Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «В ГОСТЯХ У КАРТИН»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Провоторова Светлана Викторовна

Приоритетная область: художественно - эстетическое развитие.

Интеграция областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Методы работы: экскурсия, беседа, рассказ воспитателя, исследование предметов окружающего мира, рассматривание, описание, сравнение, логическая загадка.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, восприятие музыкальных произведений, игровая, продуктивная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия «Учебно – воспитательный комплекс №1»

структурное подразделение детский сад

г. Воронеж, ул. Беговая,  д.164, т.р. 8(473)267-44-25

 моб.+79507558138

tasechka-umochka@yandex.ru


Конспект

образовательной деятельности в подготовительной группе

 «В ГОСТЯХ У КАРТИН»

                      

                                               

 Воронеж

Тема: «В гостях у картин»

        Цель: приобщение детей дошкольного возраста к музейной культуре, пробуждение интереса к произведениям искусства.

        Задачи:

1. Формировать ценностные представления детей об искусстве в целом и отдельных его видах и жанрах.

2. Закрепить и расширить знания детей о творчестве художника - пейзажиста И.И. Шишкина через посещение Воронежского областного художественного музея имени Ивана Николаевича Крамского.

3. Развивать образную речь, обогащать словарный запас, умение излагать свои мысли.

4.  Формировать творческое мышление,  воображение, наблюдательность.

5. Закреплять умение и желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной работы.

6. Воспитывать чувство гордости и уважение к людям, создавшим культурные ценности, любовь к прекрасному, бережное отношение к произведениям искусства.

Приоритетная область: художественно - эстетическое развитие.

Интеграция областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Методы работы: экскурсия, беседа, рассказ воспитателя, исследование предметов окружающего мира, рассматривание, описание, сравнение, логическая загадка.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, восприятие музыкальных произведений, игровая, продуктивная деятельность.

Оборудование: экспозиция музея, схема «правила поведения в музее», портреты И.И. Шишкина, И.Н. Крамского, иллюстрация здания музея, магнитная доска, репродукции картин И.И. Шишкина, предметные картинки, мольберты, магнитофон, запись звуков природы, ИКТ, материал для продуктивной деятельности.

Ход образовательной деятельности

Я посетить хочу давно

Местечко чудное одно.

Там и пейзажи, и портреты,

И есть старинные предметы.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в ... (музей).

        Ребята, а что такое музей? (Музей – это место, где хранятся красивые ценные и редкие предметы). Эти предметы называются экспонатами.  

        Какие музеи бывают? (Есть музеи краеведческие, военные, исторические, прикладного искусства и т.д.).  

        Музей – это как машина времени, которая переносит  нас на много, много лет назад, где мы погружаемся в далекое прошлое и изучаем много интересного из жизни  наших предков.

        В музее существуют определенные правила. Вспомним их:

1. Нельзя громко кричать и разговаривать.

2. Трогать экспонаты руками,

3. Садиться на экспонаты.

4. Смотреть только глазами.

5. Внимательно слушать.

        1 зал.          Мы с вами находимся в Воронежском областном художественном музее, который назван в честь нашего земляка, великого русского художника - Ивана Николаевича Крамского.

        Почему этот музей называется художественным? (ответы детей).

Да, ребята, здесь живут картины, и мы сегодня у них в гостях.

         В музее собраны не только картины. Почти в каждом зале мы увидим мраморные и гипсовые скульптуры, старинную мебель, сделанную из натурального дерева и украшенную бронзой, фарфоровую посуду с различными орнаментами. Обратите внимание на мягкие стульчики, их ножки украшены медными носочками.  Особый уют придают красивые портьерные шторы с балдахином.

2 зал.  Но, конечно, самое главное в галерее – это картины. Нарядные и торжественные, развешаны они одна над другой, одна возле другой тесными рядами. Под каждой – маленькая табличка с названием картины и фамилией художника. Называется она этикетка. Прежде чем посмотреть картину, непременно нужно прочесть, что написано на этикетке. Очень часто название говорит нам не только о содержании картины, но и о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.

Ребята, я вам открою секрет: оказывается, картины в этом музее могут и сами рассказывать о себе (слушаем рассказ картины о себе через ее сканирование).

Ребята, переходим в следующий зал. Обратите внимание, какие красивые двери с вензелями, покрытыми золотом. В центре зала - роскошная люстра с множеством ярких светильников.

3 зал. Этот зал также хранит немало шедевров русской живописи. Ребята,что такое живопись? (ответы детей). Живопись – это один из видов изобразительного искусства. «Живопись - это немая поэзия, а поэзия - говорящая живопись».

        Секрет живописи в том, что художник с помощью кисти и красок создает живой мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море, но краски в руках настоящего художника могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он  в это время чувствовал.

        С помощью чего художник передает свое настроение? (красок). 

        Ребята, выберите картину, всмотритесь в нее.

- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

- Какое настроение она передает?

- Почему вы так решили?

- Какие цвета и оттенки используются в произведении?

        А задумывались ли вы над тем, почему в галерее все картины выставлены в рамах? (Ответы детей). Рамы – это не только украшение. Значение ее в том, что она как бы отделяет картину от окружающего мира. Благодаря раме мы остаемся с глазу на глаз с картиной, с художником, с его мыслями и чувствами.

        На протяжении многих столетий художники изображали в своих картинах  окружающий их мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека и его жизнь (показываю).  Отсюда возникло деление картин по жанрам. Какие жанры вы знаете? (пейзаж, портрет, бытовой, натюрморт). Дети называют жанры и показывают картины).

Ребята, а если бы вы были художниками, что бы вы выбрали для работы в своей мастерской?  Найдите картинки с изображением тех предметов, которые вам понадобятся (д/и «Я - художник»).

Молодцы. Именно эти инструменты нужны художнику для создания своих картин.

Переходим в следующий зал. Педагог показывает на картину «Мастерская художника» и говорит, что так выглядит мастерская. Показывает на картину «Берег моря» и спрашивает, какую сказку вам напоминает эта картина? (Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»).

        4 зал.         В этом зале находится картина художника-юбиляра, пейзажиста. А узнать его имя нам поможет ребус (Шишкин). Разгадаем его. Это Иван Иванович Шишкин (показ портрета), которому 25 января исполняется 190 лет со дня рождения. Написал этот портрет наш земляк - Иван Николаевич Крамской.   

        Шишкин всю жизнь восхищался русской природой и в своих произведениях стремился передать ее красоту. Особенно он любил дубовые и хвойные леса. В нашем музее творчество этого художника представлено картиной «Лес. (Поздняя осень)».  Останемся на миг наедине с картиной, с мыслями и чувствами художника, уводящими нас в лесную глушь. (звучит таинственная музыка).

         Вот деревьев становится все больше и больше,…и  мы уже в «Корабельной роще».

- А почему роща называется корабельной? (сосну использовали для строительства кораблей).

- А вы знаете, где строили первые корабли? (на Воронежской земле).

        И как же сосны на картине Шишкина напоминают нашу воронежскую сосну!

Царь в старину нас посетил,

Его Воронеж восхитил.

Здесь корабельная сосна растет,

Здесь полноводная река течет,

Народ умелый здесь живет,

И здесь построен русский флот.

(читают дети  по строчкам)

        Художнику сосны нравились своим изяществом, а дубы – своей мощью. О любви художника к этим деревьям говорит картина «Дубы».

        (Педагог описывает картину с детьми при помощи наводящих вопросов):

1. Какое время года изобразил художник, почему вы так решили? (Скорее всего, это лето, потому что ярко светит солнце на голубом небе и много зелени и цветов.)

2. Сколько изображено дубов на картине? (Шишкин изобразил стволы трех дубов.) Один - это дуб, а много…дубов.

3. Сколько слогов в слове дуб, дубы?

4. Сколько гласных звуков в слове дубы? А согласных?

5. О чем говорит узкая тропинка  в лесу? (Тропинка рассказывает нам о том, что по ней часто гуляют люди.)

6. Какая  трава  вокруг, опишите ее? (Трава невысокая, ярко-зеленая и мягкая на ощупь.)

7. Какое настроение передает эта картина? ( Картина передает радостное настроение, так как когда смотришь на картину, то возникает ощущение света, тепла и праздника от ярких красок.)

…Смотришь на картину Шишкина «Дубы» и вспоминаешь строки А.С.Пушкина: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»

         Ребята, опишите дуб с помощью картинок – помощников (описание с помощью  приема мнемотехники).

  • Дуб - это лиственное дерево.
  • Оно высокое.
  • Имеет могучий широкий  ствол, длинные корни, пышную крону. Плоды у дуба - желуди.
  • Из дуба изготавливают различную мебель (шкафы, столешницы, детскую мебель), элементы декора, паркет, бочки, вяжут дубовые веники. Дуб используют также для строительства домов. Подходит он и для изготовления сувенирных поделок. А вот желуди - это корм для животных. Дубовые изделия отличаются прочностью и долговечностью.

        Шумят на картинах Шишкина сосновые рощи, шелестят листвой могучие дубы, волнуется золотая рожь.

        Послушайте, о чем говорят колоски? (звуки природы). Ребята, что вам поведали колоски? (ответы детей).

Рожь спелая, цветы, дорога,

Прекрасных сосен вечный цвет.

И в небесах я вижу Бога, -

Сказал бы здесь другой поэт.

Все так. Я с ним вполне согласен,

Но я добавить бы хотел,

Что образ Родины прекрасной

Художник выразить сумел.

Здесь отразилась вся Россия,

Ее могучая краса.

        Краса русской природы не затерялась даже в зимнем заснеженном лесу  (педагог показывает репродукцию картины И.И. Шишкина «Зима»).

Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу застыло, замерло, заснуло (говорит ребенок).

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна….

        Закрываем глаза. Рука сама тянется к кисти и краскам, и мы уже художники. (одеваем беретики) Остаётся только произнести волшебные слова:

 Мы художниками стали,             (хлопают в ладоши)

 Что хотим, нарисовали.                 (сжимают и разжимают ладони в   кулак)

 Раз, два, три, четыре, пять             (пальчики здороваются)

 Начинаем рисовать.                       (шевеление пальцами).  

Ребята, у нас есть заготовки для зимней сказочной картины, которые вы вместе с родителями заранее подготовили. А теперь с помощью волшебных красок,  кисти, элементов декора украсим их. Подумайте, какой материал вы будете использовать и как вы это сделаете. Пусть сказка оживет (тихая музыка).

(Продуктивная деятельность детей с использованием приема 3D моделирования плановости картины. Дети с помощью серебристой краски и кисти, а также элементов декора украшают трафареты).

        Ребята, давайте готовые элементы вставим в красивую раму и полюбуемся нашей работой. Как бы вы назвали нашу картину? (варианты детей), (Вписываешь название в этикетку).

        Ребята, какие мы молодцы! И только благодаря нашей слаженной работе получилась удивительная картина. Нам удалось передать красоту зимней природы, зимняя сказка ожила. (Н.И. включает подсветку) 

Рефлексия.

        Вот и подошла к концу наша встреча с картинами.

- Что интересного вы узнали? 

- У какого художника день рождения?

        Ребята, давайте еще раз вспомним, о каких картинах мы с вами говорили. (Листаем презентацию.) 

        На слайд выводим «Утро в сосновом бору».

        Ребята, мы говорили сегодня об этой картине?

        Эту картину И. Шишкин написал вместе со своим другом  Константином Савицким. Портрет, которого представлен в этом зале (показываешь). Популярной эта картина остается и по сей день — ее репродукции можно увидеть во многих домах. Изображение этой картины выбрал и кондитер для обертки шоколадных конфет. (выводим слайд с конфетами). Ребята, вы кушали такие конфеты? (ответы детей).

        Иван Шишкин по праву народный художник. Его картины создают душевную атмосферу, воспитывать любовь к прекрасному,  учат нас любить родную природу  и свою Родину.

        

Пройдет и сто, и двести лет,

И триста лет пройдет,

Но каждый снимок и портрет,

Любую вещь, любой предмет

Здесь сохранит народ.

        Ребята, поблагодарим работников музея за предоставленную возможность побывать здесь и получить эстетическое удовольствие от посещения. И на память о нашей встрече мы хотим подарить музею нашу работу, а вам ребята наборы художников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и экспериментальной деятельности в подготовительной группе « В гостях у гномиков».

Занятие поможет  формированию у детей осознанного правильного отношения к природе, ее явлениям и объектам, основанным на чувственном их восприятии, эмоциональном отношении и полученных в результа...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У ОСЕНИ»

Непосредственно образовательная деятельностьИнтеграция образовательных областейЦель ОО «Познание: ФЭМП» Цель:Закрепить знание геометрических фигур.Закрепить умение группировать предмет...

Конспект интегрированного занятия с применением театрализованной деятельности детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Агафьи».

Цель: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности....

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «В гостях у Снежной Королевы»

закрепить умение детей составлять описательный рассказ по картинке используя полные распространенные предложения;- учить детей составлять сказку используя схемы;-  воспитывать умения внимательно ...

Конспект Непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе " в Гостях у народных мастеров"

Цель: закреплять знания детей о народных промыслах гжель, хохлома, филимоновская и дымковская игрушка.Задачи 1 развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству...

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе "В гости к подножью Вулкана"

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе"В гости к подножью  Вулкана"Цель: развитие познавательно - речевой активности и творчества детей через разные ви...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «В гостях у Феи Природы»

Цель:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.Воспитывать в детях...