"Методическая разработка"
методическая разработка (старшая группа)

Тибейко Наталья Ивановна

"Развитие мелкой маторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Опыт работы"146.35 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

Информация об опыте        137

Технология формирования опыта138

Результативность140

Библиографический список.

Приложение.

Тематическое планирование по «ленке» с детьми старшего дошкольного возраста        .

План взаимодействия с родителями        .

Конспекты непосредственно – образовательной деятельности        .

Информация об опыте.

   Большой потенциал детского творчества заключен в изобразительной деятельности детей. При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова), я пришла к выводу, что в работе с дошкольниками каждый вид изобразительной деятельности способствует развитию творческих способностей дошкольников.

   На занятиях лепкой развитие вышеперечисленных способностей имеет свои особенности. Так как любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности.

   Кроме того, лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка из соленого теста имеет важной значение для развития мелкой моторики кистей обеих рук, зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов, формирования умений и навыков работы с пластичными материалами, а также способствует развитию творческих способностей дошкольников.

   Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Сколько можно пользоваться надоевшим пластилином, фигурки из которого недолговечны и не поддаются раскрашиванию.

    Лепить из теста – одно удовольствие. Соль, мука, вода – вот и все, что нужно для умелых рук. Лепка из соленого теста - «Тестопластика», относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая еще не нашла широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну и актуальность творческой работы.

Цель и задачи

  Целью творческой работы являлось создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами пластилина.

Для достижения цели определены и решены следующие задачи:

1. Создать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников, посредством применения технологии пластилина.

3. Разработать и внедрить комплекс занятий , способствующих развитию творческих способностей дошкольников.

4. Определить эффективность развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами пластилина.

     Предмет исследования: процесс обучения детей дошкольного возраста лепке из .

Технология формирования опыта.

   Мною был разработан и реализован тематический план работы и занятия с детьми , а также мероприятия с родителями и коллегами, направленные на развитие творческих способностей дошкольников .

   Техника лепки предметов, которая является исконно русским изобретением, следовательно, знакомя детей с, мы, невольно приобщаем их к русской национальной культуре. Позволяет, облегчает передачу характерных особенностей при лепке человека, животных и птиц, что развивает творческие способности, улучшает координацию движений.                                                                                         Взаимодействие с родителями – это сложная и важная часть деятельности воспитателя ДОУ, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для развития творческих способностей дошкольников. В связи с творческой темой изменилось оформление родительских уголков они стали яркими, привлекательными, в соответствии с направлением творческой работы. Регулярно проводились выставки, на которых демонстрировались изделия созданные детьми.    

   Работа с педагогическими кадрами по развитию творческих способностей дошкольников занимает особое место в системе дошкольного образования. В ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации. На мероприятиях знакомила воспитателей с литературой по проблеме развития творческих способностей дошкольников посредством лепки, а также с принципами разработки и реализации перспективных и тематических планов работы по творческой теме   При составлении и проведении конспектов занятий учитывались следующие моменты: программные задачи по разделу «Лепка» для детей дошкольного возраста; усложнение в освоении детьми способов мелких деталей фигуры определенным цветом; формирование познавательного интереса к процессу лепки разные виды лепки  – предметная и сюжетная, объемная; показ технологии изготовления художественных поделок; показ технологических операций (в зависимости от темы, постановки задач обучения и сюжетной линии занятия использовался целостный, частичный или фрагментарный показ).

   Характер проведения занятий – эмоционально-игровой

   Для того чтобы заинтересовать детей, в начале занятия можно прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направлять их внимание с начала занятия на обдумывание образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета.

   При обучении лепке детей дошкольного возраста воспитатель применяет многие методы и приемы, которые определяется конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходятся все время сравнивать с ней свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединить детей маленькими группами и каждому предложить взять предмет в руки и, ощупав его форму, рассказать о ней. На занятии натуру следует рассмотреть еще раз. Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчеркивает характер формы предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. В том случае если дети знают, как лепить, то они приступают к изображению, а если нет, то воспитатель частично показывает необходимые способы. Полный показ приемов детям применяется, чаще всего, кроме тех способов изображения, которые детям уже встречались. Например, дети лепят уточку. Способ изображения исходной формы знаком детям, поэтому воспитатель показывает лишь как из овала вытягивается шея, голова и хвост.

   Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а делали это с расчетом на последующее изображение.

   Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.

   Формы анализа могут быть разные. При организации работы соблюдали следующие принципы: выбор содержания занятий с учётом личных склонностей детей; опора на самостоятельную творческую инициативу детей; знакомство детей с новыми видами творчества; повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку; начинать с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда.

   Реализация индивидуального и подгруппового обучения не всегда осуществима на фронтальных занятиях, поэтому эти формы работы реализуются в иных режимных процессах. Отдельные приемы, как, например, изображение фактуры стекой, можно показать всем ребятам сразу, но в основном приходится подсказывать или показывать отдельно каждому. Индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение на занятиях по лепки .Фронтальный показ способов лепки используют ограниченно, так как все внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей. Воспитатель наблюдает, как ребенок планирует работу, с чего начал ее (заготовил части, разделив глину, или собирается лепить из целого куска). Вопросами педагог направляет ребят на правильное изображение характерной и выразительной формы и динамики. Например, он обращается к ребенку и предлагает: «Подумай, в каком положении у петуха шея и голова, когда он поет? Какой толщины шея около головы и около туловища?». Если предполагается коллективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой дает задание. Тема, изучаемая на занятии, закрепляется, повторяется во время наблюдений, организованного труда, игр.

  Итак, внедрение технологии пластилина проводилось на основании разработанного тематического плана комплекса занятий. Основное внимание на занятиях уделяли формированию практических умений и навыков работы, выполнению элементов композиции, правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.

   Дошкольники по окончании комплекса занятий должны знать и уметь: Приемы соединения деталей в поделках. Основные приемы лепки. Приемы разметки по пластилину. Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков. Работать как под руководством воспитателя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения. Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства. Творчески подходить к выполнению работы.

Результативность.

  Цель: диагностического исследования - определение уровня развития творческих способностей детей старшего  дошкольного возраста.

Задачи: 1. Разработать вопросы беседы, направленной на выявление знаний о тесто пластики и провести ее с детьми.                                                                           2.Подобрать методику для определения уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и провести ее с детьми.                                             3. Разработать и провести диагностическое занятие лепки из соленого теста с детьми по подгруппам, направленное на выявление владения детьми знаниями и умениями при изготовлении изделия из соленого теста.

   Рассмотрим результаты исследования уровня развития творческих способностей детей, полученные за прошедший год на контрольном этапе творческой работы в старшей группе. Контрольное исследование показало, что правильный подбор способов, методов и приемов работы лепки из соленого теста явился эффективным средством повышения уровня творческих способностей. Благодаря этому увеличился высокий уровень знаний до 30%, а низкий уровень уменьшился до 10%.                                                                                                                                          Таким образом, динамика уровня развития творческих способностей дошкольников старшей группы показала, что уровень повысился, в результате применения комплекса занятий тесто пластики.

1. Для определения знаний и умений детей лепки из соленого теста была разработана серия вопросов к индивидуальной беседе с учетом требований по разделу «Лепка» типовой программы «Детство». Вопросы были направлены на выявление знаний о свойствах соленого теста, умений изготовления изделий из теста, практической значимости данной техники для ребенка.

Вопросы беседы.

  1. Что такое тесто?
  2. Для чего оно необходимо людям?
  3. Что можно слепить из теста?
  4. Как лепить калачик?
  5. Как слепить пирожок?
  6. Что вы умеете делать из теста?
  7. Вам нравится работать с тестом?

Были определены следующие уровни теоретических знаний о тесто пластики:

высокий уровень – полный, правильный ответ, адекватный поставленным вопросам;

средний уровень – ответ достаточный, имеет понятие об основных приемах лепки вообще, может применить данные знания к тесто пластики;

ниже среднего уровень характеризуется неполным ответом, незнанием основных приемов лепки, не имеет достаточного понятия о тесто пластики;

низкий уровень – отказ от ответа не имеет представления о тесто пластики.

Были получены следующие результаты беседы, которые отображены на рисунке 1.

http://add.coolreferat.com/tw_refs/3/2484/2484_html_7dc4a9ad.png

Рисунок 1. Диаграмма показателей уровня знаний по беседе о тестопластики детей среднего дошкольного возраста

   Таким образом, можно сделать вывод, что знания детей старшей группы ограничиваются знаниями и умениями о лепки из пластилина, небольшой процент детей имеет представления о лепки из соленого теста, затрудняются называть область применения поделок из теста.

2. Проведена диагностика уровня развития художественного творчества из методики П. Торренса (Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности [18]) .

Материалы: тесто, стека, доска для лепки.

   Инструкция: (проводится с подгруппой) Ребята, вы получили тесто специально приготовленное для лепки. Сейчас хорошенько подумайте, что можно слепить из соленого теста любым известным вам приемами и способами, вы также можете использовать любые другие дополнительные материалы для украшения и скрепления деталей. Полученную композицию или изделие назовите. Оценивание: выполненное задание оценивалось по следующим показателям: Оригинальность: 0 баллов - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок. 1 балл - жук, человек, черепаха, лицо, шар. 2 балла - нос, остров. 3 балла - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба. 4 баллов - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета. 5 баллов - остальные композиционные аппликации. Разработанность: один балл за каждую значимую деталь. Название: 0 баллов - обычное название. 1балл - простое описание. 2 балла - описательное название. 3 балла - необычное название.

  При анализе полученных изделий отмечено у трех детей (Мирон А., Сережа Н., Женя Н.) изделие небольшое по размеру, шаблонного типа. Техника слабая, изделия неаккуратные. Сюжет не присутствует. У Полины В., Сережи Н., Даши Ч. объекты мелкие. Кусок теста использован не полностью. Цвет типичный. Но выполнение задания не традиционное, а скорее ассоциативное - изображает не сам предмет, а ему сопутствующие, или включает предмет в воображаемую ситуацию, где он становится второстепенной деталью общего замысла. У Саши К., Дениса Б. поделки живые, как правило, несколько интерпретаций на одну тему, но не дублирующие, а разные. Изделия включаются в динамический сюжет, иногда несколько действий в нескольких проекциях. У Марины Г., Ульяны Ч. изделия мелкие, имеют сюжет, созданные изделия включены в общую композицию. Хорошая техника исполнения, правильная передача пространственных отношений. У Дианы С., Вероника М, Валерии П. поделки отличаются правильностью, детализированностью, законченностью. Тщательно продумывают сначала весь замысел, воплощают постепенно от главного к деталям, уделяя равное внимание даже мельчайшим подробностям. Фантазии мало, но то, что уже видели и делали, копируют хорошо. У Игоря Б., Руслана Б., узоры мелкие. Техника очень слабая. Полученное изделие никак не комментируют. Отсутствие композиции. По замыслу изображают абстракцию, ничего не ясно, никак не объясняют. У Вани Г., Аркадия, Виктории П. техника аппликации очень слабая, замысел небогат, активно рассказывают о нем, но не хватает умений для его реализации. Нет композиции, изделие одиночное. У Алены О. оригинальные поделки по замыслу. Аккуратна, передает все детали. Использует дополнительные материалы, палочки, листья, семена клена, цветную бумагу. Характерные черты подчеркивает позой, композицией. У Ангелины Ж.. техника изображения и аккуратность исполнения достаточны. Старается в задании найти яркий отличительный признак и его изображать. Поделки динамичные, богатый сюжет. Отражает собственное видение мира, свои интересы, ассоциативное мышление. К анализу работы относится нормально, но не учитывает ошибки на будущее.

   По итогам проведенного задания из методики П. Торренса в старшей группе получены следующие результаты. 50% детей затрудняются в выборе содержания узора, расположении и в графических умениях. Лишь у некоторых детей (20%) проявляются увлеченность художественной деятельностью, владение графическими материалами, ручная графическая умелость, умение менять направление движения, композиционные умения. Результаты отражены в виде диаграммы на рисунке 2.

http://add.coolreferat.com/tw_refs/3/2484/2484_html_58904570.png

Рисунок 2. Диаграмма уровней развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста по методике П. Торренса

3. А также проведено занятия «Чудо-лепешка» с использованием технологии «Тестопластики», с целью определения уровня развития практических умений по работе с соленым тестом  (конспект занятия в приложении). Предложено оборудование и материалы: цвет выбирали дети, цветное и обычного цвета тесто, стеки, доски, салфетка на каждого ребенка.

  В начале занятия проведена предварительная беседа с детьми, для активизации памяти и воображения. Проведен инструктаж по безопасности.  Предложен показ изготовления калачика из соленого теста педагогом, на котором педагог объяснил особенности тестопластики последовательность изготовления поделки из теста, особенности соединения деталей между собой. Затем дети приступили к изготовлению своих изделий, которые начинаются с продумывания замысла, изготовления основных и по необходимости дополнительных деталей. Оказывалась индивидуальная помощь в подборе материала, и приема лепки. По окончании проведен анализ работ, при котором учитывалась степень самостоятельности, аккуратность выполнения, соответствие теме.  По итогам проведенного занятия пришли к выводу, что дети имеют затруднения в технике изготовления поделок из соленого дета, затрудняются в соединении деталей, скатывании. У многих детей тесто рассыпалось из-за недостаточности силы сжатия, или, наоборот, от его избыточности, от сильного прижатия салфеткой тесто приставало к ней, все это говорит о недостаточных умениях работы с соленым тестом.

  На основании проведенных методик диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста были подобраны следующие критерии уровней развития творческих способностей с использованием техники «Тестопластика»: 1. Способность к созданию образа. 2. Способность к отражению его с помощью нетрадиционных изобразительных средств (теста). 3. Способность творчески и рационально применять различные приемы и материалы для изображения объектов.  На основании критериев были определены уровни развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством тестопластики.

1 уровень. Ярко проявляется увлеченность лепкой. Владеет различными изобразительными материалами, развиты технические навыки изображения объектов с помощью пластилина, глины и теста, проявляет умение самостоятельно подбирать материал для создания образа. Достаточно развиты творческие способности.

2 уровень. Проявляет интерес. Технические навыки изображения объектов с помощью теста недостаточно сформированы. Отмечается стремление создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но задуманный художественный образ с помощью теста в полной мере передать не может. Недостаточно развиты творческие способности.

3 уровень. Не проявляет выраженного интереса к лепке с использованием соленого теста. Технические навыки использования теста для изображения объектов отсутствуют. Слабо развиты творческие способности. Полученные данные, отражены на рисунке 3.

Исследование уровня развития творческих способностей детей показало, что количество детей с первым уровнем развития творческих способностей 30% от общего числа дошкольников. Количество детей со вторым уровнем – 30%. Число детей, относящихся к третьему уровню преобладает и составил – 40%. Итак, уровень развития творческих способностей детей на констатирующем этапе работы можно охарактеризовать, как недостаточный. Для более эффективного развития творческих способностей и ручной умелости детей дошкольного возраста использовали технику «Тестопластики».

http://add.coolreferat.com/tw_refs/3/2484/2484_html_73645341.png

Рисунок 3. Диаграмма уровней творческих способностей детей дошкольного возраста

Трудоемкость

В ходе реализации работы выявлены такие проблемы, как: недостаточность использования в  педагогическом процессе нетрадиционных материалов в продуктивной деятельности, являющихся средством развития творческих способностей; отсутствие программно-методических пособий по развитию творческих способностей посредством использования техники «Тестопластики» в ДОУ, недостаток финансирования дошкольного образования и как следствие отсутствие возможности создать современную материально-техническую базу, педагогическое бездействие некоторых родителей.

Адресная направленность

  Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Именно лепка имеет уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка его интеллектуальных и творческих задатков. Практическая значимость творческого проекта состоит в разработке комплекса занятий, который является средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста, и одним из способов повышения ручной умелости, а также формой организации педагогического процесса в ДОУ. Конспекты занятий, предложенные в данной работе, могут быть использованы воспитателями ДОУ. Полученные результаты могут быть использованы при повышении квалификации педагогов и организации работы с детьми в процессе развития творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...