Развитие пространственных представлений детей 4-6 лет с недостатками зрительного восприятия в процессе использования пособия «Волшебный коврик»
проект (средняя, старшая группа)

Фролова Полина Алексеевна

 

 «Развитие пространственных представлений детей 4-6 лет с недостатками зрительного восприятия в процессе использования пособия "Волшебный коврик"». 

Актуальность темы обусловлена тем, что большинство современных детей страдают недостатками зрительного восприятия. Ориентировка в пространстве одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушениями зрения. Дошкольный возраст является периодом освоения предметно-практического ориентирования и словесной системы отсчёта по основным направлениям пространства. Игра и игровые упражнения наиболее эффективны для формирования пространственных представлений. Часто на практике, ориентировка в пространстве формируется исключительно на занятиях с дефектологом, психологом, руководителем по физическому воспитанию, хотя для полноценной адаптации важнее работа воспитателя в режиме дня при организации ориентировки ребенка в повседневной деятельности и закреплении навыков ориентировки в дидактических играх и упражнениях.

Цель: разработать дидактическое пособие с играми и упражнениями к нему по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Исходя из поставленной цели были определены задачи:

•1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.
•2. Разработать и апробировать дидактическое пособие, комплекс дидактических игр и упражнений к нему, направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.
•2. Разработать и апробировать дидактическое пособие, комплекс дидактических игр и упражнений к нему, направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия.

Изучение теоретических аспектов  вопроса на основе работ: В. П. Ермакова, Г.А. Якунина, Т.Н. Нагаевой, Е.Н. Подколзиной, Л.И. Солнцевой, Е.Б. Островской, В.А. Кручинина, Л.И. Плаксинаой и др. позволило определить содержание и этапы проекта 

 

Пособие «Волшебный коврик состоит из серии ковриков, сборника дидактических игр и упражнений и методических рекомендаций по его использованию.

  1. Коврик настольный из плотной бархатной ткани темно-синего цвета с жёлтыми полосками по типу фланелеграфа с 3 квадратами 10 X 10 см по горизонтали и вертикали. На этом коврике можно проводить различные дидактические игры и упражнения на ориентировку на плоскости.

К данному коврику в комплекте идет оборудование с креплением картинки с изображением предметов и объектов, силуэтные изображения, стрелки, схемы.

2. Коврик напольный из плотной ткани темно-синего цвета, у нас очень темного получился с жёлтыми полосками (квадратами 25 X 25 см по вертикали и горизонтали, чтобы поместились обе ноги ребёнка) для детей с недостатками зрительного восприятия. На этом коврике можно проводить различные дидактические игры на ориентировку в большом пространстве, закреплению  ориентировки от себя, вперёд – назад, вправо-влево, упражнять детей в определении расстояния до объекта, упражнять в ориентировке по слову, стрелкам и условным обозначениям, в ориентировке по схеме и др.

К данному коврику в комплекте идет оборудование объемные предметы (животные, игрушки, природный материал), картинки с изображением предметов и объектов, силуэтные изображения, стрелки, схемы.

 В основу разработки пособия и разработки дидактических игр с ним легли следующие задачи по формированию пространственных представлений детей с недостатками зрительного восприятия:

- Обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела, ориентировки в окружающем пространстве «от себя»; «от другого человека»;

Обучение моделированию предметно-пространственных построений, действиям по инструкции;

Формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием и др.

Структура сборника представлена на слайде.

В основу разработки игр легли адаптированные игры и задания, разработанные Плаксиной Л.И., Подколзиной Е. Н, Солнцевой Л.И, В, Дружининой Л.А., Гильмановой Н. П., часть игр придумана самостоятельно.

Каждая игра и упражнение имеют название, цель, оборудование и содержат описание организации и проведения.

Организация игр включает в себя следующие условия использования:

  1. Игры могут проводиться со всей группой, в парах и индивидуально;
  2. Игры с настольным или напольным ковриком могут проводится в I и II половины дня и включаться в проведение организованной образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность детей;
  3. Часть игр на напольном коврике, может быть использована вместо физкультминуток в условиях организованной образовательной деятельности;
  4. В играх с наглядностью изображения должны быть в 1,5–2 раза больше по размеру, желательно использовать желто – красно – оранжевый и зеленые тона, контур изображений четкий, цвета яркие и контрастные и др.
  5. Настольный коврик может использоваться в вертикальном положении дополнительно, что удобно для работы с детьми с высокой степенью близорукости, нистагмом и сходящимся косоглазием.
  6. Перед проведением игр можно организовать знакомство с пособием.
  7. Игры вводятся постепенно, включают в себя постановку цели, объяснение правил, показ при необходимости, руководство и помощь в процессе проигрывания.
  8. Все действия детей по выделению пространственных признаков и определению пространственных направлений должны сопровождаться их словесными обозначениями.

Таким образом, дидактические игры и упражнения используются в условиях организованной и самостоятельной деятельности детей, как в первой, так и во второй половине дня. Они могут быть организованны за столами и просто с передвижением по группе детского сада, во время прогулки на участке. Распределение игр по развитию пространственных представлений по направлениям, определяемым пособием облегчает ориентирование в их многообразии и осуществление отбора в соответствии с решаемыми задачами. Кроме того, особую роль играет соблюдение офтальмо-гигиенических требований к наглядности, используемой в работе с детьми с нарушением зрения. На основе сборника удалось разработать некоторые советы для родителей и воспитателей по использованию игр и упражнений.

Практическая значимость дидактического пособия и игр к нему состоит в возможности их использования, как в деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций, так и родителями в практике семейного воспитания.  Отдельные варианты игр можно применять на музыкальных и физкультурных занятиях.

Благодарю за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_igr.docx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста

Практические упражнения, направленные на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста...

Буклет для родителей "Развитие пространственных представлений детей 5-7 лет"

Одним из важнейших показателей развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков...

Педагогический практикум «Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Презентация "Педпрактикум "Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики"

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Развитие пространственных представлений у дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов и родителей с использованием приёмов «Метода замещающего онтогенеза»

Данная работа зщнакомит слушателей с основными этапами нейропсихологической коррекции и развития пространственных представлений у дошкольников и моделью  взаимодейтсвия по данной проблеме всех уч...