«Такие разные шахматы» проект
методическая разработка (старшая группа)

ДОМРАЧЕВА АЛЕНА СЕРГЕЕВНА

«Такие разные шахматы»

Актуальность проекта

Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед.

В. В. Путин

Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы –превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию. Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей.

В нашем детском саду вот уже 3 года существует кружок «Шахматная академия», где мы учим наших детей азам шахматной премудрости, ведем их к маленьким победам, прививаем не бояться поражений. В этом году мы решили вывести нашу образовательную деятельность на новый уровень и начать работу над проектом, одним их главных действующих лиц помимо детей и родителей в котором будут шахматы. Шахматы - спортивная игра. Шахматы - предмет для творчества посредством лепки, рисования, конструирования. Шахматы - предмет для развития речевых способностей детей. Шахматы - основной двигатель развития логического мышления и начальных математических способностей.

Цель проекта:

Создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.

Задачи проекта:


 

Образовательные:

  • познакомить детей с историей игры в шахматы;

  • совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;

  • сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.

Развивающие:

  • развивать навыки общения и коммуникативной культуры;

  • создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;

  • привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.

Воспитательные:

  • содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;

  • формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;

  • формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);

  • сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА(среднесрочный)  

сентябрь 2019-январь 2020

Этап

Содержание этапа

Организационно-диагностический

 

Выбор, в рамках реализации проекта, теоретической модели проекта

Определение ресурсного обеспечения реализации проекта

Проведение вводного тестирования

Практический

Работа над образовательным, творческим проектом

Поощрение участников

Обобщающий



 



 

 

Оформление результатов реализации проекта

Написание статьи в один из профильных журналов, сайтов

Определение перспектив развития творческого потенциала воспитанников в рамках реализуемой темы


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА 

Кадровое

Сотрудники МБДОУ «Детский сад №14 заведующая, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, Педагог дополнительного образования по шахматам Домрачева А.С

Программно-методическое

План деятельности в рамках проекта, методическое обеспечение мероприятий (пособия для творческого развития дошкольников, примеры сценариев праздников и пр.).

Материально-

техническое

Компьютер, принтер. Наборы шахмат, демонстрационная доска. Наборы для рисования красками и карандашами, пластилин,фетр,нитки. Бумага формата А-4, альбомы, ножницы и другие канцелярские принадлежности.



 



 

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

 

Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реа­лизуется по следующим основным направлениям:

  • организационно-координационное;

  • программно-методическое;

  • информационно-аналитическое;

  • диагностическое.

Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-6 лет и их родителей.

Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.


 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

 


 

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА



 

Реализация проекта проходит с сентября 2019 года. Итогом работы над проектом станут:

В 2019-2020 учебном году(сентябрь-январь)

-конкурс «Рисуем шахматы!» (по выставке художественного творчества «Мультяшки в стране шахмат»;

-по итогам конкурсов будет выпущен детский альбом «Удивительный мир шахмат»;

- изготовление набора шахмат по желанию детей(фетр)


 


 


 


 


 


 


 

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

 

 

 

 

 

 

7

Оформление результатов проекта (презентация).

 

Домрачева А.С

Презентация результатов проекта на одном из методических мероприятий детского сада, рекомендации для воспитателей.

6

Выбор формы представления результатов работы по теме.

 

Домрачева А.С

Презентация результатов проекта, рекомендации для воспитателей.

5

Участие в шахматных турнирах детского сада

 

Домрачева А.С.

Фотоотчёты, награждение победителей.

4

Развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада

 

Домрачева А.С

Развлечение и его сценарий.

3

Детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов на шахматную тематику по итогам группового чтения.

 

 

Домрачева А.С

Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня.

2

Конкурс сказок на шахматную тематику (создание альбома).

 

Домрачева А.Своспитанники ст. группы

Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня.

1

Ежемесячные этапы конкурса «Рисуем шахматы!»

 

Домрачева А.С

Ежемесячное подведение итогов, награждение победителей, фотосессия; оформление выставки.

 


 

Деятельность воспитанников

 

 

 

 

7

Развлечение «В стране шахматных фигур» (итоговое мероприятие).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «Сказочный мир шахмат


 

январь

Домрачева А.С

Выставка рисунков «Шахматные сказки глазами детей».

фототчет

6

Подготовка отчетных материалов



 



 


 


 

 

Домрачева А.С

Оформление результатов проекта в портфолио и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада.

5

Оформление альбома «Удивительный мир шахмат» стихи, загадки, сказки (совместное речевое творчество родителей и воспитанников группы).

1.Игра-путешествие «В страну шахматных фигур».

1.Непосредственно-образовательная деятельность по ручному труду «Волшебные Шахматы».

 

Декабрь– январь

Домрачева А.С

«Семейная мастерская» совместное изготовление альбома.

Фотоотчёт, сценарий мероприятия.


 


 


 


 


 


 

План-конспект НОД

 

4

1.Просмотр мультфильмов «Герои мультяшек играют в шахматы».

2. Выставка рисунков «Мультяшки в стране шахмат».

3. Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном детстве».

Октябрь – ноябрь

Домрачева А.С

Фотоотчет



 



 

Выставка художественного творчества детей.



 

Консультация для родителей

3

Планирование работы.

Тестирование групп детей.

4 декада сентября

Домрачева А.С

 

План работы.

Групповое и индивидуальное тестирование и его анализ.

Научно-методическое сопровождение работы

Знакомство с группой детей для участия в проекте.

сентябрь 2019г.

Домрачева А.С

Анализ наполнения группы, выявление наиболее способных детей.

1

Разработка проекта.

Сентябрь 2019г

Домрачева А.С.

 

Утверждение темы проекта, анкеты, тесты.

Организационно-управленческие аспекты

№ п\п

Содержание

работы

Сроки

Ответствен

ные,

исполнители

Формы представления результата


 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ



 

Реализация проекта позволит детям повысить интерес к игре в шахматы, развить свои творческие способности; помочь стать более уверенными в себе, целеустремленными; развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья

Реализация проекта позволит родителям повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; улучшить психологический климат в семье на основе формирования единства интересов всех ее членов; приобщать своих детей к занятиям спортом – шахматам.

Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание продуктов проекта: набор шахмат своими руками; книжки – малышки по итогам двух творческих конкурсов; участие детей в творческих конкурсах различного уровня и шахматных соревнованиях детского сада,; фотоотчёт о мероприятиях в портфолио проекта. А также подготовка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по итогам работы над проектом.

Результаты проекта могут быть использованы воспитателями детских садов и инструкторами по физическому воспитанию как пример совместной профессиональной деятельности по формированию и развитию универсальных умений и навыков старших дошкольников посредством через игровую деятельность и игру в шахматы.


 


 



 



 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_proekt.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Такие разные шахматы»

Актуальность проекта

Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед.

В. В. Путин

Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы –превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию. Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей.

 В нашем детском саду вот  уже 3 года существует кружок «Шахматная академия», где мы  учим наших детей азам шахматной премудрости, ведем их к маленьким победам, прививаем не бояться поражений. В этом году мы решили вывести нашу образовательную деятельность на новый уровень и начать работу над проектом, одним их главных действующих лиц помимо детей и родителей в котором будут шахматы. Шахматы - спортивная игра. Шахматы - предмет для творчества посредством лепки, рисования, конструирования. Шахматы - предмет для развития речевых способностей детей. Шахматы - основной двигатель развития логического мышления и начальных математических способностей.

Цель проекта:

Создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • познакомить детей с историей игры в шахматы;
  • совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;
  • сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.

Развивающие:

  • развивать навыки общения и коммуникативной культуры;
  • создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;
  • привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.

Воспитательные:

  • содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;
  • формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;
  • формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);
  • сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.

                      ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА(среднесрочный)  

сентябрь 2019-январь 2020

Этап

Содержание этапа

Организационно-диагностический

Выбор, в рамках реализации проекта, теоретической модели проекта

Определение ресурсного обеспечения реализации проекта

Проведение вводного тестирования

Практический

Работа над образовательным, творческим проектом

Поощрение участников

Обобщающий



Оформление результатов реализации проекта

Написание статьи в один из профильных журналов, сайтов

Определение перспектив развития творческого потенциала воспитанников в рамках реализуемой темы


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА 

Кадровое

Сотрудники МБДОУ «Детский сад №14 заведующая, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, Педагог дополнительного образования по шахматам Домрачева А.С

Программно-методическое

План деятельности в рамках проекта, методическое обеспечение мероприятий (пособия для творческого развития дошкольников, примеры сценариев праздников и пр.).

Материально-

техническое

Компьютер, принтер. Наборы шахмат, демонстрационная доска. Наборы для рисования красками и карандашами, пластилин,фетр,нитки. Бумага формата А-4, альбомы, ножницы и другие канцелярские принадлежности.



МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реализуется по следующим основным направлениям:

  • организационно-координационное;
  • программно-методическое;
  • информационно-аналитическое;
  • диагностическое.

Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-6 лет и их родителей.

Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Реализация проекта проходит с сентября 2019 года. Итогом работы над проектом станут:

В 2019-2020 учебном году(сентябрь-январь)

  -конкурс «Рисуем шахматы!» (по выставке художественного творчества «Мультяшки в стране шахмат»;

 -по итогам конкурсов будет выпущен детский альбом «Удивительный мир шахмат»;

  - изготовление  набора шахмат по желанию детей(фетр)

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

№ п\п

Содержание

работы

Сроки

Ответствен

ные,

исполнители

Формы представления результата

Организационно-управленческие аспекты

1

Разработка проекта.

Сентябрь 2019г

Домрачева А.С.

Утверждение темы проекта, анкеты, тесты.

Знакомство с группой детей для участия в проекте.

сентябрь 2019г.

Домрачева А.С

Анализ наполнения группы, выявление наиболее способных детей.

Научно-методическое сопровождение работы

3

Планирование работы.

Тестирование групп детей.

4 декада сентября

Домрачева А.С

План работы.

Групповое и индивидуальное тестирование и его анализ.

4

1.Просмотр мультфильмов «Герои мультяшек играют в шахматы».

2. Выставка рисунков «Мультяшки в стране шахмат».

3. Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном детстве».

Октябрь – ноябрь

Домрачева А.С

Фотоотчет



Выставка художественного творчества детей.


Консультация для родителей

5

Оформление альбома «Удивительный мир шахмат» стихи, загадки, сказки (совместное речевое творчество родителей и воспитанников группы).

1.Игра-путешествие «В страну шахматных фигур».

1.Непосредственно-образовательная деятельность по ручному труду «Волшебные Шахматы».

Декабрь– январь

Домрачева А.С

«Семейная мастерская» совместное изготовление альбома.

Фотоотчёт, сценарий мероприятия.

План-конспект НОД

6

Подготовка отчетных материалов



Домрачева А.С

Оформление результатов проекта в портфолио и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада.

7

Развлечение «В стране шахматных фигур» (итоговое мероприятие).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «Сказочный мир шахмат

январь

Домрачева А.С

Выставка рисунков «Шахматные сказки глазами детей».

фототчет

Деятельность воспитанников

1

Ежемесячные этапы конкурса «Рисуем шахматы!»

Домрачева А.С

Ежемесячное подведение итогов, награждение победителей, фотосессия; оформление выставки.

2

Конкурс сказок на шахматную тематику (создание альбома).

Домрачева А.Своспитанники ст. группы

Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня.

3

Детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов на шахматную тематику по итогам группового чтения.

Домрачева А.С

Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня.

4

Развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада

Домрачева А.С

Развлечение и его сценарий.

5

Участие в шахматных турнирах детского сада

Домрачева А.С.

Фотоотчёты, награждение победителей.

6

Выбор формы представления результатов работы по теме.

Домрачева А.С

Презентация результатов проекта, рекомендации для воспитателей.

7

Оформление результатов проекта (презентация).

Домрачева А.С

Презентация результатов проекта на одном из методических мероприятий детского сада, рекомендации для воспитателей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ


Реализация проекта позволит детям повысить интерес к игре в шахматы, развить свои творческие способности; помочь стать более уверенными в себе, целеустремленными; развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья

Реализация проекта позволит родителям повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; улучшить психологический климат в семье на основе формирования единства интересов всех ее членов; приобщать своих детей к занятиям спортом – шахматам.

Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание продуктов проекта: набор шахмат своими руками; книжки – малышки по итогам двух творческих конкурсов; участие детей в творческих конкурсах различного уровня и шахматных соревнованиях детского сада,; фотоотчёт о мероприятиях в портфолио проекта. А также подготовка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по итогам работы над проектом.

Результаты проекта могут быть использованы воспитателями детских садов и инструкторами по физическому воспитанию как пример совместной профессиональной деятельности по формированию и развитию универсальных умений и навыков старших дошкольников посредством через игровую деятельность и игру в шахматы.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, способной испо...

"Такие разные профессии" Проект

Воспитание уважение к труду являтся важнейшей составляющей данного проекта. Расширяет и обогащает знания детей о многообразии профессий взрослых в ближайшем окружении, используя для этого разные виды ...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

«Такие разные ложки!» Проект по художественно -эстетическому развитию в средней группе

Изучить   историю и быт  русского народа, приобщить детей к музыкальной культуре....

Проект " Мы такие разные и такие похожие"

Цель проекта: Помочь детям осознать, что на планете Земля живут люди разных национальностей и Земля является общим домом для всех людей...

Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»

Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...

"Крылатые друзья - такие разные клювы" проект

laquo;Крылатые друзья - такие разные клювы». Познавательно-творческий, коррекционно-логопедический, экологический краткосрочный проект. Цели: мы хотим получить ответы на вопросы: рассмотрите ст...