Материал XI областной научно-практической конференции "Элементы изобразительной деятельности в работе учителя-логопеда"
методическая разработка

Жижина Ольга Владимировна

Существует множество вариантов заданий с использованием элементов изобразительной деятельности в работе логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozh-_estet_konfer.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы изобразительной деятельности в работе учителя-логопеда.

О.В. Жижина, учитель-логопед, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика СП «Детский сад» Солнышко».

Современное общество предлагает множество различных преимуществ, которые улучшают и упрощают нашу жизнь, и это хорошо, но у этих преимуществ есть и другая сторона. Гаджеты и различные интернет-сети все больше заменяют людям живое общение. В результате люди теряют интерес ко всему, что их окружает, исчезает необходимость в живом общении, разговоры становятся все менее выразительными и обыденными. И больше всего в этом плане страдают дети. Дошкольный возраст — это период интенсивного развития речи, но у большинства детей развитие речи замедляется и остается на низком уровне. В результате все большее число детей в этот период отстают в языковом развитии.

Дети с ОНР испытывают трудности не только со всеми компонентами речи, но и с вниманием, памятью и мышлением. Дети быстро устают на занятиях и теряют интерес к происходящему. По этой причине специалисты по работе с детьми с ОНР постоянно ищут новые методы и приемы, эффективные при работе с такими детьми.

На своих занятиях с детьми ОНР использую элементы изобразительного искусства для более эффективной работы. Изобразительное искусство позволяет мне удерживать внимание и интерес ребенка на требуемом задании в течение более длительного времени, а также эффективно формировать и закреплять навыки. Искусство также воспитывает в детях чувство эстетики, развивает их творческие способности, учит самостоятельности, развивает моторику и пространственное восприятие. Элементы изобразительного искусства можно использовать как с отдельными детьми, так и с подгруппами и фронтальными занятиями. Одно и тоже задание может быть каждый раз разным, с разными цветами, разными картинками и разными композициями.

Существует множество вариантов заданий с использованием элементов изобразительной деятельности в работе логопеда и к вашему вниманию некоторые из них:

«Рисунок»

Цель: развитие направленной воздушной струи, силы и длительного выдоха.

Оборудование: краски, трубочка для коктейля, вода и чистый лист.

Ход игры: логопед капает на лист краску и предлагает ребенку сильно подуть через трубочку на краску раздувая ее.

«Звуковая дорожка»

Цель: автоматизация изолированного звука, развитие тонкой моторики рук.

Оборудование: цветные маркеры, карточка.

Ход игры: ребенку предлагаем выбрать маркер и помочь ракете долететь до планеты произнося звук [Р].

«Штампики»

Цель: автоматизация звука в слогах, развитие силы нажима.

Оборудование: карточка, штамп, краски.

Ход игры: ребенку предлагают произносить слоги и за каждый правильно произнесенный слог поставить штамп.

«Шары»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: карточка, цветные карандаши.

Ход игры: ребенку предлагают назвать то, что изображено на шарах и обвести их.

«Чьи следы?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Оборудование: штампы со следами, пластилин.

Ход игры: ребенку предлагают на пластилине сделать следы и сказать чьи это следы.

«Коробка»

Цель: закрепление навыка употребления предлогов, ориентировка на листе бумаги.

Оборудование: изображение коробки на листе, картинки мячей, клей.

Ход игры: ребенку предлагают приклеить мяч. Например: приклей мяч над коробкой.

«Без чего? С чем?»

Цель: закрепление навыка употребления слов в родительном и творительном падежах, закреплять навык аккуратно приклеивать детали.

Оборудование: картинки: кастрюля, машина, лиса, гриб, сорока, стол, лист, клей.

Ход игры: ребенку предлагают назвать картинку и определить, что отсутствует на картинке. Затем найти недостающий элемент, приклеить и сказать теперь с чем предмет.  

«Слепи букву»

Цель: закрепление графического образа буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: пластилин, доска для лепки, буква.

Ход игры: ребенку предлагают слепить букву.  

Так же рисование использую при обогащении словарного запаса: рисование трафаретами, штампами. При развитие тонкой моторики рук: обвести по точкам, раскрасить картинку, нарисовать предметы на лексическую тему. При развитии связной речи: пересказ по собственным мнемо картинкам, составление рассказа по собственному рисунку, составление рассказа-описания по рисункам.

Использование изобразительной деятельности в работе доказала свою эффективность. Занятия проходят легко, весело и успешно.    

Литература

1. Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок —

родитель» // Молодой ученый. — 2017 — №10. — С. 421-424. — URL

https://moluch.ru/archive/144/40316/

2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб.: КАРО, 2010

3. Шаблон полета ракеты  https://vk.com/wall77079845_9188

4. Яндекс картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках»

Для проекта была выбрана  знакомая детям сказка «Мешок яблок» В.Сутеева. В театрализованной деятельности представлены упражнения, которые стимулируют речевое развитие, способствуют активизации вс...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.

Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Литературно-театральное представление «По страницам сказок К.И.Чуковского».

Развитие речи детей через театральную деятельность.Заучивание слов сказки позволяет развить память детей, расширить их словарный запас, автоматизировать поставленные звуки в речи, развить просодическу...

Проектная деятельность в работе учителя - логопеда ДОУ.

Реализация проектной деятельности по различным темамОсновными задачами проектной деятельности являются:[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10407899","attributes":{"alt":"","class":"medi...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...