«Ассистивные технологии в образовании, развитии и воспитании детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
материал
Использование ассистивных технологий в образовании и воспитании детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
assistivnye_metody.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ассистивные технологии в образовании,
развитии и воспитании детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Ассистивные технологии – необходимое условие успешного обучения лиц с ОВЗ. К ассистивным технологиям относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции
Термин «ассистивная технология» тесно связан с термином
«технология обеспечения возможностей», т.е. такой технологией, которая обеспечивает доступ к информации, общению или среде.
В настоящее время в процессе обучения большую роль играют информационно-коммуникативные средства. Однако следует учитывать, что современные устройства коммуникации и обработки информации предполагают, что пользователь обладает способностью видеть, слышать, говорить и осязать. В результате люди с физическими, сенсорными и когнитивными недостатками не могут получить доступ к компьютерам и использовать их. Поэтому основное внимание в мировой практике при развитии технологий для людей с инвалидностью сфокусировано на тех аспектах, которые обеспечивали бы конструктивные решения, позволяющие осуществить альтернативное представление данных и возможность работать с устройствами ввода и вывода информации.
Для решения данной проблемы развиваются, так называемые,
«ассистивные технологии». Термин «ассистивные технологии» используется в «Конвенции ООН о правах инвалидов», документах российской государственной программы «Доступная среда», а также иных государственных административных документах и регламентах. Считается, что за рубежом (в США) этот термин в его современном понимании впервые
употреблялся в 1988 году в государственном документе «Technology-Related Assistance for Individuals with Disabilities Act of 1988 (The Tech Act)», с тех пор он активно используется в зарубежных странах, однако в России он стал применяться совсем недавно.
Ассистивные средства и технологии могут быть самого разного характера (программные, электронные, механические, оптические и т.д.) и предназначения. Это и инвалидные кресла-коляски, протезы, слуховые аппараты, оптические очки, телевизионные субтитры, роботы-помощники и роботы телеприсутствия, лифты-подъемники для колясок, звуковые сигналы светофоров, собаки-поводыри с соответствующим снаряжением, а также пандусы и направляющие на дорогах, и многое другое.
Ассистивные технологии могут быть классифицированы по функциональному назначению в зависимости от категории нарушений у потенциальных пользователей:
Особенности детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (далее НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.
Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно- двигательного аппарата.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.
В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью
ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.
Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.
Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (далее ДЦП).
Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия и координация, недостатки мелкой моторики). Тяжесть двигательных нарушений различна: некоторые дети не удерживают вертикального положения, сидя и стоя, могут передвигаться только в коляске; у большинства детей дефектная походка, а многие используют ортопедические приспособления — костыли, трости и т.д.; и только немногие дети способны к передвижению на значительные расстояния без вспомогательных средств. Больные дети, у которых поражены правые конечности, вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и графическими навыками. Тонкие движения пальцев неразвиты практически у всех детей.
Ассистивные технологии в процессе образования лиц с НОДА
Использование ассистивных технологий в процессе образования лиц с НОДА значительно повысит уровень получаемых знаний и облегчит работу по передаче и восприятию необходимой информации.
Оснащение рабочего места инвалида различными вспомогательными техническими средствами позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушением опорно-двигательных функций.
Вспомогательные устройства ввода информации и управления компьютером:
- Специальные клавиатуры
- Альтернативные устройства ввода информации
- Устройства управления компьютером.
Специальные клавиатуры предназначены для использования компьютера лицам с ограниченными моторными функциями.
Различные типы клавиатур адаптированы к определенным видам ограничений:
- ограниченная подвижность рук,
- нарушенная координация движений,
- неподвижность рук.
Большие клавиатуры для лиц с серьезными нарушениями моторных функций (спастическая кисть, некоординированные движения):
- клавиши на клавиатуре увеличенного размера (20-27 мм),
- регулируемая задержка нажатия клавиши,
- функция исключения двойного нажатия,
- регулирование скорости повторного нажатия.
Клавиатура со специальной накладкой для людей с нарушениями координации движения предотвращает нажатие двух и более клавиш одновременно, имеет возможность подключения до 16 выносных кнопок.
Маленькие клавиатуры предназначены для людей с ограниченным радиусом движения (дистрофия мышц, заболевания суставов, отсутствие конечностей и др.):
- различные размеры (20-50% по отношению к обычной),
- радиальное и компактное расположение клавиш,
- повышенная чувствительность клавиш,
- возможность разделения клавиатуры на две части,
- установка на штативе,
- специальное исполнение для работы только левой или только правой рукой.
Также есть плоские клавиатуры. Для работы на компьютере пользователь дотрагивается до нарисованных на ней пиктограмм, буквенных и цифровых клавиш.
Специальные мыши:
- клавишного типа,
- джойстики,
- трекболы,
- головные,
- ножные и др. Альтернативные устройства
В случаях, когда ограничение подвижности настолько велико, что даже пользование специальными адаптированными клавиатурами становится невозможным, можно оснастить компьютер сенсорными устройствами:
- Устройства, которые работают от импульса оставшегося возможного движения:
- грубые движения рукой или движение ноги,
- движение головы,
- удар языка,
- дыхательные движения (вдувание воздуха),
- моргание глаз (удар веком),
- звуковые сигналы.
Ввод информации производится однократными импульсами, посылаемыми через сенсорные устройства на виртуальную клавиатуру.
- Выносные кнопки:
-различных размеров,
-различной чувствительности.
- Сенсоры:
- тактильные,
- бесконтактные,
- акустические.
- Сенсорные экраны: для диалога с машиной достаточно касания рукой или любого указательного предмета (ручкой, указкой и т.п.) поверхности экрана в интересующем месте; устанавливаются непосредственно на монитор любого типа; не ограничивают работу обычных средств управления.
Часто люди, страдающие последствиями ДЦП, имеют речевые нарушения, что является ограничением в общении, в выражении мыслей и потребностей. Специальные устройства помогают это компенсировать.
Коммуникативные устройства - предназначены для ввода голоса, его анализа, обработки и вывода в приемлемом и понятном виде для посторонних (Input Voice Output Communication Aid - Vivoca) использует технологии распознавания речи для перевода сильно искаженных слов в четкие предложения.
Проект LINKa — это бесплатные программы, использующие синтезатор речи, которые помогают людям с нарушениями речи и опорно- двигательной системы общаться с миром. Программы LINKa разработаны в
нескольких направлениях - LINKa покажи, LINKa нажми, LINKa напиши, т.к. у лиц с нарушением речи могут быть разные физические возможности.
Также хочется отметить такое устройство как айтрекер.
Айтрекер — это камера, которая позволяет отслеживать движения глаз. Система определяет в какую точку экрана сейчас смотрит ребенок. Благодаря этому дети с двигательными ограничениями могут управлять компьютером. Взгляд заменяет функции клавиатуры и мышки. Система понимает куда смотрит ребенок и ставит туда курсор, происходит работа на компьютере.
Айтрекер оснащен 3D моделью глаз, что позволяет работать на компьютере детям с ДЦП имеющими неконтролируемые движения головой.
Обучение детей с двигательными нарушениями управлять айтрекером начинается с компьютерных игр. В процессе игры ребенок понимает, что от того куда он смотрит, происходи то или иное действие. Постепенно от игр, рисования, набора букв переходим к управлению компьютером.
Таким образом, применение ассистивных технологий в соответствии с особенностями и возможностями лиц с НОДА – необходимые условия их успешного обучения. Каждому пользователю со специальными потребностями необходима индивидуальная организация рабочего места и подбор дополнительных устройств.
Новые технологии помогают лучше видеть, слышать и использовать компьютер. Они помогают компенсировать функциональные ограничения человека и становятся инструментом, который закладывает основу для развития личности и облегчает процесс социализации и интеграции в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика развития речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста
СодержаниеПояснительная запискаРаздел I. ЗвукопроизношениеРаздел II. Развитие словаряРаздел III. Грамматический строй речиРаздел IV. Уровень развития связной речиЗаключениеСписок литературы...
Советы родителям: "Нетрадиционные техники рисования как средства развития изобразительной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата"
Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Поэтому дети не утомляются и у них сохраняется высокая активность, работоспособность, развивается не тлько мелкая мотор...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Взаимосвязь развития чувства ритма с умственным воспитанием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на музыкально-ритмических занятиях "
В данном материале для родителей представлены цели и задачи музыкально- ритмических занятий, раскрывается специфика их проведения, даны рекомендации родителям по развитию чувства ритма при прослушиван...
Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии
Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии.Авторы статьи Арланова В. М., Кожанова Т. М, Иванова Е. П.В статье рассмотрены особенности психолого-педагогического...
Тема самообразования: «Развитие конструктивной деятельности детей с нарушением опорно - двигательного аппарата через игровую деятельность»
laquo; Индивидуальный план воспитателя группы № 5 компенсирующей направленности»Хайруллина Гулия Шамилевна, воспитатель 1 кв.кат.Тема самообразования:«Развитие конструктивной деятельности...
Физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Физическое воспитание детей с НОДА решает образовательные, оздоровительные воспитательные и коррекционные задачи, направленные на коррекцию двигательных нарушений детей. Организаци...
Консультация для родителей Физическое воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно двигательного аппарата....