Педагогический проект "Школа огородных наук"
проект (подготовительная группа)
Проект предназначен для детей подготлвительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_ogorodnyh_nauk_pod.gr_.doc | 664.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4» Педагогический проект «Школа огородных наук» Возрастная группа: подготовительная группа №1 «Капелька». Сроки реализации: 06.03.2023 – 24.03.2023 года. Составители проекта: Воспитатель: Стародумова И.Г. Воспитатель: Рябова Т.В.
г. Майкоп, 2023г. |
Пояснительная записка.
Тип проекта: Информационный, познавательно - творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный, с 06.03.2023 по 24.03.2023 года.
Участники проекта: дети подготовительной группы №1 «Капелька», воспитатели группы, родители.
Актуальность: Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Наступила весна. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием. Всем нравится, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ для расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Проблема: В своей группе мы решили актуализировать знания детей о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с тем, как и где растут растения, какие для этого нужны условия, формирование у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности, и с другой – недостаток целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта «Школа огородных наук».
Гипотеза: Если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательно - исследовательской деятельности посредством выращивания культурных растений в комнатных условиях, то ребенок будет иметь представления об окружающем мире и демонстрировать активное развитие сообразительности и логического мышления.
Цель проекта: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Программное содержание (задачи):
Обучающие задачи:
1. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
2. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений: лук, петрушка, укроп, салат, пшеница, кукуруза, цветы.
3. Формировать представление о выращивании растений из семян.
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Расширить и систематизировать знания детей об овощных культурах и садовых цветах, об их строении, пользе и уходе за ними.
3. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
4. Накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
5. Развивать связную речь. Активизировать словарь детей (корень, посадить, углубление, условия, грунт, рассада, всходы, росток),
6. Развивать память, внимание.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
2. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
3. Воспитывать уважение к труду, и труду взрослых и детей, бережное отношение к его результатам;
4. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
5. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым, к своим сверстникам.
Задачи по работе с родителями:
1. Повысить компетентность родителей по теме «Проектная деятельность детей в дошкольном возрасте»;
2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе сотрудничества.
Методы и формы реализации проекта:
1. Словесные методы (чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки).
2. Наглядные методы (показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий).
3. Практические методы (наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений).
4. Игровые методы (дидактические игры, игровые упражнения, игровые приёмы и др.).
Предполагаемые результаты:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
5. Создание в группе огорода на подоконнике.
Продукт проекта:
1. Альбом «Коллекция семян».
2. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за огородом на окне».
3. Оформление огорода на окне.
4. Выставка детских работ по теме проекта.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
- изучение необходимой литературы;
- выявления уровня представлений у детей о выращивании культурных растений в комнатных условиях;-
- определение целей и задачей проекта;
- разработка плана реализации проекта;
- создание в группе условий для организации работы в «огороде на окне»;
- подбор художественной литературы;
- подбор дидактических, подвижных игр и сюжетно-ролевых игр;
- разработка цикла наблюдений, бесед;
- взаимодействие с родителями (беседы, помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне).
2. Основной этап (реализация проекта).
День недели | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с родителями | |
Вид деятельности | Цель | ||
Понедельник 06.03.2023 | 1.Беседа с детьми «Что такое огород». 2.Д/и «Где растет в саду или огороде?». 3.Отгадывание загадок об овощах и фруктах. | Формировать обобщенные представления об овощах. Углублять представления о многообразии овощей. Развивать умение действовать по сигналу быстро, воспитывать честность при выполнении правил игры. Продолжать развивать находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, привычку глубоко и разносторонне осмысливать мир.
| Объявление о реализации проекта, его целях и задачах. |
Вторник 07.03.2023 | 1. Беседа с детьми «Для чего растению семена?». 2. Рассматривание коллекции «Семена». 3.Совместное создание огорода. Посадка семян овощей и лука. | Формировать представления о плодах, об их разнообразии и назначении, познакомить со способами распространения семян. Развивать интерес к исследовательской деятельности, экологическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе. Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание в группе огорода на подоконнике. | Сбор необходимых семян и лука для посадки огорода на окне. |
Четверг 09.03.2023
| 1.Беседа с детьми «Что необходимо для роста растений?». 2.С/р игра «Магазин». 3.Изготовление с детьми табличек-указателей с названием растений. | Развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло); расширять экологический кругозор. Продолжать учить действовать со взятой на себя ролью. Воспитывать дружеские взаимоотношения между играющими. Продолжать учить детей работать в коллективе. Развивать освоенные навыки в вырезании и наклеивании. | Консультация для родителей «Огород на подоконнике». |
Пятница 10.03.2023 | 1.Пальчиковая гимнастика «Приглашаем в огород». 2.Д/и «Чудесный мешочек». 3. Творческая деятельность. Рисование «Овощи на грядке». 4. Трудовая деятельность. Полив огорода на окне. | Продолжать развивать мелкую моторику рук для стимулирования развития речи, пространственного, наглядно-действенного мышления. Продолжать учить детей узнавать овощи и фрукты по характерным признакам на ощупь. Учить передавать в рисунке форму. Цвет, и характерные особенности овощей. Равномерно распределять овощи по всему листу бумаги. Уточнить представление о хорошо знакомых природных объектах. Вовлечение детей в практическую деятельность – полив огорода на окне. Учить выполнять полив самостоятельно. | |
Понедельник 13.03.2023 | 1. Беседа с детьми «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью». 2. П/и «Собираем урожай». 3.Чтение Дж. Родари «Чиполлино». | Формирование у детей культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Закрепить знания об овощных культурах, об их пользе. Учить детей различать овощи и фрукты по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность. Познакомить с новым произведением. Обнаруживать приемы оживления. В сказке каждый герой наделен особой внешностью, характером. Обсудить с детьми их характеры. | Анкетирование родителей по теме проекта. (приложение 9) |
Вторник 14.03.2023 | 1. Беседа с детьми «Лук от семи недуг». 2.Д/и «Четвертый лишний». 3. Опыт – наблюдение за ростками лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. 4. Продолжение чтения Дж. Родари «Чиполлино». | Дать дктям представление о культурном растении - репчатом луке и его пользы для организма. Закреплять умение находить четвертый лишний овощ или фрукт и объяснять, по какому признаку он лишний. Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (влага, тепла, свет). Формирование основ исследовательской и трудовой деятельности. Продолжать чтение сказки. Формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям. | |
Среда 15.03.2023
| 1.Наблюдение «Как развиваются растения». 2. С/р игра «Мы помощники». 3.Творческая деятельность – лепка «Наш лучок». 4. Продолжение чтения Дж. Родари «Чиполлино». | Продолжать учить детей наблюдать за ростом растений, отражать наблюдения за развитием растений в «Дневниках наблюдений». Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную сюжетную игру. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма. Развивать умение создавать предмет из отдельных частей. Использовать в лепке все усвоенные ранее приемы. Формирование интереса и потребности в чтении. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героев. | Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду». |
Четверг 16.03.2023 | 1. Пальчиковая гимнастика «Приглашаем в огород». 2.Эксперементирование «Рассматривание проращенных семян пшеницы». 3.Творческая деятельность аппликация «Фрукты на тарелке». 4. Чтение пословиц и поговорок о труде. | Продолжать развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук и речи детей. Развивать познавательный интерес. Формировать представления о злаковых культурах. Понаблюдать за превращением зерна в росток. Развивать творческие способности через создание аппликации. Развивать навыки и умения в технике аппликации. Познакомить с новыми пословицами и поговорками о труде. Учить задумываться над их смыслом. | |
Пятница 17.03.2023 | 1. П/и «Съедобное -несъедобное». 2. Чтение стихотворения Олеси Емельяновой «Что растет на огороде». 3. Заполнение дневника наблюдения за ростом лука (индивидуальная работа). | Продолжать развивать внимание, логику, скорость мышления и быстроту реакции. Умение разделять предметы на 2 категории. Расширять словарный запас. Продолжать формировать представления об овощах средствами художественной литературы. Развивать способность детей к целостному восприятию текста. Учить детей заполнять дневник наблюдений. Развивать творческие способности и наблюдательность. | |
Понедельник 20.03.2023 | 1. Беседа с детьми «Дикорастущие растения». 2.Д/и «Вершки и корешки». 3. Игры с конструктором «Ферма». 4. Чтение Р.н.с. в обр. К.Ушинского «Вершки и корешки». | Закрепить представления о диких растениях, рассказать об их многообразии, значении для всего живого; познакомить с интересными представителями мира диких растений (с лекарственными растениями, в том числе и произрастающими в нашей местности). Развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память. Формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания. Закреплять умение строить из конструктора задуманную постройку, доводить дело до конца. Воспитывать дружеские отношения в игре. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас. | |
Вторник 21.03.2023 | 1. Беседа с детьми «Культурные растения». 2. С/р игра «Магазин». 3.Творческая деятельность «Огурцы и помидоры в банке» (аппликация). 4.Чтение белорусской сказки «Пых». | Закрепить представления о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения к ним человека, к осознанию их ценности для жизни человека (пища, здоровье, красота); познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития. Расширять область социально-нравственных ориентаций детей через с/р игру. Закреплять умение сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам. Закреплять навыки работы с ножницами и клеем. Учить самостоятельно создавать несложную композицию на листе бумаги. Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя законченными предложениями. Учит понимать и воспроизводить в речи интонацию удивления, радости. | |
Среда 22.03.2023 | 1. Беседа с детьми «Из чего состоит почва?». 2.П\и – эстафета «Фрукты – овощи». 3. Театральная деятельность. Пальчиковый театр по р.н.с. «Репка». | Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности. Способствовать развитию логического мышления и смекалки дошкольников. Обучать детей работе в команде. Обогащать представление детей о различных видах театра. Формировать основы ручной умелости через выполнение предметно – практических действий. | |
Четверг 23.03.2023 | 1.Д/и «Угадай на вкус». 2. Чтение Н.Носов «Огородники». 3. Творческая деятельность рисование в раскрасках по теме проекта. | Сформировать представление детей о вкусовых качествах фруктов и овощей. Развивать познавательный интерес. Продолжать формировать интерес к творчеству Н.Н. Носова. Познакомить с рассказом. Анализировать произведение с позиции вызванных эмоций. Формировать умение рисовать красками и карандашами легко, без напряжения, учить делать фон. Формировать эстетический вкус.
| |
Пятница 24.03.2023 | 1.Д/и «Что едят в сыром виде, а что в вареном?». 2. Пальчиковая игра «Чищу овощи для щей». 3. Чтение Н.Н.Носов «Огурцы». | Развивать быстроту реакции на вопрос, внимание, воспитывать выдержку, терпеливость. Продолжать развивать мелкую моторику рук для стимулирования развития речи, пространственного, наглядно-действенного мышления. Продолжать формировать интерес к творчеству Н.Н. Носова. Учить высказывать свое мнение о поступках героев. |
4. Заключительный этап.
Провели анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку детских работ по теме, где дети представили на обозрение родителей свои рисунки и поделки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок на своем подоконнике в группе. Оформили фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за огородом на окне».
Анализ результатов работы:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили
необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Школа огородных наук».
Список литературы:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г
2. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду.
3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
5. Интернет ресурсы.
Приложение
Приложение 1.
Беседа с детьми «Что необходимо для роста растений?»
Цель: Развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло); воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть.
Ход беседы:
Воспитатель: Посмотрите внимательно на растения в уголке природы. Как вы считаете: растения - живые существа или нет? (ответы детей) Конечно, живые! И как всем живым существам, им необходимы хорошие условия. Какие? Давайте по порядку: сначала растения сажают; значит, для этого нужна земля. А если растение не поливать, что с ним может случиться? (ответы детей). Оно завянет. Значит, необходима вода. В темное место растения не ставят; значит, им нужен свет. А еще им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. А в чем еще нуждаются растения? (ответы детей) За ними нужно ухаживать - рыхлить землю, пропалывать ее, удобрять, укрывать растения от холода, обрабатывать от вредителей. А если просто посадить и не ухаживать за ними, растения погибнут.
Сейчас мы с вами посадим в контейнеры семена культур (огурцы, помидор, горох) чтобы проверить их на всхожесть, потому что семена хранятся определенное время и могут не взойти, но сначала вы должны определить, какие это семена, а я подпишу контейнеры с землей.
Действия: Дети вместе с воспитателем сеют семена, накрывают их пленкой, чтобы земля не высохла и семена взошли быстрее, и ставят на подоконник, на солнечную сторону.
Беседа с детьми «Лук от семи недуг».
Лук репчатый — пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.
Химический состав. Лечебные свойства.
Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.
Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, В6, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С. Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.
Применение в кулинарии.
В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам. Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.
Беседа с детьми «Культурные растения».
Цель: Закрепить представления о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения к ним человека, к осознанию их ценности для жизни человека (пища, здоровье, красота); познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития Материал: картинки с изображением культурных растений, в том числе комнатных.
Ход беседы:
Обратить внимание детей на то, что в группе много цветов. Разговор пойдет именно о них. «Мир цветов - нежный, хрупкий и очень красивый. Давайте вглядимся в него. Цветы радуют своей красотой, успокаивают нас. Какие цветы вы знаете? Какие нравятся? У каких есть аромат?»
Спросить: зачем людям нужны растения? Выслушав ответы, обобщить их: цветы (растения) играют огромную роль в жизни человека; они его восхищают своей красотой, кормят, лечат. Обратить внимание детей на стоящие в вазе цветы (тюльпаны) предложить послушать рассказ о них.
Когда зацветают тюльпаны, кажется, что весна устроила праздник и всем дарит разноцветные бокальчики, полные радости со счастья. Тюльпаны бывают разные по цвету и форме. Родина их – Греция (показ страны на карте мира). Однако еще более древние упоминания о тюльпанах были найдены в старинных книгах Персии (Иран). Там этот цветок называли «тюрбан» (чалма). Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпане. Послушайте ее.
Вырос на лугу желтый тюльпан. В золотистом бутоне этого цветка было заключено счастье. Все мечтали добраться до него, но никто не мог этого сделать. Не было такой силы, которая могла бы открыть бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со смехом подбежал к цветку, и – о чудо! – бутон раскрылся. Беззаботный детский смех
совершил то, чего не смогла сделать сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны только тем, кто открыт для счастья.
Далее провести беседу об овощах, подвести к пониманию того, что овощи – культурные растения, потому что без заботы и внимания человека ни капуста, ни редис не вырастут.
Беседа с детьми «Дикие растения».
Цель: Закрепить представления о диких растениях, рассказать об их многообразии, значении для всего живого; познакомить с интересными представителями мира диких растений (с лекарственными растениями, в том числе и произрастающими в нашей местности).
Материал: картинки с изображением дикорастущих растений, в том числе разных видов ромашки.
Ход беседы:
Предложить детям поговорить о дикорастущих растениях: чем они отличаются от культурных? (Ответы.)
Растительный мир дикой природы богат и разнообразен. Каждый цветок, который мы встречаем в лесу, на лугу, в поле, хранит свою тайну, каждому из них человек должен быть благодарен.
Загадать загадку:
На лугу стоят сестрички,
золотые глазки, белые реснички. (ромашка).
Разложить картинки с изображением различных дикорастущих цветов и предложить выбрать среди них отгадку. Отобранные картинки вывешиваю на доске.
Молодцы! Вы правильно отобрали картинки - отгадки. У этих цветов (у разных ромашек) есть свои названия: ромашка римская, немецкая, кавказская, персидская и т.п. Всего известно 350 видов ромашек. Больше ста из них растут в России. Самая известная из ромашек – нивяник с крупными бело-жёлтыми соцветиями. В народе его называют по- разному: поповник, белюшка, лесная марьяша, белоголовник, тягун, белица- трава, солнечник, невесточка… а как бы вы назвали нивяник? (Ответы- версии).
Ромашка нивяник- милый, обаятельный цветок. Одна из самых распространенных ромашек - ромашка аптечная (показ картинок). Она славится своими лечебными свойствами (снимает воспаление, заживляет раны). Применяется в кулинарии и косметике (для изготовления кремов, паст, краски для волос).
Ромашка помогает не только людям, но и растениям: если ромашки посадить вокруг яблонь, они не будут страдать от своего злейшего врага -яблоневой плодожорки; капусту ромашка оберегает от гусениц и даже от мышей- полевок.
В заключении предложить рассмотреть другие дикорастущие растения, назвать известные им, выбрать растения, с которыми хотят познакомиться получше.
Беседа с детьми «Что такое огород?»
Ребята! Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зеленые огурчики, сочные красные помидоры — все это овощи. Какие еще овощи вы знаете?
Верно! Свекла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, щавель и укроп, сельдерей и петрушка. Овощами называют сочные части возделываемых растений. Это могут быть листья, кочаны, корни, клубни, луковицы, соцветия и плоды. Сами же растения получили название овощных культур.
В нашей стране возделывают около восьмидесяти видов овощных культур, а всего в царстве растений овощными свойствами обладают не менее 1200 видов.
Одни овощи были привезены к нам с берегов Средиземного моря (капуста, морковь, петрушка, сельдерей, другие — из Индии (огурец, стран Центральной и Южной Америки (помидор, кабачок, из Юго-Западной Азии (сладкий и горький перец).
А где растут овощи?
Правильно! В огороде на грядках.
Земля в огороде — мягкая, рыхлая, плодородная. А знаете ли вы, что самый верхний слой земли называется почвой? Он образовывался многие сотни лет и содержит все, что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли и перегной.
Еще бегут по полям и дорогам серебристые змейки февральских метелей, а у садоводов и огородников уже начинаются предпосевные хлопоты: надо купить семена растений, позаботиться об удобрениях, приготовить ящички и горшочки для рассады, смастерить домики для пернатых друзей — птиц. Когда весенние лучи растопят снега, оттаявшая земля напитается талой водой, и согреется — можно идти работать в огород.
Представьте себе, дорогие ребята, что мы с вами взяли ведра, лейки, лопаты, грабли и отправились в огород.
Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай?
Правильно! Нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлей, бабочками-капустницами, колорадским жуком и другими вредными насекомыми, прореживать посевы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу.
Что-то мы еще забыли? Ну конечно, огород необходимо поливать утром и вечером, чтобы растениям хватало влаги.
Особенно хорошо растут овощи там, где им хватает и влаги и солнечного света. Поэтому огороды нередко разбивают на берегах рек, озер, прудов — и из этих водоемов берут воду для полива гряд.
Летом на грядках созревают овощи: зажигаются фонарики сладкого перца, начинают краснеть помидоры, наливаются соком кабачки — и приходит время собирать урожай.
Осенью, после того как урожай овощей собран и убран в подполы, кладовые и закрома для хранения, работы на огороде не прекращаются. Необходимо собрать и сжечь ботву растений, перекопать землю. Крупные комья разбивать граблями и тяпками не надо — так почва сильнее промерзнет в зимние морозы, и вредители, зарывшиеся в нее, погибнут. Кроме того, крупные пласты земли задержат весной во время таянья снегов больше влаги.
Овощи — основная еда, без которой человеку не обойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.
Беседа с детьми «Для чего растению семена?»
Умеете ли вы отгадывать загадки? Слушайте внимательно.
Они растут на ветке
В моем большом саду,
К осени поспеют, и я их соберу.
В них много витаминов,
Полезны и вкусны,
Сочные и сладкие, отгадай кто мы? (Фрукты).
Предложить детям разрезанные яблоки, груши. Чем они похожи и чем различаются? У всех ли есть семена? Одинаковы ли они по цвету и запаху, вкусу?
Послушайте еще загадку.
Как на нашей грядке, выросли загадки.
Зеленые и красные,
Кислые и сладкие,
Скоро в огород пойдем,
Урожай весь соберем..
Что это за загадки такие выросли на грядке? (Овощи).
Предложить внимательно рассмотреть овощи, что у них есть? Из чего они состоят? Сверху семена покрыты кожицей или плотной кожурой, затем мякоть в ней есть семена. Какую часть можно употреблять в пищу? (Вкусную, сочную мякоть, семена надо удалить). Чем овощи и фрукты похожи и чем отличаются? Что у овощей лучше всего употреблять в пищу? А у фруктов? (Тоже лучше всего мякоть). Можно ли из овощей делать соки также как и из фруктов? Как эти соки будут называться?
Предложить вынуть семена и рассмотреть их через лупу. Какие семена на ощупь? Постараться раскрыть семена руками, какое из семян удастся раскрыть? (Дети говорят, что они твердые, покрыты прочной кожурой). У всех ли семян
кожура одного цвета? Дети рассматривают разрезанные семена фруктов и овощей, которые можно разрезать. Почему мы не можем разрезать семена помидора? Оно мелкое и тонкое. Объяснить детям, почему кожура семян такая толстая, там прячется будущее растение только оно такое крошечное, что его трудно рассмотреть. А кожица сохраняет его, не дает высохнуть. Обратить внимание детей что семена все разные; попадаются очень крупные и очень мелкие, с толстой оболочкой и нежной кожицей, они разные по форме. Можно предложить детям классифицировать семена на основе сравнений и выделенных признаков. Для каждой группы семян может быть применен свой признак объединения. Например, могут быть созданы коллекции гадких (шершавых), крупных (мелких), светлых (темных), съедобных (несъедобных) семян и т.д.
В конце беседы предложить детям сделать обобщение: у всех растений есть семена. Семена бывают разными; большими и маленькими, гладкими и шершавыми, разными по форме. Внутри семечка находится будущее растение. Оно совсем маленькое и беззащитное. Когда семена проросли нужно быть очень аккуратным при посадке его в землю, чтобы не повредить стебелек и корешок, а то оно может погибнуть, и обязательно надо за ним ухаживать. Растение вырастет большим и сильным, оно сможет угостить нас вкусными плодам, а листья растений дают нам еще и чистый воздух, поэтому растения нужно беречь и ухаживать за ними и не коем случае не обижать.
Беседа с детьми «Когда овощи могут помочь, а когда навредить человеку?»
С плачем к ним в группу приходит Витаминка.
- Я только что из больницы. А ходил я туда из-за того, что у меня появилась слабость, заболел живот, испортилось настроение. Врач осмотрел меня и сказал, что вместе с моими любимыми овощами я наелся каких-то нитратов. Но как они попали в овощи? Ведь я выращивал свои овощи и фрукты в хороших условиях, подкармливал их удобрениями, мыл перед тем, как их съесть. Так откуда взялись там нитраты и что это такое?
-Ребята, вы знаете?
-А я вам расскажу, что такое нитраты.
-А где можно взять овощи?
-Ребята, а как сделать, чтобы урожай овощей был большой?
-Вещества, которыми подкармливают растения, называются удобрениями.
-А что будет, если человек внесет удобрений больше, чем нужно растению? Избыток удобрений растения накапливают в себе. Эти вещества называются нитратами. Если человек употребляет в пищу, овощи с нитратами, то это приносит вред нашему здоровью. Что же делать? Значит, не надо кушать овощи? А что же тогда делать?
-Я расскажу вам и покажу, в каких овощах, и в каких частях находится больше всего нитратов, как их удалить из овощей.
- А теперь мы с вами рассмотрим овощи.
Слушайте и запоминайте, в какой части овощей содержится больше всего нитратов и что нужно сделать, чтобы они не попали в наш организм и не нанесли ему вреда.
Сначала отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком растении пойдет речь. (Загадывает загадку о капусте).
Капуста нас не только кормит, но и лечит. Если свежий капустный лист приложить к больной голове, она перестанет болеть, а сушеная капуста исцелят раны.
Как же правильно употребить капусту в пищу? Как вы думаете, где в капусте больше всего нитратов?
-В зеленых листьях и в кочерыжке. Поэтому перед едой их следует замочить в теплой подсоленной воде.
Загадывает загадку о луке.
Свежий сок лука употребляется при ангинах по одной чайной ложке 3-4 раза в день. А сок с медом хорош при лечении кашля.
А как выдумаете, где нитраты находятся в луке?
- Нитратов больше всего у лука в том месте, где находятся у него корешки. Поэтому их необходимо всегда отрезать (показывает как).
Загадывает загадку об огурце.
-А как вы думаете, в огурце бывают нитраты?
- Огурец - очень вкусный овощ, но в нем тоже могут быть нитраты, причем больше всего их обычно содержится в кожуре. Поэтому лучше всего перед едой огурец очистить.
-Мы все с вами любим зелень. Назовите ту, которую вы знаете, и какую пользу она приносит?
Но она тоже может содержать нитраты в своих листьях. Для того чтобы обезвредить эти растения, их надо поставить в банку с водой на солнце. А солнечные лучи помогут нам избавиться от нитратов.
-Теперь мы с вами знаем, у каких овощей, и в какой их части находятся вредные вещества – нитраты.
Вывод: -Чтобы нитраты не появились в овощах, нужно правильно их подкармливать.
-Выставлять их на солнечное место, чтобы убить нитраты.
-Знать, в какой части растения их содержится больше всего и в каких меньше всего.
После подведения итогов и выполнения практического задания, воспитатель предлагает детям приготовить овощной салат, используя морковь, капусту, свеклу, лук, зелень. В процессе приготовления обращать внимание детей на места скопления нитратов. Закреплять знания о витаминах в овощах.
Беседа с детьми «Из чего состоит почва?»
Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно - давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим ее такую.
Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)
Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.
-Что же такое почва?
-Как вы думаете дети? (ответы детей).
Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты – Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва - это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года (а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу – землю (или как правильно её называют - почву) толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки , груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»
-А что это означает? (ответы детей)
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.
Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.
-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)
Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух
Сейчас мы с вами проверим это на опытах.
ОПЫТ №1. Состав почвы
Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
ОПЫТ №2 «Загрязнение почвы»
Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).
Сравнить, чем отличается вода? ( в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).
Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?
Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.
Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?
Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?
ОПЫТ 3: В почве есть воздух.
Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.
-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
-Кто живет под землей? (ответы детей)
Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.
-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей)
-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве. Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)
А вы знаете, ребята, мы сегодня с вами не полили цветы наши комнатные они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?
Приложение 2
Пословицы и поговорки.
До поры до времени не сеют семени.
Сей в срок - будет прок.
Каков уход, таков и плод.
Сей лук от семи недуг
Кто ест лук, тот избавлен от мук.
Лук да баня все правят.
Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь.
Труд кормит, а лень портит.
Кто весной не сеет, тот осенью жалеет.
Земля - матушка, а хлеб - батюшка.
Пословицы и поговорки обо всех овощах
Всякому овощу свое время.
Овощи хороши во щи.
Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.
Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.
Пословицы и поговорки о капусте
Капуста не пуста, сама летит во уста.
Без капусты щи не густы.
В одном кармане пусто, в другом капуста.
Здорово заговелись, на хрен, на редьку, на кислу капусту.
Капуста лучше пуста: хоть в брюхе не порожне.
Без поливки и капуста сохнет.
Капуста из куста, густа, да невкусна.
Языком капусту не шинкуют.
Hе казни бог ничем, как капуста ни с чем.
Ты уж, свекла, помолчи, из капусты варят щи.
Пословицы и поговорки о луке
Голо, голо, а луковка во щи есть.
Лук с чесноком - родные братья.
Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.
Честна чесноковина да луковица.
В нашем краю - словно в раю: луку да рябины не приешь.
Облупил, как луковку.
Горе луковое (т.е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).
Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
Пословицы и поговорки о чесноке
Лук с чесноком - родные братья.
Не ела душа чесноку, так и не воняет.
Чеснок да редька, так и на животе крепко.
Хоть в Мекку повези, острота чеснока не пройдет. (чеченская пословица)
Кто чесноку поел, сам скажется. (крымскотатарская пословица)
Пословицы и поговорки о свекле
Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.
Красна свекла, хоть и в черной земле растет.
Без свеклы борща не ищи.
Свекла - красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.
Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдёт за апельсин.
Полезна свеколка для нас, ее мы держим про запас.
Не убил рябчика, ешь свеклу.
Свекла - не морошка, хоть и в лукошке, да растёт в земле.
Пословицы и поговорки о моркови
Огуречик в кадке, а морковь – на грядке.
Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.
В подполе, подполье лежит пирог с морковью: хочется есть, да не хочется лезть.
Будешь на полатях лежать, моркови не видать.
Морковь прибавляет кровь.
Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
Пословицы и поговорки про растения
Растенье — земли украшенье.
Зеленая ограда — живая отрада.
Зеленый наряд радует взгляд.
Сломить дерево — секунда, а вырастить — года.
Дерево водой живет, дерево и воду бережет.
Была бы водица, а зелень родится.
Пословицы и поговорки о труде
Человек рожден для труда.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Что потрудился, то и поел.
Воля и труд дивные всходы дают.
Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
Труд человека кормит, а лень портит.
Наше счастье в общем труде.
Кто трудится, тот и пользуется.
Без труда нет добра.
Без труда меду не едят.
Трудовая денежка — мозольная.
Труд кормит и одевает.
Не замочив рук, не умоешься.
Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.
Не разгрызть ореха — не съесть и ядра.
Встанешь пораньше — шагнешь подальше.
Без хорошего труда нет плода.
Приложение 3
Картотека пальчиковых игр по теме «Овощи».
«У нас на огороде»
(Самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой руке)
Вырос у нас чесночок
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
(Большой палец левой руки)
Наш друг – огород!
(Большой палец правой руки)
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим. (Движения прямыми ладонями)
Мы морковку трем, трем, (Потереть ладони друг о друга)
Мы капусту солим, солим. (Сложить пальцы в щепотку)
Мы капусту мнем, мнем (Сжимать и разжимать кулачки)
И в баночки кладем
А потом пробуем.
«В нашем огороде»
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей. (Сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец. (Загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали. (Сжимаем – разжимаем пальцы)
«Овощи у Зины»
У девочки Зиночки (Дети делают ладошки «корзинкой»)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачок (Сгибают пальчики, начиная с большого)
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина молодец! (Показывают большой палец)
«У Лариски – две редиски»
у Лариски – две редиски. (По очереди разгибать пальчики)
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.
«Капуста»
Что за скрип? (Сжимать и разжимать пальцы)
Что за хруст?
Это что ещё за куст? (Соединить основания ладоней)
пальцы – «бутоном»
Покружить ими.
Как же быть без хруста? (Сделать из пальцев шар)
Если я капуста!
«Салат».
Мы морковку чистим- чистим, (Энергично проводят кулачком правой руки
по ладони левой)
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими
резкие движения вперед – назад)
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая
пальчиками)
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы
поливая)
Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперёд)
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)
«Овощи»
В огород пойдем, (Маршировать на месте)
Урожай соберем. (Идти по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем, (Имитировать, как таскают)
И картошки накопаем, (Копают)
Срежем мы кочан капусты (Срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (Показать руками)
Щавеля нарвем немножко (Рвут)
И вернемся по дорожке. (Идти по кругу, взявшись за руки).
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой (Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка, (Одноимённые пальцы прикасаются друг к
другу)
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
«Чищу овощи для щей»
(вертикальные движения руками, словно отряхиваем земли)
Сколько нужно овощей? (пожимают плечами)
Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки, (загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз! (выставляем большие пальцы рук)
Два! (указательные - другие в кулаке)
Три! (выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен, (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка, (показать большой палец)
Выйди вон! (спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)
Приложение 4
Загадки об овощах.
1.Он сначала был зеленым и лимонным,
А теперь вот загорелся красным светом
И горит все дни подряд -
Ждёт, когда его съедят. (Помидор)
2.На грядке чудо-плети усаты и длинны.
В плетях плоды-колбаски зелёные видны.
А у нашей бабы Ксюши фиолетовые груши
Зрели - вызрели, ребятки, не на дереве - на грядке.
Их сырыми не едят, но зато уж все подряд
У добрейшей бабы Ксюши фиолетовые груши,
Как ватрушки, калачи, побывают вдруг в печи,
И получится тогда -очень вкусная икра.
Я хочу у вас спросить, что же это может быть? (Баклажаны)
3 В тесной темнице пришлось ей родиться -
Красной девицей на свет появиться. (Красная свекла)
4.А эта девица совсем бледнолица,
И тоже пришлось ей в темнице родиться.
Но если б она да не вышла вдруг в свет,
Не стало бы в мире вкусных конфет. (Сахарная свекла)
5.Что за овощ? посмотри!
Ал снаружи – бел внутри.
Твёрд, но сочен, как арбуз,
И с горчинкою на вкус (Редис)
6.Черна снаружи -внутри бела.
На нашей грядке она росла.
И вот однажды (всему свой срок!)
Под нож попала - пустила сок.
В меню желанна, хоть и жестка.
На вкус приятна, хоть и горька. (Редька)
7.Среди зелёных листочков
Повисли сотни теремочков.
А в теремочках тех, ей-ей,
Ни окон нету, ни дверей.
Но тем, однако, знамениты,
Что колобочками набиты. (Стручки гороха)
8.Эти красные стручки
С виду хоть невелики,
Но зато по белу свету
Ничего горчее нету. (Горький перец)
9.Зрелось ей в стручке неплохо
Стала вдруг крупней гороха. (Фасоль)
10.Как на язык он попадёт -
Как кипяточком обожжёт.
Он лука брат, в нем витамины. (Чеснок)
11.Растут на грядке У Агаты
Слезоточивые гранаты. (Луковицы)
12.Не торопясь представиться,
Скромнейшая красавица
Оранжевого цвета
Растёт в земле всё лето. (Морковь)
13.Он в огороде каждый год
У нас не сеянным растёт.
Но это вовсе не сорняк -
Полезный пряный овощ.
Как его покрошишь для салата -
Придаст такого аромата! (Укроп)
14.Он не завиден сам собой.
Как поглядишь – трава - травой,
Но для борщей зелёных он
Не заменим с былых времён. (Щавель)
15.Несказанно Андрюшке однажды повезло -
Нашёл на грядке ягодку на десять всех кило.
А что за чудо-ягода? Подсказки я не дам.
Подумай-ка немножечко и догадайся сам. (Арбуз)
16.Всё росла, росла и зрела – пожелтела.
Только эта героиня и не груша, и не дыня. (Тыква)
17.В огороде каждый год он ухоженным растёт.
Без него, я не шучу, не быть вкусному борщу.
У него внутри немало знаменитого крахмала. (Картофель)
18.Высока, зерном богата,
Да к тому же волосата. (Кукуруза)
19.В огороде, у дорожки, шляпка выросла на ножке
И пестрела тёплым летом очень ярким жёлтым светом.
А потом она созрела, погрузнела, почернела
И ребятам, как смогла, горстку семечек дала. (Подсолнух)
Приложение 5
Дидактические игры.
«Вершки и корешки»
Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета – овощи, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).
«Что сначала, что потом».
Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.
Материал: Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами), яблоко
Ход игры
Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.
«Закончи предложение».
Цель: Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал: Мяч.
Ход игры
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Огурец зеленый, а свекла…
Редиска мелкая, а редька…
Кабачок большой, а тыква…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор…
Помидор круглый, а морковь…
«Магазин «Фрукты, овощи, ягоды»
Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место
произрастания фруктов, овощей и ягод.
Дидактический материал: Муляжи фруктов, овощей и ягод.
Ход игры:
Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, на котором разложены муляжи. Не называя, он описывает фрукт, овощ или ягоду, которую хочет купить.
Например: «Я хочу купить ягоды. Они растут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды небольшие, темно-синего цвета, круглые, как горошинки, немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод готовят варенье и компот» (черника). Ребенок должен так описать, выбранный предмет, чтобы продавец понял, что он хочет купить.
Продавец продает фрукты, овощи и ягоды (отдает муляж) только тому, кто правильно выполнил задание.
Приложение 6
Сюжетно – ролевые игры.
Сюжетно-ролевые игра «Огород»
С чего начать. Хорошо, если ребенок хоть примерно представляет, как семена превращаются в еду. Можно прорастить фасоль, она видоизменяются быстро и удивительно. Еще лучше — показать растущие на огороде овощи (если нет настоящего огорода — хотя бы фотографии в Интернете). Прекрасным началом будет совместное отыгрывание сказки «Репка» с игрушками или вырезанными из картона фигурками.
Когда принцип понятен, можно разбивать огород — понарошку копать ковер, сеять семена, поливать из лейки. Вырасти могут воображаемые овощи, или игрушечные овощи, какие есть, или картинки с овощами.
С ребенком постарше прибавьте остроту сюжету — накидайте на грядку обрезки ниток и конфетти, пусть юный огородник пропалывает сорняки и прогоняет вредителей. Расскажите, по возможности объективно, об удобрениях и средствах от вредителей и пусть ребенок сам решает, будет ли их использовать на своем огороде. Поговорите о теплолюбивых растениях и постройте им из кубиков теплицу. Не забудьте обсудить, где что растет, когда поспевает. Собранный урожай можно с аппетитом съесть. Или обсудить, что из чего приготовить, что положить в суп, что в компот, а что в салат. Попробуйте разделить роли — ребенок выращивает, а взрослый готовит еду, делает заготовки и потом отчитывается: «Борщ готов, огурцы засолил, из смородины сварил варенье, а из клюквы не знаю — то ли морс сделать, то ли кисель?»
Попробуйте сортировать урожай по разным признакам. Или раздавать подходящее угощение игрушечным зверям. Опытному огороднику задавайте каверзные вопросы — растут ли у него игрушки, конфеты, шоколад? Выросла ли морковка, которую только что посадили? Можно ли есть огурцы с грядки? А картошку? Если посадить ананас — он созреет? А если урожай выйдет хороший и обильный — что делать с излишками?
Если игра увлечет ребенка, вносите разнообразие. Можно вырастить гибриды растений, например, огурдоры или морквеклу. Или вывести новое, небывалое растение (пусть ребенок придумает, как оно выглядит и какое на вкус).
Реквизит. Игра хороша тем, что можно использовать то, что есть, а для остального брать любые предметы-заместители или вовсе обходиться воображаемым инвентарем. Хотя хорошо, если лейка и лопатка будут настоящие. И еще ребенку понравится действовать опрыскивателем, даже пустым. Если вы хотите в игре обучить ребенка названиям овощей — запаситесь или соответствующим игрушечным набором, или карточками с правдоподобными картинками.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»
Цель: Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
Задачи: Развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Предварительная работа.
1. Знакомство с обобщающим понятием «магазин», рассматривание картинок по теме;
2. Дидактические игры «Поворята», «Чудесный мешочек».
Атрибуты: фрукты, овощи, сумки, весы, костюм продавца.
Ход игры:
- Ребята, давайте поздороваемся! Что-то вы грустные, наверное, не проснулись. Давайте будем вместе просыпаться.
- С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
- С добрым утром, солнце! Мы проснулись!
- А теперь послушайте стихотворение Мошковской Э. Э. "Весёлый магазин"
В. – Дети, о чём говорится в стихотворении?
Д. – О магазине.
В. – Ребята, а вы любите ходить в магазин? Для чего люди ходят в магазин?
Д. – Чтобы покупать продукты, хлеб, конфеты.
В. – Магазины бывают продуктовые и игрушечные. В продуктовых магазинах можно купить продукты, еду, напитки, а в игрушечных – разные игрушки. У нас в детском саду тоже есть магазин, он называется – «Овощи- фрукты». Поэтому в нашем магазине будут продаваться фрукты и овощи. Ребята, в нашем магазине есть прилавок за которым находится продавец, продавцом буду я (одеваюсь). Но посмотрите, прилавок у нас пустой. У меня есть корзинка, в ней лежат и овощи и фрукты, я буду брать фрукт или овощ, а вы должны назвать что это. Достаю морковь. Что это?
Д. – Морковь. Это овощ. Морковь растёт на грядке.
В. – Достаю грушу. Что это?
Д. – Это груша. Это фрукт.
В. – Достаю игрушку-пирамидку. Что это?
Д. – А это игрушка Она должна продаваться в магазине игрушек.
В. – Молодцы! Догадались. Вот и выложили весь товар. Посмотрите на прилавок – здесь фрукты, а здесь овощи. Приходите ко мне в магазин. (Дети берут сумки и становятся в очередь).
В. – Здравствуй, Диана! Что ты хотела бы купить?
Д. – Яблоко
В. – А какое яблоко – зелёное или красное?
Д. – Зелёное, пожалуйста.
В. – Минутку, сейчас взвешу. Вот возьмите.
Д. – Спасибо!
(Игра продолжается).
Ребята, мы сегодня с вами побывали в магазине, купили овощей, фруктов. Это очень полезные продукты, в них много витаминов. Послушайте стихотворение:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо фрукты – овощи любить.
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь
Что из них вкуснее,
Что из низ важнее.
Сюжетно-ролевая игра «Дачники».
Цель: развивать социальные навыки детей.
Задачи: Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность на основе полученных знаний.
Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
Закреплять ранее полученные знания о труде продавца, водителя, огородника, кондуктора. Активизировать словарь детей.
Оборудование: муляжи овощей, плоскостные фигуры овощей, предметные картинки по теме овощи, алгоритм описания овощей, коллаж «Осень», атрибуты к игре «Магазин», настольно-печатные игры: «Аскорбинка и её друзья», «Кому что нужно?»
Ход игры:
Дети конструируют «Автобус» из стульев, готовятся к поездке.
Воспитатель: Куда вы отправляетесь, дети?
Дети: Мы ещё не решили.
Воспитатель: Давайте поедем на дачу.
В ходе беседы воспитатель выясняет, у кого есть дача, что они делают на даче, у кого есть огород, что растёт на огороде, как выращивают овощи. Помогает распределить роли водителя, кондуктора, пассажиров, вспомнить правила поведения в общественном транспорте. Под песенку «Весёлые путешественники» дети отправляются в путь.
Они прибывают на дачу из атрибутов, подготовленных воспитателем. Воспитатель предлагает посадить огород (дети выстраивают грядки из дощечек). Воспитатель уточняет у детей, как надо сажать овощи.
Дети: Сначала надо вскопать землю, высадить рассаду, полить её.
Дети выкладывают муляжи овощей на дощечках (грядках) и называют овощи, которые они посадили.
Воспитатель: Что нужно, чтобы овощи хорошо росли?
Дети: Земля, вода, тепло, свет, уход.
Воспитатель: Какой богатый урожай вырос у нас на огороде! Что же мы можем сделать с ним?
Дети: Съесть сырыми, посолить, заквасить, сварить, пожарить.
Воспитатель: А излишки можно продать в магазине. Но как же нам доставить наш урожай в магазин? Кто же нам поможет?
Воспитатель предлагает детям стать шофёрами грузовиков. Дети собирают урожай и грузят в машины. Воспитатель помогает организовать игру «Овощной магазин». Шофёры привозят овощи в магазин. Дети распределяют роли продавца и покупателей. Продавцы раскладывают овощи на прилавках. В ходе игры воспитатель спрашивают у детей-покупателей, какие овощи они покупают, какого качества, по какой цене и спрашивает у продавца, можно ли доставить овощи на дом.
В конце игры воспитатель отмечает доброжелательное отношение детей к друг другу, подводит итоги.
Приложение 7
Подвижные игры
Игра малой подвижности «Огородник»
Цель: Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу) Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.
Ход игры:
Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:
- Кто там?
- Огородник.
- За чем пришел?
- За репой!
После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:
Сверху репа зелена,
По середке толста,
К концу востра, прячет хвост под себя.
Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.
Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого ведущий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить:
- Я репа, ау!
Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает, верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.
Игра - эстафета "Собери урожай"
Цель: Физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.
Задачи:
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
• способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;
• создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.
• формировать у детей представление о здоровом образе жизни; формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки в играх-эстафетах, подвижных играх и основных движениях.
• развивать у детей интерес к играм-эстафетам и физическим упражнениям с использованием разных предметов;
• формирование у детей умения играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других; побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
Материал: обручи, корзинки для овощей и фруктов, макеты овощей и фруктов.
Ход игры
Все дети делятся на 2-е команды и выстраиваются в две колонны. Напротив команд, на расстоянии 4-5 метров лежат обручи в которых лежат овощи и фрукты. Возле каждой колонны лежит корзинка, куда надо собрать «урожай». По команде, первые участники бегут в обручу, берут предмет, оббегают обруч и возвращаются обратно. Как только предыдущий игрок положил предмет в корзинку и дотронулся до плеча следующего игрока, тот игрок бежит к обручу и т. д. побеждает команда, которая быстрей всех «соберет урожай».
Игра «Овощи — фрукты»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры
В центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».
Приложение 8
Анкета для родителей.
1. Есть ли у вас огород, дача?
2. Есть ли у ребенка своя грядка, клумба?
3. Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на окошке?
4. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей в огороде? Если нет, то почему?
5. Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего ребенка?
6. Какие приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребенка в оказании помощи?
Приложение 9
Консультация для родителей
«Огород на подоконнике»
Воспитатель: Стародумова И.Г.
В домашних условиях даже в холодное время года можно найти довольно интересное и полезное занятие - выращивать и собирать урожай на подоконнике! Это развивает у детей наблюдательность и любознательность, помогает малышам лучше узнать жизнь растений. Так удивительно, когда первая зелень (лук, укроп, петрушка, салат) поспевает у тебя на глазах! К тому же это ещё и дело, полезное для здоровья, ведь такой урожай, выращенный собственными руками, и витаминами богат, и никаких химикатов не содержит. А добавленная к супам и салатам зелень помогает организму усваивать белки. Подоконник отличное место для разведения небольшого домашнего огорода. Процесс выращивания на окне свежей зелени несложен и почти не требует материальных затрат, зато сколько удовольствия и пользы. На окнах можно вырастить значительный набор культур: зелень, бобовые, корнеплоды, которые зацветают прямо на окне (морковь, свекла, картофель), ароматные травки.
Для чего нужен огород на окне? Когда на окне живут чеснок, лук, огурцы, лимон их разноцветье радует, снимает стрессы. К тому же они не только греют душу, но и полезны для здоровья. Если в помещении растет чеснок, то вы забудете, что такое грипп.
В настоящее время очень популярна ароматерапия, можно устроить на подоконнике ароматную грядку, на которой легко можно вырастить:
Зеленый лук. Высаживать его лучше в землю. Так лук будет давать урожай всю зиму. Если вы решили последовать бабушкиному опыту и устроили “водный” огород, меняйте воду раз в день. Так лук не загниет, и не будет распространять неприятный запах.
Укроп. Ароматная травка – специя известная всем. Укроп требует солнца и тепла. Раз в неделю нужно рыхлить почву. Прекрасно уживается с петрушкой.
Петрушка. Эта барышня хорошо переносит холода и очень любит влажность. Растет зимой на подоконнике при условии, что ей хватает солнечного света. Ваш подоконник прекрасно украсит декоративная петрушка (кучерявая).
Базилик. Это отличная приправка спокойно произрастает на подоконнике и не требует никакого особенного ухода. Роскошно сморится на окнах декоративный базилик, ароматней всех фиолетовые растения. Астматикам базилик облегчает дыхание, а тех, кто употребляет его в пищу регулярно, ограждает от стресса.
Розмарин. Потрясающая приправа. Годами растет в вазоне, только на лето, при возможности, высаживайте ее в сад. Ароматный кустик очень полезен и используется как приправа.
Мята. Ароматная травка. Как вкусно зимой пить мятный чай с лимоном! Регулярно поливайте этот кустик и умиротворяющий аромат поселится в вашей квартире.
Коллекция семян, собранная в оформленной коробочке, помогает знакомить детей с разнообразием семян и овощных культур. Коллекция доступна для детей, Они действуют с семенами по своему желанию (рассматривают, нюхают, сеют, поливают и наблюдают).
Какие условия нужно создать огороду на подоконнике?
Условие первое - освещение. Балконы и окна, выходящие на юг, юго-восток и юго-запад дольше и лучше освещены. Освещённость окна, имеющего двойную раму, соответственно уменьшается в 2 раза. Зимой и поздней осенью трудно создать необходимые светолюбивым овощным растениям условия освещения. Для них в этот период следует использовать искусственные источники света. Лучше, если это будут люминесцентные лампы белого или дневного света, т. к. они дают близкий к солнечному свет. Они излучают совсем немного тепла, поэтому такие лампы не повредят растения.
Условие второе, тоже важное для будущего урожая - температура воздуха на подоконнике. Она зависит сразу от нескольких факторов: способ отопления, температура воздуха снаружи, толщина стен, количество окон, свойства строительных материалов. За температурой следить очень важно, оберегая огород на подоконнике и от перегрева, и от переохлаждения.
Условие третье – влажность воздуха. Её уровень должен быть не ниже, а лучше выше 60%. Его можно регулировать: чтобы понизить - нужно проветрить помещение, где находятся растения, а, чтобы повысить - можно поставить в огород посудину с водой либо сырым песком; ещё можно опрыскивать растения водой. Продаются также комнатные увлажнители воздуха.
Если на самом деле нужен хороший урожай - лучше использовать "правильный" грунт. Он может различаться для разных видов растений. Также желательно вовремя подкармливать растения удобрениями. Крайне важно вовремя и правильно поливать растения в огороде. Это можно делать водопроводной, дождевой или снеговой водой, а кроме этого - водой из колодцев или родников. Самой лучшей водой для полива комнатных растений считается дождевая вода и снеговая, т. к. имеет нейтральную реакцию либо слабокислую и не содержит никаких вредных солей.
Огород на подоконнике выглядит нарядно, при этом его "обитатели" оригинально украшают помещение, прекрасно сочетаются с другими комнатными растениями и доставляют детям эстетическое наслаждение. Ухоженные овощные культуры в аккуратной посуде выглядят нарядно и хорошо сочетаются с большинством декоративных комнатных растений. Они украшают помещение и могут доставлять эстетическое наслаждение. Каждый из нас стремится создать приятную обстановку вокруг, наполняя ее любимыми ароматами. Для этого можно использовать то, что дает сами природа: цветы, травы, специи, семена. Я использую то, что получилось вырастить самой: пряные травы, сухоцветы, семена растений.
Все растения обладают магическими свойствами, имеют позитивную энергетику и очищают помещения от вредных воздействий. С давних времен передается традиция зашивать травы в материю, чтобы придать одежде и белью приятный аромат и защититься от дурного влияния. Позже, чтобы сухие растения не рассыпались, стали шить мешочки из ткани, в которых смешивались различные травы. Ароматические мешочки получили название – саше, они могут иметь разную форму (сердечко, мешочек, фрукты, подушки).
В наше время саше служит источником свежести и украшения дома, офиса, авто. Саше, сделанные своими руками, могут выступать в роли травяных амулетов.
Удачи вам и творчества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта: «Лаборатория огородных наук» в старшей группе.
Государственное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18 г. Сызраниг.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную ...
Лэпбук "Лаборатория огородных наук"
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта...
Фотоистория "Лаборатория Огородных наук"
Фотоистория знакомит с нашим чудо - огородом, который уютно расположился на подоконнике группы....
Познавательно-исследовательский проект "Лаборатория огородных наук"
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А ...
Экологический проект "Лаборатория огородных наук"
Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Деятельность детей на учебно-опытном участке в детском саду способствует развитию их любознательности...
ОТЧЁТ по опытно-исследовательской деятельности лаборатории огородных наук «Простоквашино»
Наблюдение за ростом посаженных детьми растений....
Зарождение педагогических принципов как науки в Западной Европе XVIII века
В статье рассматриваются предпосылки возникновения музыкальной педагогики как науки в теоретических трудах ведущих музыкантов Западной Европы XVIII века.Ключевые слова: музыкальная педагогика, трактат...