Особенности работы с гиперактивными детьми
статья по теме
раскрыты некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулированны правила взаимодействия и направления в плане общего воспитания гиперактивного ребёнка; как играть с гиперактивными детьми и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_giperaktivnymi_detmi.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Гранчак Ирина Алексеевна, старший воспитатель.
МАДОУ Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка» Ступинского муниципального района
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
Тема: « Особенности работы с гиперактивными
детьми»
Цель: раскрыть некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулировать правила взаимодействия и направления в плане общего воспитания гиперактивного ребёнка; как играть с гиперактивными детьми.
Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Он стремится успеть как можно больше, однако эта торопливость не носит продуктивного характера. Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход.
Если ребёнок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.
Критерии синдрома дефицита внимания
Всё чаще специалисты говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, который определяется тремя основными критериями (симптомокомп- лексами): невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
Понятие «невнимательность» складывается из нескольких признаков. Один из самых важных – ребёнок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении любых заданий. Он не в состоянии вслушиваться в обращённую к нему речь, поэтому создаётся впечатление, что он просто игнорирует слова и замечания окружающих. Невнимательный ребёнок не умеет доводить выполняемую работу до конца, что часто воспринимается как протест. Всё дело в том, что он не в состоянии усвоить и придерживаться правил, предлагаемых инструкцией. Невниматель- ные дети нередко сталкиваются с большими трудностями в процессе организации собственной деятельности. Они стараются избегать заданий, требующих джлительного умственного напряжения, часто отвлекаются на посторонние стимулы и постоянно всё забывают.
Для того чтобы поставить ребёнку диагноз «невнимательность», ему должно быть свойственно как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются, по меньшей мере, в течение полугода и выражены постоянно, что не позволяет дошкольнику адаптироваться в нормальной возрастной среде.
Понятие «гиперактивность» характеризуется следующими признаками. Гиперактивные дети суетливы, никогда не сидят спокойно. Нередко бывают болтливы. Часто беспричинно двигают кистями рук, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются. Они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе и т.п. Двигательная активность такого ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно. Гиперактивные дети не могут играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым. Они всегда нацелены на движение.
Об импульсивности ребёнка свидетельствуют следующие признаки. Он часто отвечает на вопросы, не задумываясь и не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы. Независимо от ситуации и обстановки такой ребёнок с трудом дожидается своей очереди: вмешивается в разговоры, игры, пристаёт к окружающим.
Говорить о гиперактивности и импульсивности также можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода.
Признаки синдрома дефицита внимания
Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у такого ребёнка повышен мышечный тонус. Он изо всех сил старается освободиться от пелёнок и плохо успокаива- ется, если его пытаются туго запеленать или даже надеть на него стягивающую одежду. Могут наблюдаться частые неоднократные, немотивированные рвоты. Не срыгивания, характерные в младенчестве, а именно рвоты, что служит признаком расстройства нервной системы. В данном случае важно не спутать их с пилоростенозом – проблемой желудка, не способного принять много пищи. Поэтому прежде чем ставить диагноз, необходимо проконсультироваться с врачом.
Гиперактивные дети на протяжении первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте. Жаре, холоду и т.д. В два – четыре года у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть.
Дети постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают, очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребёнка как бы «не вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проёмы. Несмотря на то, что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они зачастую оказываются как бы вне ситуации, т.е. «уходят» из неё, а затем спустя некоторое время снова «возвращаются».
Всё более отчётливо проявляется неспособность сосредоточиться на каком-нибудь предмете или явлении. Ребёнок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультфильм.
«Учёные Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния. Об этом важно помнить родителям, которые считают, что их ребёнок – лентяй и что они воспитывают его недостаточно жёстко».
Но наиболее заметными проблемы с вниманием становятся к моменту, когда дошкольник приходит в детский сад. Он попадает в коллектив, живущий по определённому распорядку, где от каждого требуется достаточная степень самоконтроля.
Такой ребёнок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд «неуспевающих», он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что ещё больше усугубляется неадекватным активным поведением. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и «не берут в игру» дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка – характерные эмоции при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью. Но случается и обратное – гиперактивный ребёнок становится лидером в коллективе.
Важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они , не задумываясь, могут выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в воду, не умея плавать и т.п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы, большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьёзные травмы. Часто у них появляются подёргивания и тики.
«Тик – быстрые непроизвольные стереотипные сокращения определённых мышц. Напоминает нормальное координированное движение, которое варьируется по интенсивности и отличается отсутствием ритмичности. Может временно подавляться усилием воли и благодаря однотипности рисунка относительно легко имитируется».
Многие дети жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причём не только ночью, но и днём.
Если болезнь не лечить, то с каждым годом проблемы с поведением ребёнка усугубляются. Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и сохраняются приблизительно до 12 лет. Детям дошкольного возраста диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребёнком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок. Второй «всплеск» симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.
Взаимодействие педагогов с гиперактивным ребёнком
С появлением гиперактивного ребёнка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без умолку, обижает друзей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. Так, система запретов должна сопрово- ждаться альтернативными предложениями. Например, если ребёнок начинает рвать обои – можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик.
Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.
Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.
Всё это даёт результаты, если подобную линию поведения по отношению к дошкольнику выберут и его родители.
Порядок общения родителей с ребёнком
Для родителей очень важно подобрать верный тон, не срываться на крик или не впадать в безудержное сюсюканье. В общении с таким ребёнком следует быть мудрым, добрым и терпеливым.
У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний родителям вообще следует отказаться.
Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, ни в коем случае не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.
Также очень важен физический контакт с ребёнком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить – со временем это даёт выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и детьми.
Необходимо поддерживать здоровый психологический микроклимат в семье. Следует оградить ребёнка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает ссора, он не должен видеть, а тем более быть её участником. Родителям нужно как можно больше времени проводить с малышом, играть, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет не только для ребёнка, но и родителей, так как не простой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.
Если есть возможность, лучше выделить для ребёнка комнату или её часть для занятий, игр, уединения, т.е. отвести для него собственную «территорию». В оформлении следует избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов, он сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
Организация жизни должна действовать на детей успокаивающе. Для этого необходимо составить распорядок дня и соблюдать время приёма пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр. Можно определить для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жёстко. Важно отмечать и хвалить прилагаемые им усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
Дав ребёнку новое задание, лучше показать, как его выполнять, подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы очень важны. Не следует перегружать внимание дошкольника. На определённый отрезок времени, можно поручить только одно дело, чтобы он мог его завершить (например, с 9.30 до 9.00 убирать свою постель). Некоторые психологи советуют использовать для этой цели будильник или кухонный таймер. Сначала следует обговорить задание, а потом подключать технику. По мнению специалистов, это будет способствовать снижению агрессии.
Любой вид деятельности, требующий от ребёнка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т.п.), должен быть вознаграждён: в качестве приза может выступать маленький подарок, слова похвалы и одобрения. Примером поощрения могут служить разрешение в качестве разовой поблажки посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени, лишний раз сходить на прогулку или купить вещь, о которой он давно мечтает; угощение специальным десертом, предоставление возможности поучаствовать в играх вместе с взрослыми (лото, шахматы).
Если ребёнок в течение недели ведёт себя примерно, в выходные он должен получить дополнительное вознаграждение (например, поездку вместе с родителями за город, экскурсию в зоопарк, поход в театр и др.). При неудовлетворительном поведении родители могут словесно высказать своё неодобрение.
Гиперактивный ребёнок не переносит большого скопления людей. Поэтому родителям не следует ходить с ним часто в гости, крупные магазины, на рынки, в кафе и т.д. Всё это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему дошкольника.
А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег, очень полезны для гиперактивного ребёнка. Они позволяют сбросить избыток энергии. Главное – следить, чтобы он не устал, оберегать от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Весьма не легко, но очень важно научить ребёнка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого можно воспользоваться следующими приёмами. Когда дошкольник проявляет чрезмерную активность, рекомендуется мягко остановить его, не повышая голоса, предложить отдохнуть, обнять за плечи, ласково погладить по голове, обратить внимание на окружающих детей и игрушки, попросить сказать, что делают папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе. Хорошо, если родители будут фиксировать в специальном дневнике все изменения в поведении ребёнка: как он справляется с заданиями, как реагирует на поощрение и наказание, что ему больше нравится делать и т.д.
Лечебное питание для гиперактивных детей
По мнению учёных из Института проблем питания Университетской клинической больницы в Гиссене, диета помогает вести нормальную жизнь многим детям, но не всем. В частности, если заболевание вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как консерванты и красители, то исключение из их питания приводит к значительному улучшению здоровья ребёнка. Особенно опасными считаются красный искусственный краситель эритрозин и оранжевый – тартрацин. Они встречаются в некоторых видах соков, соусах, газированных напитках. Их следует исключить из питания ребёнка с синдромом дефицита внимания.
От питания гиперактивного ребёнка зависит многое: в одних случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других – усугубить течение болезни. Однако целиком полагаться на лечение диетой нельзя.
Особое внимание нужно уделять питанию больных, у которых гиперактивность является следствием аллергии. Общих рекомендаций здесь не может быть, так как разные джети могут не переносить те или иные продукты. Из рациона следует исключить конкретные «возбудители». Непереносимость тех или иных продуктов определяют в аллергоцентрах с помощью специальных методик и тестов. Довольно часто используются биоэлектронные методики (в частности, электропунктура по доктору Фоллю), тест на мышечное сопротивление и др. Даже в том случае, когда конкретный продукт определить не удаётся, выявляется группа, например, углеводы или животные белки, что позволяет надеяться на хороший результат. Конечно, всю группу продуктов резко исключать не стоит, нужно делать это постепенно, меняя, подбирая, подыскивая замену.
Питание детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно состоять преимущественно из овощей и салатов, приготовленных с растительными маслами холодного отжима, кислосливочным маслом или маргарином и потребляемых, в основном, в сыром виде. Белую пшеничную муку необходимо заменить мукой грубого помола с отрубями.
Физическое воспитание детей с синдромом дефицита внимания
Как известно, занятия физкультурой укрепляют здоровье человека, нередко избавляя его от заболеваний. Физические упражнения улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизируют обмен веществ, укрепляют мышцы и ткани, увеличивают кислородный обмен, выводят шлаки, снимают мышечную усталость, насыщают человека дополнительной энергией.
Лечение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно включать физическую реабилитацию. Как ни странно, таким детям дополнительная физическая нагрузка не только не противопоказана, но и полезна. Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребёнок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно.
Занятия физкультурой с гиперактивными детьми следует проводить с учётом ряда рекомендаций.
Во-первых, они должны проводиться под контролем педиатра, невропатолога и врача ЛФК. Это, естественно, не означает, что делать гимнастику нужно только в специальных залах. Строго по часам. Дома или на даче с родителями это будет даже полезнее, ведь упражнения лечебной физкультуры дают желаемые результаты лишь в том случае, если проводятся длительное время и регулярно (хорошо разбить их на отдельные циклы и проводить несколько раз в течение дня), с постепенным увеличением нагрузки. Но показать родителям их должен врач лечебной физкультуры, которого необходимо постоянно информировать о результатах. С ним нужно обсуждать, какие упражнения полезны и нравятся ребёнку, какие нет, что добавить, а что исключить.
Во-вторых, необходимо иметь в виду. Что гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнованиях, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления.
В-третьих, прежде чем приступить к занятиям, ребёнок должен пройти медицинский осмотр, чтобы выяснить, не будет ли дополнительная нагрузка вредна для отдельных органов и систем.
В-четвёртых, лечебная физкультура имеет конкретную направленность, поэтому следует сочетать её с плаванием или занятиями индивидуальными видами спорта (если ребёнку они интересны).
Таким образом, знание основных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью позволит взрослым, окружающим ребёнка дома и в дошкольном учреждении, грамотно выстроить систему взаимоотношений с ним и организовать такой распорядок жизни дошкольника, который создаст все условия для коррекции отклонений в его развитии.
Коррекция гиперактивности в художественно-предметной
деятельности
В исследованиях современных зарубежных психологов (П. Альхерт, Дж. Коннерс, Ю. Шиндлер, Х. Лукерт, К. Фишер, К. Нойхаус и др.) гиперактивное поведение трактуется как отклонение от нормы в личностном развитии ребёнка в первые пять лет жизни. Такой ребёнок чрезмерно активен в поведении, трудноуправляем и невнимателен; испытывает недостаток терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий; склонен к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца, к хаотичной, недостаточно контролируемой двигательной активности, к неадекватной эмоциональной реакции (лёгкая возбудимость).
Гиперактивные дети неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности, с ними чаще происходят несчастные случаи. Они постоянно становятся виновниками нарушения правил, причём не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. Результат? Дисциплинарные наказания со стороны либо родителей, либо педагогов. Отношения таких детей со сверстниками и со старшими по возрасту отличаются несоблюдением дистанции.
Для гиперактивных детей характерны повышенная агрессивность, склонность к демонстративному поведению, а в конечном счёте асоциальные проявления, следствием чего становится неприятие со стороны окружающих, а следовательно, проблемы эмоционального плана: дети испытывают страх, подавленность, их беспокоят проявления антипатии, причины которой им непонятны.
Чрезмерная активность и импульсивность поведения, к сожалению, часто негативно сказываются на обучаемости: гиперактивным детям плохо удаётся подавлять свои двигательные импульсы, поэтому они почти не способны сосредоточить внимание на предлагаемой на занятии информации, не могут адекватно воспринимать зрительные и акустические сигналы. У гиперактивных детей нарушены перцептивная ориентация и планирование действий, практически отсутствуют паузы между мыслью и действием. Движения гиперактивных детей хаотичны и резки, избыточно энергичны, запас сил расходуется слишком интенсивно.
Гиперактивный ребёнок по-разному себя ведёт, оставшись один или находясь среди сверстников. Обычно такой ребёнок показывает, на что он способен, лишь оказавшись в группе детей.
У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в сенсорных раздражителях, удовлетворить которую весьма трудно.
Психологи отмечают, что гиперактивность – это не просто внешне малоприемлемое поведение, это комплексное нарушение.
В современной психологопедагогической практике существует несколько методов коррекции поведения гиперактивных детей: медикаментозные методы, методы, основанные на программах самоконтроля, когнитивная терапия и т.д.
Результаты работы показали: коррекция поведения гиперактивных детей проходит более эффективно в процессе художественно-предметной деятельности, если она организуется на основе:
*синтетического характера деятельности, дающего возможность достаточно быстрой смены разных её видов (изобразительная, игровая, коммуникативная, предметно-практическая деятельность);
*сочетание разных видов художественного творчества;
*простоты разных видов деятельности (это необходимо, потому что по развитию мелкой моторики гиперактивные дети отстают от сверстников);
*яркости и практической ценности результата, что приносит гиперактивному ребёнку чувство удовлетворения (он должен иметь возможность показать свои достижения как можно большему количеству зрителей);
*сочетания различных форм педагогического воздействия: индивидуальной работы, совместной работы с ребёнком и родителями, работы в малых группах, взаимодействия с психологами и другими педагогами.
С учётом этих условий одной из эффективных форм коррекции поведения и личностного развития гиперактивных дошкольников выступает художественно-предметная деятельность.
Отечественные исследователи в области в дошкольной педагогики (Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и др.) указывают: в дошкольном детстве художественно-творческая деятельность развивается прежде всего как деятельность предметная; доминирует ориентация на предметный мир и способы использования предметов, т.е. отношение ребёнок-предмет является главным, основным.
Некоторые исследователи полагают, что даже изобразительная деятельность возникает не как художественная, а как разновидность предметной деятельности и определённое время развивается по её законам. Изображение возникает как результат манипулирования вещами и материалами. В этот период ребёнок усваивает сенсорные эталоны, способы оперирования предметами, их функциональное назначение, проявляет интерес к действиям взрослых с предметами, начинает испытывать эстетические чувства от вещей.
Постепенно изобразительная деятельность выделяется из предметной, отношение ребёнок-предмет отходит на второй план, а ведущим становится отношение ребёнок-взрослый, которое наиболее полно реализуется в игре. На этом этапе изобразительная деятельность начинает обслуживать интересы игры.
В.С. Мухина в исследовании «Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта» подразделяет детское творчество на собственно изобразительное (изображение-картинка) и создание изображений для игры или других видов деятельности (изображение-обозначение). Она указывает, что во втором случае изображение, как правило, носит более схематический характер. Однако при этом дошкольники чрезвычайно чувствительны к эстетическому оформлению продуктов своей деятельности – чем богаче материал для её осуществления, тем шире её содержание и разнообразнее способы реализации. Поэтому дети начинают не только совершенствовать свои изображения, но и преобразовывать окружающее их пространство. Постепенно изобразительная деятельность становится целенаправленной художественной деятельностью, но при этом во многих её видах сохраняются черты предметной деятельности, т.е. можно сказать, что ребёнок занят художественно-предметной деятельностью.
Таким образом, под художественно-предметной деятельностью мы понимаем творческий процесс, направленный на создание образов предметов (предметное рисование), самих предметов (предметные лепка, аппликация, конструирование), оформление и моделирование предметно-пространственной среды, осуществление различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, художественно-речевой, театрализованной, бытовой и т.д. – с использованием созданных изображений и предметов.
Гиперактивные дети, как было сказано ранее, испытывают постоянный «сенсорный голод», поэтому именно художественно-предметная деятельность наиболее эффективна на ранних этапах коррекции.
В ходе экспериментальной работы были выделены те виды художественно-предметной деятельности, которые оказались наиболее интересными для гиперактивных дошкольников.
Прежде всего, это деятельность по созданию средств визуальной коммуникации.
Для этого знакомят детей с трудовой деятельностью взрослых, проводят экскурсии на производственные предприятия бытового обслуживания, помогают разобраться в средствах визуальной коммуникации на улице и в помещении. Затем дети выполняют различные задания, например, изготавливают вывески («Всё для вашего автомобиля», «Скорая помощь», «Вывеска для магазина и др.) из достаточно прочных материалов (картон, фанера, пластик), чтобы их можно было использовать в играх.
Детям особенно нравится тема «Чай и кофе». Для начала проводится экскурсия по улицам города, в ходе которой дети рассматривают вывески различных кафе, посещают кондитерскую, организовывают чайную комнату в группе. Начинают с вывески, чтобы куклы легко могли эти комнаты найти.
Педагог помогает создать путём аппликации на картоне вывески кондитерской, кафе-мороженого, кофейни, чайной комнаты, которые развешиваются в игровой зоне, и дети используют их для сюжетно-ролевых игр.
В дошкольном возрасте распределение ролей иногда связано с изменением внешнего вида участников, с переодеванием. В этом случае организовывается художест- венно-предметная деятельность по созданию элементов костюмов и использованию их в игровых ситуациях.
Это способствует обогащению игрового творчества гиперактивных детей, а также приобщению к изобразительной деятельности. Детей знакомят с историей костюма, с практической, социальной и эстетической функциями одежды, с изменением внешнего вида человека с помощью разнообразных аксессуаров.
Под руководством воспитателя дошкольники по выкройке вырезают детали костюма из однотонной прорезиненной ткани, предварительно обведя контур выкройки фломастером. Детали украшают разными элементами (зубчики, зигзаги) и орнаментальным бордюром из цветной самоклеящейся плёнки.
Интересно проходят занятия «Носовой платок», «Яркий галстук»,на которых дети знакомятся с техниками холодного батика и свободной росписи. Воспитатель рассказывает о том, что в старые времена носовые платки были предметом роскоши, богатые люди заказывали их дюжинами и отдавали мастерицам-белошвейкам; те украшали платки кружевом, вышивали на них герб или монограмму (начальные буквы имени и фамилии) владельца. Такие платки передавались по наследству, служили в качестве сувенира или подарка, бережно хранились в старинных сундучках.
Постепенно носовые платки стали предметом повседневным, который должен иметь каждый воспитанный человек. Но и сейчас каждому хочется, чтобы его платок был непохож на платки других людей.
Ко Дню космонавтики можно организовать занятие «Шлем космонавта». В начале занятия воспитатель предлагает детям вспомнить всё, что они знают о космонавтах. Выслушав рассказы, подчёркивает, что космонавтам приходится работать в нестандартных условиях, поэтому и одежда у них специальная – шлем и скафандр. Шлем служит не только для защиты от непогоды, но и для связи: он снабжён специальными устройствами, лампочками, антеннами. Это очень умный головной убор, но его можно попробовать сделать своими руками. С помощью воспитателя дети из цветного картона вырезают полоски (шириной 4-5 см.) по размеру головы, одну закрепляют степлером в виде обруча, а две другие – перпендикулярно первой; так образуются полусферы. Полученные шлемы дошкольники украшают антеннами и другими деталями из цветной самоклеящейся плёнки.
Художественно-предметное творчество дошкольников направлено на создание элементов костюмов и аксессуаров, позволяет организовать игры «Модница», «Самая нарядная» и др., а также развлечения «Маленькие мадельеры», «Показ мод». К празднику дети выполняют друг для друга нарядные причёски и ролевой макияж.
Отмечается и обратная связь – обновлённые игры побуждают детей к увеличению гардероба для кукол, придумыванию новых персонажей спектаклей, костюмов для развлечений и праздничных утренников (платья, шляпки, туфли, украшения). При этом, чем выше качество исполнения поделок, тем интереснее с ними играть, а для гиперактивных детей большое значение имеет то, что они могут сразу от изобразительной деятельности переходить к игровой. Их никто не ругает за испорченный аксессуар, ведь они сами его сделали. Со временем дети станут бережнее относится к игрушкам, к продуктам своего творчества.
Гиперактивные дошкольники так же как их сверстники, со временем становятся способными планировать сюжет игры и уделять больше времени подготовке игрового пространства, его модернизации в соответствии с игровым замыслом.
В зависимости от уровня физического, умственного и творческого развития характер художественно-предметной деятельности гиперактивных детей постепенно развивается: от исполнительской к творческой, от кратковременных занятий к долгосрочному процессу.
Вовлечение гиперактивных детей в художественно-предметную деятельность приводит к тому, что у детей появятся тесные контакты со сверстниками, они начнут гордиться своими достижениями, чаще переживают положительные эмоции, получают меньше замечаний, многие начнут проявлять фантазию созидательного, а не разру- шительного плана. Похвала и признание со стороны детей и взрослых – это, пожалуй, самая важная составляющая в процессе становления самосознания этих детей.
Нужно учитывать, что для проведения коррекционной работы не существует единых рекомендаций и программ. Не смотря на сходство проявлений, каждый ребёнок представляет собой индивидуальность, так что идеальной может быть только мультимодальная программа коррекционной работы, когда различные специалисты сотрудничают на основе согласованного плана действий. Поэтому работа осуществляется совместно с психологами. Воспитателями, педагогами дополнительного образования, инструкторами по физической культуре, родителями..
Таким образом, психолого-педагогическая система оказания помощи гиперактивным детям, если она осуществляется на ранней стадии и имеет междисциплинарный характер, в настоящее время включает новые подходы и средства. Это означает прежде всего отказ от приоритета медикаментозного и диетического лечения гиперактивных детей, которое долгое время занимало господствующие позиции.
План содействия развитию ребёнка может отвечать его потребностям в том случае, когда в центре внимания находится личность ребёнка и учитываются особенности его окружения.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК БЫТЬ?
Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?
Такие вопросы родители и воспитатели часто задают психологу
Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.
Импульсивность – это особенность поведения человека (или – в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций.
Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Однако нельзя говорить об импульсивности как об изолированном проявлении эмоциональных нарушений. Импульсивность является одним из проявлений синдрома дефицита внимания / гиперактивности (гипер – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы, а слово «активный» означает «действенный», «деятельный»).
В психологическом словаре внешними проявлениями гиперактивности указываю- тся невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Гиперактивности обычно сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка; при этом уровень интеллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни и т.д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Однако подход к лечению гиперактивного ребёнка и к его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникающее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут-то и должны прийти на помощь воспитатель и психолог, которые – только в тесном контакте с родителями – могут научить ребёнка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребёнку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ёрзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, указанные выше формы взаимодействия могут способствовать формированию у ребёнка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребёнок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым, не удавалось ещё никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.
ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА
Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям: они очень подвижны, вспыльчивы. Раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению различных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребёнку трудно концентрировать своё внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов».
Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.
КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребёнка | ||
Критерии оценки | Гиперактивный ребёнок | Тревожный ребёнок |
Контроль поведения | Постоянно импульсивен | Способен контролировать поведение |
Двигательная активность | Постоянно активен | Активен в определённых случаях |
Характер движений | Лихорадочный, беспорядочный | Беспокойные, напряжённые движения |
Приведённая таблица поможет в этом.
Кроме того, поведение тревожного ребёнка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк, недоразумений. Чтобы выявить гиперактивного ребёнка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, беседовать с родителями и педагогами.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи П. Брейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности.
КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
(СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЁНКОМ)
Дефицит активного внимания
- Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
- Не слушает, когда к нему обращаются.
- С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.
- Испытывает трудности в организации.
- Часто теряет вещи.
- Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
- Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
- Постоянно ёрзает.
- Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
- Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
- очень говорлив.
Импульсивность
- Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
- Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор
- Плохо сосредотачивает внимание.
- Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
- Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
- При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет.
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз), что ребёнок гиперактивен.
Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребёнка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом всё пройдёт». В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к психологу или невропатологу. Согласитесь: ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно только убедить родителей, что ребёнку необходима помощь специалиста. Часто взрослые считают, что ребёнок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются.
Особенно часто взрослые не обращают должного внимания на проявление у ребёнка импульсивности. Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импульсивности», которая рекомендована научно-методической комиссией Министерства образования Украины. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов и поэтому не вызовет трудностей при её заполнении и интерпретации.
ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ
- Импульсивный ребёнок всегда быстро находит ответ, когда его о чёт-то спрашивают (возможно, и неверный).
- У него часто меняется настроение.
- Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
- Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
- Обидчив, но не злопамятен.
- Часто чувствуется, что ему всё надоело.
- Быстро, не колеблясь, принимает решения.
- Может резко отказаться от еды, которую не любит.
- Нередко отвлекается на занятиях.
- Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
- Обычно уверен, что справится с любым заданием.
- Может нагрубить родителям, воспитателю.
- Временами кажется, что он переполнен инергией.
- Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
- Требует к себе внимания, не хочет ждать.
- В играх не подчиняется общим правилам.
- Горячится во время разговора, часто повышает голос.
- Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
- Любит организовывать и предводительствовать.
- Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Для получения объективных данных необходимо, чтобы двое-трое взрослых, хорошо знающих ребёнка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний бал. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 – о средней, 1-6 баллов – о низкой.
КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЁНКУ
Проявление гиперактивного ребёнка в группе детского сада сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребёнком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.
Пример 1. Воспитательница подготовительной к школе группы пришла к психологу с жалобой на одного из своих воспитанников: «Игорь просто издевается надо мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в группе.. Все ответы выкрикивает с места, перебивает, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи со стола, успевает болтать чуть ли не со всеми одновременно вокруг, кривляется, смешит и отвлекает детей. А когда я делаю замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: ставила в угол, делала замечания в присутствии родителей, оставляла в группе во время прогулки. Мама и бабушка, которые воспитывают Игоря, не в состоянии изменить что-либо.. Игорь с каждым днём дерзит всё больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?»
Пример 2. Юле М. всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить её в другой детский сад, потому что её присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для неё, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая её содержимое на детей. В тихий час она не спит. А громко поёт песни. Появление Юли в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая и воспитатели обратились к психологу ДОУ.
Подобные примеры знакомы многим из нас. Забегая вперёд, отметим: эффектив- ность работы воспитателя будет во многом зависеть от выбранной им стратегии. Первый шаг в решении проблемы уже сделан: гиперактивные дети выявлены. Более того, и воспитательница Игоря, и воспитатели Юли готовы сесть за стол переговоров с родителями, привлечь к работе других специалистов (педагогов, психологов, медиков). Итогом такой совместной работы может стать выработка единой стратегии воспитания каждого ребёнка.
В случае с Игорем выход из создавшегося положения был предложен одним из воспитателем. На педсовете все педагоги проанализировали уже использованные методы и способы воздействия на «неудобного» ребёнка и пришли к выводу: ни один не оказался эффективным. Совместными усилиями стали искать новые возможности. Вот тут-то и помог музыкальный руководитель. Он отметил, что у Игоря абсолютный слух и очень редкий для мальчиков такого возраста голос. Она пригласила Игоря в школьный хор, а родителям посоветовала отдать его в музыкальную школу. Ребёнок с удовольствием стал заниматься музыкой и наконец-то смог почувствовать свою успешность. Родители, которые привыкли, что Игоря, где бы он ни появился, только ругают, по-другому взглянули на него. Оказывается, есть чем гордиться, и есть за что хвалить сына. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Игорь «раскрылся», обрёл своё Я, и пусть не сразу, но и взрослые и сверстники стали замечать происходящие в нём перемены. А педагоги совместно с психологом продолжали наблюдать за ребёнком и разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним. Количество окриков и замечаний снизилось, что благотворно повлияло на поведение мальчика. К Юле был найден другой подход. Оказалось, что дома с её поведением проблем не возникало. Юля послушна и некапризна: папа держит её в ежовых рукавицах. Психолог ДОУ провёл тренинг для воспитателей на тему «Работа с гиперактивным ребёнком», в ходе которого педагогическим коллективом были сформулированы методы индивидуальной работы с Юлей. Раньше воспитатели пытались использовать в общении с Юлей демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Её зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала всё новые и новые капризы ребёнка. Как показывает практика, в работе с гиперактивными детьми ни тот, ни другой способ не является эффективным. Поэтому воспитатели выбрали иной подход к Юле, который оказался приемлемым и для родителей. Мягкая форма замечаний и запретов воспитателей была заменена категорич- ным, но кратким «нельзя», после чего ребёнку предлагалась альтернативная форма поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но, если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепин на неё лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик». Но прежде чем вводить такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованы. И ещё: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.
Поведение Юли, ощутившей единый стиль общения с ней родителей и воспитате- лей, постепенно начало изменяться. Она стала меньше манипулировать взрослыми, почувствовала в их действиях и уверенность, и внимание к своим желаниям и стремлениям.
В результате целенаправленной работы удалось наладить взаимоотношения с девочкой. Воспитатели поняли, что они нужны ребёнку, и применили несколько новых приёмов, одним из которых (он оказался очень эффективным) стал тактильный контакт. Так, укладывая ребёнка спать в тихий час, воспитатель, садясь рядом с Юлей, поглаживал её, произносил тихие и ласковые слова. Мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость девочки снижались, иногда она даже засыпала, а просыпаясь отдохнув- шей, становилась менее импульсивной и непредсказуемой.
Таким образом, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребёнка. И, уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с ним. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребёнка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.
Однако иногда, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата. Почему?
Пример 3. Денис воспитывается в подготовительной к школе группе. Он очень любит читать, на занятиях по развитию речи и обучению грамоте всегда много отвечает. Правда, при этом бесцеремонно перебивает воспитателя, вскакивает из-за стола и всегда хочет успеть первым. Однако в процессе занятия бывает очень невнимателен. Воспитатель и родители, обсудив проблемы ребёнка, стараются совместными усилиями помочь ему.
В медицинской карте Дениса стоит диагноз – «дефицит внимания с синдромом гиперактивности». Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, взрослые приняли решение бороться с недугом жёстко и непреклонно. Но не учли того, что от ребёнка нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным.
Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите. Чтобы ребёнок был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ёрзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.
В другой раз в подходящей ситуации вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высокая потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, лёгкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижны- ми играми.
Конечно же воспитатели детских садов и школьные учителя обязаны помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесёт. Разумнее переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д. Если ребёнок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему. Занятия в подготовительной к школе группе продолжаются 30-35 минут, и любой ребёнок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребёнок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если занятие разделить на чсати: например, после выполнения 2-3-х заданий можно поиграть с детьми, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребёнка, которого влечёт всё неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребёнка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребёнку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребёнка чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
В случае с Дианой воспитателям удалось найти подход к девочке, используя тактильный контакт. Можно применять этот метод в работе с гиперактивными и детьми и в школе. С этой целью можно посадить ребёнка рядом с воспитателем (за первый стол). Проходя по группе, воспитатель в этот момент, когда ребёнок начнёт отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.
Современные программы воспитания и обучения в детском саду, по которым обучаются наши дети, усложняются год от года. Растёт нагрузка, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 35 минут занятия детям приходится сменить род деятельности 5-7 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует взрослый. Поэтому необходимо договариваться с ребёнком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Помимо этого в группе детского сада на специальном стенде можно отметить основные моменты распорядка дня, очерёдность выполнения заданий, правила поведения. Причём и дошкольникам, и школьникам будет легче и удобнее воспринимать информацию, если для этой цели использовать не только слова, но и символы, понятные им.
Чтобы у ребёнка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного дела, можно использовать не словесные сигналы, а к примеру, сигнал таймера, заведённого на определённый отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо сделать после его сигнала, с ребёнком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к воспитателю и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребёнком.
С первых же дней обучения в школе ребёнку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене он должен подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребёнку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые. Поэтому желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определённые правила и следовать инструкциям. Для этого можно использовать следующий приём. Когда воспитатель даёт детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребёнка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно ещё для начала работы обсудить с ребёнком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.
В процессе работы, если ребёнок нарушит одно из правил, установленных им же самим, взрослый может без лишних слов указать ему на список правил. Свод правил может иметь постоянное название, например «Советы самому себе». В тех случаях, когда составление такого свода правил невозможно или нецелесообразно, педагог может ограничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более 10 слов. В противном случае ребёнок всё равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а следовательно, не сможет выполнить задание. Педагог должен чётко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако следует объяснить ребёнку: если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что всё для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него всё получится. Вы верите в это..
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребёнка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 мин. Одним из вариантов поощрения – выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Какие? Воспитатели могут узнать о том, что любят дети, беседуя с ними или попросив их выполнить рисунки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я доволен…»
Гиперактивный ребёнок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до 10). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребёнка, который так нуждается в вашей пооержке.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
- Работа с гиперактивным ребёнком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
- Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки
- Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребёнку возможность выбора.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ:
* «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
* применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;
* рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;
* давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.);
* хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ:
* поддерживать дома чёткий распорядок дня;
* выслушивать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас);
* автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
* отвлекать ребёнка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить его действия);
* сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
* оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
* не запрещать действие ребёнка в категоричной форме;
* не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит);
* не приказывать, а просить (но не заискивать);
* не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
«НАЙДИ ОТЛИЧИЕ»
Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.
Описание игры: ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем они меняются ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дошкольники по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, что изменилось.
«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.
Описание игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть.
Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.
«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Цель: развивать умение распределять внимание.
Описание игры: все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Воспитанникам сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Описание игры: сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.
«ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Цель: игра по чётким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём.
Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.
Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют все цифры, кроме одной, запрещённой, например, цифры 5. Когда дети её услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или кружиться на месте).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 1/2007 г., № 3/2009 г.;
- Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 6/2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для педагогов ДОУ "Особенности работы с гиперактивными детьми."
Рекомендации для педагогов ДОУ...
Особенности работы с гиперактивными детьми
Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...
Особенности работы с гиперактивными детьми
Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...
Особенности работы с гиперактивными детьми
Рекомендации для родителей и педагогов об особенностях воспитания подвижных детей...
Консультация для воспитателей на тему: "Особенности работы с гиперактивными детьми"
Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают исп...
Особенности работы с гиперактивными детьми.
Особенности работы с гиперактивными детьми. Рекомендации для воспитателей....
«Особенности работы с гиперактивными детьми».
Консультация для педагогов...