Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте старших дошкольников
консультация

Шолмова Нина Александровна

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте старших дошкольников

Для повышения эффективности работы по обучению грамоте старших дошкольников в детском саду наряду с другими видами работ используют  экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.

         Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в обучении грамоте.   Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.

На занятиях по обучению грамоте дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Ниже приведены некоторые задания и упражнения, используемые на занятиях по обучению грамоте:  

  • Конструирование букв. На столах - палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.
  • Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть палочку или добавить и т.д.)
  • Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна - насос, терка - актер).
  • Придумывание слов на определенный слог (например: мука, муха, музей, мусор, мул).
  • Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме). Усложненным вариантом работы детей с моделью является игра-загадка. Загадывается определенное слово, дети должны отгадать с помощью наводящих вопросов: оно живое? неживое? предмет? какой формы? из чего сделан?

                                                               

  • Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов - с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.
  • Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
  • Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка - майка - гайка - чайка.
  • Образование новых слов из букв данного слова. Например: мороженое - море, нож, морж и т.д.
  • Подбор слов к данной рифме. Например: сок - лесок, носок, поясок, голосок и т.д.
  • Работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
  • Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).
  • Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Юли красивая кукла у».
  • Соединение частей разорванных предложений. Например: «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик».
  • Составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку.
  • Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
  • Чтение текста с конца, чтобы осознать неудобство такого прочтения.
  • Разгадывание ребусов (особенно с использованием предлогов - умение выбрать нужный предлог).
  • Отгадывание кроссвордов (слова на определенную букву, тематические и др.).

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам. Сначала мною использовались карточки с заданиями, опубликованными в методической литературе. Затем, видя интерес детей к подобному роду заданий,  были изготовлены карточки с заданиями возрастающей сложности, направленными на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова и предложения.

Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение, как для детей, так и для логопеда.

  • Для детей:

- обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - чтению;

 - создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;

- развивают различные стороны психической деятельности - внимание, мышление, память, речь;

- закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;

- формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;

- формируют навыки самоконтроля и самооценки.

  • Для  педагога:

- снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;

- позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;

- налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.

           Работу по карточкам можно проводить на индивидуальных занятиях - как один из видов контроля фронтальных занятий, во второй половине дня - в коррекционной работе с воспитателем и дома.

Все задания на карточках сопровождаются яркими иллюстрациями и защищены специальной пленкой, что дает возможность детям использовать фломастеры при выполнении заданий.

Примерные задания.

1. Составь звуковые модели слов, сравни их.

2. Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.

3. Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.

4. Соедини картинку со звуковой моделью.

5. Соедини между собой картинки и звуковые модели.

6. Исправь ошибки в звуковой модели слова.

7. Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.

8. Подбери три слова к звуковой модели.

9. Составь слово по первым звукам названий картинок.

10. Составь слово по вторым звукам названий картинок.

11. Составь слово по последним звукам названий картинок.

12. Определи место звука [л] в словах (в начале, середине, конце).

13. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости-мягкости.

14. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости - твердости.

15. Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?

16. Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.

17. Соедини картинку со слоговой схемой.

 18. Соедини между собой картинки и слоговые схемы.

19. Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.

20. Составь слово по первым слогам названий картинок.

21. Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.

22. Составь предложение по картинке и графической схеме.

23. Составь по одному предложению по каждой графической схеме.

Фрагменты  занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе

Подбор слова к схеме.

Посмотрите на доску, на этой схеме зашифровано время года, которое любит Зина.

   Как вы думаете, какое время года зашифровано? (зима) ,(лето).   Почему вы так решили? (Потому что  в слове «зима» 2 слога,  первый звук в слове

«зима» - звук  ( з’)-  согласный,  мягкий, 2 гласных звука (и, а,), один согласный звук (м – твердый).

   Правильно.

Работа со схемой предложения.

Давайте вспомним, что такое предложение?

(Предложение- это несколько слов, связанных друг с другом по смыслу.)

Выложим схему предложения: (Мама купила зеленые огурцы.)

   Сколько слов в предложении? (4)

   Как напишем первое слово в предложении? (С большой буквы)

  Что поставим в конце предложения? (точку)

                                                             

Составьте  по одному предложению, которое также подойдет к этой схеме.

Чтение слогов по цепочке.

за,  зо,  зу,  зы,  зи,  зя,  зе,  зэ

Придумайте  слова, которые начинаются на слог (за), ( зи),  (зу).

Дидактическая игра: «Собери слово»

Перед вами буквы, соберите слово, которое для вас загадала Зина.

и з м а

з ы т а

к о а з

З и а н

о я З

  Зима, тазы, коза, Зина, Зоя

  Закрепление навыка правописания прописной буквы в именах людей.

  Почему в двух последних словах буква (З) большая? (Потому что это имена девочек, имена пишем с большой буквы).

Образование новых слов из букв данного слова:

Заморозки: - мороз, роза, рок, зима, марки, коза, мор, корма, замок, маки, рамки, Рома, ром, зарок и т. д.

  Молодцы, все задания вы выполнили.

 6. Итог занятия.

  Давайте вспомним, какие задания  мы выполняли на занятии.

(Ответы детей.)

 7. Оценка деятельности детей.

  Зина благодарит вас за занятие. Она очень многому научилась у вас и за хорошие ответы награждает вас  золотыми медальками.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте детей с ОНР"

Обобщение опыта по теме: "Организация экспериментальной деятельности на занятия по обучению грамоте детей с ОНР."...

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи.

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи (песочная терапия)...

открытое интегрированное занятие по обучению грамоте старших дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 176»       Открытое интегрированное мероприятие«Королевство звук...

"Организация экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте детей с ОНР"

quot;Организация экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте детей с ОНР"...

Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников с использованием ИКТ "Маша в поисках Миши"

Задачи:   Образовательные: Закрепить умение детей  выделять звуки, делать звуковой анализ слов.Закрепить знание гласных и согласных звуков.Развивающие:Развивать интонационную выразитель...

"Путешествие в Фиолетовый Лес" занятие по обучению грамоте старших дошкольников .

Конспект НОД для старших дошкольников с ОВЗ по обучению грамоте с использованием игр Воскобовича....

Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников «Гласные звуки и буквы»

ull; Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;• Учить детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данног...