Программа «Развиваем пальчики – развиваем речь»
рабочая программа (средняя группа)

Рябцева Татьяна Васильевна

Пояснительная записка

    Данная программа направлена на развитие речи детей 5-7 лет,  через развитие мелкой моторики рук. Научно доказано, что тонкие движения  пальцев приводят к возбуждению  в речевых центрах головного мозга, что положительно  влияет на развитие детской речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Развиваем пальчики – развиваем речь»

Пояснительная записка

    Данная программа направлена на развитие речи детей 5-7 лет,  через развитие мелкой моторики рук. Научно доказано, что тонкие движения  пальцев приводят к возбуждению  в речевых центрах головного мозга, что положительно  влияет на развитие детской речи.  Обычно ребёнок,  имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми, а уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Исходя из этого  утверждения, в данной программе представлен комплекс  занятий и упражнений для работы пальчиков. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Пальчиковые игры – самая эффективная игровая методика развития мелкой моторики.

Пальчиковые игры стимулируют развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображение. Дети лучше запоминают стихотворные тексты, и их речь становится более выразительной.

Игры с пальцами доступны, понятны и любимы детьми, с их помощью можно рассказать сказку, потешку, считалку, решить задачку, выучить азбуку, загадать загадку.


   В рабочую программу включены занятия по изобразительной деятельности,   конструированию, пальчиковые игры , игры со специальным оборудованием    (шнуровки, пазлы, конструктор, игры с крупой, песком, с предметами).  

     Весь материал распределён по месяцам. Занятия по развитию пальчиков проводятся  как в специально организованной деятельности,  так и в течение всего дня.
   Данная программа построена по принципу   интеграции образовательных областей : художественное творчество, труд, коммуникация, физическое развитие .

    Программа составлена на основе авторских наработок и изучения соответствующей методической литературы.

Цель программы:

 Способствовать развитию речи детей с помощью пальчиковых игр, упражнений и различных видов творческой деятельности.


Задачи:

1.  Расширять словарный запас детей, повышать речевую
   активность.
2.  Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук,
  тактильные  ощущения.

3.  Развивать умение совмещать движения рук со словами в тексте.

4.  Развивать память.

5.  Совершенствовать дикцию и звукопроизношение.

6.  Формировать умение работать  природными материалами.

7. Прививать художественно-эстетический вкус, интерес к творчеству.
8. Приобщать родителей к участию в работе по развитию речи и мышления дошкольников.


Основные принципы реализации программы

1. Принцип индивидуального подхода – учитываются индивидуально- психологические особенности развития детей каждой возрастной группы.

2. Принцип креативности – ребенок осознает свои способности и реализовывает их, согласно интересам в разумных видах деятельности.

3. Принцип коллективности – у детей формируются способы сотрудничества со сверстниками и взрослыми в условиях совместной деятельности.

4. Принцип добровольной активности – дети не принуждаются, а заинтересовываются различной деятельностью.

5. Принцип безоценочности – со стороны педагога не даются отрицательные оценки деятельности детей.

6. Принцип последовательности – задачи решаются методом усложнения, учитываются возрастные и познавательные возможности ребенка.

7. Принцип доступности – упражнения излагаются в простой, доступной форме, в виде игры. Обучение не требует материальных затрат и может происходить где угодно (на прогулке, в группе, на отдыхе, по дороге, в дет. саду, в транспорте).

8. Принцип сотрудничества – предполагает совместную деятельность взрослого (педагога, родителя) и ребенка.

9. Принцип результативности – обеспечивает соответствие целей образования и возможностей их достижения.

Методы и приемы

Наглядный (наглядно-зрительный, тактильно-мышечный, предметная наглядность, наглядно-слуховые).

Информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и ребенка.

Репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.

Практический – придумывание вариантов упражнений, пальчиковых игр, собственные имитационные движения.

Словесный – краткое одновременное описание и объяснение упражнений, образный сюжетный рассказ.

  Проблемного обучения – творческое использование готовых заданий, самостоятельное добывание знаний.

Игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности.

Исследовательский – самостоятельное придумывание упражнений, игровых сюжетов.

Соревновательный – выполнение знакомых игр и упражнений в быстром темпе.

Предполагаемые результаты:

   1. Расширяется словарный запас детей.

   2. Улучшается дикция, звукопроизношение.

   3. Развивается память.

   4. Повышается уровень развития мелкой моторики рук, улучшается          

       координация  движений.

   5. Наблюдается интерес к пальчиковым играм, массажу.

   6. Приобщение родителей воспитанников к участию в работе по развитию  

       речи и   мышления дошкольников.

Условия реализации программы

         Для реализации программы созданы материально-технические условия: помещение для проведения игр, аудио и видео техника,  методическая литература, развивающая и обучающая среда, пособия и игры  для развития мелкой моторики руки.

Календарно - тематическое планирование

Сентябрь

1.Использование пальчиковых игр и упражнений на утренней гимнастике и динамическом часе.

2.Оформление папки: «Игры для пальчиков – играем пальчиками и развиваем речь».

        3.Нетрадиционное рисование  «В саду созрели яблоки» (печатки)

Учить детей рисовать при помощи печаток. Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику. Учить красиво располагать изображение на листе.

      4.Игра «Угадай, что покажу», с.83 «Пальчиковая гимнастика» Е.Тимофеева, Москва Бином-Пресс 2006г.

Учить детей показывать разнообразные предметы при помощи пальцев рук. Развивать мышление, внимание, самостоятельность, мелкую моторику.

    5. Пальчиковая гимнастика «Семейка», с.7 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г.

Учить детей сжимать и разжимать кулачки под счет, чередовать пальчики. Развивать ловкость и подвижность пальцев рук.

    6. Игровая ситуация «Забор у дороги»

Учить детей создавать ладошками забор из песка, располагать его змейкой в песочнице. Развивать мелкую моторику. Формировать интерес к работе с песком.

    7. Шнуровка  «Домик»

Учить детей шнуровать домик несложным способом. Развивать координацию движений пальцев рук. Воспитывать внимание, усидчивость.

Октябрь

1. Консультация для родителей: «Связь речи и мелкой моторики рук» и рекомендации родителям.

         2. Игра «Картина». Учить детей изображать знакомые предметы

шерстяными нитями на фланелеграфе. Развивать мелкую моторику. Вызвать интерес к работе.

         3. Пальчиковая гимнастика «Оладушки у бабушки», с.11 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г.

Способствовать снятию напряжения пальцев рук.

Воспитывать интерес к выполнению пальчиковой гимнастики.

        4. Игровая ситуация «Обведи картинки»

Учить детей обводить картинки по точкам и раскрашивать их. Развивать точность движений пальцев рук. Воспитывать внимательность и аккуратность в работе.

        5.Игра «Чудесный мешочек»

Учить детей находить в мешочке на ощупь предметы круглой, квадратной и треугольной формы. Развивать тактильную чувствительность, внимание, мышление.

        6. Нетрадиционное рисование «Узор кукле на память»

Познакомить детей с дымковской росписью.

Закрепить умение симметричного рисования. Учить выполнять элементы росписи кистью. Развивать эстетическое восприятие.

7. Использование массажа рук, пальцев на утренней гимнастике, динамическом часе, игровой деятельности (по А.А. Уманской).

Ноябрь

Изучить методику работы с пальчиковыми играми  

(по материалам М.С. Аромштам).

2.   Родительское собрание с элементами семинара – практикума:

- консультация: Играем пальчиками, развиваем речь».

         3. Игра «Песочные замки»

Учить детей строить замки из песка. Развивать моторику рук, воображение, творческие способности. Воспитывать интерес к играм с песком.

          4. Пальчиковая гимнастика «Маринка», с.16 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г.

Увеличить амплитуду движений в суставах пальцев рук и кистей. Развивать мелкую моторику и быстроту реакции.

        5. Игровая ситуация «Дорисуй бусы»

Упражнять детей в рисовании бус из геометрических фигур мелком. Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Воспитывать самостоятельность.

         6.  Игровой массаж

Учить детей делать массаж ладоней рук в игровой форме. Оказывать тонизирующее действие. Вызвать интерес к проведению массажа.

          7. Игра «Чудесный мешочек»

Учить детей находить на ощупь предметы: мягкие твердые, гладкие, скользкие, шершавые. Развивать внимание, мышление, тактильную чувствительность.

         8. Игровая ситуация «Семена перемешались»

Закреплять знания детей о семенах деревьев. Упражнять в классификации семян по цвету, размеру. Развивать ловкость пальцев рук.

Декабрь

           1. Разучить с детьми потешку « Пошел котик на Торжок» с.18 «Пальчиковая гимнастика» Е.Тимофеева, Москва Бином-Пресс 2006г.

           2. Пальчиковая гимнастика « Прогулка» с.59 «Артикуляционная гимнастика» Е. Полиженко КАРО Санкт-Петербург, 2006г.

Учить детей поочередно сжимать и разжимать пальцы рук, сжатых в кулак. Совершенствовать внимание и память. Развивать мелкую моторику.

           3. Пазлы.  Учить детей собирать мелкие пазлы. Развивать логическое мышление, моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость, настойчивость.

           4. Игра «Чудесный мешочек»

Учить детей находить на ощупь различные предметы, определять, из чего они сделаны (дерево, железо, пластмасса).  Развивать тактильную чувствительность, память.

            5. Игровая ситуация «Заштрихуй деревья»

Учить детей выполнять штриховку в двух направлениях. Развивать мелкую моторику, глазомер. Воспитывать аккуратность.          

           6. Индивидуальная беседа, консультация для родителей  - подбор специальных упражнений для детей с ослабленной мускулатурой кистей рук.

   7. Изготовить и отксерокопировать для самостоятельных занятий детей схемы – лабиринты, раскраски, дорисовки.

Январь

           1.Пальчиковая гимнастика «Десять утят» с.56, « Хозяюшка» с.69  «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г.

Развивать чувство ритма, слуховое восприятие

           2. Игра «Ковер». Учить детей плести косичку. Развивать ловкость пальцев рук. Развивать эстетический вкус. Воспитывать настойчивость.

           3. Разрезные картинки «Природа». Учить детей складывать картинки, разрезанные волнистыми линиями. Развивать логическое

мышление, моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе.

            4. Игровая ситуация «Опиши пуговицу»

Учить детей на ощупь описывать пуговицу, ее размер, количество отверстий, материал. Развивать тактильную чувствительность, образное мышление, речь.

            5. Театр петрушек. Учить детей организовывать показ театра петрушек для родителей и малышей. Развивать ловкость пальцев рук, речь. Воспитывать артистизм, желание порадовать малышей и родителей.

            6. Игровая ситуация «Корабль». Закреплять умение создавать корабль из песка, используя необходимые приемы. Развивать координацию движений пальцев рук. Воспитывать настойчивость и аккуратность.

            7. Рисование нетрадиционное «Усатый - полосатый». Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять приемы нетрадиционного рисования (губкой). Развивать образное восприятие и

воображение.

Февраль

             1. Пальчиковая гимнастика «Заяц и кочан капусты» с.116, «Лиса» с.120 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г.

Учить детей выполнять действие, связанное с изображением животных. Вызвать интерес и эмоциональный настрой. Воспитывать самостоятельность.

            2. Игровая ситуация «Составь фигуру».

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре другой. Развивать ловкость пальцев рук, логическое мышление.

           3. Рисование  «Солдат на посту». Учить детей создавать в рисунке образ русского воина. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Воспитывать интерес и уважение к Русской Армии.

 

           4.Игра «Покажи, я угадаю».  Закреплять умение показывать разнообразные предметы при помощи пальцев рук.  Развивать логическое мышление, внимание, самостоятельность, моторику пальцев рук.

            5. Пазлы  «Карта России».  Учить детей собирать большую карту России.  Развивать ловкость пальцев рук, логическое мышление. Развивать познавательный интерес.

           6. Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики -

 «Панно» (природный материал)

Учить детей делать декоративное панно из различных материалов: шишек, семян, косточек. Развивать ловкость и точность движений пальцев рук. Развивать творческие способности, воображение.

   7. Использование выученных пальчиковых игр на утренней гимнастике и динамическом часе.

Март

             1. Пальчиковая гимнастика «Веснянка (рус нар песня)», с.215 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г.

Развивать тонкие движения пальцев рук. Учить детей выполнять действия, связанные с символическим изображением предметов или действий с ними.

           2. Рисование «Деревья в инее». Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы.  

            3. Игровая ситуация «Выложи орнамент»

Познакомить детей с русским народным орнаментом, раскрыть характерные черты русских узоров. Учить выкладывать орнамент по схеме. Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.

            4. Игровой массаж

Упражнять в умении делать несложный массаж ладоней рук в игровой форме. Оказывать тонизирующее действие.

              5.  Рекомендации для родителей (специальные упражнения – пальчиковая гимнастика)- поместить в уголок для родителей.

            6. Показать детям первой младшей группы пальчиковые упражнения из серии «Поездка в деревню» - изобразить домашних птиц и животных (О. Новиковская стр. 89-95 «1000 забавных пальчиковых игр»).

            7. Рисование «Картины о празднике». Вызвать у детей желание нарисовать красивую картину о празднике 8 Марта. Развивать мелкую

моторику. Воспитывать любовь и уважение к маме.

            8. Проведение диагностики (Ручная моторика – промежуточные тесты, стр. 80-81 «Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет» - диагностический журнал Н.Л. Стефанова)

Апрель

            1. Семинар – практикум для воспитателей д. сада «Пальчиковые игры и упражнения для развития речи  и мышления ребенка»

         2. Индивидуальные занятия с детьми.

Игра «Спичечные картинки»,  стр. 177-178 С. Шанина, А. Гаврилова.

            3. Рисование нетрадиционное «Красивые цветы».

Вызвать интерес к нетрадиционным техникам. Учить детей выдумывать необычные цветы. Развивать творчество, воображение.

             4. Подготовить для родителей упражнения на отработку движений кисти  -  в уголок для родителей стр. 178-184 С. Шанина, А. Гаврилова.

            5.Пальчиковая гимнастика  «Черепаха» с.129 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г.

Способствовать снятию напряжения с пальцев рук. Развивать интерес к пальчиковым играм. Вызвать желание придумать свою игру.

            6. Игровая ситуация  «Дорисуй фигуру»

Закреплять знания о геометрических фигурах, умение узнавать фигуры по нескольким признакам. Развивать моторику рук, логическое мышление.

             7.  Разрезные картинки   «Времена года». Закреплять умение детей складывать разрезные картинки. Развивать ловкость пальцев рук, речь.  Закреплять характерные признаки времен года.

             8.Аппликация по замыслу «Весна». Закреплять умение задумывать содержание своей работы. Развивать эстетические чувства. Воспитывать активность и самостоятельность.

Май

              1. Пальчиковая гимнастика « Пальчики» с.34, «Шла кукушка» с.160  «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г.

Способствовать расслаблению кистей рук. Развивать координацию зрительного и двигательного анализаторов.

              2. Пальчиковый театр «Сказки»: «Веселый гном с.101, «Колобок» с.103   «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г.

Учить детей показывать небольшие сказки пальцами рук. Развивать мелкую моторику, связную речь.

               3.Игра «До, ре, ми»

Учить детей проигрывать небольшие мелодии песен на любом детском музыкальном инструменте. Развивать музыкальный слух, мелкую моторику, внимание, память.

              4. Аппликация из песка «Букет нарциссов»

Учить передавать в работе характерные особенности весенних цветов нетрадиционным способом. Красиво располагать изображение на листе бумаги. Развивать эстетическое восприятие.

             5. Игра  «Жмурки». Учить детей с закрытыми глазами отгадывать детей по характерным признакам. Развивать тактильную чувствительность, логическое мышление, память.

             6. Индивидуальная работа с детьми  – развитие мелкой моторики руки.

- раскраски,  шнуровки,  «спичечные картинки»,  конструкторы пластмассовые и железные, поделки из природных материалов

           7.  Игра  «Музыкальная карусель». Закреплять певческие, двигательные навыки детей, навыки игры на детских музыкальных

инструментах. Развивать самостоятельность, творчество.

 

 Мониторинг  реализации программы

                                              Критерии

   Ф.И. ребёнка

сентябрь

  май

1.Ребёнок обладает большим словарным запасом.

2.Ребёнок говорит предложениями, старается правильно их       строить.

3.Речь ребёнка понятна окружающим (чётко проговариваются почти все звуки).

4.Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать  пальчиковую гимнастику.

5.Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и  гибкость.

6.Сформировано умение работы кистью и красками, приемы нетрадиционного рисования.

7.Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика, пазлы, шнуровки и др.)

              3 балла -  проявляет активность, самостоятельность

              2 балла – выполняет задания с частичной помощью взрослого

              1 балл  - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого

Список используемой литературы:

   

   1. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова « Программа воспитания и обучения в детском саду»/ - М.,2005.

   2. Горбунова И.  Сенсорная комната в «Ладушках» /  «Дошкольное
воспитание»  2006 -№12.
  3. Жукова.О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно» /
Дошкольное воспитание, 2006 №11
  4. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь,
эмоциональное развитие./ Ярославль: Академия развития, 2008.
  5. Калмыкова Л. «Картотека тематических пальчиковых игр»/ Волгоград: Учитель, 2013г.
  6. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем, поем./ «Издательство
«Скрипторий 2003» ,2010.
 7. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи./ Эксмо:
ОЛИСС,2011.
 8. Новиковская О. «1000 забавных пальчиковых игр»,
 АСТ, Сова, Харвест  2008 г.

  9. Пашкевич Т.Д. Организация образовательного процесса в ДОУ
в условиях введения ФГТ. / Барнаул, 2012.
10. Стефанова Н. Диагностический журнал «Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет», Учитель, 2012г.

11. Е.Тимофеева «Пальчиковая гимнастика», Москва Бином-Пресс 2006г.

 «Артикуляционная гимнастика» Е. Полиженко КАРО Санкт-Петербург, 2006г.

12. С. Шанина, А. Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка», Дом ХХI век, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

Развивая пальчики развиваем речь

Взаимодействие с родителями...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Развиваем пальчики - развиваем речь!

Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....

"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести ...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Дополнительная общеобразовательная программа «Тренируем пальчики - развиваем речь» (возраст детей 3-4 года)

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства....