Инновационный проект приуроченный к году семьи в Российской Федерации, по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя семья – моя Родина!»
проект
Инновационный прпоект приуроченный к году семьи в Российской Федерации, по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Моя семья- моя Родина!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsiya.docx | 811.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект приуроченный к году семьи в Российской Федерации,
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
«Моя семья – моя Родина!»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
2. План работы с детьми
3. План работы с родителями
4. Деятельность педагогов по реализации проекта
5. Ожидаемые результаты работы
6. Поэтапный план реализации проекта
7. Наработки по проекту
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
Актуальность темы. 2024 – год в России объявлен годом Семьи, указом президента от № 875 «О ПРОВЕДЕНИИ В РФ ГОДА СЕМЬИ». В 2024 году будет уделено особое внимание развитию семейных ценностей, укреплению института семьи и усилению мер поддержки. В образовательных организациях усилена работа с воспитанниками по данному направлению.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Данная тема позволит поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.
Цель проекта – формирование и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта:
- формировать в сознании взрослых и детей семейные ценности, любовь к своей семье, родному дому;
- возрождать нравственные традиции в современной семье;
- содействовать благоприятному взаимодействию семьи и ДОУ;
- повысить авторитет родителей.
- привлечь старшее поколение в помощь молодым родителям.
Cрок осуществления проекта: 2024 учебный год (для каждой возрастной группы).
Методы и приёмы:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения.
- элементарный анализ.
- метод моделирования и конструирования.
- метод проектной деятельности.
- метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
- беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Форма презентации. Совместный праздник с родителями и детьми «Папа, мама и я – дружная семья».
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
1. Обследование знаний детей.
2. Определение проблемы.
3. Подготовка и оформление теоретического и практического материала.
4. Занятия по познавательной деятельности, ознакомлению с семьями воспитанников, сбор фотоматериалов, оформление альбомов, газет, выставок.
5. Чтение художественной литературы.
6. Тематические беседы.
7. Составление генеалогического древа семьи.
8. Праздники, развлечения совместно с родителями и воспитателями.
Деятельность детей во время реализации проекта
1. Ознакомление с окружающим:
- «Познакомлю со своей семьей» (рассматривание картин, фотографий семьи, составление детьми рассказов о своей семье: как зовут родителей, бабушек и дедушек, сестер, братьев; чем любит заниматься моя семья, ее праздники, традиции, рисование на тему «Моя семья»).
- «Мое дерево семьи» (рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о членах своей семьи; подбор семейных фотографий для составления генеалогического дерева).
2. Развлечение «День благодарения бабушек», досуг «Бабушкина сказка», спортивный праздник «А ну – ка, папы!», «Дружно весело играем, наших пап мы поздравляем», «Мамочку свою – очень я люблю», «15 мая – Международный день семьи».
3. Беседы с детьми на тему:
- «Моя семья»;
- «Мои братья и сестры»;
- «Мой день дома»;
- «Выходной день в нашей семье»;
- «Я и мой папа»
- «Наши бабушки и дедушки»
- «Традиции в нашей семье»
- «О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами семьи».
4. Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Семья».
5. Создание группового альбома «Вместе - дружная семья».
6. Выставка рисунков «Портрет любимой мамочки», «Рисуем вместе с папами», «Мои братья и сестры».
7. Разучивание песен, стихов о маме, папе, бабушке.
8. Чтение художественных произведений о семье и ее членах.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание в вашей семье»
2. Определение основных форм работы с родителями, составление плана.
3. Совместная деятельность (праздники, развлечения).
4. Приглашение родителей на просмотр занятий.
5. Консультации.
6. Изготовление стендов, газет, выставок для родителей.
7. Составление группового альбома, генеалогического древа семьи, семейного герба.
8. Оформление материалов и методических рекомендаций для родителей.
Деятельность родителей во время реализации проекта
1. Беседы с детьми о своей семье, родословной.
2. Создание семейного герба.
3. Составление генеалогического древа семьи.
4. Участие бабушек в групповых мероприятиях «Бабушкина сказка», «День благодарения бабушек»;
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ
1. Подготовка и проведение праздничных концертов «Мамочку свою – очень я люблю» (к Дню матери), «Праздник мам», конференции для пап «Самый дорогой мой человек».
3. Составление конспектов занятий, досугов, развлечений.
4. Создание предметно-развивающей среды в группах воспитанников: семейные уголки с семейными альбомами «Папа, мама и я - вместе дружная семья» (отдых, досуг семей), «Профессии моей семьи», пополнение среды сюжетно-ролевыми и дидактическими играми.
5. Изучение социального паспорта семей своей группы.
6. Разработка памяток родителям по нравственно-патриотическомму воспитанию дошкольников.
7. Создание библиотеки для родителей «Школа мудрости».
8. Организация мини – музея «Семейные реликвии».
9. Проведение праздника «Папа, мама и я – дружная семья».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
- В результате реализации проекта повысится образовательный уровень родителей в вопросах воспитания детей, появится интерес к жизни детей в детском саду, в семье повысится уровень общения членов семьи друг с другом.
- В группах будут созданы семейные уголки, в которых будут находится семейные альбомы «Папа, мама и я - вместе дружная семья» (отдых, досуг семей), «Профессии моей семьи».
- Будут разработаны конспекты тематических занятий, праздников и развлечений; методические рекомендации по работе с семьями разных типов; памятки родителям по нравственно-патриотическому воспитанию их детей.
- Игровая развивающая среда пополнится сюжетно-ролевыми и дидактическими играми.
- Будет создана библиотека для родителей «Школа мудрости».
- Организуется мини – музей «Семейные реликвии».
- Будет проведена консультация для пап «Самый дорогой мой человек».
ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта | Месяц | Содержание деятельности | ||
I этап – накопление знаний | Январь | Рассматривание иллюстраций, открыток с детьми на тему «Познакомлю со своей семьей». | ||
II этап – практический | Февраль | Составление детьми рассказов о своей семье: как зовут родителей, бабушек и дедушек, сестер, братьев; Консультация для пап «Самый дорогой мой человек» Праздничный концерт «Дружно весело играем, наших пап мы поздравляем» (к Дню защитника Отечества) Изготовлениепоздравительных открыток своими руками для пап. «Старый дед и внучек» Л. Толстой | ||
Март | Изучение истории семьи. Рассказы детей о том, чем любит заниматься моя семья, ее праздники, традиции. Выставка рисунков «Портрет любимой мамочки». Изготовление поздравительных открыток своими руками для мам. «Мамина работа» Е. Пермяк С/р игра «Мама варит обед»; | |||
Апрель | Беседа «Мой день дома», Беседа о братьях и сёстрах, «Мамы и дочки»(25 апреля – День дочерей); Создание группового альбома «Вместе - дружная семья». Выставка рисунков «Мои родные братья и сестры». (10 апреля – День брата и сестры) | |||
Май | Беседа «Моя семья»; «Цветик-семицветик» В. Катаев | |||
Июнь- Август | Беседа «Традиции в нашей семье», «Выходной день в нашей семье», «Летний отдых нашей семьи»; Праздник«1 июня - День защиты детей» Изготовление генеалогического древа семьи «Мое дерево семьи»; Выставка рисунков «Моя семья» Праздничное мероприятие «8 июля – День семьи, любви и верности» Создание библиотеки для родителей «Школа мудрости» Сочинение стихотворений о собственной семье; Чтение художественной литературы: «Синяя чашка» М. Матвеева Дидактические игры: «Родственные отношения», «Я и вся моя семья» Консультация для родителей «Прививаем любовь к семейным традициям» | |||
Сентябрь | Беседа с детьми о бабушках и дедушках; | |||
Октябрь | Беседа «Я и мой папа», познакомить с профессией папы; (третье воскресения октября – День отца) С/р игра «Помощники»; Д/и «Как тебя зовут?»; Чтение художественной литературы. «Старый дед и внучек» Л. Толстой Спортивный праздник «А ну – ка, папы!» | |||
Ноябрь | Беседа «Милая мамочка моя»; Чтение художественной литературы: «Мамина работа» Е. Пермяк С/р игра «Мама варит обед»; познакомить детей с трудом мамы; Праздничный концерт «Мамочку свою – очень я люблю» (к Дню матери) | |||
III этап – заключительный | Декабрь | Беседа с детьми «О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами семьи» |
7. НАРАБОТКИ ПО ПРОЕКТУ
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Патриотическое воспитание в вашей семье»
1. Что вы понимаете под термином «Патриотическое воспитание».
2. Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
3. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? Ваше мнение.
4. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
5. Как Вы считаете, кто несет ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?
6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей с традициями семьи, детского сада, с символикой города, государства?
7. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
8. Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором Вы живете?
9. Востребована ли тема патриотического воспитания в Вашей семье?
10. Необходимо ли увеличивать запас знаний детей по истории родного города, края, страны?
Благодарим Вас за сотрудничество!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Если в детстве ребенок испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, то он приобрел эмоциональный опыт, который поможет ему в дальнейшей жизни справиться со многими ситуациями.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – семьи, родного дома, детского сада, своей улицы и родного города.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
- Во время прогулок расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Вместе с детьми принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению детского сада и своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ребенку книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, за примерное поведение в общественных местах.
- Проводите больше времени со своими детьми.
- Служите личным примером в воспитании патриотизма у детей.
ПЛАН
основных мероприятий МБДОУ №12 «Сказка», посвященных Году семьи
Наименование мероприятия | Срок проведения | Ответственные исполнители | ||
1. Праздничные мероприятия | ||||
Торжественный утренник, посвященный открытию Года семьи | Январь | Старший воспитатель, музыкальный руководитель | ||
Торжественный утренник в честь закрытия Года семьи | Декабрь | Старший воспитатель, музыкальный руководитель | ||
2. Мероприятия, направленные на популяризацию | ||||
Праздник «Наша дружная семья» | Январь | Старший воспитатель | ||
День здоровья для детей и родителей «Зимние забавы» | Январь | Медработник, старший воспитатель | ||
Выставка детских рисунков «Моя семья!» | Февраль | Старший воспитатель | ||
Спортивные состязания «Папа и я – Богатырская семья» | Февраль | Инструктор по физической культуре | ||
Конкурс рисунков «Мамочка – любимая, родная» | Март | Старший воспитатель | ||
Выставка-вернисаж «Семейный калейдоскоп» | Март | Музыкальный руководитель | ||
Праздник «День брата и сестры» | Апрель | Музыкальный руководитель | ||
Конкурс детско-родительского творчества среди старших и подготовительных групп «Семейное древо» | Апрель | Старший воспитатель | ||
Конкурс чтецов «Родные люди» | Апрель | Воспитатели групп | ||
Праздник, посвященный Международному дню семьи | 15 мая | Старший воспитатель | ||
Спортивный праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети» | Май | Инструктор по физической культуре | ||
Конкурс рисунка на асфальте «Моя семья» | Июнь | Старший воспитатель | ||
Акция «Моя семья» | Июль | Старший воспитатель, воспитатели групп | ||
Музыкальный праздник «День семьи, любви и верности» | Июль | Музыкальный руководитель | ||
Выставка «Папа, мама, я – счастливая семья» ко дню физкультурника | Август | Старший воспитатель, инструктор по физической культуре | ||
Спортивный праздник для детей и родителей «Вот и лето прошло» | Август | Инструктор по физической культуре | ||
День здоровья детей и родителей «Знатоки осеннего леса» | Сентябрь | Медработник | ||
Выставка совместных работ детей и родителей из природного материала «Осенние фантазии» | Октябрь | Старший воспитатель | ||
Торжественные мероприятия по чествованию многопоколенных семей ко Дню пожилого человека | Октябрь | Старший воспитатель, музыкальный руководитель | ||
Праздничное мероприятие, посвященное Дню отца | Октябрь | Музыкальный руководитель | ||
Неделя тематических мероприятий, посвященных Дню Матери (конкурсы стихов, рисунков, концертная программа) | Последняя неделя ноября | Музыкальный руководитель | ||
Семейный спортивный праздник «Зимние забавы» | Декабрь | Инструктор по физической культуре | ||
Конкурс семейных талантов «Мастерская Деда Мороза!» | Декабрь | Старший воспитатель | ||
Просмотр мультиков/фотовыставок «Семья» | В течение года | Воспитатели групп | ||
Книжная выставка «Читаем всей семьей» | В течение года | Старший воспитатель | ||
Участие в районных соревнованиях «Спортивная семья» | В течение года | Заведующий, старший воспитатель | ||
Участие во Всероссийском конкурсе детского творчества «Моя семья» | В течение года | Заведующий, старший воспитатель | ||
Участие во Всероссийском фестивале семейного творчества «Семья России» | В течение года | Заведующий, старший воспитатель |
Участие во Всероссийском фестивале семейных любительских театров «Сказка приходит в твой дом» | В течение года | Заведующий, старший воспитатель |
3. Мероприятия по повышению компетентности родителей | ||
Круглый стол «Ключ семейного счастья!» | Февраль | Педагог-психолог |
Психолого-педагогические тренинги «Роль матери и отца в развитии ребенка в младшем возрасте» | Март, сентябрь | Педагог-психолог |
Родительское собрание «Роль книги в жизни семьи» | Апрель | Старший воспитатель |
Организация участия во Всероссийском родительском собрании «Если дружно, если вместе.Здоровье ребенка в наших руках» | Сентябрь | Старший воспитатель |
Организация участия в проведении Всероссийской недели родительской компетентности | IV квартал | Заведующий, старший воспитатель |
Участие в реализации программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации | В течение года | Заведующий, старший воспитатель |
Информационно-методические семинары по вопросам проблем семьи, проводимые специалистами учреждения социальной защиты, охраны детства, благотворительными организациями, центрами содействия семейному воспитанию | В течение года | Заведующий, старший воспитатель |
Выпуск семейных газет здоровья | В течение года | Медработник |
Индивидуальные консультации | В течение года по запросам | Педагогические работники в рамках своей компетенции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников в семье и детском саду»
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, нравственно-патриотическое воспитание ребенка — является так же одной из главных,Базовым этапом формирования ...
Роль взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - воспитание любви к Родине, уважительного и терпимого отношения к людям - одна из важнейших задач воспитания. Вся сложность ситуации заключается в в...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "На семи холмах"
Долгосрочный, познавательный проект по патриотическому воспитанию; разработан для детей средней группы.Позволяет детям получить знания, умения по трём блокам: «Природа Смоленщины», «...
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников "Моя семья - моя маленькая Родина"
Инновационный проект по нравственно - патриотическому воспитаниюдошкольников на основе духовно - нравственных традиций "Моя семья - моя маленькая Родина"...
Консультация для родителей дошкольников на тему "Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в семье". Февраль 2024.
quot; Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя" ...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...