консультация для педагогов "Культура речи педагога"
консультация по логопедии на тему

            Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.Данный материал направлен на повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_pedagoga_.doc64.5 КБ
Файл kultura_rechi_pedagoga.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Тотемский детский сад №1 «Росинка»

Практикум

«Культура речи педагога»

Подготовила

учитель-логопед Сабурова М.В.

Тотьма,

2018-2019 учебный год

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;

- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара:

1. Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».

2. Практикум «Проверьте свою грамотность».

3. Рефлексия.      

*СЛАЙД №1

Часть I.

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

            Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

*СЛАЙД №2

         Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

        Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

            Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

            В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

*СЛАЙД №3

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

*СЛАЙД №4

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

        Предлагаю поупражнять нашу речь в правильности и точности, логичности и чистоте, в богатстве и уместности.

*СЛАЙД №5

Часть II.

 Раздел "Слово”.

1. «На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!»

Задание: вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.

- Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).

- Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).

- Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).

- Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).

- Все слова языка. (Лексика).

- Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).

- Слова одной и той же части речи, одинаковые по значению, но различные по звучанию. (Синонимы).

- Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).

- Часть слова без окончания. (Основа).

*СЛАЙД №6

2. «Родственные (однокоренные) слова».

Задание: назвать однокоренные слова.

*Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.  

*Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

*Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

*Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

*Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.

*СЛАЙД №7

3. «Почему так называется?» (Этимология).

Задание: объяснить, почему так называются растения.

- Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.

- Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.

- Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.

*СЛАЙД №8

4. «Подскажите слово».

Задание: по цепочке добавить слово, продолжить диалог:

- Кошка мяукает, а воробей…

- Соль в солонке, а масло…

- У лошади хвост лошадиный, а у собаки…

- У ребенка рука, а у куклы …

- Медведь спит в берлоге, а волк…

- У кошки котята, а у слонихи…

- У собаки щенята, а у жирафа…..

- Корова мычит, а собака…

- Цыпленок желтый, а курица…

- Курица кудахчет, а утка…

- Заяц пушистый, а слон…

- У коровы рога, а у козленка…

- У голубя перья, а у лисы…

- Воробей маленький, а орел…

- У зайчихи зайчонок, а у индейки …

- Клест – зимующая птица, а лебедь…

- Олень – рогатый, а волк…

- Воробей чирикает, а ворона…

- Сокол летает, а страус…

- У белки дупло, а у лисы...

*СЛАЙД №8

5. «Похожие по звучанию слова»:

Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.

- Спички – синички,

- Врач – мяч,

- Значок – крючок,

- Ключи – кирпичи,

- Стол – пол,

- Халат – салат,

- Елка – иголка,

- Белка – стрелка,

- Зайцы – пальцы,

- Яйцо – крыльцо,

- Огурец – продавец,

- Дворец – певец,

- Пирог – творог,

- Ворона – корона,

- Топор – забор,

- Нора – дыра.

*СЛАЙД №9

Раздел “Пословицы и поговорки”.

1. Исправьте ошибки в пословицах.

Задание: Найти ошибку и исправить.

- Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).

- Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).

- Пришел, увидел, купил (Победил).

- У каждого своя голова на шее (Плечах).

- Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).

- Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).

- Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).

- Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

*СЛАЙД №10

2. Составьте пословицы и поговорки из набора слов:

Задание: Составить пословицы, используя перечень слов.

- Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).

- Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).

- Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)

- Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).

- Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).

- За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).

- Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).

*СЛАЙД №11

Раздел “ В мире сказок”.

1. Современная реклама.

Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

- Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” – А.С.Пушкин).

- Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).

- Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого).

- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского).

- Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского).

- Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”)..

*СЛАЙД №12

Раздел «Проверьте свою грамотность».

1. Грамматическая правильность

Задание: Закончить предложения, употребив существительное в правильной форме:

- Окна занавешены (тюль) = Окна занавешены тюлем (м.р.)

- Лицо скрыто (вуаль) = Лицо скрыто вуалью (ж.р.)

- Крышу кроют (толь) = Крышу кроют толем (м.р.)

- Вымою голову (шампунь) = Вымою голову шампунем (м.р.)

- Голова покрыта (шаль) = Голова покрыта шалью (ж.р.)

- Я встала, сняв ребенка с (колени). = Я встала, сняв ребёнка с коленей.

- Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). = Карантин по гриппу продолжался двадцать двое суток.

- Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). = Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель.

*СЛАЙД №13

2. Орфоэпическая правильность 

Задание: Расставить ударение и прочесть слова:

- звонит, красивее, баловать, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, досуг, предложить, квартал, щавель, коклюш, договор, жалюзи, ракушка, туфля, ходатайство.

*СЛАЙД №14

Задание: Произнеси правильно:

- пара (чулки, сапоги, гетры, носки) = пара чулок, сапог, гетр, носков;

- несколько (грузин, узбек, болгар, киргиз) = несколько грузин, узбеков, болгар, киргизов.

*СЛАЙД №15

 3. Лексика 

Задание: Исправить предложение:

- Он полный невежа в вопросах искусства. (Невежа-невоспитанный человек, а невежда – необразованный человек, несведущий в какой-либо области знаний).

- Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

- Коля является ведущим лидером нашей группы.

- Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.        

- Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

- Все дети своевременно выполнили заданное задание.

- Врачиха выписала детям лекарство.

*СЛАЙД №16

Раздел «Самые распространённые ошибки в речи воспитателя»

- Частое употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами;

- Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…

- Неуместное использование звукоподражательных слов;

- Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, позвОним вместо позвонИм;

- Наши ошибки! Чо – что (што), ихние - их, нету – нет, оделися- оделись, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить - класть, бежи – беги, позвонит – позвонит.

*СЛАЙД №17

 Раздел «Рефлексия». 

Методика «Неоконченное предложение».

- Практикум «Культура речи педагога» помог мне убедиться…

- Выполнять задания мне помогало…

- В ходе практикума мне было…

- Я оцениваю практикум …

*СЛАЙД №18

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко!

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло!

Ведь радуга, как речь, игрива,

Спонтанна, звучна и проста,

И удивительна красива

Во все былые времена!

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая?

Ведь от неё поёт душа!

Мой стих приобретёт известность,

И в этом есть свой толк, уместность!

Спасибо всем за нашу встречу,

За семинар «Культура речи!»

*СЛАЙД №19

Литература:

  1. Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.
  2. Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.
  3. Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.
  4. Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Росинка» Презентацию подготовила учитель-логопед: Сабурова М.В.

Слайд 2

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих

Слайд 3

«Компоненты речи» Качество языкового оформления Ценностно-личностные установки Коммуникативная компетентность Чёткий отбор информации Ориентация на процесс коммуникации

Слайд 4

«Требования к речи педагога» Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность Богатство Уместность

Слайд 5

«На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!»

Слайд 6

«Родственные слова» Лес Снег Зима Лёд Дуб

Слайд 7

«Этимология» Ежевика Шиповник Малина

Слайд 8

«Подскажите слово» «Похожие по звучанию слова»

Слайд 9

«Исправьте ошибки в пословицах » Одна голова – хорошо, а две – некрасиво. Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. Пришёл, увидел, купил. У каждого своя голова на шее. Мало хотеть – надо клянчить. Землю красит солнце, а человека – парикмахер. Быстрый сыр бывает только у мышки ловкой. Испокон века телевизор растит человека.

Слайд 10

«Составь пословицы» Язык, голова, болтает, отвечает, а. Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. Ум, б ез, крыльев, птица, без, как, книги. Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережёт, лису, ноги, кормят. За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. Бранятся, тешатся, только, милые.

Слайд 11

«Современная реклама»

Слайд 12

«Грамматическая правильность» - Окна занавешены (тюль ). - Лицо скрыто (вуаль). - Крышу кроют (толь ). - Вымою голову (шампунь). - Голова покрыта ( шаль). - Я встала, сняв ребёнка с (колени). - Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). - Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). . = ТЮЛЕМ = ВУАЛЬЮ = ТОЛЕМ = ШАМПУНЕМ = ШАЛЬЮ = КОЛЕНЕЙ = ДВАДЦАТЬ ДВОЕ СУТОК = ГРАБЕЛЬ

Слайд 13

«Орфоэпическая правильность» звонит = - квартал = красивее = - щавель = баловать = - коклюш = эксперт = - договор = деньгами = - жалюзи = сливовый = - свекла = творог = - ракушка = досуг = - предложить = -туфля = - ходатайство = ЗВОН И Т КРАСИВЕЕ БАЛОВАТЬ ЭКСПЕРТ ДЕНЬГАМИ СЛИВОВЫЙ ТВОРОГ ДОСУГ ТУФЛЯ КВАРТАЛ ЩАВЕЛЬ КОКЛЮШ ДОГОВОР ЖАЛЮЗИ СВЁКЛА РАКУШКА ПРЕДЛОЖИТЬ ХОДАТАЙСТВО

Слайд 14

«Орфоэпическая правильность» - Пара (чулки, сапоги, гетры, носки). =Пара ЧУЛОК, САПОГ, ГЕТР, НОСКОВ. - Несколько (грузин, узбек, болгар, киргиз). =Несколько ГРУЗИН, УЗБЕКОВ, БОЛГАР, КИРГИЗОВ.

Слайд 15

«Лексика» Он полный невежа в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошёл гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Все дети своевременно выполнили заданное задание. Врачиха выписала детям лекарство.

Слайд 16

«Самые распространённые ошибки» Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление лишних слов. Неуместное использование звукоподражательных слов. Ошибки в речи.

Слайд 17

«Неоконченное предложение» Практикум «культура речи педагога» помог мне убедиться… Выполнять задания мне помогало… В ходе практикума мне было…

Слайд 18

Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и постоянно заботящийся об ее усовершенствовании

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Речь педагога – пример для подражания».

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь....

Консультация для воспитателей "Речь педагога - пример для подражания"

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь....

Консультация "Требования к речи педагога дошкольного учреждения"

Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно акт...

Консультация для воспитателей "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".

В данном материале говорится о речи педагога, как образце для подражания воспитанников; о компонентах профессиональной речи (голос, дикция, выразительность, темп); о требованиях к качеству речи педаго...

Консультация "Требование к речи педагога"

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают техника речи педагога. Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая...