Краткосрочный проект «ОГОРОД НА ОКНЕ»
проект (подготовительная группа)
Цель: формировать у детей интерес к исследовательской деятельности по
выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитывать у
детей любовь к природе, создать в группе огорода на подоконнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 368.59 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФГКОУ «СОШ № 24»
________________ Ерина С.А.
«25» марта 2024 г.
Разработка краткосрочного проекта
«ОГОРОД НА ОКНЕ»
Подготовила и провела:
Романова Елена Геннадьевна, воспитатель
высшей квалификационной категории
п. Шиханы
2024 г.
Краткосрочный проект в подготовительной группе
«ОГОРОД НА ОКНЕ»
Тема проекта: «Огород на окне»
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы ,родители
воспитанников, воспитатели.
Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский,
информационный.
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц) 26 марта-27апреля
Цель: формировать у детей интерес к исследовательской деятельности по
выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитывать у
детей любовь к природе, создать в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Расширить знания детей о растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных
растений (лук, горчица, укроп, цветы, овес).
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги
почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в
комнатных условиях.
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений
(полив, взрыхление).
6. Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в
росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
7. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
8. Развивать познавательные и творческие способности.
Актуальность:
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи) не подозревают, что
зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые
научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое
существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или
нет. Только с помощью взрослых, дошкольник может понять, что жизнь
растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится
отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего
«лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет
сочувствовать и ухаживать за растениями.
Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и
исследователем огромного мира природы. Взрослые на этом этапе главные
помощники. Одной из форм познания окружающего мира является
наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует
устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие,
мышление и речь.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует
систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате
практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по
уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения
ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и
наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он
способен расширять представления детей о растениях как о живых
организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития,
развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение
видеть результат своего труда.
Гипотеза:
Я предполагаю, что дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными
культурами на подоконнике, будет участвовать в посильном труде по
выращиванию овощей на грядке вместе с родителями. А родители, получив
необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной
деятельности по выращиванию овощей.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить
многообразие и разнообразие посевного материала.
3. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному
миру.
4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
5. Создание в группе огорода на подоконнике.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
1. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля,
семена).
2. Подбор информационного материала.
3. Подбор иллюстраций с изображением растений.
4. Подбор художественной литературы.
5. Беседа с родителями.
6. Оформление огорода на подоконнике.
Организационно - практический этап: проводятся запланированные
мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность,
рассматривание иллюстраций, чтение), уход за растениями, наблюдение за
ростом и развитием растений.
Заключительный этап: подводятся итоги, выставка творческих работ детей, итоговая беседа.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по
созданию условий для реализации проекта.
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике»
Просвещать родителей по данной теме.
3. Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала,
природного материала, художественной и научной литературы,
приобретение необходимого оборудования.
Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».
II. Организационно - практический этап:
1. Беседы, рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и
расширять знания о видах растений.
2. Занятие «Царство растений»
Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и
культурных (по взаимоотношениям с человеком), познакомить с
интересными представителями мира растений.
3. Рассматривание семян
Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.
4. Практическая деятельность: посадка лука, укропа, базилика, семена льна.
Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
5.Опыт - наблюдение за ростом лука, укропа, базилика, семена льна,базилика.
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих
семян.
6. Труд в «Огороде на окне»
Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.
7. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по
его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную
речь.
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди
берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а
потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты»
8.Подвижная игра «Вершки и корешки»
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать
внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или картинки.
Ход игры: взрослый показывает овощ, дети называют его и показывают
движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если
под землёй —топают ногами.
III. Заключительный этап
Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада»
Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне
в огород на участке сада.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие
результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской
деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных
условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети узнали
необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Проведена выставка детских рисунков
Список литературы
1. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г. 2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г. 3. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г. 4. Овощи и фрукты, Издательский дом «Проф – Пресс», обучающие карточки.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
«Царство растений»
Цель: через познавательную активность детей подвести детей к пониманию
того, что в природе есть удивительный мир растений.
Задачи: ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и
культурные, дать понятие о плодородной почве, семенах, рассаде; обогащать
словарный запас детей, развивать связную речь; воспитывать любовь к
природе.
Ход занятия
1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».
2.Постановка темы и задач:
Воспитатель: ребята, сегодня мы познакомимся с «Царством растений».
Хотите отправиться в путешествие и побывать в «Царстве растений»?
-А что же такое растение? Это живое существо или нет? (дискуссия детей,
подвести к пониманию того, что растения - это живые существа, они бывают
самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо
того, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из
воздуха и солнечного света).
-Где живут растения?
Ответы детей: в лесу, на полях, в водоемах.
Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они
есть буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме
воздуха, растениям необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут
в тех местах, где очень темно и сухо).
-Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все
растения, пропало целое царство-государство: и деревья, и кусты, и травы, и
цветы. Что же будет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что
станет не только пусто и непривлекательно без растений, но и мы с вами не
сможем жить. А почему?
Ответы детей: потому что не будет кислорода, и мы не сможем дышать.
Воспитатель: так как растения вырабатывают кислород, и чем больше на
Земле лесов, садов, полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем
легче человеку и всем животным дышать. Это одна из причин, почему надо
беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли.
-А что нужно растениям для нормального роста и развития?
Ответы детей: вода, воздух, солнечный свет.
Воспитатель: Но не только это, а что же ещё?
Ответы детей: ещё нужна плодородная земля-почва.
Воспитатель: но почва везде разная. Там, где она плодородная, то есть
богата питательными веществами-там растут здоровые растения, а на бедной,
скудной-чахлые, слабые!
Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками
(поливать, рыхлить, окучивать, удалять сорняки), и пока не собран урожай
люди ухаживают за посаженными растениями. Подвести детей к пониманию
того, что растения, которые живут только при участии человека,
называются культурными растениями.
Показ картинок:
Воспитатель: «Где растёт это растение?»
Ответы детей: в огороде, в саду, в поле, комнатное растение, на клумбе.
Беседа в подготовительной к школе группе
«Культурные растения»
Цель: закрепить представления о культурных растениях, подвести к
пониманию особого отношения к ним человека, к осознанию их ценности для
жизни человека (пища, здоровье, красота); познакомить с интересными
представителями мира растений, с особенностями их роста и развития.
Материал: картинки с изображением культурных растений, в том числе
комнатных.
Ход беседы
Обратить внимание детей на то, что в группе много цветов. Разговор
пойдет именно о них. «Мир цветов - нежный, хрупкий и очень красивый.
Давайте вглядимся в него. Цветы радуют своей красотой, успокаивают
нас. Какие цветы вы знаете? Какие нравятся? У каких есть аромат?»
Спросить: зачем людям нужны растения? Выслушав ответы, обобщить
их: цветы (растения) играют огромную роль в жизни человека; они его
восхищают своей красотой, кормят, лечат.
Обратить внимание детей на стоящие в вазе цветы (тюльпаны)
предложить послушать рассказ о них.
«Когда зацветают тюльпаны, кажется, что весна устроила праздник и
всем дарит разноцветные бокальчики, полные радости со счастья.
Тюльпаны бывают разные по цвету и форме. Родина их – Греция (показ
страны на карте мира). Однако еще более древние упоминания о
тюльпанах были найдены в старинных книгах Персии (Иран). Там этот
цветок называли «тюрбан» (чалма). Из глубокой древности пришла к нам
легенда о тюльпане. Послушайте ее. Вырос на лугу желтый тюльпан. В
золотистом бутоне этого цветка было заключено счастье. Все мечтали
добраться до него, но никто не мог этого сделать. Не было такой силы,
которая могла бы открыть бутон. Но однажды по лугу шла женщина с
ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со смехом подбежал к цветку,
и – о чудо! – бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то,
чего не смогла сделать сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны
только тем, кто открыт для счастья».
Далее провести беседу об овощах, подвести к пониманию того, что овощи
– культурные растения, потому что без заботы и внимания человека ни
капуста, ни редис не вырастут.
В заключении предложить вырастить рассаду (цветы и овощи).
Беседа в подготовительной к школе группе
«Дикие растения»
Цель: закрепить представления о диких растениях, рассказать об их
многообразии, значении для всего живого; познакомить с интересными
представителями мира диких растений (с лекарственными растениями, в
том числе и произрастающими в нашей местности).
Материал: картинки с изображением дикорастущих растений, в том
числе разных видов ромашки.
Ход беседы
Предложить детям поговорить о дикорастущих растениях: чем они
отличаются от культурных? (Ответы.)
Растительный мир дикой природы богат и разнообразен. Каждый
цветок, который мы встречаем в лесу, на лугу, в поле, хранит свою тайну,
каждому из них человек должен быть благодарен.
Загадать загадку «На лугу стоят сестрички- золотые глазки, белые
реснички» (ромашка). Разложить картинки с изображением различных
дикорастущих цветов и предложить выбрать среди них отгадку.
Отобранные картинки вывешиваю на доске.
Молодцы! Вы правильно отобрали картинки - отгадки. У этих цветов (у
разных ромашек) есть свои названия: ромашка римская, немецкая,
кавказская, персидская и т.п. Всего известно 350 видов ромашек. Больше
ста из них растут в России. Самая известная из ромашек – нивяник с
крупными бело-жёлтыми соцветиями. В народе его называют по- разному:
поповник, белюшка, лесная марьяша, белоголовник, тягун, белица- трава,
солнечник, невесточка… а как бы вы назвали нивяник? (Ответы- версии).
Ромашка нивяник- милый, обаятельный цветок. Одна из самых
распространенных ромашек - ромашка аптечная (показ картинок). Она
славится своими лечебными свойствами (снимает воспаление, заживляет
раны). Применяется в кулинарии и косметике (для изготовления кремов,
паст, краски для волос).
Ромашка помогает не только людям, но и растениям: если ромашки
посадить вокруг яблонь, они не будут страдать от своего злейшего врага -
яблоневой плодожорки; капусту ромашка оберегает от гусениц и даже от
мышей- полевок.
В заключении предложить рассмотреть другие дикорастущие растения,
назвать известные им, выбрать растения, с которыми хотят познакомиться
получше.
Картотека пальчиковых игр по теме
«Овощи»
«У нас на огороде»(Самомассаж фаланг пальцев, начиная с
указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к
указательному на левой руке
Вырос у нас чесночок
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
(Большой палец левой руки)
Наш друг – огород!
(Большой палец правой руки)
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим.
(Движения прямыми ладонями)
Мы морковку трем, трем,
(Потереть ладони друг о друга)
Мы капусту солим, солим.
(Сложить пальцы в щепотку)
Мы капусту мнем, мнем
(Сжимать и разжимать кулачки)
И в баночки кладем
А потом пробуем.
«В нашем огороде»
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(Сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(Загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(Сжимаем – разжимаем пальцы)
«Овощи у Зины»
У девочки Зиночки
(Дети делают ладошки «корзинкой»)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачок
(Сгибают пальчики, начиная с большого)
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина молодец!
(Показывают большой палец)
«У Лариски – две редиски»
у Лариски – две редиски. (По очереди разгибать пальчики)
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.
«Капуста»
Что за скрип? (Сжимать и разжимать пальцы)
Что за хруст?
Это что ещё за куст? (Соединить основания ладоней)
пальцы – «бутоном»
Покружить ими.
Как же быть без хруста? (Сделать из пальцев шар)
Если я капуста!
«Салат».
Мы морковку чистим- чистим, (Энергично проводят кулачком правой руки
по ладони левой)
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие
движения вперёд-назад)
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая
пальчиками)
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы
поливая)
Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперёд)
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)
«Овощи»
В огород пойдем, (Маршировать на месте)
Урожай соберем. (Идти по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем, (Имитировать, как таскают)
И картошки накопаем, (Копают)
Срежем мы кочан капусты (Срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (Показать руками)
Щавеля нарвем немножко (Рвут)
И вернемся по дорожке. (Идти по кругу, взявшись за руки)
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой (Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка, (Одноимённые пальцы прикасаются друг к
другу)
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
«Чищу овощи для щей» (вертикальные движения руками,
словно отряхиваем земли)
Сколько нужно овощей?(пожимают плечами)
Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки, (загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз! (выставляем большие пальцы рук)
Два! (указательные - другие в кулаке)
Три! (выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен, (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка,(показать большой палец)
Выйди вон!(спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)
ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ
Он сначала был зеленым и лимонным,
А теперь вот загорелся красным светом
И горит все дни подряд -
Ждёт, когда его съедят.
(Помидор)
На грядке чудо-плети усаты и длинны.
В плетях плоды-колбаски зелёные видны.
А у нашей бабы Ксюши фиолетовые груши
Зрели - вызрели, ребятки, не на дереве - на грядке.
Их сырыми не едят, но зато уж все подряд
У добрейшей бабы Ксюши фиолетовые груши,
Как ватрушки, калачи, побывают вдруг в печи,
И получится тогда -очень вкусная икра.
Я хочу у вас спросить, что же это может быть?
(Баклажаны)
В тесной темнице пришлось ей родиться -
Красной девицей на свет появиться.
(Красная свекла)
А эта девица совсем бледнолица,
И тоже пришлось ей в темнице родиться.
Но если б она да не вышла вдруг в свет,
Не стало бы в мире вкусных конфет.
(Сахарная свекла)
Что за овощ? посмотри!
Ал снаружи – бел внутри.
Твёрд, но сочен, как арбуз,
И с горчинкою на вкус
(Редис)
Черна снаружи -внутри бела.
На нашей грядке она росла.
И вот однажды (всему свой срок!)
Под нож попала - пустила сок.
В меню желанна, хоть и жестка.
На вкус приятна, хоть и горька.
(Редька)
Среди зелёных листочков
Повисли сотни теремочков.
А в теремочках тех, ей-ей,
Ни окон нету, ни дверей.
Но тем, однако, знамениты,
Что колобочками набиты.
(Стручки гороха)
Эти красные стручки
С виду хоть невелики,
Но зато по белу свету
Ничего горчее нету.
(Горький перец)
Зрелось ей в стручке неплохо
Стала вдруг крупней гороха.
(Фасоль)
Как на язык он попадёт -
Как кипяточком обожжёт.
Он лука брат, в нем витамины.
(Чеснок)
Растут на грядке У Агаты
Слезоточивые гранаты.
(Луковицы)
Не торопясь представиться,
Скромнейшая красавица
Оранжевого цвета
Растёт в земле всё лето.
(Морковь)
Он в огороде каждый год
У нас не сеянным растёт.
Но это вовсе не сорняк -
Полезный пряный овощ.
Как его покрошишь для салата -
Придаст такого аромата!
(Укроп)
Он не завиден сам собой.
Как поглядишь – трава - травой,
Но для борщей зелёных он
Не заменим с былых времён.
(Щавель)
Несказанно Андрюшке однажды повезло -
Нашёл на грядке ягодку на десять всех кило.
А что за чудо-ягода? Подсказки я не дам.
Подумай-ка немножечко и догадайся сам.
(Арбуз)
Всё росла, росла и зрела – пожелтела.
Только эта героиня и не груша, и не дыня.
(Тыква)
В огороде каждый год он ухоженным растёт.
Без него, я не шучу, не быть вкусному борщу.
У него внутри немало знаменитого крахмала.
(Картофель)
Высока, зерном богата,
Да к тому же волосата.
(Кукуруза)
В огороде, у дорожки, шляпка выросла на ножке
И пестрела тёплым летом очень ярким жёлтым светом.
А потом она созрела, погрузнела, почернела
И ребятам, как смогла, горстку семечек дала.
(Подсолнух
Консультация для родителей
«Огород на подоконнике в домашних условиях»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект "Огород на окне"
Познавательный краткосрочный проект...

Презентация к краткосрочному проекту "Огород на окне"
Краткосрочный проект "Огород на окне" с детьми второй младшей группы...
Краткосрочный проект "Огород на окне"
Краткосрочный проект "Огород на окне"...

Презентация краткосрочного проекта "Огород на окне"
В нашем садике проходит конкурс "Огород на окне".Вот что у нас получилось, может кому-то понравится и он возьмет себе на заметку.Цель: Формирование у детей интереса к опытнической и исследователь...
Паспорт краткосрочного проекта "Огород на окне"
Цель работы: создание благоприятных условий для экологической работы с детьми в весенний период.Задачи:- способствовать формированию у детей представление о росте и развитии растений;- закрепление нав...
Краткосрочный проект Огород на окне
Краткосрочный проект Огород на окне...

Краткосрочный проект «Огород на окне»
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать им растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о ра...