Конспект музыкально – тематической ООД «Симфония всепобеждающего мужества»
методическая разработка (подготовительная группа)
Седьмая симфония Д. Шостаковича – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского нар . И пока торжественно звучит седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shostakovich_leningradskaya_simfoniya_25.04.22.docx | 29.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №119»
Конспект музыкально – тематической ООД
«Симфония всепобеждающего мужества»
Образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие»
для детей подготовительной группы
Составила:
музыкальный руководитель
Шадрина. Л. Н.
Цель: Познакомить с историей создания Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
Задача: Воспитание чувства гордости у детей перед силой мужества советского человека в годы Великой Отечественной войны.
Предварительная работа: знакомство с историей блокадного Ленинграда (Просмотр фрагментов кинофильма «Блокада Ленинграда»).
Оборудование и материалы: презентация Д. Шостакович «Симфония всепобеждающего мужества», аудио – видео - фрагменты Седьмой симфонии Д. Шостаковича, компьютер, интерактивная доска.
Ход: Слайд 2
Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Часто по вечерам в их доме устраивались концерты, которые сыграли свою роль в развитии и становлении Шостаковича, как настоящего музыканта и личности. Первую работу – фортепианную пьесу, написал в 9 лет. В возрасте 13 лет поступает в Петроградскую консерваторию на класс фортепиано и композиции. Через 2 года, желая улучшить финансовое положение семьи, начинает работать музыкальным иллюстратором. Юноша прекрасно импровизировал, сочинял музыкальные картины прямо на ходу. В 18 лет Дмитрий сочинил первую симфонию, которую в 1926 году исполнили на ленинградской большой сцене. Уже спустя несколько лет она звучала в залах Германии и Америки. Так к Шостаковичу пришел успех.
После окончания консерватории он не мог определиться, кем он хочет быть – исполнителем или автором. Одно время старался совмещать, но до 30-х годов ХХ века выступал сольно. Шостакович исполнял Листа, Баха, Шопена, Прокофьева, Чайковского. В 1927 году в Варшаве на Международном конкурсе им. Шопена ему вручили почетный диплом.
Через некоторое время он отказался от славы пианиста и начал искать свой стиль путем множества экспериментов. Дмитрий Шостакович пробовал себя в песнях, опере, музыке для театра и кино, балетах и фортепианных пьесах, а также симфониях.
В 1937 году он стал вести в Ленинградской консерватории класс композиции. Спустя 2 года Шостакович стал профессором. В годы Великой отечественной войны композитор остался в блокадном Ленинграде и работал над своей 7-й симфонией.
История создания «Ленинградской симфонии»
Слайд 3
Когда началась ВОВ, Д. Шостакович находился в Ленинграде, на рабочем месте в консерватории. Композитор неоднократно подавал заявление об отправке его на фронт добровольцем, а затем в народное ополчение, но ему трижды было отказано. Военком объяснил композитору, что в качестве музыканта он будет более полезен стране. Тогда Шостакович настоял, чтобы его приняли в войска противовоздушной обороны.
Работу над седьмой симфонией композитор начал еще в 1939 году. В этот период гитлеровские войска уже захватили Европу и приблизились к границам Советского Союза. В воздухе пахло войной.
Композитор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».
Слайд 4
Почему во время войны очень была нужна «Ленинградская симфония»?
Музыкальный руководитель:
Великая Отечественная война пробудила в Шостаковиче желание создать сочинение, которое помогло бы человеку обрести веру в победу. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой – вот, что отражается в сочинении.
Слайд 5
В симфонии четыре части, они контрастны по замыслу. Картины мирной жизни и вражеского нашествия в первой части, героические образы средних частей, и победный финал.
Начало симфонии рисует картину мирной жизни советских людей: Звучит широкая главная партия; постепенно она подводит ко второй теме – мягкой, лирической.
Слайд 6
Центральный эпизод первой части – образ вражеского нашествия. На фоне как бы гаснущих звучаний струнных инструментов едва слышится дробь барабана – холодная, мерная, приближающаяся поступь. Постепенно звучность нарастает, её ритм подчёркивает жестокость врага. Тема разрушения повторяется 11 раз, создавая почти зрительно ощутимую картину нашествия врага.
Слайд 7
Тему нашествия писатель А. Толстой передавал так: «Она возникает отдалённо и вначале похожа на какую – то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание учёных крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма… Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки».
Я помню блеск немеркнущих свечей
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижёра,
Взмах палочки – и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Уже несут ко всем заставам гордо
Все рупора Симфонию твою… (Людмила Попова «Седьмая симфония»)
Слайд 8
В Финале симфонии продолжается борьба света с тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия». Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего.
Слайд 9
Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.
Звучит фрагмент финала симфонии
Ленинградская премьера
Слайд 10
9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Д. Шостаковича. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.
Слайд 11
Несломленные голодные музыканты оркестра Ленинградского радиокомитета совершили подвиг, поднимая дух жителей блокадного города и всех граждан страны. Музыка звучала не только в зале филармонии, но и в каждом доме, на улицах и площадях из репродукторов.
Слайд 12-13
К исполнению были подключены силы артиллерии. Пока звучала музыка, они не давали ни малейшей возможности врагу бомбить и обстреливать город, открыв мощный огонь по позициям противника. Операция получила название «Шквал». В зале филармонии были зажжены все люстры и светильники. Такого торжества зрители не видели с начала войны. Вместе с представителями ленинградской интеллигенции в зале присутствовали военнослужащие, моряки, бойцы ПВО. Музыка оказала столь сильное психологическое воздействие на слушателей, что некоторые при исполнении темы нашествия рыдали, и даже падали в обморок.
Звучит фрагмент ФИНАЛА симфонии
Музыкальный руководитель:
Как звучит музыка в финале симфонии?
Дети: Музыка звучит торжественно и уверенно.
Музыкальный руководитель:
Почему? Как вы думаете?
Дети: Потому что люди защищают родную землю от врага.
Слайд 14
После концерта поэтесса О. Берггольц вспоминала: «Я глядела на него, маленького и хрупкого, в больших очках и думала: «Этот человек сильнее Гитлера». Народ встал и рукоплескал композитору.
Трансляцию слышали и в немецких окопах. Гитлеровцы не могли поверить, что музыка звучит из города, который они считали уничтоженным. Именно в тот день враги поняли, что не смогут победить в войне с народом, преодолевшим страх, голод и смерть.
Звучит фрагмент симфонии
Слайд 15
Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть.
Использование музыки Симфонии №7 в кинофильмах
Слайд 16
«Ленинградскую симфонию» можно услышать в кинематографе:
«1871» (1990);
«Военно-полевой роман» (1983);
«Ленинградская симфония» (1958).
Слайд 17
Итог занятия:
Музыкальный руководитель:
Почему так важно было для Шостаковича написать это произведение?
Дети: Чтоб поднять боевой дух нашего народа.
Музыкальный руководитель: Правильно.
Седьмая симфония Д. Шостаковича – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа.
И пока торжественно звучит седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа деревянных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания ...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Медные духовые»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа медных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, зап...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (музыкальная деятельность)ТЕМА: «СИМФОНИЯ ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕГО МУЖЕСТВА»
Данную разработку предлагаю воспитателям, музыкальным руководителям, педагога дошкольного образования, по нравственно-патриотическому развитию детей подготовительной к школе группе.(Интегрирован...
Музыкальная гостиная «Симфония всепобеждающего мужества» детей подготовительной группы .
ООД проводится перед праздником Победы. Цель мероприятия знакомство с историей создания Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Главная задача воспитывать чувства гордости у детей перед силой мужества с...
Аудиовизуальный перформанс «Симфония всепобеждающего мужества» для детей среднего и старшего возраста.
Цель: ознакомление дошкольников с историей своей страны. Воспитание патриотических чувств к истории своего Отечества; закрепление знаний о празднике День Победы....