Картотека игр по сенсорному развитию детей с ОВЗ данный материал рекомендован воспитателям и родителям.
картотека (старшая группа)

Боковая Елена Анатольевна

Данный материал включает в себя картотеку игр с использованием дидактического пособия «Чудесная коробочка». Игры направлены на сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Дидактическая игра «Чудесная коробочка» предназначена для детей с 2 до 8 лет, но, при желании, в нее могут играть и люди более старшего возраста. Легко сделать своими руками. Универсальна, многофункциональна в применении. Подходит как для индивидуальной игры, так и игры в групповой форме. Принцип игры напоминает принцип игры «Волшебный мешочек».

Но в коробочке есть свои преимущества:

В процессе игры участвуют обе руки, а это значит, что ребенок получает полный спектр тактильных ощущений.

Нет возможности заглянуть в коробочку, как в мешочек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_dlya_roditeley.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по сенсорному развитию детей с ОВЗ

Цель: совершенствование сенсомоторных способностей и ассоциативно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:  
-  развивать сенсорные способности;

- развивать мелкую моторику рук, двигательную память;

- стимулировать умение описывать то, что ощущается руками; активизировать словарный запас;

- развивать познавательный интерес, творческое воображение, фантазию.
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе и умение сосредоточиться.
Оборудование: коробка средних размеров с отверстиями для рук по бокам; наборы мелких игрушек, геометрические объемные фигуры; пластмассовые формочки, изображающие животных (для игр в песке или из логических кубов); муляжи фруктов и овощей, парные фигурки, игрушечная мебель, посуда и т.д.

Игры для младших дошкольников

Материалы: игрушки небольших размеров, геометрические плоские (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат) и объемные фигуры (кубик, кирпичик, шар).

«Что нашел?»

Цель: развивать умение на ощупь находить игрушку и называть ее.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько знакомых игрушек. Спрашивает детей, как они называются. Предлагает пощупать их. Разбирает вместе с детьми их характерные (отличительные) признаки (длинные ушки, хвостик, колеса и т.д.). Затем убирает их в коробку. И предлагает:

1 вариант. На ощупь определить: какая игрушка попалась в руки и назвать ее.

2 вариант. На ощупь найти определенную игрушку.

По принципу игры «Что нашел?» закрепляются темы: «Геометрические фигуры», «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные»

«Найди новую игрушку»

Цель: расширять представления о предмете путем совмещения зрительных образов с тактильными ощущениями.

Ход игры:

Воспитатель знакомит детей с новой игрушкой. Называет ее, с помощью наводящих вопросов описывает вместе с детьми внешние признаки. Затем игрушка кладется в коробку вместе с знакомыми игрушками. Каждый ребенок должен найти на ощупь в коробке новую игрушку и назвать ее.

«Большой и маленький»

Цель: закрепление представлений о величине предметов.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель показывает детям пары игрушек (3-4), отличающихся размером (например, большой и маленький медвежонок). Обсуждает с детьми как называются игрушки и чем они отличаются. Маленькие игрушки прячутся в коробочку, а большие выкладываются на столе перед детьми (или наоборот, на усмотрение воспитателя). Воспитатель приглашает одного ребенка, показывает любую большую игрушку и просит найти в коробочке такую же маленькую.

2 вариант. Воспитатель кладет в коробку все пары игрушек, различающихся по размеру. Детям предлагается найти эти пары и назвать найденные предметы.

Игры для средних дошкольников

Материалы: игрушки небольших размеров, домашние и дикие животные, и их детеныши; геометрические плоские и объемные фигуры; муляжи фруктов и овощей, кукольная мебель, посуда, транспорт, цифры.

«Угадай, что это?»

Цель: развитие двигательной памяти.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель прячет в коробке игрушки или геометрические фигуры, с которыми дети играют каждый день, но детям их не показывает. Каждый ребенок, по очереди, отгадывает игрушку или фигуру, которую он взял в руки, называет ее правильно и внятно.

2 вариант. Ребенок описывает игрушку или фигуру, а дети должны угадать, что он нашел.

3 вариант. Мальчики ищут машинки, солдатиков, конструктор, а девочки - кукол, посуду, мебель. Потом наоборот – девочки ищут игрушки для мальчиков, а мальчики – для девочек.

«Овощи-фрукты»

Цель: развитие умения классифицировать.

Ход игры:

Воспитатель кладет в коробочку овощи вместе с фруктами и просит ребят достать по одному все овощи (или только фрукты).

«Дикие-домашние животные»

Цель: развитие умения классифицировать.

Ход игры такой же как «Овощи-фрукты»

«Детеныши животных»

Цель: закрепление умения правильно проговаривать названия детенышей животных.
Ход игры:

В коробочку складываются мелкие игрушки: котёнок, поросёнок, цыплёнок, утёнок, гусёнок, телёнок, козлёнок, зайчонок, ежонок, лисёнок, медвежонок, львёнок. Дети достают из нее одну игрушку, показывают её всем и громко называют. Воспитатель следит, чтобы дети правильно и внятно проговаривали названия детеныша животного. Если кто-либо затрудняется назвать игрушку, воспитатель помогает ему.

«Какую цифру нашел?»

Цель: развитие умения находить на ощупь и называть цифры от 1 до 5.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель показывает цифру (их можно вырезать из картона или приобрести готовые наборы), просит ребенка найти в коробочке такую же и громко, внятно назвать ее.

2 вариант. Ребенок выбирает в коробочке любую цифру, называет ее (я нашел цифру 4), а потом показывает детям.

«Посуда»

Цель: развивать мелкую моторику рук, активизировать словарный запас.

Ход игры:

1 вариант. Ребенок достает из коробочки один из видов посуды и называет ее.

2 вариант. Воспитатель просит ребенка найти определенный вид посуды.

3 вариант. Ребенок достает из коробочки предмет и должен сказать для чего нужен данный вид посуды (бокал нужен, чтобы пить воду, чай, компот).

Игры «Мебель» и «Транспорт» проводятся по подобию игры «Посуда».

Игры для старших дошкольников

Материалы: игрушки небольших размеров; сложные геометрические объемные и плоские фигуры (сфера, многоугольник, трапеция, ромб); предметы, сделанные из разных материалов (железо, дерево, пластмасса, ткань, вата); пластмассовые формочки, изображающие животных (для игр в песке или из логических кубов); насекомые; обитатели моря.

«Угадай, что нашел?»

Цель: развитие сенсорных способностей.

Ход игры:

1 вариант. В коробку кладутся игрушки, неизвестные детям (это могут быть пластмассовые формочки, изображающие животных (для игр в песке или из логических кубов). Ребята должны определить на что похожа эта игрушка и высказать свои предположения, обосновав их.

Можно устроить соревнование. Побеждает тот, кто угадал больше игрушек.

2 вариант. Ребенок описывает игрушку, которую нашел, а дети отгадывают что это.

3 вариант. Каждый участник игры, до ее начала, выбирает себе одну фигурку, обследует ее и запоминает. Все фигурки прячутся в коробке. Затем каждый ребенок достает из коробочки только тот предмет, который выбрал в начале.

«Овощи-фрукты»

Цель: развитие умения анализировать.

Ход игры:

В коробочке муляжи овощей и фруктов лежат вместе.

1 вариант. «Найди овощи для супа (салата)», «Варим компот».

2 вариант. Вынимая из коробки овощ или фрукт, ребенок должен описать какой он на вкус и что из него можно приготовить.

«Дикие-домашние животные»

Цель: развитие активного словаря.

Ход игры:

В коробочке лежат и дикие, и домашние животные.

Доставая из коробочки животное, ребенок должен рассказать кто это, где оно живет и что может делать.

«Найди цифру»

Цель: развитие умения находить на ощупь и называть цифры от 0 до 9, закрепление прямого и обратного счета.

Ход игры:

1 вариант. Ребенок выбирает в коробочке любую цифру, показывает ее детям и называет.

2 вариант. Дети загадывают какую цифру должен вытащить из коробки ребенок.

3 вариант. Ребята достают цифры в порядке возрастания (или убывания) и выкладывают их на столе

«Назови букву»

Цель: развитие умения находить на ощупь буквы русского алфавита (по мере их изучения).

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель кладет в коробку 7-8 букв. Ребенок выбирает в коробочке любую букву, показывает ее детям и называет.

2 вариант. Дети загадывают какую букву должен вытащить из коробки ребенок.

По этому же принципу идет закрепление знаний о геометрических фигурах.

«Угадайка»

Цель: развитие умения классифицировать.

Ход игры:

Воспитатель кладет в коробку по 2 штуки каждого вида игрушек. Ребенок достает игрушку и говорит: «Я нашел стул. Стул – это мебель» или «Я нашел пчелу. Пчела - насекомое» и т.д.

«Из чего это сделано?»

Цель: развитие сенсорных способностей.

Ход игры:

Воспитатель кладет в коробку предметы, сделанные из разных материалов (железо, дерево, пластмасса, ткань, вата). Ребенок должен на ощупь определить из чего сделан предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста

Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего, развитие каждого из этих качеств, способствует э...

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Занимательный материал по формированию представлений о цвете, форме, размере предметов; на развитие мелкой моторики рук младших дошкольников...

«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...

Методические рекомендации для родителей «Картотека игр на сенсорное развитие детей»

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....

Методические рекомендации для родителей «Картотека игр на сенсорное развитие детей»

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....