Консультация "Особенности работы с гиперактивными детьми"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Что такое гиперактивность? Почему она возникает?
По точному замечанию детского невропатолога, врача В.И. Гарбузова, никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте, - гиперактивность.
К изучению проблемы гиперактивности обращались люди разных специальностей – медики, психологи¸ психофизиологии, педагоги. Специалисты говорят о полифакторном характере возникновения гиперактивности.
По мнению И.П. Брязгунова, Е.В. Касатиковой, в большинстве случаев причиной гиперактивности является наследственная предрасположенность, отягощенная неблагоприятным течением родов.
Кроме того, развитию гиперактивности способствуют наследственная предрасположенность и неблагоприятное психосоциальное окружение ребенка.
На современном этапе исследования гиперактивности доминирующими в развитии этого феномена считаются три группы факторов:
1) генетические факторы;
2) повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;
3) негативное действие внутрисемейных факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_sgiperaktivnymi_detmi.docx | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация "Особенности работы с гиперактивными детьми"
Что такое гиперактивность? Почему она возникает?
По точному замечанию детского невропатолога, врача В.И. Гарбузова, никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте, - гиперактивность.
К изучению проблемы гиперактивности обращались люди разных специальностей – медики, психологи¸ психофизиологии, педагоги. Специалисты говорят о полифакторном характере возникновения гиперактивности.
По мнению И.П. Брязгунова, Е.В. Касатиковой, в большинстве случаев причиной гиперактивности является наследственная предрасположенность, отягощенная неблагоприятным течением родов.
Кроме того, развитию гиперактивности способствуют наследственная предрасположенность и неблагоприятное психосоциальное окружение ребенка.
На современном этапе исследования гиперактивности доминирующими в развитии этого феномена считаются три группы факторов:
1) генетические факторы;
2) повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;
3) негативное действие внутрисемейных факторов.
Чем характеризуется гиперактивность?
Гиперактивность детей характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже в часы сна), но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости (ребенок ерзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). У таких детей возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения.
Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения.
Как выявить гиперактивного ребенка? Критерии гиперактивности
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка
Критерии оценки | Гиперактивный ребенок | Тревожный ребенок |
Контроль поведения | Постоянно импульсивен | Способен контролировать поведение |
Двигательная активность | Постоянно активен | Активен в определенных ситуациях |
Характер движений | Лихорадочный, беспорядочный | Беспокойные, напряженные движения |
Поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником конфликтов, драк и просто недоразумений.
Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе, необходимо длительно наблюдать за ним.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка в процессе наблюдения за ним со стороны педагогов и родителей.
Критерии гиперактивности
Дефицит активного внимания
- Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
- Не слушает, когда к нему обращаются.
- С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
- Испытывает трудности в организации.
- Часто теряет вещи.
- Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
- Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенностьПостоянно ерзает.
- Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
- Спит намного меньше, чем другие дети
- Очень говорлив.
Импульсивность
- Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
- Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
- Плохо сосредоточивает внимание.
- Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
- Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
- При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других – нет.)
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Как взаимодействовать с гиперактивными детьми?
ИЛИ правила работы с гиперактивными детьми
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребенку возможность выбора.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Методические рекомендации по организации взаимодействия педагога с гиперактивными детьми
Воспитателю важно обратить внимание на следующие особенности взаимодействия с гиперактивными детьми.
В старшем дошкольном возрасте очень значимой становится потребность быть членом группы, социальной общности, следовательно актуально решение задач, связанных с развитием групповой сплоченности. Однако в этом процессе взаимодействия воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности мотивационной сферы развития гиперактивного ребенка:
1) высокий уровень надежды на взаимодействие и низкая чувствительность к отвержению (ребенок назойлив в общении);
2) высокий уровень потребности во взаимодействии и высокая чувствительность к отвержению (у ребенка возникает сильный внутренний конфликт, он стремится к общению и в то же время избегает его).
Гиперактивные дети часто являются источником конфликтов и быстро становятся отверженными.
В процессе формирования эмоциональной открытости и развития эмоционально-аффективной сферывоспитателю необходимо обращать внимание на различия в эмоциональных проявлениях гиперактивных детей: эмоциональных переживаниях (уровень чувствительности – высокий, эмоциональной экспрессии (яркая степень выраженности) и эмоциональном поведении (бурный способ отреагирования). Гиперактивный ребенок не может справиться со своими переживаниями и контролировать свои эмоции, У них нередко отмечается агрессивность, упрямство. Все это приводит к возникновению проблем и конфликтных ситуаций. Из-за двигательного беспокойства гиперактивному ребенку сложно фиксировать свое внимание на мимике, жестах другого человека.
Также необходимо помнить, что большинству гиперактивным детям присуща слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низках самооценка, неуверенность в себе и проблемы в коммуникации. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудносправляемая агрессивная модель защитного поведения.
Присущая ребенку импульсивность создаст сложности в работе при решении задач, связанных с формированием социально-коммуникативных умений, развитием уверенных форм поведения, поскольку ребенку трудно выслушать других, дождаться своей очереди, вербализовать свои чувства, настроение, следовать правилам. В этом разделе работы необходимо использовать разнообразные ритмичные игры, движения, проговаривание вслух, что позволит организовать двигательное беспокойство ребенка. Инструкции и правила следует разбить на более мелкие смысловые части.
Необходимо чаще обыгрывать, иллюстрировать и оформлять информацию, предъявлять как опознавательные знаки, т.к. ребенок может не услышать словесную инструкцию. Перед началом деятельности необходимо предварительное проговаривание и рассуждения, что позволит сделать работу осмысленной.
При построении занятий необходимо учитывать эти особенности и создавать наиболее благоприятные условия для развития, а именно:
- Гиперактивный ребенок должен всегда находиться перед глазами педагога, в центре внимания, чтобы в любой момент педагог мог дотронуться до ребенка, погладить его, что позволит ребенку переключить свое внимание.
- Необходимо направлять энергию гиперактивного ребенка в нужное русло, его можно взять себе в помощники, при каждом подходящем случае дайте ребенку возможность принять на себя ответственность.
- В работе с гиперактивными детьми педагог должен быть более драматичен, экспрессивен, театрален. Необычность поведения педагога поможет переключить его внимание на нужный предмет, однако не следует допускать как сильных отрицательных, так и положительных эмоций.
- Учитывая отвлекаемость ребенка, необходимо продумать пространство, в котором будет проводиться занятие. не должно быть лишних предметов, ярких пятен. Новые объекты должны появляться по мере их необходимости, в свою очередь, будет поддерживать интерес ребенка и возвращать внимание на объект.
- Создавать ситуацию успеха, гиперактивный ребенок должен получать удовольствие от выполнения заданий.
- Создавать воображаемые ситуации, в которых гиперактивный ребенок может действовать без боязни ошибиться.
- Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в группе по некоторым вопросам.
- Чаще хвалить, поощрять гиперактивного ребенка, сразу же, не откладывая на будущее (эти дети более других нуждаются в похвале), поощрение может быть и в виде каких-либо жетонов, предметов и т.д.
- При решении задач, связанных с освоением гиперактивным ребенком нового опыта необходимо избегать негативных высказываний, предоставляя максимальную возможность активности ребенку. Предоставлять гиперактивному ребенку возможность выбора.
- Стоит постепенно и осторожно стимулировать зрительный и телесный контакт гиперактивного ребенка со взрослым и с детьми с целью коррекции эмоциональной отгороженности, тревожности, отреагированных отрицательных переживаний и стимуляции положительных эмоций.
- Важно создание условий для обогащения репертуара предметно-практических достижений, продуктивной деятельности гиперактивного ребенка с целью овладения им различными стратегиями поведения.
При организации занятий следует обратить особое внимание на наглядные и практические методы, поскольку в работе с детьми они будут выполнять роль регулятора удерживания внимания детей, переключением с одной деятельности на другую. При использовании речевых методов, необходимо следить, чтобы форма подачи информации была алгоритмичной, четкой, лаконичной.
При организации работы вне занятий (индивидуально, в подгруппе) с гиперактивным ребенком можно больше внимания уделять словесным методам, поскольку наблюдается более тесный контакт воспитателя с ребенком (чем на занятии), есть возможность повторить инструкцию несколько раз, дождаться ее выполнения. Однако, не следует строить все взаимодействие на словесной инструкции – это приведет к переутомлению
Наиболее успешны в работе с гиперактивными детьми как на занятиях, так и вне занятий, будут следующие виды игр:
- Интерактивные. Гиперактивный ребенок требует тактильного контакта (прикосновения, поглаживания, использование элементов массажа). Если все эти элементы присутствуют, гиперактивный ребенок более осознанно вступает во взаимодействие, переключает свое внимание на сверстника, с интересом изучает его. Воспитателю необходимо учитывать последовательность в установлении контактов (от социально-безопасных (сохраняя большую дистанцию), общепринятых (дистанция общения сводится до общепринятых форм), до тактильных, связанных с прикосновением).
- Ритмические игры позволяют удовлетворить потребность гиперактивного ребенка в движении, тем самым активизировать работу мозга, поскольку гиперактивный ребенок неподвижен, снижается уровень активности его мозга. Также реализация принципа ритма позволяет гармонизировать эмоциональное состояние детей, способствует созданию общего «пространства» группы, единого эмоционального настроя.
Используя такие виды игр, как игры-инсценировки, ситуативно-ролевые, творческие игры, необходимо позаботиться о том, чтобы они были эмоционально-привлекательны для гиперактивного ребенка. Можно продумать атрибуты костюмов, что направят внимание ребенка и его двигательное беспокойство в нужное русло. Задания не должны быть скучными и трудными. Они должны приносить удовольствие, подкрепляться поощрениями.
Некоторые средства могут вызывать определенные сложности при их использовании в работе с гиперактивными детьми, например: коммуникативные игры, игры-дискуссии, техника сочинения историй; техника использования метафор. Дело в том, что все они связаны с подчинением каким-либо определенным правилам поведения: умение слушать, не перебивать рассказчика, ждать своей очереди и т.д., что очень сложно для гиперактивного ребенка.
Используя данные средства, воспитатель должен проявлять особое терпение и выдержку, организовать процесс так, чтобы гиперактивный ребенок смог принять участие в дискуссии, совместной деятельности.
С этими детьми необходимо заранее проговорить инструкцию, можно именно гиперактивного ребенка попросит «озвучить» правило выполнения задания, рассказать сверстникам, как и что надо сделать.
Основные методические подходы к работе с гиперактивными детьми.
- Рациональная организация режима рабочего дня и деятельности
Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце.
- Тренировка одной функции
Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Поэтому, сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, для того, чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, взрослые должны постараться не замечать, что он ерзает и вскакивает с места.
В другой раз, в подходящей ситуации, можно будет тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.
- Разделение занятия на короткие периоды
Воспитателям в группе, где есть гиперактивные дети можно разделять каждое занятие на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
- Необычность поведения педагога
Чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое.
- Ситуация успеха (повышение самооценки)
В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие - повысить учебную мотивацию).
- Работа под контролем взрослого
Такой ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
- Тактильный контакт
С этой целью, можно посадить ребенка рядом с воспитателем. Педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.
- Подготовка ребенка к смене рода деятельности на уроке (занятии)
Взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий.Воспитатель за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось 3 минуты».
Договариваться с гиперактивным ребенком о тех или иных действиях заранее необходимо в любой подходящей ситуации, которая возникает в повседневной жизни. И неоценимую помощь в этом способны оказать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Введение правил, инструкций
Желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям.
Для этого можно использовать следующий прием. Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.
- Поощрения и наказания
Система поощрений и наказаний для гиперактивных детей, должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной.
- Моментальное поощрение ребенка
Необходимо учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения - выдача жетонов (фишек и т.д.).
- Учебная нагрузка и переключение внимания на разные виды деятельности с возможностью предоставления ребенку права выбора
Нагрузка гиперактивного ребенка должна соответствовать его возможностям.
- Хладнокровие педагога
Требование к хладнокровию, терпению и выдержке взрослого связано с особенностями развития гиперактивных детей. Действительно, поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. Поэтому педагоги должны в любой ситуации оставаться спокойными и помнить о том, что нет хладнокровия - нет преимущества! Прежде, чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).
ПРОБЛЕМУ ГИПЕРАКТИВНОСТИ МОЖНО РЕШИТЬ, ЕСЛИ, КОНЕЧНО, ПРИЛОЖИТЬ УСИЛИЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для работы с гиперактивными детьми. Памятка для педагогов
Представлены упражнения для развития самоконтроля и произвольности у детей. Информация очень полезна для педагогов....
Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми
Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь, пожалуйста, с данным материалом. Эти рекомендации появились в результате изучения литературы по работе с гиперактивными детьми. Надеюсь, они будут для вас полезны!...
Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ"
Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации эфф...
Особенности работы с гиперактивными детьми
раскрыты некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулированны правила взаимодействия и направления в пла...
Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей
Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей...
План работы с гиперактивными детьми и детьми, со сниженной активностью.
Поквартальный план составлен с учетом поведенческого и эмоционального поведения детей. Музыкальный репертуар представлен разнообразными народными играми....
Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми
Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...