Самообразование педагога.
рабочие листы
Цель работы по теме самообразования: создание условий для формирования основного целостного мировидения детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Для достижения поставленной цели определили ряд задач:
- расширить знания по теме путем изучения педагогической литературы;
- разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, физических явлениях (причинах и следствиях);
- развивать у детей коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и само регуляцию своих действий;
- вовлечь родителей во взаимодействии с ДОУ как активных субъектов;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование педагога | 49.98 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема самообразования: «Развитие речи и творческих способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста с помощью экспериментирование с объектами живой и неживой природой».
Подготовили воспитатели:
Зиннурова Л.И.
Корнийчук В.Н.
2021- 2022 г.
Цель работы по теме самообразования: создание условий для формирования основного целостного мировидения детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Для достижения поставленной цели определили ряд задач:
- расширить знания по теме путем изучения педагогической литературы;
- разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, физических явлениях (причинах и следствиях);
- развивать у детей коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и само регуляцию своих действий;
- вовлечь родителей во взаимодействии с ДОУ как активных субъектов;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Актуальность темы:
Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окружающий мир самостоятельно.
Ребенок очень активен в познании всего, что его окружает. Он постоянно задает вопросы: «А что это такое?», «А почему?», «Что они делают?» и т. д. Роль взрослого в развитии познания заключается в поддержании любопытства, развитии интересов и пополнении знаний ребенка.
Взрослый сам может «подталкивать» ребенка к познанию окружающих предметов, например, удивляясь какому-либо предмету, спрашивать: «Ой, а что это такое?». Ребенок сразу обратит внимание на предмет и начнет задавать вопросы о названии предмета, его предназначении.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».
Именно экспериментальная деятельность развивает речь, мыслительные операции, повышает познавательную активность и любознательность, способствует активному восприятию объектов окружающего мира.
Перспективный план работы по теме самообразования
Этапы работы |
Содержание работы |
Сроки | Примечания результат |
Теоретический этап (начальный)
| Изучение методической литературы, интернет ресурсов по заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | В течение года | Аннотация на методическую литературу |
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д. | Октябрь 2021 г. | Оснащение РППС иллюстративным материалом, художественной литературой. Картотека игр и игровых упражнений по теме самообразования. | |
Практический этап (основной)
| Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты). | Октябрь - май 2020 - 2021уч. г. | Консультации для родителей. |
Привлечение родителей к пополнению природными материалами центра исследовательской деятельности «Почемучка». | Октябрь 2020 г. | Оснащение центра исследовательской деятельности «Почемучка». | |
Составление перспективного планирования по теме самообразования. | Ноябрь – декабрь 2021 г. |
Перспективные планы. | |
Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Декабрь 2021 г.
| Картотека опытов и экспериментов для детей 6 -7 лет. | |
Проведение мастер - класса для родителей: «Волшебный круг». | Декабрь 2021 г. | Конспект мероприятия. Презентация: «Домашние опыты». | |
Подбор дидактического материала для создания Лэпбук «Водица - вода». | Январь 2022 г. | Лэпбук «Водица - вода» | |
Проведение ООД «Есть на свете цветок….» по познавательному развитию с элементами экспериментирования. |
Февраль 2022 г. |
Конспекты мероприятий | |
Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | В течение года |
| |
Разработка проекта «Волшебный росток». Конкурс среди родителей «Кашпо для цветов из бросового материала». |
Февраль 2022 г. |
Методическая копилка Выставка поделок | |
Деловая игра с педагогами ДОУ «Аукцион идей». | Март 2022 г. | Конспект мероприятия | |
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений». Фотовыставка: «Мы экспериментируем» | Март - Апрель 2022 г. | Конспект мероприятия Выставка фотографий. | |
Родительское собрание: «Чему мы научились». | Май 2022 г. | Конспект собрания, презентация. | |
Написание отчета о проделанной работе. | Май 2022 г. | Отчет по самообразованию. | |
Распространение полученного опыта на сайтах социального и дошкольного образования. | В течение года |
Публикация статей |
Перспективно - тематический план работы с детьми (6 -7 лет)
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи | Ответственный |
Октябрь
| Тема: «Неживая природа. Воздух и ветер» | ||
Опыт - Ветер в комнате («Живая змейка») | Выявить, как образуется ветер, что ветер - это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. | Воспитатели
| |
Игры-ситуации «Как ветер растениям помогает», «Что можно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух?» | Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. | Воспитатели
| |
Чтение - белорусская сказка «Золотые колосья», «Солнце и ветер» К.Д. Ушинский. | Обогащать и систематизировать представления детей о ветре через художественные произведения. | Воспитатели
| |
Прогулка «Царство трёх ветров». | Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения. | Воспитатели
| |
Эксперимент - Подводная лодка
| Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. | Воспитатели
| |
Д/и «Ветер – добрый, ветер – злой». «Делаем облака». «Слушаем себя». | Показать и доказать детям, что ветер - это движение воздуха. | Воспитатели
| |
Слушанье: «Шум ветра», «Воздушный шарик» Л. Шапковой. | Закреплять умение определять происхождение звука. | Воспитатели
| |
Физкультурное развлечение «Непоседа - ветер». | Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений | Воспитатели, инструктор по физ. культуре | |
Ноябрь
| Тема: «Неживая природа. Вода и мыло» | ||
Чтение рассказа «Умная галка», сказка «Кто разбудил солнце?». | Учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл. | Воспитатели
| |
Опыт - Как достать предмет, не опуская руку в воду. | Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | Воспитатели
| |
Сюжетно - ролевая игра «Домашние заботы». | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. | Воспитатели
| |
Эксперимент - Откуда берётся вода? (Дождик). | Познакомить детей с процессом конденсации. | Воспитатели
| |
Создание Лэпбук «Водица - вода». | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. | Воспитатели
| |
Д/и «Кому нужна вода», «Что как плавает», «Сравни картинки». | Познакомить детей с животворным свойством воды. | Воспитатели
| |
Игра - эксперимент «Мыло - фокусник». Рисование мылом. | Учить детей изготавливать мыльный раствор Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. | Воспитатели
| |
Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку». | Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете. Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде. | Воспитатели
| |
Декабрь
| Тема: «Физические явления. Свет и тень» | ||
Беседы: «Источники света», «Что такое тень и как она образуется», «Почему невозможно поймать свою тень». | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер). Искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | Воспитатели
| |
Игры - ситуации: «Угадай сказку» (по тени), «Свет повсюду». | Формировать понимание того, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. | Воспитатели
| |
Заучивание стихотворение «Солнце и тень». | Учить детей воспринимать образное содержание стихотворения, его нравственный смысл. | Воспитатели
| |
Опыты: «Как появляется тень?», «Предмет и его тень», «Чудесные превращения тени» | Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. | Воспитатели
| |
Сюжетно- ролевые игры: «Заблудились в лесу», «В квартире отключили свет». | Развивать умение выделять свойства света, обосновывать свой выбор. | Воспитатели
| |
Эксперимент «Волшебный круг». | Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. | Воспитатели
| |
Д/и: «Найди тень. Фигуры», «Пляшущие тени», «Источники света». | Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. | Воспитатели
| |
Подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Вместе с другом». «Допрыгай до тени». | Развивать увертливость, смекалку. Создать радостное настроение. | Воспитатели
| |
Январь
| Тема: «Неживая природа. Снег. Лед». | ||
Дидактические игры: «Снег и лед», «Снег везде», «Объясни», «Что зимой бывает». | Закрепить признаки зимы. Учить видеть красоту природы зимой. | Воспитатели
| |
Рассматривание иллюстраций «Снег идёт», «Следы на снегу», «Катаемся на санках», «Гололед». | Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. | Воспитатели
| |
Беседы: «Зимние опасности», «Откуда берется снег и лед?», «Это коварный лед». | Уточнить представления о свойствах льда. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. | Воспитатели
| |
Игры - ситуации: «Снегурочкины друзья», «Зимние игры и забавы», «Скользкий лед». | Учить решать познавательные задачи, логически мыслить.
| Воспитатели
| |
Опыты: «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Превращение снег-вода-лед». | Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). | Воспитатели
| |
Февраль
| Тема: «Растения» | ||
Дидактические игры: «Узнай растение», «Назови по описанию», «Где растут цветы», «Что изменилось?». | Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды. | Воспитатели
| |
Беседы: «Что такое растения?», «Какие бывают растения?», « Если бы не было растений?», «Что нужно для роста растений?» | Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать. Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. | Воспитатели
| |
Рассматривание иллюстраций с изображениями различных растений. | Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре. | Воспитатели
| |
Игры – эксперименты: «Ухаживаем за растениями», «Движение к свету». | Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. | Воспитатели
| |
Опыты «Есть на свете цветок….» | Учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. | Воспитатели
| |
Чтение худ. Литературы[a]: Л. Скребцова. Лекарство в цветочных горшках, Стойкий бальзамин. | Учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям. | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
Игры - ситуации: «Полезные растения», «Цветок засох», «Растения - доктора», «Полей растение». | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Воспитатели
| |
Опыты: «С водой и без воды», «Как пьют растения», «Где лучше расти», «Может ли растение дышать?». | Доказать, что растение дышит всеми частями.
| Воспитатели
| |
Март
| Тема: «Рукотворный мир. Разные ткани» | ||
Беседа «Ткани разные нужны, ткани разные важны»
| Формирование умения сравнивать разные виды тканей, осознавая, что их характеристики определяют способ использования. | Воспитатели
| |
Д/и «В мире вещей», «Веришь - не веришь» «Одень куклу». | Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, бумаги, дерева вычленять качества и свойства. Закреплять навыки объединяться в группы для работы по своему материалу. | Воспитатели | |
Чтение «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Заплатка» Н. Носов. | Развитие внимания. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить.
| Воспитатели
| |
Проблемная ситуация «Необычное платье для Белоснежки» | Определение возможности окрашивания ткани природными объектами. | Воспитатели
| |
Просмотр видео – ролика: «Разнообразие тканей»
| Познакомить детей с качествами и свойствами различных тканей; учить сравнивать качества и свойства разных материалов между собой, делать выводы; воспитывать аккуратность при работе с водой. | Воспитатели
| |
Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
| Развивать интерес к игре путем знакомства с трудом приёмщика, закройщика, швеи, видов тканей, показом людей одежды; развивать у детей творчество в выборе замысла, в выборе предметных и ролевых способов их решения. | Воспитатели
| |
Опыт «Ткань и бумага»
| На примере опыта закрепить свойства тканей в сравнении с бумагой; развивать познавательный интерес; желание к проведению опытов и экспериментов. | Воспитатели
| |
Хозяйственно-бытовой труд «Помогаем в уборке групповой комнаты» | Учить определять ткань, которая лучше впитывает воду. | Воспитатели
| |
Апрель
| Тема: «Неживая природа. «Магнит и его свойства» | ||
Сюжетно- ролевые игры: «Завод по изготовлению магнитов», «Магазин сувениров». | Познакомить детей магнитом и его особенностями; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность | Воспитатели
| |
Опыты: «Определим силу магнита», «Почему иногда два магнита отталкиваются?», «Сила магнита действует через стекло и воду, картон». | Развивать умение обследовать и называть свойства магнита (крепкий, твердый). | Воспитатели
| |
Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. | Развивать интерес разным камушкам. Учить детей делать самостоятельно умозаключения. | Воспитатели
| |
Опыты «Свойства магнита»
| Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими. | Воспитатели
| |
Проблемные ситуации: «Застряла машина», «Потеряли иголку», «Танец скрепок». | Развивать познавательную активность детей, любознательность; умение делать выводы. | Воспитатели
| |
Эксперимент: «Рисует магнит или нет» | Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков | Воспитатели
| |
Игры - эксперименты: «Поймай рыбку», «Сколько весит магнит?», «Где прячется магнит?», «Какой груз притянет магнитная полоска?». | Продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивания металлических предметов, учить детей обобщенным способам исследования различных объектов, развивать интерес к объектам исследования. | Воспитатели
| |
Просмотр мультфильмов «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм» | Развивать умение слушать педагога, отвечать на вопросы, строя развернутые фразы. | Воспитатели
| |
Май
| Тема: «Неживая природа. Волшебный песок и глина» | ||
Рассматривание: Альбом «Глиняные изделия», иллюстрации «Удивительная пустыня». | Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать. | Воспитатели
| |
Д/и: «Песок и глина – наши помощники», «Все увидим, все узнаем», «Картинка из песка». | Формирование знаний о важности песка и глины в жизнедеятельности человека. | Воспитатели
| |
Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. | Расширять знания о свойствах песка и глины, развивать умение с ним обращаться, сравнивать. | Воспитатели. | |
Опыты: «Чьи следы», «Песчаный конус», «Сыпется-лепится», «Приключение песчинки». | Помочь овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. | Воспитатели. | |
Игровая ситуация - Что на поверхности? | Выявить свойства глины и песка. | Воспитатели
| |
Опыты: Рисование на песке. | Познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Воспитатели
| |
Игры - эксперименты: «Песочный город», «Секреты старого крота», «Чудеса в решете». | Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение его свойств при взаимодействии с водой. | Воспитатели
| |
Развлечение «В гостях у песочной Феи». | Развивать умение выделять свойства песка, обосновывать свой выбор. Создать радостное настроение. | Воспитатели, музыкальный руководитель
|
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Октябрь
| Консультация для родителей «Солнце, воздух, и вода - наши лучшие друзья!» Буклет «Экспериментируем дома». | Предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. |
Ноябрь
| Создание сенсорной коробки «Подводный мир». Оформление коллекции мыла. Мастер-класс «Рисование мыльными пузырями». | Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе. Укрепление детско-родительских отношений. |
Декабрь | Консультация «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло». | Разработать практические материалы. |
Январь | Папка - передвижка «Чего нельзя и Что нужно для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | Разработка правил безопасности для детей и инструкций для родителей при организации и проведении детских экспериментов. |
Февраль
| Консультация «Научите ребенка любить живую природу». Проведение проекта «Волшебный росток».
| Дать представление родителям о значимости знаний детей об окружающем мире, его разнообразии. |
Март | Конкурс - «Кашпо для цветов из бросового материала». Оформление коллекции «Разные ткани» | Оформить коллекцию новыми видами тканей, продемонстрировать их разнообразие. Побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. |
Апрель | Консультация: «Волшебные свойства магнита». Мастер - класс «Изготовление магнитов своими руками». | Вовлечение родителей в образовательный процесс. |
Май | Родительское собрание «Чему мы научились». Форма - Круглый стол с представлением презентации. | Обсуждение полученных результатов проведенной работе поисково-исследовательской деятельности. |
Ожидаемый результат.
Для детей:
- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности,
- уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,
- активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.
Для педагогов:
- повышение профессионализма по данной теме;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- самореализация.
Для родителей:
- родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится педагогическая грамотность;
- возрастет роль ДОУ у родителей как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Вывод:
Таким образом: в процессе совместных или индивидуальных исследований знания детей об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии развивается речь и представления замещаются реальным объяснением непонятного и неизвестного.
Комплексный подход в осуществлении экспериментальной деятельности в STEM обучении способствует развитию детского воображения, любознательности, наблюдательности и вовлекает детей в практическую самостоятельную деятельность.
Анализ литературы:
1. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом:занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004. -111с.
4. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. - 56 с.
5. Экспериментальная деятельность детей 5 - 7 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 87 с.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».
Консультация: « Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ»...
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...
«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»
Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....