени за окошком,

     И на щечке родинка – Это тоже Родина!

Далее директор приглашает гидов (экскурсоводов - детей) для того, чтобы они представили для показа иллюстрации достопримечательностей города и рассказали о них.

1-й гид (ребенок)  начинает рассказ о ж/д вокзале (показ иллюстрации): Сызрань – большой транспортный узел. На севере он связан с Ульяновском и Казанью, на юге – с Волгоградом, на востоке – с Самарой, а далее с Сибирью и Средней Азией; на западе – с Москвой. Здание вокзала – это первое, что видит человек,  впервые приехавший в город. Поэтому,  во всех городах здания вокзалов – одни из самых красивых,  их строят лучшие мастера - архитекторы.

           По рельсам, по рельсам

           Поезда бегут

           В города далекие

           Людей они везут.

Гид  спрашивает детей, есть ли у кого вопросы,  и отвечает на них

 (Например: Опаздывают ли поезда или следуют четко по расписанию?  Можно ли  заказать билет через интернет?)

Менеджер:  О Дворце творчества нам расскажет Карина.

2-й гид  рассказывает о Дворце творчества (показ изображения): Здесь можно познакомиться с различными студиями: «Музыкальной», «Танцевальной», «Спортивной», «Изо». Сюда приходят дети разного возраста, они выбирают себе определенное занятие по своим возможностям, интересам, таланту. Вы так же можете прийти, записаться и получать удовольствие. Здесь всегда рады новым друзьям! Приходите!

                       Рассказ гида сопровождается компьютерной презентацией.

Директор предлагает детям  немного  отдохнуть.

Упражнение «Люблю по городу гулять»:

Люблю по городу гулять (маршируют),

Люблю смотреть (поворот головы влево вправо),

Люблю считать (считают пальцы).

ФОК «Надежда» - это раз (загибают пальцы),

Краеведческий музей – это два,

Кремль – это три,

А четыре – я живу в квартире,

Пять – гуляю в парке я опять(ходьба),

Шесть – на Волгу я схожу

И на волны погляжу (загибают пальцы),

Семь - Выставочный зал,

Восемь – наш Театр, красив и огромен

И стоит на площади большой он,

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне,

Десять – есть Дворец Творчества у нас

Я там был, да и не раз!(Саша показывает свою работу)

Гид Карина   рассказывает о Выставочном зале  (показ изображения): Здесь вы можете познакомиться с работами местных художников, портретной живописью XIX века, а также русскими и зарубежными художниками, скульптурными работами. А каких Сызранских  художников вы можете назвать?

 (Виктор Тайдаков, Владимир Петряшин, семья художников Пушковых,    Александр Леднёв,  Мария Гаврилова, Александр Горячев, Виктор Волков  и др.)

Менеджер: продолжит рассказ о нашем городе следующий гид - Максим.

(Изображение краеведческого музея)

3-ий гид: - А что может храниться в Краеведческом музее? (Документы об истории города, фотографии о городе, его людях, выставки картин, восковых фигур, кукол и т.д.). А мы сегодня с вами побываем на выставке движущихся фигур. Вы внимательно смотрите, может быть  узнаете кого-то из героев? (Баба-Яга, Карлсон, Доктор Айболит и др.)

Рассказывает тот же гид-Максим. (Изображение Кремля)

3-ий гид:  Кремль – это визитная карточка нашего города. На башне установлены концертные колокола, которые звучат по праздникам на фестивалях колокольной и народной музыки.

           Ветер с Волги летит порывистый,

           Чутко слушает утро земля.

           И над берегом, над обрывистым

           Благородный профиль Кремля.               (Б.Сиротин)

3-ий гид: - Что же это за берег такой? (берег нашей великой и могучей реки).

- Как называется наша река? (Волга)

          На Волге живу,

          Не в столице,

          Но, право, гордиться могу,

          Что вот довелось поселиться

          На этом святом берегу!             (Б.Соколов)

Менеджер: А ещё, ребята, есть пословицы о нашей реке, кто знает? ( «Не видел Волги – полстраны не видел»;  «Без Волги и России не поймешь»;  «Волга – матушка – она работает без выходных: возит нас, кормит, поит, воспитывает, учит наслаждаться природой, чувствовать ее красоту»)

Менеджер: И,  конечно же, мы не можем пройти мимо памятника – сызранцам, павшим на полях сражения в годы великой отечественной  войны.  За что они сражались, вы узнаете,  прочитав предложение, в которое нужно вставить пропущенные гласные: ОНИ СР—Ж– Л – СЬ  З –   Р – Д – Н -- , З –  М – Р, З – П – Б -- Д -- !

Все народы помнят и чтят тех, кто погиб, защищая Родину! Об их силе, смелости и отваге народ сложил пословицы и поговорки.  Давайте вспомним:

«Кто смел, тот на коня сел».

«Смелость города берет».

«Родину – мать умей защищать».

«Волков бояться – в лес не ходить».

«От смелого смерть бежит – враг перед смелым дрожит».

«И один в поле воин – коль по-русски скроен».

Менеджер:  А что горит у памятника? (Вечный огонь).

Что он символизирует? (память, чувство гордости за людей, отдавших жизнь за Победу).

                               Куда б ни шел ты,

                                Ни ехал ты,

                                Но здесь – остановись.

                                Могиле этой дорогой,

                                Всем сердцем поклонись.             (М.В. Исаковский)

Рассказывает  4-ый гид Софья: Прежде, чем показать вам следующее изображение не менее важное в нашем городе, отгадайте загадку:

 - Что это за здание такое? Где можно увидеть представление любое - спектакли, танцы, смех, удовольствие для всех? (Театр). А что можно посмотреть в театре? (спектакли, сказки, пьесы)

Менеджер: Совершенно верно, это театр имени А.Н.Толстого – большое, величественное здание.    Вы любите ходить в театр?  А сами можете что – то показать? (да) Давайте на миг представим,  что мы оказались в зрительном зале нашего театра. Пожалуйста, проходите,  рассаживайтесь и пока артисты готовятся,  предлагаем вам выпить сок.

Стихотворение –  инсценировка   «Лиса и волк»:

Серый волк в глухом лесу встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

- Ничего идут дела – голова еще цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Что купил?

- Свининки.

- Сколько взяли?

- Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.

- Кто отгрыз?

- Собаки.

- Жив ли, милый куманек?

- Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?

- На базаре я была.

- Что ты там видала?

- Уточек считала.

- Сколько было?

- Семь с восьмой.

- Сколько стало?

- Ни одной.

- Где же эти утки?

- У меня в желудке.

Директор:

-Ребята, как вы знаете, у нашего любимого города юбилей – а в такие дни принято дарить подарки. Что мы можем подарить? – Частичку своей души. Здесь у нас есть силуэты зданий, деревья цветы. Мы вам предлагаем на большом листе бумаги создать коллективную композицию на тему «Город будущего». Итак, сейчас вы все архитекторы, фантазеры и художники.

(Дети под музыку «Крыша дома твоего»(Ю.Антонов) выполняют задание).

-Ну вот, ваш подарок городу готов, мы повесим его здесь, чтобы все могли видеть  Город будущего!  Спасибо вам,  ребята!

Менеджер: Ну вот,  вы познакомились с  достопримечательностями нашего города и можете выбрать для себя что-то понравившееся. Каждое имя имеет какое-то значение. Название нашего города тоже можно перевести. Одни ученые говорят, что «Сызрань – Яма», другие «Город от Бога - Солнца»; японцы переводят «Сызрань – утренний цветок», а китайцы «Подснежник».

А кто  хочет  рассказать стихотворение о нашем городе?

Здесь живут простое люди,

Здесь живут мои друзья

Есть на Волге город Сызрань

-Это Родина моя!

И куда бы ни уехал

Я домой всегда вернусь,

Милый сердцу город  Сызрань

Моя маленькая Русь!                             (И.Рябухин)

Менеджер: А в память о нашей  с вами встрече, мы вам дарим сердечки – Что на них написано? («С любовью к городу»)

А теперь давайте возвращаться в детский сад.

            На экскурсию ходили (шагают)

            Город посмотрели мы (руки в стороны)

            Обо всем вам рассказали  (поворот головы)

            В детский сад опять пришли (возвратились на ковер)

Директор: Наша игра закончена. В следующий раз наша экскурсия будет в выбранный вами объект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии подготовительной к школе группы. « Ранняя осень»

материал для закрепления знаний признаков осени, названия деревьев.Способствует развитию познавательного интереса...

Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в форме сюжетно-ролевой игры «Бюро путешествий предлагает…»

Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром по ФГОСв форме сюжетно-ролевой игры «Бюро путешествий предлагает…»в подготовительной группеЦель:Познакомить детей с историей  родного города.Познак...

Организация «Конструкторского бюро» в предметно - пространственной среде группы. Конструктивно - модельное творчество «Бинокль. Путешествие»

В статье рассмотрены основы организации «Конструкторского бюро» в предметно - пространственной среде группы....

Творческий проект «Новогоднее путешествие вокруг света» (подготовительная группа)

Для расширения представления детей подготовительной группы о разных странах, их месте расположения, особенностях, и о национальных традициях был разработан и внедрён проект «Новогоднее...

Сценарий праздник к дню 8 марта "Бюро добрых услуг" в подготовительной группе

Сценарий разработан для детей и педагогов подготовительной группыи . По данному сценарию бал проведён праздник, который прошёл очень замечательно....