Как провести занятие по математике в первой младшей группе детского сада
консультация (младшая группа)
Даны рекомендации по постраюнею занятий и как заинтересовать малыша перед занятием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_provesti_zanyatie_po_matematike_v_pervoy_mladshey_gruppe_detskogo_sada5.docx | 323.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Как провести занятие по математике в первой младшей группе детского сада
Математические упражнения и игры положительно влияют на восприятие окружающего мира, стимулируют развитие мышления и речи, расширяют кругозор ребёнка. Важнее не предоставлять малышу готовую информацию, а поощрять его интеллектуальные способности, прививая вкус к самостоятельному поиску и открытиям, к дальнейшему использованию знаний в жизни.
Зачем малышам математика
От того, как педагог будет использовать методические приёмы в работе с детьми раннего возраста, зависит познавательный интерес его воспитанников к математике и в дальнейшем.
Как заниматься математикой с детьми раннего возраста
До двух лет ребёнок наблюдает и учится воспринимать предметы, действия, впитывает разнообразие красок и звуков внешнего мира. К третьему году проявляется интерес к перекладыванию предметов и игрушек: малыши с увлечением переносят их, собирают, затем вновь высыпают. Постепенно развивается способность различать одиночный предмет и группу. Именно в это время в словарном запасе малыша появляется слово «много»; позже он осваивает понятие «мало». В пределах пяти предметов дети третьего года жизни без особых затруднений понимают и довольно уверенно соотносят и применяют слова «одна кукла», «много», «мало». Ребёнок уже самостоятельно справляется с просьбой сгруппировать предметы, может определить, в какой группе предметов больше, чем в другой.
Малыши младшей группы в первую очередь замечают размеры предметов, а не их количество, поэтому целесообразно для занятий использовать вещи одинаковой величины. Желательно также, чтобы малыш не только смотрел на предметы, но и активно взаимодействовал с ними — мог самостоятельно переставлять, собирать, ощупывать, отбирать по одному из признаков (например, форме или цвету). Это развивает сенсорные способности.
Целесообразно во время занятий использовать предметы одинакового размера
Трёхлетние малыши овладевают количественными и порядковыми числительными (один — первый, четыре — четвёртый) почти одновременно. Однако не стоит торопиться с выводом, что ребёнок уже освоил навыки счёта. Проговаривание слов-числительных в этом возрасте, как правило, не наполнено математическим содержанием — они скорее озвучивают ритм движения, а не обобщают количество.
Лучший способ закрепления знаний для трёхлетних детей — это практическая деятельность, когда, к примеру, они выполняют просьбу принести определённое количество игрушек, карандашей и т. д.
Полезные советы и рекомендации
- Во время обучения стоит придерживаться определённой линии поведения:
- приучать детей наблюдать за движениями взрослых, замечать, какими словами обозначаются действия с предметами;
- поощрять желание действовать самостоятельно и сопровождать свои действия рассуждениями;
- обращать внимание детей на слова, характеризующие свойства и качества предметов.
- К знакомству с новой информацией целесообразнее переходить после того, как дети восстановят в памяти самые важные моменты предыдущего занятия. Повторению ранее изученного материала достаточно уделить не более двух-трёх минут. Провести его лучше форме игрового задания, например, «Помогите мишке собрать шишки», «Найдите вместе с белочкой орешки» и т. д. или с использованием математических стихотворений, загадок, песенок. Занимательная математика задействует детскую любознательность и смекалку, способствует раскрытию интеллектуального потенциала.
- Вопросы желательно формулировать чётко, понятно, выразительно; если ребёнок ведёт себя пассивно, не проявляя интереса к игре, не отвечая на вопросы — не настаивать, а начать работать с активными детьми. Немного позже стоит вновь возвратиться к первому малышу, пытаясь вовлечь его в активное общение, заинтересовать и помочь ему почувствовать уверенность в своих действиях.
- Не стоит забывать, что трёхлетним малышам тяжело удерживать внимание дольше нескольких минут, они быстро устают, поэтому желательно чередовать интеллектуальные задания с разгрузочными физкультминутками, в процессе работы подключая динамичные игры математического содержания.
- Желательно чередовать интеллектуальные задания с разгрузочными физкультминутками
Воспитанников первой младшей группы обучают:
- рассматривать, сопоставлять и группировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и размер;
- сравнивать и обозначать группы однородных предметов словами «один», «много», «мало»;
- различать и понимать элементарные количественные соотношения больше — меньше;
- видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
- уметь двигаться за педагогом в определённом направлении;
- знать и называть части тела (голова, руки, ноги).
Педагогические приёмы работы
В работе с детьми младшей группы можно использовать следующие типы методических приёмов:
- Наглядные приёмы (демонстрация предметов, показ, наблюдение, рассматривание). В работе с младшими дошкольниками используются комплекты дидактического материала, куда входят игрушки, бытовые предметы (посуда, пуговицы), природный материал (камешки, шишки, ракушки и т. д.). Многократный показ с демонстрацией наглядного материала и проговариванием каждого шага обычно используется как образец нового способа действия. Слова обязательно должны сопровождаться действиями с реальными предметами или игрушками, использовать сюжетные и графические картинки в полной мере пока рановато, поскольку для малыша двух-трёх лет — это непонятные символы, которые лишь усложняют процесс обучения. Если малыши уже освоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Собери в одну коробочку синие кубики, а в другую — красные. Дай кукле яблочки, а мишке — конфеты». Во время показа сначала необходимо привлечь внимание к предмету, игрушке, уточнить название, затем приступать к характеристике признаков («Какая форма, цвет, размер?)
- Словесные приёмы (пояснения, вопросы, рассказ, словесные дидактические игры). Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительностью, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые слова проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ.
- Практические приёмы:
- упражнения (задания, самостоятельная работа с комплектами дидактических материалов), во время которых малыши многократно повторяют практические и умственные действия. На одном занятии педагог предлагает от двух до четырёх разнообразных заданий с повторным воспроизведением каждого по 2–3 раза для закрепления.
Во время дидактических игр малыши многократно повторяют практические и умственные действия
- Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, подвижных, дидактических игр.
- Экспериментирование предлагает ребёнку путём проб и ошибок самостоятельно прийти к какому-то важному выводу. Например, измерить длину ленточки, определить размеры машинок, выявляя таким образом элементарные связи и закономерности.
Планирование и проведение занятия
Для малышей второго-третьего года жизни продолжительность занятия составляет всего 10 минут. Однако не стоит ограничиваться «обязательной» запланированной программой: тренировать навыки счёта, развивать предметную память, логическое мышление, аналитические способности маленьких непосед можно и во время ежедневной утренней зарядки, прогулки, чтения любимой сказки, повседневной свободной игры в группе. Логическая структура занятия:
- Вводная мотивационная часть (две-три минуты) — начальный этап, во время которого важно развивать умение концентрировать внимание, настраиваться на работу, слушать и понимать смысл задания, производить чувственный (осязание и зрение) анализ предметов.
- Основная часть (до десяти минут) — пояснение педагогом нового материала, выполнение детьми заданий и упражнений. Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Индивидуальный формат предполагает выполнение упражнений возле демонстрационной доски или у рабочего стола педагога. Индивидуальные упражнения наряду с коллективными формами обучения помогают решить задачи усвоения знаний, закрепления умений.
В процессе занятия следует уделять внимание каждому ребенку, заботиться о том, чтобы все малыши включались в игровую познавательную деятельность, проявляли активность. Такой продуманный подход сохранит интерес к математике у отстающих детей, позволит снять психологическое напряжение, вызванное неуверенностью и страхом, а талантливые ребята смогут полнее проявить свою математическую одаренность.
*Заключительная итоговая часть — педагог благодарит детей за старание и трудолюбие, воспитывает доброжелательное восприятие не только своих, но чужих достижений.
Как заинтересовать малышей перед занятием
Важно начало занятия провести ярко, увлекательно, творчески — это создаст благоприятную эмоциональную атмосферу, раскрепостит малышей и поможет настроить их на серьёзную интеллектуальную деятельность. Для пробуждения познавательного интереса и стимулирования внимания детей воспитатель в организационной части занятия использует арсенал разнообразных методических заготовок:
- математические стихотворения и загадки;
- дидактические, развивающие подвижные игры;
- костюмированные театрализованные инсценировки;
Увлекательная подвижная игра поможет заинтересовать малышей
Сюрпризным моментом может стать введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, воображаемого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, создаст игровую ситуацию, озадачит и удивит, пригласит малышей в занимательное путешествие.
«Гномик в гости к нам пришёл»
Малыши заходят в комнату и видят на полу колечки от пирамидки.
Педагог: Ребятки, посмотрите, нашу пирамидку кто-то разобрал. Гномик (игрушка), это, случайно, не ты напроказничал?
Гномик: Простите меня, пожалуйста, мне очень понравились ваши игрушки, они такие яркие и красивые, но собрать пирамидку правильно я не смог. Ребята, вы такие умные и добрые, помогите мне.
Педагог: Конечно, поможем! Ребята, а как правильно собрать игрушку? Да, сначала мы подбираем самые большие колечки, затем поменьше, а на верхушке пирамидки будут самые маленькие детали.
Дети должны помочь собрать пирамидку игрушечному герою
«Волшебный мешочек»
Воспитатель вносит куклу с ярким цветным мешочком и обращается к малышам со словами от имени куклы: «Здравствуйте, ребята, я нашла вот такой красивый мешочек. Интересно, что там? Давайте вместе рассмотрим». Педагог достаёт из мешочка мячик синего цвета и обращается с вопросом к одному ребёнку: «Серёжа, скажи, пожалуйста, что это? А какого цвета мячик? Молодец!». Затем педагог достаёт следующий предмет и продолжает диалог с другим ребёнком.
«В гости к зайчатам»
Оформление комнаты: две ширмы, изображающие большой и маленький домики.
На полу лежат короткая и длинная ленты красного и жёлтого цвета.
Педагог: Наши лесные друзья прислали нам письмо с приглашением в гости, кто же это? (читает загадку о зайчиках). Правильно, это зайчики, но чтобы попасть к ним в гости, нам нужно пройти по длинной дорожке. Посмотрите внимательно и скажите — какая дорожка длинная, а какая короткая?
(Дети называют цвет длинной дорожки и вместе с педагогом идут вдоль ленты-дорожки, подходят к ширме-домику, где малышей ожидают новые интересные задания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ФЭМП в Первой младшей группе детского сада
Конспект занятия на тему "Форма и величини "...
Конспект итогового занятия по математике во второй младшей группе детского сада, тема: «Путешествие хлебушка»
Цели: Выявить умение детей сравнивать предметы по величине (большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий). Определить уровень развития у детей представлений о форме и геометриче...
Конспект занятия по математике во второй младшей группе детского сада
Программные задачи:Образовательные:Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами "столько-сколько, поровну". Совершенствовать у...
Конспект итогового занятия по математике во второй младшей группе детского сада, тема: «Путешествие хлебушка»
Цели:Выявить умение детей сравнивать предметы по величине (большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий). Определить уровень развития у детей представлений о форме и геометрических фигурах...
Конспект занятия по аппликации в первой младшей группе детского сада на тему «Яблоки»
Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания....
Конспект занятия по математике во второй младшей группе детского сада «Столько - сколько»
Конспект занятия по математике в младшей группе «Столько - сколько».Задачи:воспитывать интерес к математике,овладению умениями понимать множества («один» и «много»)...
Конспект занятия по математике во второй младше группе детского сада
Учить детей считать до 3, называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные к предметам....