Программа «Развиваем пальчики – развиваем речь»
рабочая программа (средняя группа)
Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие речи детей 5-7 лет, через развитие мелкой моторики рук. Научно доказано, что тонкие движения пальцев приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что положительно влияет на развитие детской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 38.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Развиваем пальчики – развиваем речь»
Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие речи детей 5-7 лет, через развитие мелкой моторики рук. Научно доказано, что тонкие движения пальцев приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что положительно влияет на развитие детской речи. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми, а уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Исходя из этого утверждения, в данной программе представлен комплекс занятий и упражнений для работы пальчиков. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Пальчиковые игры – самая эффективная игровая методика развития мелкой моторики.
Пальчиковые игры стимулируют развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображение. Дети лучше запоминают стихотворные тексты, и их речь становится более выразительной.
Игры с пальцами доступны, понятны и любимы детьми, с их помощью можно рассказать сказку, потешку, считалку, решить задачку, выучить азбуку, загадать загадку.
В рабочую программу включены занятия по изобразительной деятельности, конструированию, пальчиковые игры , игры со специальным оборудованием (шнуровки, пазлы, конструктор, игры с крупой, песком, с предметами).
Весь материал распределён по месяцам. Занятия по развитию пальчиков проводятся как в специально организованной деятельности, так и в течение всего дня.
Данная программа построена по принципу интеграции образовательных областей : художественное творчество, труд, коммуникация, физическое развитие .
Программа составлена на основе авторских наработок и изучения соответствующей методической литературы.
Цель программы:
Способствовать развитию речи детей с помощью пальчиковых игр, упражнений и различных видов творческой деятельности.
Задачи:
1. Расширять словарный запас детей, повышать речевую
активность.
2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук,
тактильные ощущения.
3. Развивать умение совмещать движения рук со словами в тексте.
4. Развивать память.
5. Совершенствовать дикцию и звукопроизношение.
6. Формировать умение работать природными материалами.
7. Прививать художественно-эстетический вкус, интерес к творчеству.
8. Приобщать родителей к участию в работе по развитию речи и мышления дошкольников.
Основные принципы реализации программы
1. Принцип индивидуального подхода – учитываются индивидуально- психологические особенности развития детей каждой возрастной группы.
2. Принцип креативности – ребенок осознает свои способности и реализовывает их, согласно интересам в разумных видах деятельности.
3. Принцип коллективности – у детей формируются способы сотрудничества со сверстниками и взрослыми в условиях совместной деятельности.
4. Принцип добровольной активности – дети не принуждаются, а заинтересовываются различной деятельностью.
5. Принцип безоценочности – со стороны педагога не даются отрицательные оценки деятельности детей.
6. Принцип последовательности – задачи решаются методом усложнения, учитываются возрастные и познавательные возможности ребенка.
7. Принцип доступности – упражнения излагаются в простой, доступной форме, в виде игры. Обучение не требует материальных затрат и может происходить где угодно (на прогулке, в группе, на отдыхе, по дороге, в дет. саду, в транспорте).
8. Принцип сотрудничества – предполагает совместную деятельность взрослого (педагога, родителя) и ребенка.
9. Принцип результативности – обеспечивает соответствие целей образования и возможностей их достижения.
Методы и приемы
Наглядный (наглядно-зрительный, тактильно-мышечный, предметная наглядность, наглядно-слуховые).
Информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и ребенка.
Репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
Практический – придумывание вариантов упражнений, пальчиковых игр, собственные имитационные движения.
Словесный – краткое одновременное описание и объяснение упражнений, образный сюжетный рассказ.
Проблемного обучения – творческое использование готовых заданий, самостоятельное добывание знаний.
Игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности.
Исследовательский – самостоятельное придумывание упражнений, игровых сюжетов.
Соревновательный – выполнение знакомых игр и упражнений в быстром темпе.
Предполагаемые результаты:
1. Расширяется словарный запас детей.
2. Улучшается дикция, звукопроизношение.
3. Развивается память.
4. Повышается уровень развития мелкой моторики рук, улучшается
координация движений.
5. Наблюдается интерес к пальчиковым играм, массажу.
6. Приобщение родителей воспитанников к участию в работе по развитию
речи и мышления дошкольников.
Условия реализации программы
Для реализации программы созданы материально-технические условия: помещение для проведения игр, аудио и видео техника, методическая литература, развивающая и обучающая среда, пособия и игры для развития мелкой моторики руки.
Календарно - тематическое планирование
Сентябрь 1.Использование пальчиковых игр и упражнений на утренней гимнастике и динамическом часе. |
2.Оформление папки: «Игры для пальчиков – играем пальчиками и развиваем речь». |
3.Нетрадиционное рисование «В саду созрели яблоки» (печатки) Учить детей рисовать при помощи печаток. Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику. Учить красиво располагать изображение на листе. |
4.Игра «Угадай, что покажу», с.83 «Пальчиковая гимнастика» Е.Тимофеева, Москва Бином-Пресс 2006г. Учить детей показывать разнообразные предметы при помощи пальцев рук. Развивать мышление, внимание, самостоятельность, мелкую моторику. |
5. Пальчиковая гимнастика «Семейка», с.7 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г. Учить детей сжимать и разжимать кулачки под счет, чередовать пальчики. Развивать ловкость и подвижность пальцев рук. |
6. Игровая ситуация «Забор у дороги» Учить детей создавать ладошками забор из песка, располагать его змейкой в песочнице. Развивать мелкую моторику. Формировать интерес к работе с песком. |
7. Шнуровка «Домик» Учить детей шнуровать домик несложным способом. Развивать координацию движений пальцев рук. Воспитывать внимание, усидчивость. |
Октябрь 1. Консультация для родителей: «Связь речи и мелкой моторики рук» и рекомендации родителям. |
2. Игра «Картина». Учить детей изображать знакомые предметы шерстяными нитями на фланелеграфе. Развивать мелкую моторику. Вызвать интерес к работе. |
3. Пальчиковая гимнастика «Оладушки у бабушки», с.11 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г. Способствовать снятию напряжения пальцев рук. Воспитывать интерес к выполнению пальчиковой гимнастики. |
4. Игровая ситуация «Обведи картинки» Учить детей обводить картинки по точкам и раскрашивать их. Развивать точность движений пальцев рук. Воспитывать внимательность и аккуратность в работе. |
5.Игра «Чудесный мешочек» Учить детей находить в мешочке на ощупь предметы круглой, квадратной и треугольной формы. Развивать тактильную чувствительность, внимание, мышление. |
6. Нетрадиционное рисование «Узор кукле на память» Познакомить детей с дымковской росписью. Закрепить умение симметричного рисования. Учить выполнять элементы росписи кистью. Развивать эстетическое восприятие. |
7. Использование массажа рук, пальцев на утренней гимнастике, динамическом часе, игровой деятельности (по А.А. Уманской). |
Ноябрь Изучить методику работы с пальчиковыми играми (по материалам М.С. Аромштам). |
2. Родительское собрание с элементами семинара – практикума: - консультация: Играем пальчиками, развиваем речь». |
3. Игра «Песочные замки» Учить детей строить замки из песка. Развивать моторику рук, воображение, творческие способности. Воспитывать интерес к играм с песком. |
4. Пальчиковая гимнастика «Маринка», с.16 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г. Увеличить амплитуду движений в суставах пальцев рук и кистей. Развивать мелкую моторику и быстроту реакции. |
5. Игровая ситуация «Дорисуй бусы» Упражнять детей в рисовании бус из геометрических фигур мелком. Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Воспитывать самостоятельность. |
6. Игровой массаж Учить детей делать массаж ладоней рук в игровой форме. Оказывать тонизирующее действие. Вызвать интерес к проведению массажа. |
7. Игра «Чудесный мешочек» Учить детей находить на ощупь предметы: мягкие твердые, гладкие, скользкие, шершавые. Развивать внимание, мышление, тактильную чувствительность. |
8. Игровая ситуация «Семена перемешались» Закреплять знания детей о семенах деревьев. Упражнять в классификации семян по цвету, размеру. Развивать ловкость пальцев рук. |
Декабрь 1. Разучить с детьми потешку « Пошел котик на Торжок» с.18 «Пальчиковая гимнастика» Е.Тимофеева, Москва Бином-Пресс 2006г. |
2. Пальчиковая гимнастика « Прогулка» с.59 «Артикуляционная гимнастика» Е. Полиженко КАРО Санкт-Петербург, 2006г. Учить детей поочередно сжимать и разжимать пальцы рук, сжатых в кулак. Совершенствовать внимание и память. Развивать мелкую моторику. |
3. Пазлы. Учить детей собирать мелкие пазлы. Развивать логическое мышление, моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость, настойчивость. |
4. Игра «Чудесный мешочек» Учить детей находить на ощупь различные предметы, определять, из чего они сделаны (дерево, железо, пластмасса). Развивать тактильную чувствительность, память. |
5. Игровая ситуация «Заштрихуй деревья» Учить детей выполнять штриховку в двух направлениях. Развивать мелкую моторику, глазомер. Воспитывать аккуратность. 6. Индивидуальная беседа, консультация для родителей - подбор специальных упражнений для детей с ослабленной мускулатурой кистей рук. |
7. Изготовить и отксерокопировать для самостоятельных занятий детей схемы – лабиринты, раскраски, дорисовки. |
Январь 1.Пальчиковая гимнастика «Десять утят» с.56, « Хозяюшка» с.69 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г. Развивать чувство ритма, слуховое восприятие |
2. Игра «Ковер». Учить детей плести косичку. Развивать ловкость пальцев рук. Развивать эстетический вкус. Воспитывать настойчивость. |
3. Разрезные картинки «Природа». Учить детей складывать картинки, разрезанные волнистыми линиями. Развивать логическое мышление, моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе. |
4. Игровая ситуация «Опиши пуговицу» Учить детей на ощупь описывать пуговицу, ее размер, количество отверстий, материал. Развивать тактильную чувствительность, образное мышление, речь. |
5. Театр петрушек. Учить детей организовывать показ театра петрушек для родителей и малышей. Развивать ловкость пальцев рук, речь. Воспитывать артистизм, желание порадовать малышей и родителей. |
6. Игровая ситуация «Корабль». Закреплять умение создавать корабль из песка, используя необходимые приемы. Развивать координацию движений пальцев рук. Воспитывать настойчивость и аккуратность. |
7. Рисование нетрадиционное «Усатый - полосатый». Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять приемы нетрадиционного рисования (губкой). Развивать образное восприятие и воображение. |
Февраль 1. Пальчиковая гимнастика «Заяц и кочан капусты» с.116, «Лиса» с.120 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г. Учить детей выполнять действие, связанное с изображением животных. Вызвать интерес и эмоциональный настрой. Воспитывать самостоятельность. |
2. Игровая ситуация «Составь фигуру». Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре другой. Развивать ловкость пальцев рук, логическое мышление. |
3. Рисование «Солдат на посту». Учить детей создавать в рисунке образ русского воина. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Воспитывать интерес и уважение к Русской Армии.
|
4.Игра «Покажи, я угадаю». Закреплять умение показывать разнообразные предметы при помощи пальцев рук. Развивать логическое мышление, внимание, самостоятельность, моторику пальцев рук. |
5. Пазлы «Карта России». Учить детей собирать большую карту России. Развивать ловкость пальцев рук, логическое мышление. Развивать познавательный интерес. |
6. Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики - «Панно» (природный материал) Учить детей делать декоративное панно из различных материалов: шишек, семян, косточек. Развивать ловкость и точность движений пальцев рук. Развивать творческие способности, воображение. |
7. Использование выученных пальчиковых игр на утренней гимнастике и динамическом часе. |
Март 1. Пальчиковая гимнастика «Веснянка (рус нар песня)», с.215 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г. Развивать тонкие движения пальцев рук. Учить детей выполнять действия, связанные с символическим изображением предметов или действий с ними. |
2. Рисование «Деревья в инее». Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы. |
3. Игровая ситуация «Выложи орнамент» Познакомить детей с русским народным орнаментом, раскрыть характерные черты русских узоров. Учить выкладывать орнамент по схеме. Развивать мелкую моторику, эстетический вкус. |
4. Игровой массаж Упражнять в умении делать несложный массаж ладоней рук в игровой форме. Оказывать тонизирующее действие. |
5. Рекомендации для родителей (специальные упражнения – пальчиковая гимнастика)- поместить в уголок для родителей. |
6. Показать детям первой младшей группы пальчиковые упражнения из серии «Поездка в деревню» - изобразить домашних птиц и животных (О. Новиковская стр. 89-95 «1000 забавных пальчиковых игр»). |
7. Рисование «Картины о празднике». Вызвать у детей желание нарисовать красивую картину о празднике 8 Марта. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь и уважение к маме. |
8. Проведение диагностики (Ручная моторика – промежуточные тесты, стр. 80-81 «Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет» - диагностический журнал Н.Л. Стефанова) |
Апрель 1. Семинар – практикум для воспитателей д. сада «Пальчиковые игры и упражнения для развития речи и мышления ребенка» |
2. Индивидуальные занятия с детьми. Игра «Спичечные картинки», стр. 177-178 С. Шанина, А. Гаврилова. |
3. Рисование нетрадиционное «Красивые цветы». Вызвать интерес к нетрадиционным техникам. Учить детей выдумывать необычные цветы. Развивать творчество, воображение. |
4. Подготовить для родителей упражнения на отработку движений кисти - в уголок для родителей стр. 178-184 С. Шанина, А. Гаврилова. |
5.Пальчиковая гимнастика «Черепаха» с.129 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г. Способствовать снятию напряжения с пальцев рук. Развивать интерес к пальчиковым играм. Вызвать желание придумать свою игру. |
6. Игровая ситуация «Дорисуй фигуру» Закреплять знания о геометрических фигурах, умение узнавать фигуры по нескольким признакам. Развивать моторику рук, логическое мышление. |
7. Разрезные картинки «Времена года». Закреплять умение детей складывать разрезные картинки. Развивать ловкость пальцев рук, речь. Закреплять характерные признаки времен года. |
8.Аппликация по замыслу «Весна». Закреплять умение задумывать содержание своей работы. Развивать эстетические чувства. Воспитывать активность и самостоятельность. |
Май 1. Пальчиковая гимнастика « Пальчики» с.34, «Шла кукушка» с.160 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г. Способствовать расслаблению кистей рук. Развивать координацию зрительного и двигательного анализаторов. |
2. Пальчиковый театр «Сказки»: «Веселый гном с.101, «Колобок» с.103 «Картотека тематических пальчиковых игр» Л.Калмыкова, Волгоград: Учитель, 2013г. Учить детей показывать небольшие сказки пальцами рук. Развивать мелкую моторику, связную речь. |
3.Игра «До, ре, ми» Учить детей проигрывать небольшие мелодии песен на любом детском музыкальном инструменте. Развивать музыкальный слух, мелкую моторику, внимание, память. |
4. Аппликация из песка «Букет нарциссов» Учить передавать в работе характерные особенности весенних цветов нетрадиционным способом. Красиво располагать изображение на листе бумаги. Развивать эстетическое восприятие. |
5. Игра «Жмурки». Учить детей с закрытыми глазами отгадывать детей по характерным признакам. Развивать тактильную чувствительность, логическое мышление, память. |
6. Индивидуальная работа с детьми – развитие мелкой моторики руки. - раскраски, шнуровки, «спичечные картинки», конструкторы пластмассовые и железные, поделки из природных материалов |
7. Игра «Музыкальная карусель». Закреплять певческие, двигательные навыки детей, навыки игры на детских музыкальных инструментах. Развивать самостоятельность, творчество. |
Мониторинг реализации программы
Критерии | Ф.И. ребёнка | |
сентябрь | май | |
1.Ребёнок обладает большим словарным запасом. | ||
2.Ребёнок говорит предложениями, старается правильно их строить. | ||
3.Речь ребёнка понятна окружающим (чётко проговариваются почти все звуки). | ||
4.Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать пальчиковую гимнастику. | ||
5.Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и гибкость. | ||
6.Сформировано умение работы кистью и красками, приемы нетрадиционного рисования. | ||
7.Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика, пазлы, шнуровки и др.) | ||
3 балла - проявляет активность, самостоятельность 2 балла – выполняет задания с частичной помощью взрослого 1 балл - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого |
Список используемой литературы:
1. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова « Программа воспитания и обучения в детском саду»/ - М.,2005.
2. Горбунова И. Сенсорная комната в «Ладушках» / «Дошкольное
воспитание» 2006 -№12.
3. Жукова.О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно» /
Дошкольное воспитание, 2006 №11
4. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь,
эмоциональное развитие./ Ярославль: Академия развития, 2008.
5. Калмыкова Л. «Картотека тематических пальчиковых игр»/ Волгоград: Учитель, 2013г.
6. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем, поем./ «Издательство
«Скрипторий 2003» ,2010.
7. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи./ Эксмо:
ОЛИСС,2011.
8. Новиковская О. «1000 забавных пальчиковых игр», АСТ, Сова, Харвест 2008 г.
9. Пашкевич Т.Д. Организация образовательного процесса в ДОУ
в условиях введения ФГТ. / Барнаул, 2012.
10. Стефанова Н. Диагностический журнал «Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет», Учитель, 2012г.
11. Е.Тимофеева «Пальчиковая гимнастика», Москва Бином-Пресс 2006г.
«Артикуляционная гимнастика» Е. Полиженко КАРО Санкт-Петербург, 2006г.
12. С. Шанина, А. Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка», Дом ХХI век, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"
В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....
Развивая пальчики развиваем речь
Взаимодействие с родителями...
Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....
Развиваем пальчики - развиваем речь!
Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....
"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести ...
Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....
Дополнительная общеобразовательная программа «Тренируем пальчики - развиваем речь» (возраст детей 3-4 года)
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства....