консультация для педагогов на ММО "Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях "
консультация

"Формы взаимодействия с семьей" консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл взаимодействие с семьей19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов (ММО)

Тема: Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях

Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Однако современные условия жизни и формируемые ими запросы общества определяют важность поиска наиболее эффективных методов взаимодействия воспитателя с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.  

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

Цель взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС: формирование педагогического партнерства между субъектами образовательного процесса, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации.

Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами.
2. Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников.
3. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
4. Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях.
5. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектива.
6. Расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия.
7. Создать условия для творческой самореализации родителей и детей.
8. Способствовать формированию педагогической компетентности родителей.

Для решения поставленных задач мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы и подходы сотрудничества с родителями.

В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.

Партнерское взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников предполагает:
- взаимопомощь,
- взаимоуважение и взаимодоверие,
- знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении,
- обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Условия успешной работы с родителями:
- изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска;
- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- доброжелательность и открытость.

Формы взаимодействия с семьей

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей  играют доминирующую роль среди форм общения педагог – родители. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.

Основная роль в этом направлении принадлежит родительским собраниям  (общим и групповым), консультациям, беседам и др.

Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Лекции — консультации, отчеты, беседы уже не находят отзыва в душе родителей. Поэтому нужно стараться использовать нетрадиционные формы. Например, проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр:  «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?» или же в виде «Педагогической лаборатории», «Аукциона», «Душевного разговора», «Ток — шоу». 

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями, привлечь их к выполнению заданий и т.д.

Для психологического просвещения родителей в ДОУ можно использовать, например,  и такие формы работы:

  • семинары-практикумы;
  •  дискуссии по проблеме;
  • вечер вопросов и ответов;
  • дни добрых дней;
  • подбор и распространение психолого-педагогической литературы;
  • подготовка памяток, рекомендаций, педагогических бесед (групповых и индивидуальных). 

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является — индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через посещение семьи,  изучение ее специфики, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. 

Может использоваться досуговая форма организации общения, которая призвана устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

В форме совместных праздников и развлечений можно провести такие традиционные мероприятия, как «Осенины», «День матери», «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Праздник мам», «День защитников Отечества», «День именинника», «День Победы», «До свиданья, детский сад» , а также спортивные развлечения, такие как «Зимняя  эстафета», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Летний спортивный праздник» и т.д.

Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители  выступают в роли непосредственных участников:  участвуют в различных конкурсах, читают стихотворения, поют песни, рассказывают интересные истории, имеют возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и через организацию разнообразных выставок творческих работ. При оформлении зала для КВН «Люби и знай родной свой край» использовались совместные работы детей и родителей подг. гр. «Лес глазами детей».

Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, самое вкусное блюдо не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.

Таким образом, важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.


Литература:

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Основные направления деятельности воспитателя детского сада лежат в плоскости  партнерских отношений. Опыт взаимодействия показал, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы дошкольно...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях

Презентация состоит из трёх частей.В ней представлен  материал о том, как в нашем саду проводится работа с родителями.Надеюсь,что наш опыт пригодится молодым педагогам....

Консультация для педагогов ДОУ "Взаимодействие детского сада и семьи"

     У ребенка дошкольного возраста психика пластична, легко поддается изменению под воздействием внешней среды. Семья и детский сад - та основная внешняя среда, которая должна о...

Консультация для воспитателей "Формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе"

Консультация для воспитателей на тему "Формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе"...

Консультация для педагогов ДОУ " Взаимодействие детского сада и семьи"

quot; Взаимодействие детского сада и семьи"Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развит...