Отчёт по самообразованию. Тема: «Система воспитательной работы в группах раннего и младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)
Выполнение новых требований к дошкольным образовательным организациям приводит к обновлению подходов к дошкольному образованию, смене тактик и стратегий в организации воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование "Система воспитательной работы в группах раннего и младшего возраста" | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию.
Тема: «Система воспитательной работы в группах раннего и младшего дошкольного возраста»
Воспитатель Гришук Л.Н.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский.
Цель работы:
-Совершенствование собственных методик системы воспитания;
-Создание условий для гармоничного и всестороннего развития детей в группе.
Задачи:
Изучить систему воспитательной работы: понятие, задачи, формы, методы;
Создать условия для гармоничного и всестороннего развития детей в группе.
Актуальность выбранной темы:
Актуальность темы обусловлена тем, что выполнение новых требований к дошкольным образовательным организациям приводит к обновлению подходов к дошкольному образованию, смене тактик и стратегий в организации воспитательной работы.
Система воспитания ребенка состоит из трёх структурных компонентов:
Первый компонент :
«Я познаю мир», включает содержательную сторону системы и состоит из разделов:
1.«Я и мое здоровье» - воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, обеспечение комфортного и благоприятного психологического климата.
2.«Я и мои ценности» - воспитание любви и уважения к семье, как основной ценности, усваиваемой ребёнком с первых лет жизни, имеющей непреходящее значение для человека в любом возрасте;
- приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); - приобщение его к общечеловеческим ценностям и включение в систему социальных отношений; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
3.«Я и моя Родина» - воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного народа, поселка, района, округа. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Первостепенное значение в формировании образа мира у ребёнка и осознании себя в этом мире приобретает идея малой Родины – организация жизнедеятельности детей в пространстве родной культуры в её региональном проявлении.
4.«Как прекрасен этот Мир!» - воспитание эстетически развитой личности, через развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности, к окружающему миру; расширение границ творческого восприятия мира.
Второй компонент :
«Играю, значит, живу интересно», составляет деятельностную основу системы и состоит из разделов:
1. «Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника». Игровая деятельность пронизывает все разделы системы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства. У каждого ребенка «…есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра!» (Макаренко А. С. Соч. том V)
2.«Проектная деятельность». Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
Третий компонент:
«Вместе весело шагать», составляет форму организации всего воспитательного процесса.
1. Формирование положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками.
2. Усвоение детьми правил, моделей сотрудничества.
3. Овладение умениями совместного речевого диалога, способности к согласованию, договоренности, для достижения общего результата.
Деятельность, самостоятельная активность ребёнка способствует познанию, обучению и воспитанию. Высшим проявлением детской деятельности является игра. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу воспитательной системы положены игры, которые должны быть увлекательными, яркими, осмысленными.
Игра – это где воспитание переходит в самовоспитание, и ребёнок ощущает себя полноценным субъектом деятельности, где строятся партнёрские отношения между взрослым и ребенком.
1. Игра должна содействовать сплочению детского коллектива.
2. Иметь познавательное значение.
3. Обеспечивать мыслительную активность участников игры
4. Создавать условия для детского творчества.
Исходя из вышесказанного, определяются основные принципы построения системы воспитательной работы :
1. Принцип научной обоснованности и практической применимости, предполагающие рациональный отбор содержания в соответствии с основными положениями возрастной психологии и дошкольной педагогики и применение в массовой практике дошкольного образования.
2.Принцип системности и целостности построения воспитательно -образовательного процесса, обеспечивающего единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, предполагающий взаимосвязь всех компонентов целостной системы.
4. Принцип гуманизации и индивидуализации воспитания и обучения, что означает принятие уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, его развитие в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
5. Принцип деятельностного подхода, который предусматривает развитие и воспитание ребенка в специфически детских видах деятельности (общение, предметная деятельность, игра) в зоне его ближайшего развития.
6. Комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса, который предусматривает распределение программного содержания с учетом времени года, сезонности, календарных праздников и построен на интеграции всех образовательных областей.
7. Принцип непрерывности процесса воспитания и образования – взаимосвязь дошкольной и начальной ступеней образования, обеспечивающая к концу дошкольного детства уровня развития каждого ребенка, позволяющего ему быть успешным в начальной школе.
Вывод: можно предположить, что такое содержание деятельности позволит воспитать успешного, счастливого, социально-адаптированного ребёнка с устойчивой мотивацией и сформированноё гражданской позицией
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов групп раннего и младшего дошкольного возраста по обмену педагогическим опытом на тему:
Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста....
«Использование песочницы как метода коррекции и развития в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
Для детей раннего (с 2 лет) и младшего дошкольного возраста используются занятия, имеющие определённые темы, содержащие подготовленный заранее материал. Тематический план этих занятий носит ориен...
Сборник театрализованных игр для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Важнейшей составной частью образовательного пространства детства является игра и игрушка. Уже в раннем возрасте детям нужно прививать навыки игры в театрализованной деятельности. Вовлекая ребенка в иг...
Презентация опыта работы «Игровая деятельность на группах раннего и младшего дошкольного возраста»
Отчет по теме самообразования " Игровая деятельность на группах раннего и младшего дошкольного возраста"...
Развивающий эффект классической музыки в работе с воспитанниками раннего и младшего дошкольного возраста.
Влияние классической музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление малыша, но и активизирует все виды восприятий – слуховое, зри...
Опыт работы на тему "Формирование элементарных математических представлений детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
материал для воспитателей...
Доклад на тему: "Развивающая предметно - пространственная среда в группах раннего и младшего дошкольного возраста"
Доклад на тему: "Развивающая предметно - пространственная среда в группах раннего и младшего дошкольного возраста"...