«Ассистивные технологии в образовании, развитии и воспитании детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
материал

Розова Галина Сергеевна

Использование ассистивных технологий в образовании и воспитании детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл assistivnye_metody.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Ассистивные технологии в образовании,

развитии и воспитании детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Ассистивные технологии – необходимое условие успешного обучения лиц с ОВЗ. К ассистивным технологиям относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции

Термин   «ассистивная    технология»    тесно    связан    с    термином

«технология обеспечения возможностей», т.е. такой технологией, которая обеспечивает доступ к информации, общению или среде.

В настоящее время в процессе обучения большую роль играют информационно-коммуникативные средства. Однако следует учитывать, что современные устройства коммуникации и обработки информации предполагают, что пользователь обладает способностью видеть, слышать, говорить и осязать. В результате люди с физическими, сенсорными и когнитивными недостатками не могут получить доступ к компьютерам и использовать их. Поэтому основное внимание в мировой практике при развитии технологий для людей с инвалидностью сфокусировано на тех аспектах, которые обеспечивали бы конструктивные решения, позволяющие осуществить альтернативное представление данных и возможность работать с устройствами ввода и вывода информации.

Для   решения   данной   проблемы   развиваются,   так   называемые,

«ассистивные технологии». Термин «ассистивные технологии» используется в «Конвенции ООН о правах инвалидов», документах российской государственной программы «Доступная среда», а также иных государственных административных документах и регламентах. Считается, что за рубежом (в США) этот термин в его современном понимании впервые

употреблялся в 1988 году в государственном документе «Technology-Related Assistance for Individuals with Disabilities Act of 1988 (The Tech Act)», с тех пор он активно используется в зарубежных странах, однако в России он стал применяться совсем недавно.

Ассистивные средства и технологии могут быть самого разного характера (программные, электронные, механические, оптические и т.д.) и предназначения. Это и инвалидные кресла-коляски, протезы, слуховые аппараты, оптические очки, телевизионные субтитры, роботы-помощники и роботы телеприсутствия, лифты-подъемники для колясок, звуковые сигналы светофоров, собаки-поводыри с соответствующим снаряжением, а также пандусы и направляющие на дорогах, и многое другое.

Ассистивные технологии могут быть классифицированы по функциональному назначению в зависимости от категории нарушений у потенциальных пользователей:

Особенности детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (далее НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.

Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно- двигательного аппарата.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.

В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью

ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.

Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.

Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.

Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (далее ДЦП).

Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия и координация, недостатки мелкой моторики). Тяжесть двигательных нарушений различна: некоторые дети не удерживают вертикального положения, сидя и стоя, могут передвигаться только в коляске; у большинства детей дефектная походка, а многие используют ортопедические приспособления — костыли, трости и т.д.; и только немногие дети способны к передвижению на значительные расстояния без вспомогательных средств. Больные дети, у которых поражены правые конечности, вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и графическими навыками. Тонкие движения пальцев неразвиты практически у всех детей.

Ассистивные технологии в процессе образования лиц с НОДА

Использование ассистивных технологий в процессе образования лиц с НОДА значительно повысит уровень получаемых знаний и облегчит работу по передаче и восприятию необходимой информации.

Оснащение рабочего места инвалида различными вспомогательными техническими средствами позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушением опорно-двигательных функций.

Вспомогательные устройства ввода информации и управления компьютером:

  • Специальные клавиатуры
  • Альтернативные устройства ввода информации
  • Устройства управления компьютером.

Специальные        клавиатуры        предназначены        для        использования компьютера лицам с ограниченными моторными функциями.

Различные        типы        клавиатур        адаптированы        к        определенным        видам ограничений:

  • ограниченная подвижность рук,
  • нарушенная координация движений,
  • неподвижность рук.

Большие клавиатуры для лиц с серьезными нарушениями моторных функций (спастическая кисть, некоординированные движения):

  1. клавиши на клавиатуре увеличенного размера (20-27 мм),
  2. регулируемая задержка нажатия клавиши,
  3. функция исключения двойного нажатия,
  4. регулирование скорости повторного нажатия.

Клавиатура со специальной накладкой для людей с нарушениями координации движения предотвращает нажатие двух и более клавиш одновременно, имеет возможность подключения до 16 выносных кнопок.

Маленькие клавиатуры предназначены для людей с ограниченным радиусом движения (дистрофия мышц, заболевания суставов, отсутствие конечностей и др.):

  • различные размеры (20-50% по отношению к обычной),
  • радиальное и компактное расположение клавиш,
  • повышенная чувствительность клавиш,
  • возможность разделения клавиатуры на две части,
  • установка на штативе,
  • специальное исполнение для работы только левой или только правой рукой.

Также есть плоские клавиатуры. Для работы на компьютере пользователь дотрагивается до нарисованных на ней пиктограмм, буквенных и цифровых клавиш.

Специальные мыши:

  • клавишного типа,
  • джойстики,
  • трекболы,
  • головные,
  • ножные и др. Альтернативные устройства

В случаях, когда ограничение подвижности настолько велико, что даже пользование специальными адаптированными клавиатурами становится невозможным, можно оснастить компьютер сенсорными устройствами:

  1. Устройства, которые работают от импульса оставшегося возможного движения:
  • грубые движения рукой или движение ноги,
  • движение головы,
  • удар языка,
  • дыхательные движения (вдувание воздуха),
  • моргание глаз (удар веком),
  • звуковые сигналы.

Ввод        информации        производится        однократными        импульсами, посылаемыми через сенсорные устройства на виртуальную клавиатуру.

  1. Выносные кнопки:

-различных размеров,

-различной чувствительности.

  1. Сенсоры:
  • тактильные,
  • бесконтактные,
  • акустические.
  1. Сенсорные экраны: для диалога с машиной достаточно касания рукой или любого указательного предмета (ручкой, указкой и т.п.) поверхности экрана в интересующем месте; устанавливаются непосредственно на монитор любого типа; не ограничивают работу обычных средств управления.

Часто люди, страдающие последствиями ДЦП, имеют речевые нарушения, что является ограничением в общении, в выражении мыслей и потребностей. Специальные устройства помогают это компенсировать.

Коммуникативные устройства - предназначены для ввода голоса, его анализа, обработки и вывода в приемлемом и понятном виде для посторонних (Input Voice Output Communication Aid - Vivoca) использует технологии распознавания речи для перевода сильно искаженных слов в четкие предложения.

Проект LINKa — это бесплатные программы, использующие синтезатор речи, которые помогают людям с нарушениями речи и опорно- двигательной системы общаться с миром. Программы LINKa разработаны в

нескольких направлениях - LINKa покажи, LINKa нажми, LINKa напиши, т.к. у лиц с нарушением речи могут быть разные физические возможности.

Также хочется отметить такое устройство как айтрекер.

Айтрекер — это камера, которая позволяет отслеживать движения глаз. Система определяет в какую точку экрана сейчас смотрит ребенок. Благодаря этому дети с двигательными ограничениями могут управлять компьютером. Взгляд заменяет функции клавиатуры и мышки. Система понимает куда смотрит ребенок и ставит туда курсор, происходит работа на компьютере.

Айтрекер оснащен 3D моделью глаз, что позволяет работать на компьютере детям с ДЦП имеющими неконтролируемые движения головой.

Обучение детей с двигательными нарушениями управлять айтрекером начинается с компьютерных игр. В процессе игры ребенок понимает, что от того куда он смотрит, происходи то или иное действие. Постепенно от игр, рисования, набора букв переходим к управлению компьютером.

Таким образом, применение ассистивных технологий в соответствии с особенностями и возможностями лиц с НОДА – необходимые условия их успешного обучения. Каждому пользователю со специальными потребностями необходима индивидуальная организация рабочего места и подбор дополнительных устройств.

Новые технологии помогают лучше видеть, слышать и использовать компьютер. Они помогают компенсировать функциональные ограничения человека и становятся инструментом, который закладывает основу для развития личности и облегчает процесс социализации и интеграции в общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста

СодержаниеПояснительная запискаРаздел I. ЗвукопроизношениеРаздел II. Развитие словаряРаздел III. Грамматический строй речиРаздел IV. Уровень развития связной речиЗаключениеСписок литературы...

Советы родителям: "Нетрадиционные техники рисования как средства развития изобразительной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата"

Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Поэтому дети не утомляются и у них сохраняется высокая активность, работоспособность, развивается не тлько мелкая мотор...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Взаимосвязь развития чувства ритма с умственным воспитанием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на музыкально-ритмических занятиях "

В данном материале для родителей представлены цели и задачи музыкально- ритмических занятий, раскрывается специфика их проведения, даны рекомендации родителям по развитию чувства ритма при прослушиван...

Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии

Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии.Авторы статьи Арланова В. М., Кожанова Т. М, Иванова Е. П.В статье рассмотрены особенности психолого-педагогического...

Тема самообразования: «Развитие конструктивной деятельности детей с нарушением опорно - двигательного аппарата через игровую деятельность»

laquo; Индивидуальный план воспитателя группы № 5 компенсирующей направленности»Хайруллина Гулия Шамилевна, воспитатель 1 кв.кат.Тема самообразования:«Развитие конструктивной деятельности...

Физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Физическое воспитание детей с НОДА решает образовательные, оздоровительные воспитательные и коррекционные задачи, направленные на коррекцию двигательных нарушений детей. Организаци...

Консультация для родителей Физическое воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно двигательного аппарата....