"Воспитываем вместе"
рабочая программа
Цель: Преодоление барьера недоверия родителей к МДОУ. Установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами. Удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в МДОУ, а так же осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в МДОУ, пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 154.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В связи с новыми требованиями, соответствуя им, роль родителей в реализации Федерального Государственного стандарта образования растет на уровне каждого дошкольного учреждения. Задачи, которые стоят на сегодняшний день перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6) Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, как основные социальные заказчики ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними не имеет возможности без учета интересов и запросов семьи.
Намечены новые подходы к педагогическому взаимодействию МБДОУ и семьи.
Признание приоритета семейного воспитания требует сотрудничества, взаимодействия и доверительности во взаимоотношениях семьи и детского сада. Через сотрудничество педагогов и родителей появляется возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развития способностей ребенка.
Большая часть родителей – не профессиональные воспитатели. В их багаже нет специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, что часто приводит к трудностям в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны совместно изыскивать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, необходимо стремление к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.
Определяющую роль в установлении такого взаимодействия должны играть педагоги и специалисты. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Работу и взаимодействие нужно начинать с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекая и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.
На современном этапе в работе с родителями имеет место понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, иначе говоря, активное участие родителей в работе МДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей в деятельность дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:
- Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка
- Педагогическое просвещение родителей
- Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ
Этап первый: беседы с родителями, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, «Почтовый ящик».
Этап второй: коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, вечера вопросов и ответов. «Круглый стол», деловые игры, родительские собрания (общие и групповые). Уместны устные журналы, встречи с интересными людьми, родительские, семейные клубы, беседы, выполнение индивидуальных поручений, переписка, наглядная агитация.
Необходимо сориентировать родителей в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего.
Исходя из этого, будет легче понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и дома.
Этап третий: Первостепенная задача - создание условий для развития нормальных отношений в семье, что может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Формы совместной работы с родителями:
- родительские конференции, консультации, беседы. Вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги.
- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины. Спортивные соревнования, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории.
По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А. Абраманян, В.П.Дуброва).
Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.
При тесном контакте с взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:
неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
- педагогическая и психологическая неграмотность;
- нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
- нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.
Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:
- основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
- правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
- как поступать в критических ситуациях.
Исходя из выше сказанного, был организован родительский клуб «Детский сад-семья». Участниками этого клуба являются дети 4-6 лет и их родители, педагоги, а также специалисты.
Цель: Преодоление барьера недоверия родителей к МДОУ. Установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами. Удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в МДОУ, а так же осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в МДОУ, пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Задачи программы:
- Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
- Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
- Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.
- Вовлекать родителей в жизнь детского сада.
В содержании работы включены следующие методы:
- продуктивной деятельности (аппликация, рисование)
- игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; (психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания)
- музыкальной терапии
- психомышечной тренировки
- групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком
- обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия
- обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике
- анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта
- анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем
- анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.
Информированность родителей – основное средство профилактики отношений в развитии детей, педагогов, повышение их психолого - педагогической культуры. Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений. Темы встреч для клуба формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов родителей, а ток же возможно из решения годового плана и единой методической темой годового плана ДОУ. В круг актуальных вопросов, предлагаемых родителям, входят:
- возрастные особенности детей
- условия, необходимые для полноценного психологического развития;
- адаптация к условиям МДОУ
- новообразования в развитии детей
- медицинская информация
- игры и упражнения для развития и обучения детей.
Иными словами, родители должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
Общая структура занятия
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Этапы работы клуба:
- Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
- Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
- Непосредственная работа “Родительского клуба”.
Структура совместных мероприятий:
- Слово воспитателя по теме собрания;
- Представление семейного опыта;
- Выступление специалиста (по запросу родителей);
- Обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
- Просмотр видеофильма;
- Выступления желающих родителей;
- Открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
- Выступление детей;
- Подведение итогов.
В результате данной работы педагога с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор.
Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации, безоценочно принимать собственного ребенка.
Перспективно - тематический план на 2021-2022 учебный год
Тема занятия | участники | форма | сроки |
1. День знакомства: «Здравствуй, детский сад!» Цель: создать атмосферу доброжелательности, открытости к общению между детьми и родителями. | Родители Воспитатель | Практическое занятие буклеты, наглядная информация | октябрь |
1. «Общение без проблем» Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком, расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений. | Родители Воспитатель | Практическое занятие, буклеты, наглядная информация | ноябрь |
2. «Внимание: Гиперактивный ребенок!» Цель: помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком, обучение эффективным способам взаимодействия с ним. | Родители Воспитатель | Обучающий семинар с элементами тренинга, буклеты, презентация. | декабрь |
3. «Маленькие агрессоры. Кто они?» Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним. | Родители Воспитатель | Практическое занятие с элементами тренинга, буклеты, наглядная информация, печатный журнал | февраль |
4. «Играя, обучаем вместе» Цель: показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам формирования навыков сотрудничества с детьми. | Родители Воспитатель | Семинар – практикум, буклеты с играми, наглядная информация | март |
5. «Вы спрашивали, мы-отвечаем» Цель: Удовлетворить потребность родителей в психолого-педагогической культуре через наглядно - печатную информацию. | Родители Воспитатель | Итоговый журнал по вопросам родителей (вопрос-ответ) | апрель |
Перспективно-тематический план на 2022-2023 учебный год
№ | Тема занятия | Цели, задачи занятия | Сроки |
1 | Путешествие в осенний лес | Формирование гармонично развитой личности. Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (настойчивость, дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать конструктивные детско-родительские отношения, творческие способности - привлекать всех членов семьи к физкультуре. | Сентябрь |
2 | «Путешествие в страну эмоций! | Цель: Развитие детско-родительских отношений. Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (настойчивость, дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать эмоциональную сферу (понимание, осознание и принятие чувств, своих и других людей) - творческое мышление и воображение - детско-родительские отношения - творческие способности - привлекать всех членов семьи к воспитанию и образованию своего ребенка. | Октябрь |
3 | Путешествие по России | Цель: формирование гармонично развитой личности. Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности - представления о приемах и методах формирования эмоционально окрашенной связной речи, правильного звукопроизношения - детско-родительские отношения - воспитывать патриотизм, любовь к Родине, национальным традициям и культуре, уважение к народам нашей страны - привлекать членов семьи к физкультуре и спорту. | Ноябрь |
4 | Путешествие в страну звуков | Цель: формирование гармонично развитой личности Задачи: формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности - представления о приемах и методах формирования речевой активности, связной речи, правильного звукопроизношения - детско-родительские отношения - привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом. | Декабрь |
5 | Путешествие в зимнюю сказку | Цель: формирование гармонично развитой личности Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности - детско-родительские отношения - привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом. | Январь |
Путешествие в страну сказок | Цель: формирование детско-родительских отношений Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности - детско-родительские отношения - привлекать всех членов семьи к занятия физкультурой и спортом - вызвать интерес к новому, развивать любознательность, стремление к познавательной деятельности - приобщать детей и взрослых к чтению, знакомить с литературными произведениями. | Февраль | |
Путешествие в весеннюю сказку | Цель: формирование гармонично развитой личности Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - сохранять психическое здоровье - развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности - детско-родительские отношения - привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом | март | |
Путешествие в добрую сказку | Цель: формирование гармонично развитой личности Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - сохранять психическое здоровье - развивать детско-родительские отношения, творческие способности - привлекать членов семей к занятиям физкультурой и спортом. | апрель | |
Путешествие в летнюю сказку | Цель: формирование гармонично развитой личности Задачи: - формировать стремление к здоровому образу жизни - нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу) - развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности - детско-родительские отношения - привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом | май |
Ожидаемые результаты:
- Преодолен барьер недоверия родителей к МБДОУ
- интерес родителей к работе детского сада
- повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах
- улучшение детско-родительских отношений
- возрастание интереса к занятиям физической культурой и спортом
- взаимопонимание между родителями и педагогами в воспитании ребенка.
- Установлены доверительно-партнерские отношения между родителем и ребенком, семьей и педагогами.
- Удовлетворены потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в МДОУ, а так же осуществлены адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в МДОУ, пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Список литературы:
1. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет (Текст): пособие для работников дошк. образоват. учрежд. и родителей;
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, при участии ТЦ «Сфера» 2001.
3. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания, Волгоград: Панорама,2006
4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии – СПб, : Речь; ТЦ «Сфера», 2001
5. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения/ - 2 изд., - СПб. : Речь 2001;
6. Крюкова С.В., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ - М.: Генезис,2000
7. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб.: речь, 2001
8. Пазухина И.А., Давай поираем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. - СПб.: Детство – пресс,2005;
9. 100 игрушек из бумаги – СПб.: Кристалл,1998;
10. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений – М.: Гном и Д,2000.
12. . Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006
13. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008
14. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005
15. Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.
16. Г. В. Мищенко «Отправляемся в путешествие» Сценарии встреч в семейном клубе. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы работы клуба для родителей "Воспитываем вместе"
В материалах представлен опыт работы по руководству клубом для родителей "Воспитываем вместе", формы и методы работы с родителями...
общее родительское собрание "воспитываем вместе: педагоги-дети-родители""
Цель родительского собрания: Создание условий для сотрудничества детского сада и родителей в воспитании детей.Задачи ·...
Образовательный маршрут: воспитываем вместе
Это проект взаимодействия МДОУ и семьи с использованием новых подходов к работе....
Газета для родителей «Воспитываем вместе»
Газета для родителей «Воспитываем вместе» по теме "Безопасность"....
Воспитываем вместе.
Работа воспитателя с родителем, дает положительные результаты....
Конспект родительского собрания "Воспитываем вместе"
Конспект родительского собрания "Воспитываем вместе"...
"Воспитываем вместе"
Программа взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников...