Консультация для педагогов" Мордовские народные танцы "
консультация
У народов финно-угорской группы Поволжья выделяется этнокультурный потенциал танцевального творчества мордвы-эрзи и мордвы-мокши, который имеет общую национальную основу. Хороводы-гадания, пляски-заклинания, игры, пантомима являются особым пластическим знаком в языческих обрядах, ритуалах и молениях, которые оформлялись тростниковой дудкой («нюди») и скрипкой («карьга»). Танцевальные движения – удары ногой и хлопки в ладоши несли в себе символическое значение – «оплодотворение земли».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 430.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ №18
Консультация для педагогов
" Мордовские народные танцы "
Подготовила:
муз.рук Тюшева Т. А.
У народов финно-угорской группы Поволжья выделяется этнокультурный потенциал танцевального творчества мордвы-эрзи и мордвы-мокши, который имеет общую национальную основу. Хороводы-гадания, пляски-заклинания, игры, пантомима являются особым пластическим знаком в языческих обрядах, ритуалах и молениях, которые оформлялись тростниковой дудкой («нюди») и скрипкой («карьга»). Танцевальные движения – удары ногой и хлопки в ладоши несли в себе символическое значение – «оплодотворение земли».
Ансамбль народного танца “Мордовочка”.
Руководитель – А.Г. Бурнаев
Этнические танцы мордвы связаны с брачными «плясками» журавлей. Образ утки, как священной птицы, присутствующий в орнаменте, вышивке отразился и в этнической хореографии. Медвежьи пляски в свадебном обряде у мордвы связаны с ряженьем, в них участвуют, как правило, женщины. Танцоры «медвежьих плясок», изображая лесного зверя, делают мелкую «топотню» – «переступание» ног на месте, поддерживают ритм неуклюжими, но выразительными движениями рук. Подражательная пластика танцоров выражается не только хлопками в ладоши, но даже тогда, когда они выполняют с наклоном корпуса и головы вперед своеобразное «лягание», «брыкание», «бодание», «виляние». Мордва водила хороводы по кругу уже в начале XII в. В пляске («кирькс кужонь киштема» (э.)) две девушки выходили в середину круга, складывали руки на груди, подбоченивались и топтались на одном месте, а потом менялись [1]. В это время бытовали пляски рядами («ряцок киштема» (м.)), где танцоры шли длинными шеренгами, взявшись за руки. У мордвы-мокши и мордвы-эрзи до сих пор бытуют два вида хороводов: 1) будничный – «пе», «куро (а)» (м., э.), (куринка) – шаговый; 2) праздничный – «оцю» (м.), «покш» (э.), «ульця» (м., э.) (большая улица) – плясовой. Мужчины в праздники устраивают соревнование в «срамных бесовских» плясках, становятся друг против друга, топают ногами и садятся вприсядку.
Эрзянский танец “Жених да невеста”.
Ансамбль народного танца «Мордовочка».
Руководитель – А.Г. Бурнаев
Танец мордвы напрямую связан с женским началом, с акцентировкой не мужской слабости, а женской силы. Эрзянский женский танец имеет специфические особенности: мелкую и достаточно однообразную технику ног, отсутствие некой вольности движений рук, свободы и простора пластики. Эрзянка в танце сдержанна, степенна, скромна и изящна. Танцующую мокшанку можно узнать по звону бубенчиков, колокольчиков,погремушек, «ее сначала услышишь, а потом увидишь» [2]. Руки в танце принимают статичное вертикальное или горизонтальное положение. Скромность девушки заключена не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, нет ни тени жеманства либо пустого кокетства, девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Юноша не ведет девушку в танце за руку, а, наоборот, сопровождает ее рядом: два гордых, достойных друг друга человека.
Мокшанский танец “Сузгарские кумовья”
Ансамбль народного танца «Мордовочка».
Руководитель – А. Г. Бурнаев
Характеристика танцевальной культуры мордовского народа взаимосвязана не только с этническим характером (упрямством, решительностью), но и темпераментом (молчаливостью, раздражительностью).
Дополнительные источники:
1. Бурнаев А. Г. Мордовский танец (история методика практика) : учеб. пособие / А. Г. Бурнаев. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – 232 с.
2. Бурнаев А. Г. Культурная модель мордовского танца / А. Г. Бурнаев. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 204 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/31/picture-64098-1419981632.jpg)
Направления работы по ознакомлению дошкольников с русским народным танцем.
Работа, проводимая с детьми в следующих направлениях, как убеждает нас опыт, помогает детям лучше понять характер русского народа, лучше уяснить типические черты образов, запечатленных в р...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/28/picture-190612-1398707736.jpg)
Проект "Воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине средствами русских народных танцев
В материале представлен проект по развитию патриотических чувств для детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-265708-1371155660.jpg)
«Обеспечение решения задач социально-личностного развития воспитанников средствами русского народного танца»
Методическая разработка взаимодействия педагога -хореографа и воспитателей подготовительной группы по реализации образовательных областей "Музыка", "Познание"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-408219-1392831099.jpg)
Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)
Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/05/picture-681693-1488700558.jpg)
Образовательный проект по народному танцу " Всё о русском народном танце"
Проект по хореографии разработан и проведён к международному дню танца -29 апреля. Цель проекта приобщение дошкольников к истокам русского танцевального искусства. Проект среднесрочный, тематический, ...
Проек"Приобщение детей к народным традициям через русские народные танцы"
.. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/11/picture-1542605-1731302850.jpg)
Консультация для педагогов "Представление о русском народном танце, как средстве патриотического развития детей".
Представление о русском народном танце, как средстве патриотического развития детей....