Культура речи педагога ДОО
презентация

Маркова Ольга Владимировна

 “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми (педагог-родитель, педагог-ребёнок)
Для чего нужна культура речи, почему она важна?
Человек, обладающий культурой речи, всегда сможет избежать конфликтных ситуаций.
Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi_pedagoga_dou.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура речи педагога ДОО Подготовила: Маркова О.В.

Слайд 2

Культура речи Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, четко точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело - говорить ясно, четко, понятно всем. Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить о его нравственных и деловых качествах.

Слайд 3

Что же такое «Культура речи»? Однозначного понимания термина не существует. Есть определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”. Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. (педагог-родитель, педагог-ребёнок) Для чего нужна культура речи, почему она важна? Человек, обладающий культурой речи, всегда сможет избежать конфликтных ситуаций. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

Слайд 4

Компоненты речи. Речь педагога – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Одной из составляющих речи является качество голоса педагога. Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.

Слайд 5

К голосу предъявляется ряд требований: * Голос должен обладать благозвучностью. * Педагогу необходимо уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. * С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения. * Голос педагога должен быть достаточно вынослив. Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.

Слайд 6

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Слайд 7

орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Слайд 8

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Слайд 9

Физическая пауза: «Упражнения для развития речевого дыхания». Основой звучащей речи является правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Речевое дыхание очень важно для осуществления полноценной речевой деятельности и овладения сознательным, выразительным чтением. С этой целью вам предлагается ряд специальных упражнений, способствующих гибкости и эластичности дыхательного аппарата. Упражнения для развития речевого дыхания. Упражнение 1. Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох через рот на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают с хорошей активностью. Упражнение 2. Сидя.. Представьте себе, что перед вами куст сирени и, вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка. Упражнение 3. Сделать быстрый вдох и на одном выдохе произнести несколько раз подряд звук П. грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы.

Слайд 10

Требования к речи воспитателя ДОУ. Педагогу необходимо владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми. Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют: Правильность речи, т. е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам: произношения, ударения, образования и употребления грамматических форм, словоупотребления. Точность – коммуникативное качество речи, проявляющееся в использовании слов в полном соответствии с их значением. Ясность – качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного. Уместность – соответствие слов и выражений целям и условиям общения.

Слайд 11

Логичность речи, то есть соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Чернышевский). Простота речи, т. е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой). Чистота речи, т. е. устранение из нее слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных. Живость речи, т. е. отсутствие шаблонов; выразительность, образность, эмоциональность. Благозвучие речи, т. е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.

Слайд 12

Конкурс «Знатоки русской речи» Для воспитателя, грамотная, четкая, и правильная во всех аспектах речь— это уровень его профессионализма. Поэтому работа над усовершенствованием своей речи — есть каждодневный, упорный труд как уже опытных педагогов, так педагогов-новичков. Воспитатель обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Слайд 13

1. Образовать форму повелительного наклонения глаголов: Ехать, бежать, махать, сесть, лечь. 2. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме: Окна занавешены (тюль) Лицо скрыто (вуаль) Крышу кроют (толь) Вымою голову (шампунь) Голова покрыта (шаль) 3. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме: Ольга резко поднялась с кресла, а клубок с ее (колени) укатился прочь. Мы вошли в зал, в котором было много (кресла, (шкафы, (диван) . Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли) .

Слайд 14

4. Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение, жалюзи. 5. Исправить предложения: Он полный невежа в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Компания «Айсберг» является ведущим лидером рынка товаров и услуг. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Концерт группы «Чайка»подошел к своему завершающему концу. Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Слайд 15

6.Подобрать синонимы к словам: Невероятный (невообразимый, небывалый, уму непостижимый, несказанный, беспрецедентный, немыслимый, несусветный). Красивый (восхитительный, пленительный, великолепный, видный, обворожительный, бесподобный, видный). Добрый (добродетельный, гуманный, приветливый, милосердный. участливый, добросердечный, благодушный).

Слайд 16

7. Объяснить значение фразеологизмов: Белая ворона Бить баклуши Бросать слова на ветер Взять себя в руки Витать в облаках Вить веревки Давать слово Дел невпроворот Держать в ежовых рукавицах Задать головомойку Иметь зуб Как за каменной стеной Клевать носом Кошки скребут на душе (сердце) Медведь на ухо наступил Родиться в рубашке Сесть на голову Смотреть как баран на новые ворота Стереть в порошок Считать ворон Точить зуб Чесать языком

Слайд 17

8.Назовите пословицы и поговорки о слове, речи ,языке. Глупые речи, что пыль на ветру. Какова речь, таков и склад. Коротко, да ясно. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Слово — серебро, молчание — золото. Слова хороши, если они коротки. Где слова редки, там они вес имеют. Сперва подумай, потом скажи. Ласковым словом и камень растопишь. Недоброе слово больней огня жжет. Долго думал, да хорошо сказал. Острый язык — дарование, А длинный — наказание. Язык длинный, мысли короткие. Язык иглы острее. Язык до Киева доведет. Лучше ногою запнуться, нежели языком. Твоими бы устами да мед пить. Не бросай слова на ветер.

Слайд 18

9 . Прочитать наизусть стихотворение . Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. Русские писатели, собирая и изучая все богатства народного языка, нарисовали чудесные картины родной природы. Красочность и богатство русской речи хорошо показаны в стихотворении Ф. Тютчева. Зарумянилась вишня и слива, Налилась золотая рожь. И как море, волнуется нива, И в траве на лугах не пройдешь. Солнце ходит высоко над сводом Раскаленных от зноя небес. Пахнет липа душистая медом, И шумит полный сумрака лес.

Слайд 19

10. Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета. Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Я считаю, что каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

Слайд 20

Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова «здравствуй, прощай , благодарю вас, спасибо, извините, пожалуйста», каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы адресуем их. Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили . Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Сердечно приветствую вас! Доброе утро! Здорово, браток! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение! Здравия желаю! Хлеб да соль! Добрый вечер!

Слайд 21

В заключение, хотим предложить несколько советов, которые помогут усовершенствовать собственную речь. Осмысленно относитесь к тому, что говорите, наблюдайте за собой. Задавайте себе вопросы: «Правильно ли, грамотно ли я говорю, формулирую мысли? Отчетливо ли артикулирую? В хорошем ли темпе я говорю? Следите за реакцией собеседника на ваши слова. Заглядывайте в словари, на соответствующие сайты, где можно проверить любое слово, правописание, стилистику. Читайте, читайте больше! Смотрите хорошие передачи культурологического значения. Удачи вам в работе над собой!

Слайд 22

Культура речи предполагает стиль общения. Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Слайд 23

Демократический стиль общения Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности

Слайд 24

Либеральный стиль общения Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные.

Слайд 25

Авторитарный стиль общения Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии.

Слайд 26

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей.

Слайд 27

В заключение небольшое напутствие: Не оставим нашу речь без внимания, Образцом должны мы быть для подражания. Будем вежливы, тактичны, обаятельны, И добро к нам сторицей вернется обязательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".

Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

консультация для педагогов "Культура речи педагога"

          Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в пов...