«МЕТОД ПРОЕКТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ»
статья

Эксперементирование является основным видом ориентировочно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektovesipenkol.v.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«МЕТОД  ПРОЕКТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ»

Материалы подготовила социальный педагог Есипенко Л.В. 

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка.
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяется деятельность экспериментирования.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995г.)
Исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

  • Наблюдение – непременная составная часть любого эксперимента.
  • Трудовые действия – без выполнения их эксперимент не бывает.
  • Развитие речи – умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
  • Изобразительная деятельность – развитие изобразительных способностей способствует более точному отображению результата эксперимента и наоборот, чем глубже исполнитель изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.
  • Элементарные математические представления – во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Особенности детского экспериментирования.

  •      Детское экспериментирование свободно от обязательности.
  •      Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.
  •      Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.
  •      Дети не могут работать, не разговаривая.
  •      Нужно учитывать индивидуальные различия детей.
  •      Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.
  •       Ребенок имеет право на ошибку.
  •       Воспитатель должен уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу:
  • работа руками детей;
  • дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам;
  • совместная работа воспитателя и детей;
  • помощь воспитателя детям;
  • работа воспитателя по указанию детей.
  •         Соблюдение правил безопасности.
  •         Способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.
  •         Анализ результатов и формулирование выводов.
  •         Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе.

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов.
Случайные наблюдения и эксперименты.
Специальной подготовки не требуют. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения, земледелия.
Плановые наблюдения и эксперименты.
Начинаются с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Опыт можно проводить и под команду педагога, но злоупотреблять этим не следует. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат. Не следует требовать от детей идеальной тишины, но чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.
Заключительным этапом является подведение итогов и формулирование выводов. После экспериментирования дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Эксперименты как ответ на детские вопросы.
К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.
Одной из наиболее эффективных форм исследовательского обучения является метод проектов.
         Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.
         Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что:

  • Он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта;
  • Этот метод, идущий от детских потребностей и интересов.

Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.
Этапы проекта:

  • Подготовительный.
  • Исследовательский.
  • обобщение результатов с разработкой рекомендаций на основе собственных наблюдений.

Проект в детском саду как метод организованного освоения ребенком окружающей среды условно можно разделить на несколько блоков:
1 блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в действительности по освоению окружающего мира.
2 блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.
3 блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания «Особенности экологического воспитания детей в семье» в форме игры – путешествия.

Цель: Обогащение родительских представлений об особенностях экологического воспитания  детей в семье. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом. Развить ...

"Экологическая тропа". Экологическое воспитание детей является одной, из основных задач дошкольного учреждения.

Наши  дети под присмотром воспитателей трудились и ухаживали  за растениями....

Экологическое воспитание детей старшего возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность

Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологиче...

«Экологическое воспитание детей в процессе наблюдений и исследовательской деятельности»

Методический материал будет полезен воспитателям, специалистам дополнительного образования, педагогам -экологам. В данной презентации отражены цели, задачи, виды и формы экологического воспитания в до...

Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание детей в процессе наблюдения и исследовательской деятельности»

Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание детей в процессе наблюдения и исследовательской деятельности»...

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность» Мастер – класс для педагогов.

laquo;Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательно -  исследовательскую деятельность»Мастер – класс для педагогов....

«Нравственно - экологическое воспитание детей 3-4 лет посредством исследовательской деятельности. Вторая жизнь ненужных вещей. »

В нашем современном мире остро встает вопрос о загрязнении окружающей среды. Людям жизненно необходимо, понять – на сколько важно беречь Землю, сохранить ее для потомков. Именно поэтому в с...