Образовательный маршрут: воспитываем вместе
проект на тему
Это проект взаимодействия МДОУ и семьи с использованием новых подходов к работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i.v.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 151 –
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.
Психолого-педагогический
образовательный маршрут
«ВОСПИТЫВАЕМ ВМЕСТЕ!»
Разработчик : Воспитатель Шишкина И.В.
Консультант: Заведующая МБДОУ Прохорова Т.Е
Изучая важнейшие документы, определяющие развитие системы образования в Российской Федерации, в очередной раз отмечается , что происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи.
В Законе «Об образовании» Российской Федерации сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь.
В связи с этим, определила, что актуальность и значимость вопроса обусловлены следующими факторами:
-изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья;
- в концепции модернизации российского образования подчёркивается и определяется исключительная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения;
- Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения
Исходя из этого, считаю: актуальность и значимость проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в настоящее время определяет необходимость создания единого образовательного пространства как важнейшего фактора повышения коммуникативной компетентности родителей.
В этой связи является социально значимой проблемой нашего дошкольного образовательного учреждения (далее – МбДОУ №151)- поиск новых подходов к организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.
Несомненно, что руководитель дошкольного образовательного учреждения является центральным звеном в управлении организацией работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников.
Прежде всего - это как деятельность руководителя по:
созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций; | использованию наиболее эффективных методов, организационной структуры; | внедрению нововведений с целью повышения и эффективности организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников. |
В современных условиях управление организацией работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.
требует особых подходов, нестандартных решений, где в полной мере учитываются:
- региональные особенности;
- существующее социально - образовательное пространство;
- запросы и потребности родителей (законных представителей), социальных партнеров дошкольного учреждения.
Развитие взаимодействия нашего МБДОУ№151 с семьями воспитанников осуществляется в следующих направлениях работы с родителями:
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. В этой связи организация такого процесса требовала глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом.
Определила, что для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанная
- с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка;
- со спецификой процесса его личностного становления ;
- с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Проблема заключалась в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно - педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Разрабатывая концепцию взаимодействия детского сада и семьи воспитанника, педагоги детского сада посчитала свои долгом изучить многовековой педагогический опыт о взаимоотношении в семье поколений в вопросах воспитания, выявить проблемы, основные тенденции, положительный опыт и взаимодействие общественного воспитания и семейного.
Задача нашего детского сада “ повернуться” лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, особенно ребенка, отягощенного патологией в развитии.
Считаю, что именно взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, в котором первостепенное значение приобретает не вопрос о том, кто за что в ответе, кто “ведет”, а кто “ведомый”, кто кому должен и должен ли; стоит задача выстраивания таких отношений между детским садом и родителями, которые позволили бы добиться максимальной пользы для психического, физического и нравственного благополучия ребенка.
Таким образом, возникла необходимость выстроить диалог ДОУ и семьи на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и ДОУ по созданию единого пространства развития каждого ребенка.
Для организации работы по созданию и реализации социального психолого-педагогического проекта «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ: ВОСПИТЫВАЕМ ВМЕСТЕ!» в 2012 году была создана творческая группа. Количество членов творческой группы: 7 человек.
Исходя из целевого назначения проекта, а именно: создание единого образовательного пространства как важнейшего фактора повышения коммуникативной компетентности родителей и педагогов, оптимизации сетевого партнерства семьи и детского сада, развития инновационных потенциалов их взаимодействия в условиях обновленного общества, перед нашим коллективом стоит масштабная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
ИДЕИ ПРОЕКТА :
- Взаимодействие ДОУ и семьи на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, по созданию единого образовательного пространства развития каждого ребенка.
- Возрождение и развитие культуры взаимоотношений «взрослый-ребенок».
- Создание единого информационно-правового пространства «педагог-родитель – ребенок».
Новизна и актуальность проекта
В предлагаемой проекте на теоретико-методологическом уровне обоснованы целостная система (региональная и образовательного учреждения) дифференцированного психолого-педагогического просвещения, адекватная современному социальному заказу характерных групп родителей и учитывающая реальные возможности современного образовательного учреждения, определены формы педагогического просвещения родителей, его научно-методическое обеспечение.
Проект представляет собой новый взгляд на особенности организации работы с родителями на современном этапе развития дошкольного образования :
- разработан в связи с объективной актуальностью проблемы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, а также необходимостью поиска новых современных форм и методов сотрудничества, которые позволят учесть актуальные потребности родителей, и будут способствовать формированию активной родительской позиции;
- направлен на осуществление основных задач работы педагогического коллектива по организации разностороннего конструктивного взаимодействия МБДОУ №151с семьей;
- учитывает имеющийся опыт работы МБДОУ №151по данному направлению;
- призвает стать качественной основой педагогики взаимодействия МБДОУ №151с семьей, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительного отношения и стремления к взаимопониманию в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
. Основными направлениями деятельности по данной проблеме стали:
- Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);
- Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей);
- Организационно-педагогическое (вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).
определены:
- этапы реализации задач проекта;
- задачи МБДОУ №151по взаимодействию с родителями;
- основные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников МДОУ;
- условия успешной работы дошкольного учреждения с семьей;
- формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей;
-критерии оценки эффективности работы детского сада с семьёй.
Однако, несомненно, что создание благоприятных условий для осуществления совместной деятельности детского сада и семьи, успешная реализация намеченных планов далеко не всегда гарантируют позитивные изменения как в укреплении единства между детским садом и семьей, так и в семейном воспитании.
Важно выявить, какова отдача всех этих мероприятий, какие изменения произошли в семейном воспитании. С этой целью необходимо было выделить объективные критерии оценки эффективности проводимой работы.
по взаимодействию детского сада с семьей.
1. Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю детского сада (в повседневном общении, на консультациях, групповых собраниях, во время тематических бесед и др.) как показатель роста их педагогических интересов, знаний, детей в семье, желания его совершенствовать
2. Рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников. Стремление родителей (какой части из них) анализировать собственный опыт и опыт других родителей, а также факты, излагающиеся в сообщениях воспитателей о методах и приемах воспитания, индивидуальных особенностях ребенка и т. д. (на основе данных протоколов собраний родителей, выступлений на конференциях, записей воспитателей, их рассказов и др.).
3. Изменения в неблагополучных семьях: в чем именно предположительные причины положительных сдвигов или их отсутствия (краткие записи воспитателей в дневнике при учете работы, лучше на отдельной карте, записи ответственного члена родительского комитета).
4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремления и умения понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки (типичные примеры, нерешенные . вопросы).
Использование родителями педагогической литературы. Их участие в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках, организуемых руководством детского сада и родительской общественностью. Понимание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе (типичные примеры).
5. Наличие позитивных изменений в педагогических условиях воспитания детей дошкольного возраста в семьях разного типа (сбор и анализ данных на основе наблюдений педагогов, бесед, письменных опросов
6. Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.
7. Качественные изменения в воспитании детей, проявляющиеся в домашних условиях (подобные данные могут быть лишь отчасти объективны: воспитатель не имеет возможности проанализировать, что изменилось вследствие его работы, а что является результатом улучшения воспитательной деятельности родителей. Выясняются эти вопросы путем бесед с родителями, другими семейными воспитателями, с детьми, а также при посещении ребенка на дому):
Анализ успехов, трудностей и неудач семей разных типов в психологической и практической подготовке детей к школе чрезвычайно важен для дошкольного учреждения, для совершенствования образовательной работы, для обогащения и конкретизации общения с родителями, для повышения эффективности педагогического всеобуча.
Определены необходимые условия реализации проекта:
- Квалифицированное организационное и научно – методическое руководство проектом.
- Наличие нормативно – информационной базы для выработки оптимальных тактических, стратегических решений, связанных с регулированием финансовых, материально – интеллектуальных и иных ресурсов.
- Обеспечение проекта методиками для замеров и обработки текущих результатов.
- Достоверность внутренней и внешней оценки деятельности.
- Длительный характер изучения целесообразности отобранных критериев.
- Применение комплекса методов, адекватных целям и задачам проекта.
- Достаточная база для апробации проекта.
- Своевременная корректировка действий.
- Профессионально и психологически подготовленный коллектив единомышленников.
- Творческая инициативная группа коллектива ДОУ
Реализуя проект «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ: ВОСПИТЫВАЕМ ВМЕСТЕ!» мы стремимся к тому, чтобы на протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагоги и родители стали партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимали друг друга, говорили на одном языке. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе.
Деятельность творческой группы строилась поэтапно:
- Определены характерные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи, комплекс целей и задач, рубежи их достижения.
- Разработана модель проекта, план его реализации.
- Обоснована актуальность проблем взаимодействия ДОУ и семьи.
- Разработаны:
-модель педагогического пространства по реализации проекта.
- модель управления реализацией проекта .
- Проведена Презентация проекта.
В результате проведения Аналитико-проектировочного этапа в 2012г изучены и проанализированы ресурсы (кадровые. финансовые и т.д.), разработан социально психолого-педагогический проект «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ: ВОСПИТЫВАЕМ ВМЕСТЕ».
Итогом деятельности на организационном этапе 2012-2013Г.Г стало обеспечение оптимальных условий для реализации проекта «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ: ВОСПИТЫВАЕМ ВМЕСТЕ!»:
Принята нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию проекта.
(Разработаны положения и регламенты оценки, изданы приказы, утверждены планы работы. Проведено 4 заседания творческой группы.
Внедренческий этап предполагал реализацию задач проекта (2013-2016г.г.)
1 под ЭТАП: АДАПТАЦИОННЫЙ
Задача: выявить отношение родителей к проблемам воспитания и развития, к возможным перспективам взаимодействия ДОУ и семей воспитанников .
В установлении контактов исследована педагогическая грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; динамика в детско-родительских отношениях; а также выявлены семейные ценности; определено, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают.
Разработаны «Методические рекомендации к родительскому собранию по ознакомлению родителей с социально психолого-педагогическим проектом «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ: ВОСПИТЫВАЕМ ВМЕСТЕ!»
В течение года проведено:
2круглых стола и 2 совещания для участников проекта по проблемам современной семьи .
Оформлен информационный стенд, проводились консультации для педагогов. Было организовано проведение открытых мероприятий, родительских собраний.
Изданы:
- Рекламные буклеты « Знакомьтесь: МДОУ «Детский сад МБДОУ №151»
- Создан сайт в Интернете с данными об уровне заболеваемости, общем уровне психофизического развития воспитанников; уровне подготовленности детей к школе; подробным описанием спектра услуг; программ и здоровьесберегающих технологий в МБДОУ №151
- Организовано сотрудничество с другими социальными институтами.
2под ЭТАП: ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Задачи:
- объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, уровня развития;
- раскрыть возможности совместной работы.
Опорой во взаимодействии семьи и воспитателя на данном этапе стал дифференцированный подход к каждой семье .
На этом этапе родителям предлагались активные методы взаимодействия с детским садом; формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседневной практике детского сада:
- возможность удовлетворения потребностей семьи и ребенка в услугах детского сада;
- готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, коррекции недостатков уровня его развития; обеспечение благополучия ребенка в детском саду и семье;
- выбор образовательных программ, научно-методического обеспечения, а также формы, в которых возможно более активное включение родителей в образовательный процесс детского сада.
Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дало возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальный вариант.
На первый план содержательной части второго этапа взаимодействия стала консультационная помощь семье, просветительская направленность. Консультационная помощь семье: “Мы Вам рекомендуем” включала различные формы взаимодействия с семьей: для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии предпочтительнее индивидуальные консультации для родителей, озабоченных одной и той же проблемой воспитания малыша эффективнее подгрупповая консультация, которая наряду с советами специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям; положительно воспринимаются родителями практические семинары, позволяющие родителям научиться, решать самостоятельно проблемные ситуации, возникающие в общении с ребенком.
-Консультационная помощь семье- 3 раза в месяц
-Организация просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского «Охрана и укрепление здоровья » один раз в квартал),
В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада наряду с традиционными формами (лекции, конференции, “круглые столы”) положительно зарекомендовали себя родительские (или как их еще называют “семейные”) клубы.
Семейные клубы - структура динамичная, направлена на максимальную результативность встречи для всех участников. Родители постепенно понимали меру своей ответственности, когда видели результаты своих нелегких усилий. Работа клубов способствовавала установлению в детском саду домашней атмосферы, отношений искренних и доброжелательных.
Наиболее эффективными формами взаимодействия ДОУ с родителями за хорошо зарекомендовали себя такие, как технология проектирования, консультации - презентации, технология «Портфолио», проведение Дней ДРК (диагностики, регулирования и коррекции), занятия Семейного клуба, встречи в «Родительской гостиной», «Родительская почта», технология организации проектной деятельности детей и взрослых, проведение родительских собраний в форме дискуссий, круглых столов, тренингов, педагогических мастерских.
Показатели результативности.
Одной из задач представленной работы является определение критериев результативности взаимодействия педагогов и семьи воспитанника детского сада.
Выбор определения критериев исходил из цели и задач взаимодействия детского сада и семьи, зависел от отношения к этому вопросу всех участников образовательного процесса.
В качестве критериев были взяты рекомендованные институтом общего образования МО РФ анкеты; представленные ученой элитой РАН тесты и коррекционные игры; опросники, схемы, планы наблюдений, разработанные педагогическим коллективом детского сада.
1. В результате ответов на вопросы анкеты (на момент прихода в ДОУ и через полгода) выяснено следующее:
- испытывают затруднения в общении с педагогом: на начало года - 72%.
через полгода - 26%; - считают, что с имеющими проблемами в воспитании ребенка справятся
сами: на начало года - 42%, через полгода - 18%;
По данным мониторинга, проводимого совместно с отделом здравоохранения в дошкольных учреждениях тенденция в состоянии здоровья детского населения.
Реализация настоящего проекта за период 2013-2014г.г. обеспечило развитие тесного сотрудничества с родителями, а именно:
1. Разработано:
-обоснованные подходы к определению путей обновления системы педагогического образования различных групп родителей:
- содержание (информационное правовое сопровождение) психолого -педагогического образования родителей, обеспечивающего формирование активной педагогической позиции семьи;
- механизм, позволяющий выстраивать отношения с родителями воспитанников;
2. Организовано:
- пропаганда педагогических знаний и умений среди родителей воспитанников. участие родителей с применением полученных знаний в коррекционно-образовательном процессе,
- педагогическое самообразование родителей;
3. Сформировано:
- адекватное отношение родителей к проблемам нарушения речи, о возможных перспективах развития детей
- мотивация родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с патологией речи;
Выводы
Результаты анкетирования педагогов показали заинтересованность, стремление участвовать в реализации проекта «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ: ВОСПИТЫВАЕМ ВМЕСТЕ!
- . Тема проекта нашла положительный отзыв и одобрение среди всех участников образовательного процесса.
- При подведении итогов работы за год на круглом столе общим стало мнение: реализацию проекта продолжить, с учетом полученных результатов анкетирования, активизировать ознакомительную работу с общественностью, родителями, педагогами через мероприятия, публикации в СМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Алгоритм сценария образовательного маршрута для дошкольников на фестиваль «Я покажу тебе Москву». Образовательный маршрут для дошкольников «Я на реченьке Десна – это Новая Москва».
Сценарий был создан с целью предложить родителям и педагогам посетить интересные уголки родного города, а также предложить детям не просто быть в качестве так называемых «наблюдателей», а ...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет "Образовательный маршрут "Волшебный мир магнитов"
laquo;ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАГНИТОВ» Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет.Целевая аудитория: дошкольники 5 -6 лет.Автор:...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями с использованием ресурсов интернет "Записки в книжке". Номинация "Познаем мир вместе".
Образовательный маршрут, направленный на активацию познания срарших дошкольников, развивает естественно - научные знания детей 5 - 7 лет, желание эксперементировать....
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут «Что такое песок?»
Этот образовательный маршрут посвящен песку. Песок - с одной стороны такой знакомый всем и простой материал, а с другой - такой загадочный и таинственный. Смотришь на него и не можешь оторвать взгляд....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...