Отчет по самообразованию на тему „Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста“.
материал (средняя группа)

Съедина Светлана Владимировна

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_za_2023-24_u.g.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о выполнении плана работы по самообразованию

за 2023-2024  учебный год

Съединой Светланы Владимировны

Тема самообразования: „Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста“.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Основные задачи:

1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Содействовать нормализации речевой функции.

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

5. Информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей среднего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.

Этапы работы над темой самообразования

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки

1

1 Этап. Установочный

Изучение литературу и опыта работ по данной теме. Повышение своего профессионального уровня знаний.                                                                    Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Осень».                                                 Создание мнемотехнических таблиц для заучивания стихов об осени.                                               Обогащение развивающей среды.

Сентябрь.

2

2 этап. Обучающий.

Д/и.: «Прищепки»

Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту», "Пальчики, здравствуйте!"

Д/и. : «Шнуровка».                                           Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика».                           -Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.                          Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.                                                                  Способствовать усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости, терпения.

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Настольная игра «Мозаика».

Заучивание пальчиковых игр: «Чудеса Деда Мороза», «Снежок», «Прогулки». Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам.

Октябрь

Ноябрь

3

3 этап. Теоретический

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»,

«Деревья».

Заучивание стихов по мнемотехнике.                             Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра.

Консультация для родителей «Мнемотехника-это…»

Пальчиковые шаги. (Упражнения на развитие мелкой моторики.)

Заучивание пальчиковых игр: «Хозяйка», «Моя семья»,

«Тесто».

Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зима».                                        Повысить компетентность родителей по мнемотехнике.

Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

Развивать моторику руки, выполняя имитационные                                                 движения в сопровождении стихотворного текста.

Декабрь

Январь

Февраль

4

4 этап. Практический

Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зима», изготовление игры «Цифры-шнуровки».

Заучивание пальчиковых игр: "Новогодние игрушки", «Снежок», «Дедушка Мороз».         Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

-Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок                               -Заучивание пальчиковых игр: «Зимние забавы», «Сказки», «Игрушки».  -Заучивание стихов о зиме. развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.                                                     -Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.                             Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

В течении года

5 этап. Обобщающий

Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;                                                                                              Работа с конструктором Лего.

Заучивание пальчиковых игр: «Моя семья», «Варим кашу» Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников.

Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.

Рисование по трафаретам (собрать картотеку трафаретов).                                          Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Развивать фантазию и воображение                  

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

Март

Апрель

Май

Литература по теме самообразования

Время работы с материалами

Название, автор

Источник (сайт, издательство, год издания)

Сентябрь

 2023 г.

  Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Москва, 2009 г.

Октябрь

2023 г.

Светлова И. "Развиваем мелкую моторику"

ЭКСМО-Пресс, 2001 г.

Ноябрь

 2023 г.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги"

С-Пб, "Корона", 2007 г.

Декабрь

2024 г.

Крупенчук О. И. «Тренируем пальчики – развиваем речь“

Санкт-Петербург, 2013 г.

Январь

2024 г.

Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика"

АСТ, 2007 г.

Февраль

2024 г.

Крупенчук О. И. «Стихи для развития речи“

Санкт-Петербург, 2014 г.

Март

2024 г.

  Бардышева Т. Ю. «Расскажи стихи руками“

Москва, 2014 г.

Апрель

2024 г.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

СПб, Детство-ПРЕСС, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проделанной работе по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Отчет о проделанной работе по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Разнообразие действия руками, пальчиковые...

План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

План работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

План работы по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Мелкая моторика включает в себя координацию движений мелких мышц рук и пальцев, что необходимо для выполнения различных действий, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др...