Консультация для родителей «Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет»
консультация (младшая группа)
Возраст трех-четырех лет особенно значим для речевого развития ребенка. Это благоприятный период для естественного формирования речевой функции в силу анатомических особенностей созревания организма. Наступает стадия активного говорения и накапливания словарного запаса. То, как происходит развитие речи у детей 3-4 лет, оказывает влияние и на дальнейшее речевое становление, и на формирование всех познавательных процессов.
Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
1. Словарный запас:
- Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.
- Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
- В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи
местоимения (Я, ТЫ, МНЕ)
наречия (тепло, красиво…)
числительные (один, два)
прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой)
предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)
2. Грамматический строй:
- Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на
- стуле»).
- Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на
- столе»).
- Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении
(«Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания («У меня много
подругов», «Мама моет окны»)
3. Понимание речи:
- Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный
- мяч, покажи зелёную машинку».
- Слушает длинные сказки и рассказы.
- Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».
- Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа
«Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д.
4. Мелкая моторика:
- Держит карандаш пальчиками
- Копирует формы несколькими чертами
- Собирает и строит постройки из кубиков
- Обводит по контурам
- Копирует крест, воспроизводит формы
5. Звукопроизношение:
- Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)
- Свистящие звуки – С,З,Ц - произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф(фобака-собака), З=В(вамок-замок), Ц=Ф(фыплёнокцыплёнок), С=Т(тобака-собака), З=Д(дамок-замок), Ц=Т(тветок-цветок).
- Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются(апка-шапка), заменяются: Ш=С,Ф(сапка, фапка-шапка), Ж=З,В(зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ(оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ(сётка,тётка-щётка)
- Звуки Л и Р пропускаются(ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ(люка-рука),на Й(юка-рука)
- В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_vozrastnye_osobennosti_razvitiya_rechi_detey_3-4_let.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет»
Возраст трех-четырех лет особенно значим для речевого развития ребенка. Это благоприятный период для естественного формирования речевой функции в силу анатомических особенностей созревания организма. Наступает стадия активного говорения и накапливания словарного запаса. То, как происходит развитие речи у детей 3-4 лет, оказывает влияние и на дальнейшее речевое становление, и на формирование всех познавательных процессов.
Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
1. Словарный запас:
- Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.
- Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
- В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи
местоимения (Я, ТЫ, МНЕ)
наречия (тепло, красиво…)
числительные (один, два)
прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой)
предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)
2. Грамматический строй:
- Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на
- стуле»).
- Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на
- столе»).
- Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении
(«Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания («У меня много
подругов», «Мама моет окны»)
3. Понимание речи:
- Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный
- мяч, покажи зелёную машинку».
- Слушает длинные сказки и рассказы.
- Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».
- Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа
«Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д.
4. Мелкая моторика:
- Держит карандаш пальчиками
- Копирует формы несколькими чертами
- Собирает и строит постройки из кубиков
- Обводит по контурам
- Копирует крест, воспроизводит формы
5. Звукопроизношение:
- Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)
- Свистящие звуки – С,З,Ц - произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф(фобака-собака), З=В(вамок-замок), Ц=Ф(фыплёнокцыплёнок), С=Т(тобака-собака), З=Д(дамок-замок), Ц=Т(тветок-цветок).
- Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются(апка-шапка), заменяются: Ш=С,Ф(сапка, фапка-шапка), Ж=З,В(зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ(оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ(сётка,тётка-щётка)
- Звуки Л и Р пропускаются(ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ(люка-рука),на Й(юка-рука)
- В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их
(тематура=температура)
Роль родителей в становлении речи ребенка остается ведущей, ведь они проводят с ребёнком большую часть времени. И поэтому самым естественным способом развития речи является активное повседневное общение. В первую очередь, разговоры на разные темы должны вестись внутри семьи, с вовлечением всех ее членов, затем круг должен расширяться до друзей, соседей, других детей разных возрастов.
- Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
- Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся
- много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте
- картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
- Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов
- в предложении, употребление предлогов…)
- Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче
- перенимает правильную артикуляцию звуков;
- Называйте всё, что видит или делает ребёнок;
Обучение ребёнка произношению слов на выдохе также необходимо для развития речи. Для этого используются специальные тренировки для дыхательной системы. С их помощью у ребёнка получится умещать большее количество слов в одном выдохе. Подойдут следующие занятия:
• сдувание перьев и лёгких предметов;
• игра на губной гармошке, флейте или дудочке;
• пускание мыльных пузырей;
• надувание воздушных шаров и так далее.
Родители могут использовать всё, во что можно дуть. Тренировки должны быть регулярными.
Развитие мелкой моторики рук – важное занятие для развития речи ребёнка. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим. А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии.
Средства для развития мелкой моторики:
• Шнуровки. Происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи.
• Прищепки. Игры с прищепками учат ребёнка ориентироваться в цвете, открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков, и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом.
• Игры с крупами. Активизируют мелкую моторику, важную для рисования и письма, воображение и внимание, чувственное восприятие, сенсорное познание вещей и предметов и речевое развитие.
• Игры с конструктором Лего. На начальном этапе роль ведущего берёт на себя взрослый, так как ребёнок ещё не может определить свою роль в игре. Сначала выбираются самые простые игры с целью формирования представления о цвете (синий, жёлтый и т. д., формы деталей Лего (квадрат, прямоугольник, а затем игра усложняется и появляется сюжет. Ребёнку предоставляется возможность фантазировать, проявлять творчество и экспериментировать.
• Рисование. С помощью рисования можно отслеживать развитие мелкой моторики, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Особое внимание нужно уделить штриховке и рисованию по клеточкам. Все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, развивают зрительный контроль движения руки. Помогают образованию связи рука-глаз.
• Лепка. Идеальный метод развития мелкой моторики рук. Дети чувствуют себя первооткрывателями, создателями чего-то нового и получают огромное удовольствие от результатов своего труда. Можно мять и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики, раскатывать колбаски, резать на кусочки, лепить картинки, готовить обед.
• Мозаика. Способствует развитию координации движений пальцев ведущей руки, учит запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне. Развивает память, внимание, речь, логическое мышление.
• Пазлы и кубики. Пазл – это своеобразное сочетание мозаики и головоломки, в котором предлагается собрать целую картинку. Пазлы являются отличным средством для развития сообразительности, памяти, внимания, усидчивости и, конечно же, мелкой моторики.
Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к занятиям, пусть они принесут ему радость. Все зависит от вас и вашей фантазии. И у вас все получится!
Дорогие родители, желаю вам успехов!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет"
1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 летРазвитие речи в онтогенезе.(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическ...
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет»
Речь у 3-4-х летних детей в норме развивается быстро, но не у всех малышей наблюдается достаточный уровень речевого развития....
Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»
Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...
Консультация для родителей "Характерные особенности развития речи детей 6 – 7 лет"
Характерные особенности развития речи детей 6 – 7 лет1. Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность одноро...
Консультация для родителей " "Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет".
Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется...
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет»
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается...
Консультация для родителей «Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет в норме»
Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче....