Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии": "Кислотность"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Каждого из нас не раз ставили в тупик непростые детские вопросы, а также возникали мысли, как правильно на них ответить, чтобы это было увлекательно, познавательно, грамотно с научной точки зрения. «Наураша в стране Наурандии» — это игровой мультимедийный продукт для дошкольников, с использованием датчиков в качестве контроллеров. В игровой форме вместе с главным героем дети учатся понимать природу света и звука, измерять температуру, знакомятся с чудесами магнитного поля, меряются силой, заглядывают в загадочный мир кислотности, узнают о пульсе. Мальчик Наураша — маленький гений, исследователь, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kislotnost.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
по экспериментально-исследовательской деятельности
с использованием модульной цифровой лаборатории
«Наураша в стране Наурандии»: «Кислотность»
Цель:
Совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований
Задачи:
- - Закрепить знания детей об органах чувств;
- - Дать детям представление о кислотности;
- - Расширять кругозор детей; формировать целостное представление об окружающем мире
- развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности; умение делать выводы на основе исследований.
- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия
- расширять словарный запас детей.
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
- Закреплять умение работать парами.
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы на некоторое время станем учёными-исследователями. А наша группа превратится в маленькую лабораторию. Давайте вспомним, что такое лаборатория? - А кто скажет, как надо себя вести в лаборатории? (Ответы детей). Я буду научным руководителем группы. А вы моими помощниками. И конечно, во всём нам сегодня будет помогать наш друг Наураша. Чтобы попасть в лабораторию, мы с вами должны сказать волшебные слова:
Раз, два, три – повернись,
В лабораторию Наураши перенесись.
Вот мы с вами оказались в научной лаборатории.
Познавательная часть
Прежде, чем мы приступим к исследованиям, мы должны выполнить задания, которые приготовил для нас Наураша.
Итак, первое задание: вы должны отгадать, что лежит в мешочке.
Достаю из посылки мешочек, наполненный фруктами, читаю загадки:
1.Фрукт на свете всем известный,
Хоть он кислый, но полезный,
Ты его нарежь – и в чай,
Как зовется? Отвечай? (Дети отгадывают загадки, воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке лимон).
2.Само с кулачок,
Наливной бочок,
Потрогаешь – гладкое,
Откусишь – сладкое! (Дети отгадывают загадки, воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке яблоко).
3.Я оранжевый и круглый,
Прямо с солнечного юга!
Можешь съесть меня, но только,
Раздели сперва на дольки.
Сам на солнце я похож.
Как меня ты назовешь? (Дети отгадывают загадки, воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке апельсин).
Молодцы, первое задание мы выполнили, правильно на ощупь нашли загаданные фрукты.
Задание № 2: Надо ответить на вопросы, которые приготовил для вас Наураша.
- Что такое органы чувств? (Органы, с помощью которых человек воспринимает или чувствует окружающий мир).
- Какие органы чувств вы знаете? (ответы детей). (Уши-слух, глаз-зрение, нос-обоняние, кожа-ощущение температуры, язык-вкус).
-Дарина, прочитай нам стихотворение про органы чувств, которое ты знаешь.
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать.
И не к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
- Посмотрите, что прислал нам Наураша (достаю картинку языка и показываю детям).
-Что изображено на картинке? (Язык)
- Повернитесь друг к другу, и покажите свой язычок, рассмотрите внимательно…
- Что вы сможете рассказать про язык? А давайте я вам расскажу.
- Язык расположен в ротовой полости. Язык это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различить вкус.
- Какой вкус может различать язычок? (ответы детей)
(Горький, кислый, сладкий и солёный, и ещё вкус испорченной пищи).
-Рецепторы вкуса располагаются в разных местах на языке:
Кончик языка – чувствует сладкое и солёное, боковые стороны языка – чувствуют кислое, корень языка - чувствует горькое.
-При помощи языка пища передвигается в ротовой полости при пережёвывании. Также язык является органом речи.
Воспитатель: Кто знает поговорки про язык?
Дети:
1. Язык не лопатка, знает, что горько, что сладко.
2. Кто хорошо жуёт, тот долго живёт.
3. Язык до Киева доведет.
4. Язык болтает, а голова отвечает.
5. Языком болтай, а рукам воли не давай.
6. Держи язык за зубами.
7. Язык мой – враг мой: прежде ума говорит.
8. Язык впереди ног бежит.
Но немного мы устали.
Дружно в круг мы все встаём
И немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Мы сегодня в сад пойдем, Шагать на месте
Фрукты разные найдем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем фрукты собирать.
Груши, яблоки и сливы, Прыжки на месте
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать, Хлопают в ладоши
Всех знакомых угощать.
(Поднимать по очереди то правую, то левую руку, как бы срывая плоды.
Протянуть руки вперед ладонями кверху).
Со вторым заданием вы справились, а теперь третье задание. С ним нам поможет справиться наш язык. Чтобы выполнить третье задание нам надо пройти в экспериментальную зону лаборатории. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории, в этом нам помогут плакаты.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Не пробовать на вкус жидкость в стакане.
Правило№4. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Задание №3
Определите на вкус, какой фрукт самый кислый. (Фрукты заранее разрезаны на тарелочки, на маленькие кусочки, дети берут по кусочку яблоко, лимон, апельсин и пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт самый кислый).
С третьим заданием мы тоже справились, сумели определить на вкус самый кислый фрукт.
Говоря о кислых продуктах, мы говорим о кислотности.
-Как вы думаете, что же это такое кислотность? (Выслушиваются предположения детей).
-Кислотность- это величина, показывающая, сколько в составе продуктов содержится кислот? Какой вкус будет у продукта, если он содержит много кислоты? (Ответы детей).
-А какой вкус будет, если продукт содержит мало кислоты, или совсем не содержит? Ответы детей.
Но вкус у продукта, содержащего много кислоты, может быть и не кислым, например, если в нём много сахара. (Лимонад, чай с лимоном)
-Сравнивая вкусы, мы с вами вольно или невольно производим определённые измерения. А так как мы с вами сегодня настоящие учёные, то и проверять фрукты на кислотность мы будем с помощью специального прибора, датчика в виде божьей коровки. А помогать нам будет Наураша.
Наураша нас уже заждался. Отправляемся к нему.
Готовы с Наурашей измерять кислотность жидкости? Но сначала нам
нужно разбиться на пары. Как мы можем это сделать? (Предложения детей)
А я предлагаю вам взять, не глядя, по карточке, на обратной стороне которой
изображена половина предмета. Нужно найти себе пару так, чтобы картинка
стала целой. (Дети выполняют). На картинках изображения яблока, апельсина, лимона, бутылки с чистой водой и с газированной водой.
Экспериментальная часть:
-А сейчас мы вместе с Наурашей будем измерять кислотность различных фруктов, газированной воды и воды обыкновенной. Чтобы нам было удобнее измерять, вместо фруктов мы будем использовать фруктовый сок.
Для измерения кислотности существует Шкала измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14. Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение. Сейчас мы с Наурашей приступим к измерению,
ВНИМАНИЕ! Перед проведением каждого измерения необходимо промыть датчик в чистой воде!
Обратить внимание детей на то, что начинать измерения датчиком надо после того, как Наураша закончит формулировать задание. Это необходимо для корректной работы датчиков.
1.Налить апельсиновый сок в стакан с оранжевой наклейкой. Произвести измерения датчиком. Чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукт кислоты, все кислые продукты имеют кислотность ниже 7.
2.Налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой. Произвести измерения. Объяснить, что кислота есть и в нашем желудке; если ее много, то человек может испытывать неприятные ощущения, дискомфорт и даже боль.
3.Налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой. Произвести измерения. После измерений спросить у детей, какой сок самый кислый согласно проведенным измерениям.
Какой вывод можно сделать?
ВЫВОД: Чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7.
Продолжаем измерения.
4. Налить чистую воду в стакан с белой наклейкой. Произвести измерения. Подвести детей к выводу, что вода не содержит кислоты. Показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.
5. Налить газировку в стакан с коричневой наклейкой. Произвести измерения. Обратить внимание детей на то, что газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т. к. они содержат много кислоты.
6. Налить воду в стакан с белой наклейкой. Произвести измерения. Добавить соду. Произвести повторное измерение. Сравнить показания. Необходимо подвести детей к выводу, что показатель кислотности воды при добавлении соды стал выше 7. Такая среда называется ЩЕЛОЧНОЙ. Некоторая минеральная вода содержит щелочную среду, поэтому её пьют люди, у которых болит желудок.
7. Добавить в стаканчик с лимонным соком соду. Провести измерения. Обратить внимание на то, что, как и в случае с водой, показатель кислотности при добавлении соды увеличился (т.е. кислотность снизилась). Это общее свойство соды: при добавлении её в любую жидкость кислотность жидкости снижается (т. е. увеличивается её показатель).
Итак, мы с Наурашей произвели все измерения.
Воспитатель:
-Ребята, какие же выводы мы можем сделать? Какой сок самый кислый? Что можно сказать о показателях, которые мы получили, когда пробовали фрукты на вкус и когда измерили кислотность датчиком? (ответы детей). Какой вывод мы можем сделать о кислотности газированной воды? Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т.к. они содержат много кислоты.
Рефлексия. - Дети, что нового вы узнали сегодня? - Что вам понравилось?
ВЫВОД: аскорбиновая кислота полезна для нашего организма, но в умеренных количествах. Самое большое количество аскорбиновой кислоты в лимоне. Газировка вредна, т. к. содержит много кислоты, увеличивает кислотность в желудке, что приводит к дискомфорту, плохому самочувствию.
Наураша благодарит вас за помощь. Он принимает вас в Школу юных исследователей и угощает вас витаминами, чтобы вы были здоровыми.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад, давайте скажем волшебные слова:
Раз, два, три – повернись-
В детский сад перенесись! Ну, вот мы и вернулись.
- Дети, что нового вы узнали сегодня? А что вам понравилось больше всего? Где нам могут пригодиться эти знания?
Раздача подарков от Наураша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием различных педагогических технологий «Звук - знакомый незнакомец»
конспект образовательной деятельности в старших группах...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну «Эмоции»".
Эмоционально-волевое развитие старших дошкольников....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»: «Электричество».
laquo;Наураша в стране Наурандии»: «Электричество».- обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту; - познакомить с понятиями «электричество&ra...
Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Осенний пейзаж»
Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Осенний пейзаж»...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера.
Цель: Расширить представления детей о дробях, используяпалочки Кюизенера.Задачи:Обучающие:Учить детей делить целое на равные части, показывать и называть части;Выполнять простейшие арифметические...