Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья (подготовительная группа)

Покрышкина Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются развитие понятий воспитания в  различных редакциях Федерального закона № 273 - ФЗ " Об образовании в Российской Федерации", а именно обязанность образовательных организаций по формированию у обучающихся чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_do.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.В. Покрышкина

 воспитатель МБДОУ ДС №14 г. Челябинска

.

Как определяет процесс воспитания российский законодатель? И какие изменения происходят в развитии понятия воспитание?

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Это определение было установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», как видно из этого определения патриотическое воспитание на тот момент было не актуальным в системе российского образования. Но уже спустя восемь лет, Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ в ФЗ-273 были внесены изменения, устраняющие этот недочет. В новой редакции ФЗ определение воспитания следующее.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования.

25 ноября 2022 года приказом Минпросвещения № 1028 утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования, которая в соответствии с ФЗ и ФГОС должна быть разработана и принята до 1 января 2023 года.

Документ вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах.

Если ФГОС Дошкольного образования прямо не содержат норм и требований к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, то обязательный компонент Программы дошкольного образования содержит прямое указание на патриотизм как элемент традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Традиционные ценности российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России

Ценности российского общества составляют основу воспитания на всех уровнях образования, в том числе дошкольного, и являются традиционными.

Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы дошкольной образовательной организации, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Что подразумевает понятие патриотизм?

Патриотизм - нравственное чувство, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.

Составляющие патриотизма включают:

«патриотизм наследника», чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере);

«патриотизма защитника», стремление сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);

«патриотизма созидателя и творца», устремленная в будущее, уверенность в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).

В Федеральной программе дошкольного образования содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.

В целевом разделе Федеральной программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения Федеральной программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Федеральной программы.

Содержательный раздел Федеральной программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).

В содержательный раздел Федеральной программы входит Федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Структура Программы воспитания так же включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы воспитания определяет:

- цели и задачи воспитания;

- общие задачи воспитания в ДОО;

- направления воспитания.

Одним из направлений воспитания является патриотическое воспитание.

Планируемые результаты воспитания представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.

В соответствии с ФГОС ДО, оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры патриотического воспитания детей раннего возраста (к трем годам) - Родина, природа,         ребенок проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому.

Целевые ориентиры патриотического воспитания детей на этапе завершения освоения программы - Родина, природа        . Ребенок любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Содержательный раздел Программы воспитания включает следующие подразделы:

- уклад образовательной организации;

- воспитывающая среда образовательной организации;

- общности образовательной организации;

- задачи воспитания в образовательных областях;

- формы совместной деятельности в образовательной организации;

- события образовательной организации;

- организация предметно-пространственной среды;

- социальное партнерство.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» соотносится с патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями воспитания.

Образовательная область «Познавательное развитие» соотносится с познавательным и патриотическим направлениями воспитания.

Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям: «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд».

Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:

- воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;

- воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

- воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России;

- содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;

- воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции.

- создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;

- поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;

- формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.

Организационный раздел Программы воспитания содержит требования к:

- кадровому обеспечению;

- нормативно-методическому обеспечению;

- условиям работы с особыми категориями детей.

Для реализации программы воспитания ДОО рекомендуется использовать практическое руководство «Воспитателю о воспитании», представленное в открытом доступе в электронной форме на платформе институт воспитания РФ.

Программа дошкольного образования, принятая в соответствии с ФЗ и ФГОС ДО, позволит реализовать основополагающие функции дошкольного образования, среди которых - обучение и воспитание ребенка как гражданина России, формирование основ его гражданской и культурной идентичности, приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, а также воспитание детей, знающих и уважающих историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Таким образом, патриотическое воспитание детей это жизненная необходимость государства и законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации это понимают и проводят работу по совершенствованию нормативно-правовых актов в области образования и воспитания, направленную на устранение допущенных ранее ошибок в области воспитания.

Педагогам дошкольных образовательных организации необходимо изучить требования к патриотическому воспитанию детей и выстроить работу по организации взаимодействия и роли всех общностей образовательной организации в процессе воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...