Статья «Формирование навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром».
консультация (средняя группа)

Экспериментальная деятельность - углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов,  размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать  результаты опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование навыков экспериментирования у детей

дошкольного возраста в процессе ознакомления с

окружающим миром».

Как провести опыты для детей дома Novakid Россия

Санкт-Петербург

2024

Формирование навыков экспериментирования у детей

дошкольного возраста в процессе ознакомления с

окружающим миром.

Дошкольники –прирожденные исследователи. И тому подтверждение –их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога –не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Счастливое детство: Тема недели: «Маленькие исследователи»Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарныеопыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.        

Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов,  размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать  результаты опытов.

Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид. Ученый считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности:

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка.  Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. в этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом дети получают те результаты, которые им заранее определили. Я считаю, что первый вид экспериментирования имеет огромное значение для развития познавательной активности, поскольку дети самостоятельно знакомятся с различными свойствами объекта как с равнозначными, не выделяя «главные» и «неглавные», включают эти объекты в различные системы.

Неделя опытов и экспериментовВ своей работе я использую экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности. Чтобы повысить интерес, предлагаю ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждаем предположения. Все это помогает обобщать полученные результаты.

Экспериментирование –деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер –вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию.

Эксперименты с водой «Цветные льдинки»С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть?

Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды;солнечных лучей; льда; снега; стекла.

Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

Я провожу следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. «С кем подружится Капелька» знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень. «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это замороженная вода.

Домашняя лаборатория. Игры и опыты с водой: kubirubi — LiveJournalВ этом возрасте в экспериментировании я ставлю цель опыта, помогаю детям  продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"Учу детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.

Игры с песком, которые помогают развитию речи. Советы логопеда - Телеканал  «О!»Выступая, как партнер, выясняю с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняю. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.

https://sun9-21.userapi.com/impg/FMr6Nquk6YSYFOUE62_N33d-l5-d5qOafHGH8w/JsiW0noxxbk.jpg?size=1620x2160&quality=95&sign=1dd9154cd0636a58fa91da1f87212ec2&type=albumНа этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. С детьми мы проводим эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему".

Сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.Я развиваю умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы:

«Давайте подумаем, почему нельзя плавать набумажном корабле?»

В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.

Источник:

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
  2. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

Картинка Экспериментирование В Детском Саду – Telegraph


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.  Расширя...

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Опыт работы по развитию познавательной активности у детей  в процессе ознакомления с окружающим миром...

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Обобщение опыта работы с детьми раннего возраста по активизации словаря....

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром....

Статья "Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром" .

Обогащение словаря дошкольников новыми словами , усвоение детьми ранее неизвестных слов , а так же новых значений ряда слов , уже имеющихся в их лекксике .Закрепление и уточнение словаря  , его а...

"Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром"

laquo;Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»Младший дошкольный возраст - важный период в развитии ребенка. Малыш активно развивается: б...