«Такие разные шахматы» проект
методическая разработка (старшая группа)
«Такие разные шахматы»
Актуальность проекта
Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед.
В. В. Путин
Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы –превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию. Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей.
В нашем детском саду вот уже 3 года существует кружок «Шахматная академия», где мы учим наших детей азам шахматной премудрости, ведем их к маленьким победам, прививаем не бояться поражений. В этом году мы решили вывести нашу образовательную деятельность на новый уровень и начать работу над проектом, одним их главных действующих лиц помимо детей и родителей в котором будут шахматы. Шахматы - спортивная игра. Шахматы - предмет для творчества посредством лепки, рисования, конструирования. Шахматы - предмет для развития речевых способностей детей. Шахматы - основной двигатель развития логического мышления и начальных математических способностей.
Цель проекта:
Создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.
Задачи проекта:
Образовательные:
познакомить детей с историей игры в шахматы;
совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;
сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.
Развивающие:
развивать навыки общения и коммуникативной культуры;
создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;
привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.
Воспитательные:
содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;
формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;
формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);
сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА(среднесрочный)
сентябрь 2019-январь 2020
Этап | Содержание этапа |
Организационно-диагностический
| Выбор, в рамках реализации проекта, теоретической модели проекта |
Определение ресурсного обеспечения реализации проекта | |
Проведение вводного тестирования | |
Практический | Работа над образовательным, творческим проектом |
Поощрение участников | |
Обобщающий
| Оформление результатов реализации проекта |
Написание статьи в один из профильных журналов, сайтов | |
Определение перспектив развития творческого потенциала воспитанников в рамках реализуемой темы |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Кадровое | Сотрудники МБДОУ «Детский сад №14 заведующая, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, Педагог дополнительного образования по шахматам Домрачева А.С |
Программно-методическое | План деятельности в рамках проекта, методическое обеспечение мероприятий (пособия для творческого развития дошкольников, примеры сценариев праздников и пр.). |
Материально- техническое | Компьютер, принтер. Наборы шахмат, демонстрационная доска. Наборы для рисования красками и карандашами, пластилин,фетр,нитки. Бумага формата А-4, альбомы, ножницы и другие канцелярские принадлежности. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реализуется по следующим основным направлениям:
организационно-координационное;
программно-методическое;
информационно-аналитическое;
диагностическое.
Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-6 лет и их родителей.
Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация проекта проходит с сентября 2019 года. Итогом работы над проектом станут:
В 2019-2020 учебном году(сентябрь-январь)
-конкурс «Рисуем шахматы!» (по выставке художественного творчества «Мультяшки в стране шахмат»;
-по итогам конкурсов будет выпущен детский альбом «Удивительный мир шахмат»;
- изготовление набора шахмат по желанию детей(фетр)
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
|
|
|
|
| |
7 | Оформление результатов проекта (презентация). |
| Домрачева А.С | Презентация результатов проекта на одном из методических мероприятий детского сада, рекомендации для воспитателей. | |
6 | Выбор формы представления результатов работы по теме. |
| Домрачева А.С | Презентация результатов проекта, рекомендации для воспитателей. | |
5 | Участие в шахматных турнирах детского сада |
| Домрачева А.С. | Фотоотчёты, награждение победителей. | |
4 | Развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада |
| Домрачева А.С | Развлечение и его сценарий. | |
3 | Детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов на шахматную тематику по итогам группового чтения.
|
| Домрачева А.С | Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня. | |
2 | Конкурс сказок на шахматную тематику (создание альбома). |
| Домрачева А.Своспитанники ст. группы | Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня. | |
1 | Ежемесячные этапы конкурса «Рисуем шахматы!» |
| Домрачева А.С | Ежемесячное подведение итогов, награждение победителей, фотосессия; оформление выставки. | |
|
Деятельность воспитанников | ||||
|
|
|
| ||
7 | Развлечение «В стране шахматных фигур» (итоговое мероприятие). ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «Сказочный мир шахмат |
январь | Домрачева А.С | Выставка рисунков «Шахматные сказки глазами детей». фототчет | |
6 | Подготовка отчетных материалов |
| Домрачева А.С | Оформление результатов проекта в портфолио и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада. | |
5 | Оформление альбома «Удивительный мир шахмат» стихи, загадки, сказки (совместное речевое творчество родителей и воспитанников группы). 1.Игра-путешествие «В страну шахматных фигур». 1.Непосредственно-образовательная деятельность по ручному труду «Волшебные Шахматы».
| Декабрь– январь | Домрачева А.С | «Семейная мастерская» совместное изготовление альбома. Фотоотчёт, сценарий мероприятия.
План-конспект НОД
| |
4 | 1.Просмотр мультфильмов «Герои мультяшек играют в шахматы». 2. Выставка рисунков «Мультяшки в стране шахмат». 3. Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном детстве». | Октябрь – ноябрь | Домрачева А.С | Фотоотчет
Выставка художественного творчества детей.
Консультация для родителей | |
3 | Планирование работы. Тестирование групп детей. | 4 декада сентября | Домрачева А.С
| План работы. Групповое и индивидуальное тестирование и его анализ. | |
Научно-методическое сопровождение работы | |||||
Знакомство с группой детей для участия в проекте. | сентябрь 2019г. | Домрачева А.С | Анализ наполнения группы, выявление наиболее способных детей. | ||
1 | Разработка проекта. | Сентябрь 2019г | Домрачева А.С.
| Утверждение темы проекта, анкеты, тесты. | |
Организационно-управленческие аспекты | |||||
№ п\п | Содержание работы | Сроки | Ответствен ные, исполнители | Формы представления результата |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ
Реализация проекта позволит детям повысить интерес к игре в шахматы, развить свои творческие способности; помочь стать более уверенными в себе, целеустремленными; развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья
Реализация проекта позволит родителям повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; улучшить психологический климат в семье на основе формирования единства интересов всех ее членов; приобщать своих детей к занятиям спортом – шахматам.
Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание продуктов проекта: набор шахмат своими руками; книжки – малышки по итогам двух творческих конкурсов; участие детей в творческих конкурсах различного уровня и шахматных соревнованиях детского сада,; фотоотчёт о мероприятиях в портфолио проекта. А также подготовка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по итогам работы над проектом.
Результаты проекта могут быть использованы воспитателями детских садов и инструкторами по физическому воспитанию как пример совместной профессиональной деятельности по формированию и развитию универсальных умений и навыков старших дошкольников посредством через игровую деятельность и игру в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_proekt.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Такие разные шахматы»
Актуальность проекта
Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед.
В. В. Путин
Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы –превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию. Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей.
В нашем детском саду вот уже 3 года существует кружок «Шахматная академия», где мы учим наших детей азам шахматной премудрости, ведем их к маленьким победам, прививаем не бояться поражений. В этом году мы решили вывести нашу образовательную деятельность на новый уровень и начать работу над проектом, одним их главных действующих лиц помимо детей и родителей в котором будут шахматы. Шахматы - спортивная игра. Шахматы - предмет для творчества посредством лепки, рисования, конструирования. Шахматы - предмет для развития речевых способностей детей. Шахматы - основной двигатель развития логического мышления и начальных математических способностей.
Цель проекта:
Создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.
Задачи проекта:
Образовательные:
- познакомить детей с историей игры в шахматы;
- совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;
- сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.
Развивающие:
- развивать навыки общения и коммуникативной культуры;
- создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;
- привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.
Воспитательные:
- содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;
- формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;
- формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);
- сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА(среднесрочный)
сентябрь 2019-январь 2020
Этап | Содержание этапа |
Организационно-диагностический | Выбор, в рамках реализации проекта, теоретической модели проекта |
Определение ресурсного обеспечения реализации проекта | |
Проведение вводного тестирования | |
Практический | Работа над образовательным, творческим проектом |
Поощрение участников | |
Обобщающий | Оформление результатов реализации проекта |
Написание статьи в один из профильных журналов, сайтов | |
Определение перспектив развития творческого потенциала воспитанников в рамках реализуемой темы |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Кадровое | Сотрудники МБДОУ «Детский сад №14 заведующая, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, Педагог дополнительного образования по шахматам Домрачева А.С |
Программно-методическое | План деятельности в рамках проекта, методическое обеспечение мероприятий (пособия для творческого развития дошкольников, примеры сценариев праздников и пр.). |
Материально- техническое | Компьютер, принтер. Наборы шахмат, демонстрационная доска. Наборы для рисования красками и карандашами, пластилин,фетр,нитки. Бумага формата А-4, альбомы, ножницы и другие канцелярские принадлежности. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реализуется по следующим основным направлениям:
- организационно-координационное;
- программно-методическое;
- информационно-аналитическое;
- диагностическое.
Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-6 лет и их родителей.
Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация проекта проходит с сентября 2019 года. Итогом работы над проектом станут:
В 2019-2020 учебном году(сентябрь-январь)
-конкурс «Рисуем шахматы!» (по выставке художественного творчества «Мультяшки в стране шахмат»;
-по итогам конкурсов будет выпущен детский альбом «Удивительный мир шахмат»;
- изготовление набора шахмат по желанию детей(фетр)
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
№ п\п | Содержание работы | Сроки | Ответствен ные, исполнители | Формы представления результата | |
Организационно-управленческие аспекты | |||||
1 | Разработка проекта. | Сентябрь 2019г | Домрачева А.С. | Утверждение темы проекта, анкеты, тесты. | |
Знакомство с группой детей для участия в проекте. | сентябрь 2019г. | Домрачева А.С | Анализ наполнения группы, выявление наиболее способных детей. | ||
Научно-методическое сопровождение работы | |||||
3 | Планирование работы. Тестирование групп детей. | 4 декада сентября | Домрачева А.С | План работы. Групповое и индивидуальное тестирование и его анализ. | |
4 | 1.Просмотр мультфильмов «Герои мультяшек играют в шахматы». 2. Выставка рисунков «Мультяшки в стране шахмат». 3. Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном детстве». | Октябрь – ноябрь | Домрачева А.С | Фотоотчет Выставка художественного творчества детей. Консультация для родителей | |
5 | Оформление альбома «Удивительный мир шахмат» стихи, загадки, сказки (совместное речевое творчество родителей и воспитанников группы). 1.Игра-путешествие «В страну шахматных фигур». 1.Непосредственно-образовательная деятельность по ручному труду «Волшебные Шахматы». | Декабрь– январь | Домрачева А.С | «Семейная мастерская» совместное изготовление альбома. Фотоотчёт, сценарий мероприятия. План-конспект НОД | |
6 | Подготовка отчетных материалов | Домрачева А.С | Оформление результатов проекта в портфолио и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада. | ||
7 | Развлечение «В стране шахматных фигур» (итоговое мероприятие). ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «Сказочный мир шахмат | январь | Домрачева А.С | Выставка рисунков «Шахматные сказки глазами детей». фототчет | |
Деятельность воспитанников | |||||
1 | Ежемесячные этапы конкурса «Рисуем шахматы!» | Домрачева А.С | Ежемесячное подведение итогов, награждение победителей, фотосессия; оформление выставки. | ||
2 | Конкурс сказок на шахматную тематику (создание альбома). | Домрачева А.Своспитанники ст. группы | Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня. | ||
3 | Детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов на шахматную тематику по итогам группового чтения. | Домрачева А.С | Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня. | ||
4 | Развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада | Домрачева А.С | Развлечение и его сценарий. | ||
5 | Участие в шахматных турнирах детского сада | Домрачева А.С. | Фотоотчёты, награждение победителей. | ||
6 | Выбор формы представления результатов работы по теме. | Домрачева А.С | Презентация результатов проекта, рекомендации для воспитателей. | ||
7 | Оформление результатов проекта (презентация). | Домрачева А.С | Презентация результатов проекта на одном из методических мероприятий детского сада, рекомендации для воспитателей. | ||
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ
Реализация проекта позволит детям повысить интерес к игре в шахматы, развить свои творческие способности; помочь стать более уверенными в себе, целеустремленными; развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья
Реализация проекта позволит родителям повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; улучшить психологический климат в семье на основе формирования единства интересов всех ее членов; приобщать своих детей к занятиям спортом – шахматам.
Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание продуктов проекта: набор шахмат своими руками; книжки – малышки по итогам двух творческих конкурсов; участие детей в творческих конкурсах различного уровня и шахматных соревнованиях детского сада,; фотоотчёт о мероприятиях в портфолио проекта. А также подготовка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по итогам работы над проектом.
Результаты проекта могут быть использованы воспитателями детских садов и инструкторами по физическому воспитанию как пример совместной профессиональной деятельности по формированию и развитию универсальных умений и навыков старших дошкольников посредством через игровую деятельность и игру в шахматы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, способной испо...
"Такие разные профессии" Проект
Воспитание уважение к труду являтся важнейшей составляющей данного проекта. Расширяет и обогащает знания детей о многообразии профессий взрослых в ближайшем окружении, используя для этого разные виды ...
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...
«Такие разные ложки!» Проект по художественно -эстетическому развитию в средней группе
Изучить историю и быт русского народа, приобщить детей к музыкальной культуре....
Проект " Мы такие разные и такие похожие"
Цель проекта: Помочь детям осознать, что на планете Земля живут люди разных национальностей и Земля является общим домом для всех людей...
Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»
Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...
"Крылатые друзья - такие разные клювы" проект
laquo;Крылатые друзья - такие разные клювы». Познавательно-творческий, коррекционно-логопедический, экологический краткосрочный проект. Цели: мы хотим получить ответы на вопросы: рассмотрите ст...