Рабочая программа кружка "Волшебный мир бисера"
рабочая программа (подготовительная группа)
Кружок бисероплетение. Тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_biser_23-24.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей «Многоуровневый образовательный комплекс№2»
«Согласовано» Утверждаю
Совет МБОУ «Лицей«МОК№2» Директор МБОУ «Лицей«МОК№2»
Протокол №1 от 31.08.2023г Свердлов В.Я.
Кружок
«Волшебный мир бисера»
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Литвинова Наталия Владимировна
воспитатель
г. Воронеж
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка.
Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе «Колокольчики» МБОУ «Лицей «МОК№2», дети осваивают технику бисероплетения по принципу «от простого – к сложному».
Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.
Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому для детей тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Настоящая программа способна научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Бисероплетение, как любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка.
Актуальность
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с различными материалами (бусины, бисер, пластилин и т.д.) успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Бисероплетение так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Направленность
Декоративно-прикладное творчество – это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения. Бисерные работы – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, бусин, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.
Планируемые результаты освоения Программы
В процессе реализации программы дети приобретут:
Навыки
- Работы с бисером.
- Безопасного обращения с колюще-режущими предметами.
- Работы и общения в коллективе.
Умения
- Умение выполнять основные элементы бисероплетения и изготовление различных украшений.
- Читать схемы.
- Сочетать цвета.
Кроме того, занятия с бисером способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств.
Приобретенные детьми умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут успешно продолжить обучение в школе.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей через занятия с бисером, приобщение детей к основам рукоделия.
Задачи:
1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «от простого – к сложному».
2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.
3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей;
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.
6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.
7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.
8. Познакомить с изделиями и одеждой, украшенной бисером народов ханты и манси.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков
Бисероплетение как вид ручного труда не включено в основную образовательную ДОУ. Программа составлена на основе авторских разработок С.Г. Овчинниковой и И.Г. Титовой.
Механизм реализации программы.
Данная программа «Волшебный мир бисера» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня вне основных режимных моментов. Продолжительность занятия – 30 минут и предназначена для работы с детьми в возрасте 6-7 лет, максимальное количество детей в группе – 4-6 человек.
В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.
Принципы содержания программы:
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
5. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.
В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно- творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
Условия для занятий в кружке «Волшебный мир бисера»:
1. Систематизация литературно – художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.
2. Подбор материала для творческой деятельности детей.
4. Пальчиковые игры для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц рук.
5. Подбор комплекса упражнений для глаз.
6. Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
Методическое обеспечение программы.
Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Все задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка.
Материалы и инструменты
* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском
* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.
* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.
* Леска и резинка для плетения браслетов
*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
* кусачки для отрезания проволоки.
К концу 1 года обучения:
По окончании 1 года обучения дети знают:
- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
- правила безопасности труда при работе указанными инструментами.
По окончании 1 года обучения дети умеют:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасной работы инструментами;
- под руководством воспитателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
- подбирать детали для работы.
Список используемой литературы
- Художник Н.Ильенко, составитель Ю.Лындина, редактор Л Мартынова ББК 37.248 И27 «Фигурки из бисера» 2004-2008г.г
- Н.Л.Ликсо «Бисер, уроки, приемы, схемы, а также полезные советы и поэтапные цветные иллюстрации» 2006г
- Мартынова Л.Б. «Игрушечки из бисера» https://djvu.online/file/81qAA3NhmY5Ci
Тематическое планирование кружка «Волшебный мир бисера»
Месяц | Тема | Задачи | Техника | Материал |
Сентябрь | «Плетем украшения для девочек» | Познакомить со способом плетения на леске по желанию детей. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
| Способ плете- ния «плоское» | Бисер, бусины, проволока или леска
|
Октябрь | «Веселая куколка» , по выбору детей
| Совершенствовать умение выполнять объемное переплетение. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Учить выполнять из бисера фигурки людей. Способствовать проявлению творчества в работе; развитию внимания, мышления, памяти. | Объемное плетение | Бисер, бусины, медная проволока |
Ноябрь | «Кошечка», по выбору детей | Расширять и закреплять знания детей о техники параллельного плетения. Закрепить умение составлять композицию из изделий из бисера. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. | Параллельное плетение | Бисер оранжевый, белый, коричневый, бежевый. |
Декабрь | « Дед Мороз», «Снеговик» | Совершенствовать умения детей выполнять объемное плетение при изготовлении Новогодних поделок. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Объемное и параллельное плетение | Бисер № 8: белый, серый, чёрный, розово-серый, коричневый, зелёный, светло-сиреневый; проволока |
Январь | «Сказка Буратино»-герои | Способствовать формированию умения работать техникой «Плетение путем скрещивания». Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. | Объемное и параллельное плетение | Бисер разного цвета; проволока |
Февраль | Герои из сказки Буратино | Способствовать формированию умения работать техникой «Плетение путем скрещивания». Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. | Объемное и параллельное плетение | Бисер разного цвета; проволока |
Март | «Сердечко для любимых», изделия по желанию детей | Углублять знания детей о плетении с помощью проволоки техникой «крестик». Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Побуждать детей к изготовлению подарков своими руками. | Способ плетения «крестик» | Бисер красного или розового цвета, ленточка |
Апрель | «Черепаха» | Совершенствовать умения детей выполнять параллельное плетение для создания игрушек. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Учить детей работать по схеме. | Параллельное плетение | Бисер коричневый, черный, белый, зеленый, черный; проволока |
Май | «Наши фантазии», «Цветочки» и т.д. | Расширять и закреплять знания детей о технике «объемное плетение». Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Учить детей работать по схеме. | Объемное и плоское плетение | Бисер разноцветный, проволока |
Приложение 1
Диагностическая карта
№п. п | Фамилия, имя обучающегося | Выполнение заданий | итого | |
теория | практика | |||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Волшебная бисеринка"
Цели:· познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания о приемах работы с бисером, привить интерес к бисероплетению, побудить ж...
Рабочая программа дополнительного образования кружковой работы по бисероплетению («Бисеринка»)
Рабочая программа дополнительного образованиякружковой работыпо бисероплетению («Бисеринка»)...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа по курсу "Чудесная бисеринка"для детей 6-7 лет
В работе разработаны цель,задачи курса. Дана подробная сетка занятий на учебный год,есть пояснительная записка, методическая литература, есть содержание образовательной программы, основные разделы; не...
Рабочая программа кружка Волшебный бисер
Рабочая программа...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...