Культура речи педагога ДОО
презентация
“Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми (педагог-родитель, педагог-ребёнок)
Для чего нужна культура речи, почему она важна?
Человек, обладающий культурой речи, всегда сможет избежать конфликтных ситуаций.
Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_pedagoga_dou.pptx | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Культура речи Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, четко точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело - говорить ясно, четко, понятно всем. Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить о его нравственных и деловых качествах.
Что же такое «Культура речи»? Однозначного понимания термина не существует. Есть определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”. Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. (педагог-родитель, педагог-ребёнок) Для чего нужна культура речи, почему она важна? Человек, обладающий культурой речи, всегда сможет избежать конфликтных ситуаций. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
Компоненты речи. Речь педагога – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Одной из составляющих речи является качество голоса педагога. Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.
К голосу предъявляется ряд требований: * Голос должен обладать благозвучностью. * Педагогу необходимо уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. * С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения. * Голос педагога должен быть достаточно вынослив. Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
Физическая пауза: «Упражнения для развития речевого дыхания». Основой звучащей речи является правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Речевое дыхание очень важно для осуществления полноценной речевой деятельности и овладения сознательным, выразительным чтением. С этой целью вам предлагается ряд специальных упражнений, способствующих гибкости и эластичности дыхательного аппарата. Упражнения для развития речевого дыхания. Упражнение 1. Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох через рот на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают с хорошей активностью. Упражнение 2. Сидя.. Представьте себе, что перед вами куст сирени и, вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка. Упражнение 3. Сделать быстрый вдох и на одном выдохе произнести несколько раз подряд звук П. грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы.
Требования к речи воспитателя ДОУ. Педагогу необходимо владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми. Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют: Правильность речи, т. е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам: произношения, ударения, образования и употребления грамматических форм, словоупотребления. Точность – коммуникативное качество речи, проявляющееся в использовании слов в полном соответствии с их значением. Ясность – качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного. Уместность – соответствие слов и выражений целям и условиям общения.
Логичность речи, то есть соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Чернышевский). Простота речи, т. е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой). Чистота речи, т. е. устранение из нее слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных. Живость речи, т. е. отсутствие шаблонов; выразительность, образность, эмоциональность. Благозвучие речи, т. е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.
Конкурс «Знатоки русской речи» Для воспитателя, грамотная, четкая, и правильная во всех аспектах речь— это уровень его профессионализма. Поэтому работа над усовершенствованием своей речи — есть каждодневный, упорный труд как уже опытных педагогов, так педагогов-новичков. Воспитатель обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.
1. Образовать форму повелительного наклонения глаголов: Ехать, бежать, махать, сесть, лечь. 2. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме: Окна занавешены (тюль) Лицо скрыто (вуаль) Крышу кроют (толь) Вымою голову (шампунь) Голова покрыта (шаль) 3. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме: Ольга резко поднялась с кресла, а клубок с ее (колени) укатился прочь. Мы вошли в зал, в котором было много (кресла, (шкафы, (диван) . Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли) .
4. Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение, жалюзи. 5. Исправить предложения: Он полный невежа в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Компания «Айсберг» является ведущим лидером рынка товаров и услуг. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Концерт группы «Чайка»подошел к своему завершающему концу. Все дети своевременно выполнили заданное задание.
6.Подобрать синонимы к словам: Невероятный (невообразимый, небывалый, уму непостижимый, несказанный, беспрецедентный, немыслимый, несусветный). Красивый (восхитительный, пленительный, великолепный, видный, обворожительный, бесподобный, видный). Добрый (добродетельный, гуманный, приветливый, милосердный. участливый, добросердечный, благодушный).
7. Объяснить значение фразеологизмов: Белая ворона Бить баклуши Бросать слова на ветер Взять себя в руки Витать в облаках Вить веревки Давать слово Дел невпроворот Держать в ежовых рукавицах Задать головомойку Иметь зуб Как за каменной стеной Клевать носом Кошки скребут на душе (сердце) Медведь на ухо наступил Родиться в рубашке Сесть на голову Смотреть как баран на новые ворота Стереть в порошок Считать ворон Точить зуб Чесать языком
8.Назовите пословицы и поговорки о слове, речи ,языке. Глупые речи, что пыль на ветру. Какова речь, таков и склад. Коротко, да ясно. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Слово — серебро, молчание — золото. Слова хороши, если они коротки. Где слова редки, там они вес имеют. Сперва подумай, потом скажи. Ласковым словом и камень растопишь. Недоброе слово больней огня жжет. Долго думал, да хорошо сказал. Острый язык — дарование, А длинный — наказание. Язык длинный, мысли короткие. Язык иглы острее. Язык до Киева доведет. Лучше ногою запнуться, нежели языком. Твоими бы устами да мед пить. Не бросай слова на ветер.
9 . Прочитать наизусть стихотворение . Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. Русские писатели, собирая и изучая все богатства народного языка, нарисовали чудесные картины родной природы. Красочность и богатство русской речи хорошо показаны в стихотворении Ф. Тютчева. Зарумянилась вишня и слива, Налилась золотая рожь. И как море, волнуется нива, И в траве на лугах не пройдешь. Солнце ходит высоко над сводом Раскаленных от зноя небес. Пахнет липа душистая медом, И шумит полный сумрака лес.
10. Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета. Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Я считаю, что каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.
Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова «здравствуй, прощай , благодарю вас, спасибо, извините, пожалуйста», каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы адресуем их. Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили . Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Сердечно приветствую вас! Доброе утро! Здорово, браток! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение! Здравия желаю! Хлеб да соль! Добрый вечер!
В заключение, хотим предложить несколько советов, которые помогут усовершенствовать собственную речь. Осмысленно относитесь к тому, что говорите, наблюдайте за собой. Задавайте себе вопросы: «Правильно ли, грамотно ли я говорю, формулирую мысли? Отчетливо ли артикулирую? В хорошем ли темпе я говорю? Следите за реакцией собеседника на ваши слова. Заглядывайте в словари, на соответствующие сайты, где можно проверить любое слово, правописание, стилистику. Читайте, читайте больше! Смотрите хорошие передачи культурологического значения. Удачи вам в работе над собой!
Культура речи предполагает стиль общения. Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.
Демократический стиль общения Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности
Либеральный стиль общения Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные.
Авторитарный стиль общения Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии.
Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей.
В заключение небольшое напутствие: Не оставим нашу речь без внимания, Образцом должны мы быть для подражания. Будем вежливы, тактичны, обаятельны, И добро к нам сторицей вернется обязательно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ: Речь педагога – основной источник развития речи детей. Требования к культуре речи педагога.
Речь воспитателя как образец для подражания дошкольников....
Консультация для педагогов "Культура речи педагога"
Культура речи педагога...
Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".
Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...
Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"
В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...
консультация для педагогов "Культура речи педагога"
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в пов...
- Мне нравится (1)