Консультация «Игротерапия и сказкотерапия»
консультация (старшая группа)

Попова Елена Викторовна

Зачем человеку нужны сказки и игры?

Ответ кажется очень простым и лежащим на поверхности. Разумеется они нужны для забавы и развлечений! Это действительно так! Но они нужны не только для этого. Игра, игровая деятельность – неотъемлемая часть жизни не только ребенка, но и взрослого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igroterapiya_i_skazkoterapiya.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Игротерапия и сказкотерапия»

                         Трезвым  и рутинерам принадлежит настоящее, а тем, кто

фантазирует, - будущее.

К.И. Чуковский

Зачем человеку нужны сказки и игры?

Ответ кажется очень простым и лежащим на поверхности. Разумеется они нужны для забавы и развлечений! Это действительно так! Но они нужны не только для этого. Игра, игровая деятельность – неотъемлемая часть жизни не только ребенка, но и взрослого. Поэтому включение методов игровой терапии и сказкотерапии как видов арт-терапии в арсенал работы педагога является логичным и важным для оказания психологической помощи ребенку.

Арт-терапия направлена, в первую очередь, на развитие творческого воображения и мышления ребенка, арт-терапия вносит новые краски в мир ребенка, наполняет яркими эмоциями, с помощью арт-терапии ребенок учится по-новому воспринимать мир и самого себя. Творчество – это создание нового, ранее не существующего, это создание субъективных ценностей. В этом смысле жизнь человека – творческий процесс, каждый создает, творит свою жизнь. Результат творчества всегда уникален. В современном лексиконе часто понятие творчество подменяется понятием креативность. Креативность – это скорее способ организации творческого процесса. Креативность подчинена прагматичной цели, в то время как творчество само по себе не является прагматичным.

Прелесть игры для ребенка в том, что он сам от замысла до ее реализации является автором своей импровизации. Игру ему никто не навязывает. В игровой психотерапии специалист только направляет игру ребенка, чтобы помочь справляться с теми задачами, которые ставит перед растущим человеком жизнь.

Основными задачами игровой психотерапии являются:

изменение представлений о себе и своих возможностях,

расширение ролевого диапазона и, как следствие, освоение новых форм поведения,

социальная адаптация,

возможность преодоления негативных последствий психотравмирующих ситуаций.

Вряд ли мы задумываемся над тем, что, например, такие игры, как «жмурки», «прятки» могут рассматриваться как профилактика детских неврозов, или что эти игры могут быть хорошим методом по преодолению страхов темноты, замкнутого пространства. Подобные игры хорошо моделируют реальные ситуации, вызывающие страх у ребенка. Будучи вовлеченным в игру, в игровом азарте, страх уходит на второй план, ребенок больше думает о том, как выиграть, а не том, чтобы не бояться.

В игровой психотерапии часто используется такая техника как «замена ролей». Это обмен ролями между двумя участниками, например, в роли взрослого (одного из родителей, учителя, воспитателя) выступает ребенок, а взрослый в этой игре берет на себя роль ребенка. В отличие от предыдущего случая, в этом приеме не используются куклы. Кукла выступает посредником в выражении чувств, она принимает на себя все качества и проблемы участников диалога, кукла, таким образом, смягчает психологические удары, создает буферную зону для восприятия ребенком своих трудностей. Когда мы используем напрямую технику замены ролей, ребенок и взрослый взаимодействуют непосредственно, напрямую. Это дает им возможность сразу актуализировать конфликт интересов, взглядов, ценностей и искать пути разумного компромисса.

Еще одним вариантом игровой психотерапии является разыгрывание сюжета. Рассматриваемый сюжет должен напоминать реальную историю, которую переживает ребенок. Например, если девочка чувствует себя изгоем в семье, близким будет сюжет сказки «Золушка», для непослушного и капризного мальчика можно взять сюжеты сказок «Праздник непослушания» или «Сказка про Нехочуху». Как правило, такие инсценировки проводятся в рамках групповой психотерапии. Участникам группы предлагаются роли из рассматриваемых сказок, обсуждается то, как они себя должны вести в соответствии с ролью. Тот, на кого направлено это действие, выступает в роли режиссера, он может вносить изменения в игру «актеров». Таким образом, у ребенка, испытывающего трудности, возникает уникальная возможность, во-первых, увидеть себя и свою ситуацию как бы со стороны, и, во-вторых, внести те изменения, которые он хотел бы с сюжет и в действие. Будучи активно вовлеченным в такой творческий процесс, ребенок сам понимает, как следует себя вести в различных ситуациях, видит свои ошибки и сам может их исправлять в ходе игры.

Мы все читаем детям сказки, предполагая, что это хороший способ развития речи, памяти, мышления ребенка. В чем же может быть терапевтический смысл сказок? Почему дети любят, чтобы им по многу раз перечитывали одну и ту же сказку? Возможно, в них есть что-то, что воздействует на бессознательном уровне. Взрослые тоже очень любят сказки, иначе как объяснить интерес к фильмам и историям, которые хорошо кончаются, и нам тоже хочется верить, что в реальной жизни возможны чудеса – обыкновенные чудеса – любовь, верность, дружба, преданность. Как же такую «сказку сделать былью», что может сказкотерапия?

Использование историй, притч, легенд, мифов, сказок принято испокон веков. Из поколения в поколение передаются истории, в которых люди находят ответы на многие свои вопросы. При рассмотрении вымыслов мы наблюдаем проявление нашей психической энергии и принимаем в них участие.  Наша память такова, что смысл рассказанной истории западает нам в память скорее, чем простая констатация той же самой мысли.

Как подсказка для решения. В рассказываемой истории человек может увидеть ситуацию, аналогичную своей. Если герой истории справился и нашел выход из такой ситуации, то и он сможет.

Истории помогают по-новому взглянуть на себя и свои проблемы, они способствуют самосознанию. Житейские истории могут быть средством воздействия на формы отношений, они помогают иначе строить отношения с близкими и коллегами.

Рассказ как руководство к действию. С помощью определенной интонации, правильной расстановки акцентов речи можно способствовать побуждению активности.

Интересная история, близкая и понятная, снижает уровень сопротивления и не может навредить, так как наше бессознательное отвергает всё то, что кажется нас неинтересным.

Для переосмысления и нового определения проблемы. Иногда переформулирование проблемы, перевод ее в контекст задачи, которую под силу решить, помогает человеку справляться с трудностями.

Метафорический язык историй представляет особый творческий способ общения, он помогает найти точки соприкосновения, способствует взаимопониманию.

Эти же принципы применяются в сказкотерапии. Определений сказкотерапии достаточно много. Вот некоторые из них:

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Осознание этой связи создает возможность изменения и преобразования жизненного сценария.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций.

Сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка.

Сказочные сюжеты можно разделить на традиционные (с древности бытующие в культуре разных народов) и авторские, сочиненные писателями в стиле древних фантастических сюжетов (к ним можно отнести сказки в стиле «фэнтази»).

Именно в детстве мы черпаем ресурсы. В детстве мы многому учимся и, у нас многое получается, мы верим в себя. Сказка возвращает человека в это удивительное, ресурсное состояние, когда мы верим, что можем многое, что мы способны учиться и получать новый опыт.

Сказкотерапия в отличие от просто чтения и обсуждения сказок, не дает интерпретации сказки, не объясняет значения и смысла, то есть не несет дидактических, поучающих функций. Каждый видит свой смысл, и чаще всего это наши проекции, отражение того, что именно нас волнует и трогает в этой сказке. Но надо учитывать, что любая сказка многозначна и в ней заложены различные смыслы. Когда мы работаем с ребенком, необходимо помочь ему найти свой смысл истории, и не навязывать своего.

Для того, чтобы история была терапевтической, важно, чтобы в ней были соблюдены следующие правила:

Ситуация должна быть близка ребенку, должна напоминать его историю жизни.

Герой в сказке сталкивается с подобной неразрешимой проблемой, конфликтной ситуацией.

В сказке могут появиться «помощники» — феи, волшебники. Они дают подсказки, но ничего не делают за героя.

У него появляются варианты решения, но выбор осуществляет сам герой.

Герой проходит через испытания, и через эти испытания получает новый опыт.

Опыт раскрывает новый способ решения проблемы.

В сказке есть магия превращения, перевоплощения, метаморфозы.

Этот опыт можно перенести в свою реальную жизнь.

Терапевтическая история не дает инструкций, не объясняет, как надо, она помогают ребенку самому найти тот ресурс, который ему необходим сейчас. Особенно это интересно, когда у ребенка есть возможность самому продолжить сказку, потом нарисовать свою сказку. Внося изменения в сюжете и на рисунке, можно способствовать внутренним изменениям, которые непременно приведут к реальным изменениям.

Благоприятно для развития творческой активности сказывается повышенное внимание к способностям ребенка, когда:

взрослые поддерживают стремление ребенка к поиску новых, нешаблонных решений, оригинальных способов проявления себя;

есть позитивный образец творческого поведения;

созданы условия для подражания творческому поведению и блокированы проявлений агрессивного и деструктивного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Сказкотерапия детской души."

Сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются ч...

Консультация для родителей "Сказкотерапия"

Что такое СКАЗКА?Как надо читать сказки?Возрастные особенности чтения сказок?...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СКАЗКОТЕРАПИЯ»

«Маленькие детки — маленькие бедки», — гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают в...

Консультация "Сказка и сказкотерапия в системе социальной адаптации дошкольников"

Игровая тер­а­пия, игровая корре­кция пов­едения, обыг­рывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или инсцен­ировке не только снижают внутреннее напря­жение ребенка, но и спосо­бствуют ус...

Консультация "Игротерапия "

Консультация "Игротерапия"...

Использование игротерапии и сказкотерапии в коррекции психического и социального развития дошкольника

Индивидуальная тема проекта:«Использование игротерапии и сказкотерапии в коррекции психического и социального развития дошкольника» Работа по данной теме начата:    октябрь ...