КОНСПЕКТ по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии» «Кислотность»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятием «кислотность»;
- научить измерять кислотность разных продуктов;
- познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты;
- закрепить знания детей об органах чувств;
- расширять кругозор детей;
- закреплять умение работать парами.
Развивающие:
- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;
- расширять словарный запас детей;
- развивать вкусовое восприятие;
- развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Словарная работа: яблоко, письмо
Предварительная работа: получение и прочтение письма-приглашения.
Методы и приемы:
- словесные: беседа
- практические: работа в цифровой лаборатории «Наураша», опыты.
Материал и оборудование: иллюстрации, ноутбук, интерактивная доска, лоток с набором для эксперимента «Кислотность», коробка «Посылка», диплом-карточка «Лаборатория Наураша» на каждого ребёнка, зубочистки или шпажки, тарелки с нарезанными яблоком, лимоном и апельсином, влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; апельсины, яблоки, лимоны в «Волшебном мешочке»; бутылка сладкой газированной воды, пищевая сода, тряпочка сухая протирать датчик кислотности.
Ход занятия ОД:
I. Организационный момент.
Накануне в группу приходит письмо-приглашение от исследователя Наураша с приглашением посетить его лабораторию 7 мая в среду.
В назначенный день дети приходят в Лабораторию. В лаборатории на столе лежит посылка.
Дети с воспитателем открывают её. В ней лежит письмо от Наураша и атрибуты к заданиям.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам прислал Наураша.
Достаёт письмо и читает.
Дорогие ребята!
Я рад приветствовать Вас в своей Лаборатории!
Но, прежде, чем приступить к исследованиям, вы должны выполнить несколько заданий.
Задание 1
Вы должны отгадать, что лежит в мешочке.
(Воспитатель достаёт из посылки красивый мешок, наполненный фруктами и читает ЗАГАДКИ:
1. Жёлтый, цитрусовый плод,
В странах солнечных растёт,
Но на вкус кислейший он,
А зовут его………(дети отгадывают)
Дети: ЛИМОН.
Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке ЛИМОН.
2. Само с кулачок,
Наливной бочок,
Потрогаешь – гладкое,
Откусишь – сладкое!
Дети: ЯБЛОКО.
Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке ЯБЛОКО.
3. Я оранжевый и круглый,
— Прямо с солнечного юга!
Можешь съесть меня, но только,
Раздели, сперва на дольки.
Сам на солнышко похож.
Как меня ты назовёшь?
Дети: АПЕЛЬСИН.
Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке АПЕЛЬСИН.
Воспитатель: Молодцы, первое задание мы выполнили.
Задание №2
Определите на вкус, какой фрукт самый кислый.
(Фрукты заранее разрезаны на тарелочки, на маленькие кусочки, дети берут по кусочку яблоко, лимон, апельсин и пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт самый кислый.)
(Самый кислый лимон)
Задание №3
Ответь на вопросы:
- Что такое ОРГАНЫ ЧУВСТВ?
(Органы, с помощью которых человек воспринимает или чувствует окружающий мир)
- Какие органы чувств вы знаете?
( Уши, глаза, нос, язык)
- Какой орган чувств отвечает за распознавание вкуса?
( Язык).
Воспитатель: Посмотрите, что прислал нам Наураша (достаёт картинку языка) показывает детям.
Загадка:
Всегда во рту, а не проглотишь.
Воспитатель: Что изображено на картинке? (Язык)
- Повернитесь друг к другу, и покажите свой язычок, рассмотрите внимательно…
Воспитатель - Что вы сможете рассказать про язык?
Дети: Язык расположен в ротовой полости. Язык это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различить вкус.
Вопрос: Какой вкус может различать язычок?
(Горький, кислый, сладкий и солёный, и ещё вкус испорченной пищи)
Рецепторы вкуса располагаются в разных местах на языке. Кончик языка – чувствует сладкое и солёное. Боковые стороны языка – чувствует кислое. Корень языка - чувствует горькое.
Воспитатель: При помощи языка пища передвигается в ротовой полости при пережёвывании. Язык является органом речи.
Воспитатель: Кто знает поговорки про язык?
1. - Язык не лопатка, знает, что горько, что сладко.
2. - Кто хорошо жуёт, тот долго живёт.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Мы сегодня в сад пойдем,
Фрукты разные найдем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем фрукты собирать.
Груши, яблоки и сливы,
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать,
Всех знакомых угощать.
Шагать на месте
Прыжки на месте
Хлопают в ладоши в правую и левую стороны
Поднимать по очереди то правую, то левую руку, как бы срывая плоды.
Протянуть руки вперед ладонями кверху.
3-я часть эксперимент
Воспитатель: А сейчас мы вместе с Наурашей будем измерять кислотность различных фруктов, газированной воды и воды обыкновенной. Для измерения кислотности существует ШКАЛА измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14.Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение.
Прежде чем приступить к эксперименту, выполним упражнение для глаз.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
1. АПЕЛЬСИНОВЫЙ СОК - налить апельсиновый сок в стакан с оранжевой наклейкой .
- Произвести измерением датчиком. (Вызывается один ребёнок)
ВЫВОД: Чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7.
Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму.
2. ЯБЛОЧНЫЙ СОК - Налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой.
- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)
Воспитатель: - Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота), если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.
3. ЛИМОННЫЙ СОК - Налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой.
- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)
Воспитатель: Дети, какой сок самый кислый, сок самый кислый, согласно проведённым измерениям? (Лимонный)
4. ЧИСТАЯ ВОДА - Налить воду в стакан с белой наклейкой.
- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок).
ВЫВОД: Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.
5. ГАЗИРОВКА - Налить газировку в стакан с коричневой наклейкой.
- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)
ВЫВОД: Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т.к. они содержат много кислоты.
6. ВОДА + СОДА - Налить воду в стакан с белой наклейкой.
- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)
- Добавить соду.
- Произвести повторное измерение.
ВЫВОД: при добавлении соды показатель воды стал выше 7, такая среда называется ЩЕЛОЧНОЙ. Минеральная вода Ессентуки, Боржоми, имеют щелочную среду, и полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
7. ЛИМОННЫЙ СОК + СОДА - Добавить в стаканчик с лимонной кислотой соду.
- Провести измерение. (Вызывается один ребёнок)
ВЫВОД: Показатель кислотности увеличился, значит, кислотность снизилась.
СВОЙСТВО СОДЫ: при добавлении её в любую жидкость кислотность жидкости снижается (т.е. увеличивается её показатель).
Рефлексия.
Воспитатель: - Дети, что нового вы узнали сегодня?
- Что вам понравилось?
ВЫВОД: аскорбиновая кислота полезна для нашего организма, но в умеренных количествах. Самое большое кол-во аскорбиновой кислоты в лимоне. Газировка вредна, т.к. содержит много кислоты, увеличивает кислотность в желудке, что приводит к дискомфорту, плохому самочувствию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_zan_naurasha.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83 комбинированного вида»
КОНСПЕКТ
по экспериментально-исследовательской деятельности с
использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии»
«Кислотность»
в подготовительной группе № 4
Автор-составитель:
Юнаева Татьяна Александровна,
воспитатель, в соответствии с занимаемой должностью
07.05.2024г.
Саранск, 2024 год
Цель: совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятием «кислотность»;
- научить измерять кислотность разных продуктов;
- познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты;
- закрепить знания детей об органах чувств;
- расширять кругозор детей;
- закреплять умение работать парами.
Развивающие:
- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;
- расширять словарный запас детей;
- развивать вкусовое восприятие;
- развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Словарная работа: яблоко, письмо
Предварительная работа: получение и прочтение письма-приглашения.
Методы и приемы:
- словесные: беседа
- практические: работа в цифровой лаборатории «Наураша», опыты.
Материал и оборудование: иллюстрации, ноутбук, интерактивная доска, лоток с набором для эксперимента «Кислотность», коробка «Посылка», диплом-карточка «Лаборатория Наураша» на каждого ребёнка, зубочистки или шпажки, тарелки с нарезанными яблоком, лимоном и апельсином, влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; апельсины, яблоки, лимоны в «Волшебном мешочке»; бутылка сладкой газированной воды, пищевая сода, тряпочка сухая протирать датчик кислотности.
Ход занятия ОД:
I. Организационный момент.
Накануне в группу приходит письмо-приглашение от исследователя Наураша с приглашением посетить его лабораторию 7 мая в среду.
В назначенный день дети приходят в Лабораторию. В лаборатории на столе лежит посылка.
Дети с воспитателем открывают её. В ней лежит письмо от Наураша и атрибуты к заданиям.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам прислал Наураша.
Достаёт письмо и читает.
Дорогие ребята!
Я рад приветствовать Вас в своей Лаборатории!
Но, прежде, чем приступить к исследованиям, вы должны выполнить несколько заданий.
Задание 1
Вы должны отгадать, что лежит в мешочке.
(Воспитатель достаёт из посылки красивый мешок, наполненный фруктами и читает ЗАГАДКИ:
1. Жёлтый, цитрусовый плод,
В странах солнечных растёт,
Но на вкус кислейший он,
А зовут его………(дети отгадывают)
Дети: ЛИМОН.
Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке ЛИМОН.
2. Само с кулачок,
Наливной бочок,
Потрогаешь – гладкое,
Откусишь – сладкое!
Дети: ЯБЛОКО.
Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке ЯБЛОКО.
3. Я оранжевый и круглый,
— Прямо с солнечного юга!
Можешь съесть меня, но только,
Раздели, сперва на дольки.
Сам на солнышко похож.
Как меня ты назовёшь?
Дети: АПЕЛЬСИН.
Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке АПЕЛЬСИН.
Воспитатель: Молодцы, первое задание мы выполнили.
Задание №2
Определите на вкус, какой фрукт самый кислый.
(Фрукты заранее разрезаны на тарелочки, на маленькие кусочки, дети берут по кусочку яблоко, лимон, апельсин и пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт самый кислый.)
(Самый кислый лимон)
Задание №3
Ответь на вопросы:
- Что такое ОРГАНЫ ЧУВСТВ?
(Органы, с помощью которых человек воспринимает или чувствует окружающий мир)
- Какие органы чувств вы знаете?
( Уши, глаза, нос, язык)
- Какой орган чувств отвечает за распознавание вкуса?
( Язык).
Воспитатель: Посмотрите, что прислал нам Наураша (достаёт картинку языка) показывает детям.
Загадка:
Всегда во рту, а не проглотишь.
Воспитатель: Что изображено на картинке? (Язык)
- Повернитесь друг к другу, и покажите свой язычок, рассмотрите внимательно…
Воспитатель - Что вы сможете рассказать про язык?
Дети: Язык расположен в ротовой полости. Язык это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различить вкус.
Вопрос: Какой вкус может различать язычок?
(Горький, кислый, сладкий и солёный, и ещё вкус испорченной пищи)
Рецепторы вкуса располагаются в разных местах на языке. Кончик языка – чувствует сладкое и солёное. Боковые стороны языка – чувствует кислое. Корень языка - чувствует горькое.
Воспитатель: При помощи языка пища передвигается в ротовой полости при пережёвывании. Язык является органом речи.
Воспитатель: Кто знает поговорки про язык?
1. - Язык не лопатка, знает, что горько, что сладко.
2. - Кто хорошо жуёт, тот долго живёт.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Мы сегодня в сад пойдем,
Фрукты разные найдем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем фрукты собирать.
Груши, яблоки и сливы,
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать,
Всех знакомых угощать.
Шагать на месте
Прыжки на месте
Хлопают в ладоши в правую и левую стороны
Поднимать по очереди то правую, то левую руку, как бы срывая плоды.
Протянуть руки вперед ладонями кверху.
3-я часть эксперимент
Воспитатель: А сейчас мы вместе с Наурашей будем измерять кислотность различных фруктов, газированной воды и воды обыкновенной. Для измерения кислотности существует ШКАЛА измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14.Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение.
Прежде чем приступить к эксперименту, выполним упражнение для глаз.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
1. АПЕЛЬСИНОВЫЙ СОК - налить апельсиновый сок в стакан с оранжевой наклейкой .
- Произвести измерением датчиком. (Вызывается один ребёнок)
ВЫВОД: Чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7.
Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму.
2. ЯБЛОЧНЫЙ СОК - Налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой.
- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)
Воспитатель: - Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота), если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.
3. ЛИМОННЫЙ СОК - Налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой.
- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)
Воспитатель: Дети, какой сок самый кислый, сок самый кислый, согласно проведённым измерениям? (Лимонный)
4. ЧИСТАЯ ВОДА - Налить воду в стакан с белой наклейкой.
- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок).
ВЫВОД: Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.
5. ГАЗИРОВКА - Налить газировку в стакан с коричневой наклейкой.
- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)
ВЫВОД: Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т.к. они содержат много кислоты.
6. ВОДА + СОДА - Налить воду в стакан с белой наклейкой.
- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)
- Добавить соду.
- Произвести повторное измерение.
ВЫВОД: при добавлении соды показатель воды стал выше 7, такая среда называется ЩЕЛОЧНОЙ. Минеральная вода Ессентуки, Боржоми, имеют щелочную среду, и полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
7. ЛИМОННЫЙ СОК + СОДА - Добавить в стаканчик с лимонной кислотой соду.
- Провести измерение. (Вызывается один ребёнок)
ВЫВОД: Показатель кислотности увеличился, значит, кислотность снизилась.
СВОЙСТВО СОДЫ: при добавлении её в любую жидкость кислотность жидкости снижается (т.е. увеличивается её показатель).
Рефлексия.
Воспитатель: - Дети, что нового вы узнали сегодня?
- Что вам понравилось?
ВЫВОД: аскорбиновая кислота полезна для нашего организма, но в умеренных количествах. Самое большое кол-во аскорбиновой кислоты в лимоне. Газировка вредна, т.к. содержит много кислоты, увеличивает кислотность в желудке, что приводит к дискомфорту, плохому самочувствию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»: «Электричество».
laquo;Наураша в стране Наурандии»: «Электричество».- обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту; - познакомить с понятиями «электричество&ra...
Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии»
Конспект занятия по экспериментированию. Измерение темпиратуры. эксперименты с водой....
Конспект образовательной деятельности по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия» в подготовительной группе «Васильки» (7 год жизни)
ООД: Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментированиеТема: «Температура»Вид деятельности: познавательно-исследовательскаяИнтеграция образовательных областей: «Речев...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии": "Кислотность"
Каждого из нас не раз ставили в тупик непростые детские вопросы, а также возникали мысли, как правильно на них ответить, чтобы это было увлекательно, познавательно, грамотно с научной точки зрения. &l...