"Успешный опыт взаимодействия с семьями воспитанников"
материал

Козубова Наталья Сергеевна

Выступление на педогогическом совете на тему : "Успешный опыт взаимодействия с семьями воспитанников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Успешный опыт взаимодействия с семьями воспитанников»

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании» и др. В соответствии с Законом «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», а в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Так же в Законе «Об образовании», говорится, что «основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать».

Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Добиться больших успехов в воспитании детей можно будет только при согласованном взаимодействии детского сада и семьи.

К сожалению, не всем родителям известно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношение к людям, к природе.

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество детского сада с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Имея небольшой опыт работы с детьми, я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому мои отношения с родителями, на данном этапе, строятся на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок – уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми. Конечно, не сразу складываются доверительные отношения с родителями. У некоторых родителей отсутствует мотивация для общения.

Я стремлюсь избегать критики, строить общение на основе диалога, партнерских отношений. Постепенно родители стали понимать, что я искренне заинтересована в решении общих для детского сада и семьи проблем, и, поверив в это, стали внимательно прислушиваться к советам, более критично относиться к себе и своему ребенку.

В своей профессиональной деятельности я пользуюсь примерным

кодексом общения с родителями:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении;
  • Всегда улыбаться родителям и детям;
  •  Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей;
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребёнке, т.к. это лучший способ расположить родителей к себе;
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их;
  •  Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;
  •  В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости – этим

своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

В своей профессиональной деятельности использую информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные формы работы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями. Мною проведено анкетирование с целью выяснения образовательных потребностей родителей. Получив реальную картину о каждой семье воспитанников, с учётом их пожеланий и предложений я вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем и осуществляю планирование работы с семьёй.

Обязательным условием моей работы это ежедневное живое общение, беседы с родителями, с целью получения от них какой-либо конкретной информации об особенностях поведения и развития воспитанников вне стен детского учреждения. Беседа воспитателя с родителями - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижения единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Правила профессионального такта в педагогической беседе с

родителями.

  •  Учтиво поздороваться с родителями.
  •  Начать разговор о ребёнке обязательно с хорошего.
  •  Терпеливо выслушивать родителей.
  • Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций, скажите о недостатках ребёнка, что смущает сегодня в его характере и поведении.
  • С учётом индивидуальных особенностей ребёнка и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию дошкольника, преодолению негативных сторон его личности.
  •  Беседа завершается этическим моментом: не забудьте вежливо попрощаться.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работой с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждают родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями считаю родительские собрания. Регулярная организация выставок детских работ знакомит родителей деятельностью их детей. Дети с удовольствием показывают свои работы родителям, делятся своими чувствами, переживаниями.

Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность родителей и детей. Родители с удовольствием участвуют в конкурсах, которые уже становятся традиционными, вызывают огромный интерес детей и желание мам и пап заниматься со своими детьми творчеством. Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к организации праздников и развлечений. Родители привлекаются к подготовке утренников, участвуют в конкурсах. Они лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки. Папки – передвижки призваны более подробно, ознакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть её в детский сад. После этого рекомендуется провести с ними беседу, выяснить их мнение о прочитанном: что заинтересовало, что еще они хотели бы узнать, какой материал, с их точки зрения, необходимо добавить в папку.

Через «родительские уголки» ведётся пропаганда педагогических знаний, где помещается интересная и полезная информация, дающая возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Нужно хвалить своих родителей, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе, при любом удобном случае.

Советы, которые помогают мне активизировать участие родителей.

  • Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
  • Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.
  • Привлекайте родителей к занимательным мероприятиям детского сада.
  • Позволяйте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
  • Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни детского сада и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
  • Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.
  • Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
  • Поддерживайте тесные контакты.
  • Высказывайте свою признательность им.
  • Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
  • Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
  • Поощряйте посещаемость родительских собраний.
  • Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
  • Обучайте навыкам сотрудничества.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод- фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ

Проектный метод – фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ.Вашему вниманию предлагается опыт работы по использованию проектного метода при взаимодействии с семьями воспитанн...

Взаимодействие с семьями воспитанников по успешному формированию психофизиологической готовности дошкольников к обучению в школе.

Бондаренко Г.Н.Воспитатель МБДОУ №5, г. Усть-Лабинск.Доклад  на тему: Взаимодействие с семьями воспитанников по успешному формированию психофизиологической готовности дошкольников к обучению в шк...

Взаимодействие с семьями воспитанников как залог успешной социализации ребенка

Взаимодействие с семьями воспитанников как залог успешной социализации ребенка...

Взаимодействие с семьями воспитанников: ключевые принципы успешного опыта.

Взаимодействие с семьями воспитанников играет важную роль в образовательном процессе и в формировании успешной адаптации детей. Сотрудничество между детским садом и семьями способствует созданию благо...