"Классификация и типы проектов, используемые в работе ДОО".
статья

Проектная деятельность в ДОУ – это способ организации педагогического процесса, основанный на сотрудничестве педагога и воспитанника, взаимодействии с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной  цели, создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать.Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов 26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Классификация и типы проектов, используемые в ДОО»

Воспитатель: Боневич Татьяна Николаевна

Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой – то проблемы.

Цель проектной деятельности – развитие свободной творческой личности ребёнка.

Проектная деятельность в ДОУ – это способ организации педагогического процесса, основанный на сотрудничестве педагога и воспитанника, взаимодействии с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели, создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Классификация проектов.

По составу участников:

- индивидуальный;

Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки) ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

- подгрупповой;

Осуществляется подгруппой участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

- групповой;

Осуществляется группой участников (до 10-12 чел.).

- семейный;

- межгрупповой.

По продолжительности:

- краткосрочный (1 – 2 недели);

- среднесрочный (до 1 месяца);

- долгосрочные (до года).

По виду проектной деятельности:

- исследовательские;

- творческие;

- приключенческие, игровые;

- информационные;

- практико – ориентированные.

Исследовательские проекты предполагают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент). Доступно для детей начиная с 3-4 лет. На занятиях они экспериментируют, изучают окружающий мир и учатся задавать вопросы, искать ответы, анализировать данные и делать выводы. Для детей начиная с 4-5 лет подходят, те которые позволяют им глубже изучать явления и предметы, учитывая более развитое мышление в этом возрасте. Опыт показывает, что старшие дошкольники могут стать полноценными участниками этапов формулировки цели проекта, разработки плана мероприятий, обсуждения путей решения проблемы, практического осуществления запланированного.

Примеры:

  1. Изучение растительности – разных видов растений, цветов, листьев, корней и фруктов. Выращивание собственных растений из семян и наблюдение за их ростом и развитием.
  2. Изучение различных видов животных, их поведения, питания и среды обитания. Дети могут наблюдать за животными в природе или зоопарке, изучать книги о животных и создавать свои собственные животные модели.
  3. Изучение погоды, наблюдение за изменениями в течение дня или недели, изучение температуры, осадков и направления ветра. Дети могут создавать свои собственные животные модели.
  4. Изучение питания, исследование различных типов пищи, их питательных свойств и вкусов. Эксперименты с едой, изучение ингредиентов, создание авторских рецептов.

Тема проекта:

«Комнатные растения».

Название проекта: «Мой цветок»

Вид проекта: краткосрочный индивидуальный исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей шести-семи лет.

Суть проекта: каждый ребенок выбирает комнатное или садовое цветущее растение. Детям предлагается, опираясь на свои знания о строении растений, опыт наблюдения за комнатными растениями, составить описание выбранного объекта, используя опорные символы. Также создается рассказ или сказка.

Каждому ребенку необходимо хорошо рассмотреть свое растение, в течение нескольких дней понаблюдать за ним, для того чтобы ответить на определенный набор вопросов. Таким образом, описательная часть проекта связана со строением растения, а фантазийная — с представлениями детей о его «характере», «привычках», «пристрастиях», «друзьях». Результатом работы над проектом становится рассказ ребенка о своем растении по схеме и записанная родителями история с детскими иллюстрациями. Каждый имеет право сделать акцент на наиболее интересной для него части работы. Таким образом, при общей целевой установке результаты могут значительно отличаться. Продолжением проекта становится непосредственное участие детей в жизни выбранных ими растений — полив, уход, пересадка при помощи взрослых.

Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов. Дети могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты подходят для детей начиная с 3-4 лет, когда они могут проявлять эстетический потенциал и иметь интерес к различным видам искусства.

Разнообразие творческих проектов зависит от возраста воспитанников, интересов педагогов и целей образовательной программы. Они подразумевают такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, танцы, театральные постановки, конструирование, литературу, создание поделок и прочее.

Примеры:

  1. Коллективная работа: дети могут работать вместе, чтобы создать картину, панно, скульптуру или другую форму искусств, например, коллаж из природных материалов (листьев, веток, камней, мха).
  2. Рисование картины на тему «Моя семья» или «Моя любимая игрушка», рисование на свежем воздухе на природных материалах (листьях, камнях, песке, дереве).
  3. Лепка фигурок из глины или пластилина.
  4. Создание кукольного театра. Дети вместе с педагогом создают куклы, придумывают историю и играют в театральном спектакле.
  5. Танцевальный проект, в рамках которого дети создают свой танец на тему «Путешествие в джунгли».
  6. Изготовление птичьего домика из пакетов молока и других материалов.
  7. Создание музыкального инструмента. Дети могут использовать различные материалы, такие как бутылки, банки, пластиковые трубки и прочего для создания уникального звука.

Тема проекта:

«Творческая мастерская».

Название проекта:

«Мультфильм своими руками»

Вид проекта: долгосрочный творческий групповой совместный детско-родительский проект с вариативным результатом для детей от шести лет.

Суть проекта: осваивая и используя навыки лепки, конструирования, выполнения поделок из природных материалов, дети изготавливают персонажей и декорации для последующей постановки спектаклей или съемки мультфильмов. В последнем случае анимационный фильм снимается родителями воспитанников при различной доле участия детей.

Приключенческие, игровые проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается. Участники подобных проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют необходимые действия. Доступны для детей любого возраста начиная с 2-3 лет в зависимости от сложности игры и её целей.

Примеры:

  1. Театральное представление. Дети пишут и ставят свою собственную пьесу, изготавливают костюмы и декорации, представляют её родителям и друзьям.
  2. Создание собственной книги. Дети придумывают сюжет и рисуют иллюстрации для своей собственной книги, которую они озвучивают в группе.
  3. Моделирование. Используют глину, пластилин и другие материалы для создания скульптур и моделей различных форм и размеров. Это помогает развить мелкую моторику, воображение и творческий подход.
  4. Создание игровой комнаты. Дети вместе с педагогами создают уютное место для игр, с использованием различных материалов игрушек и мебели, правила использования.

Тема проекта:

«Русские народные сказки».

Название проекта: «Гуси-лебеди»

Вид проекта: долгосрочный групповой приключенческий проект с неопределенным результатом для детей пяти-шести лет.

Суть проекта: организуется путешествие по страницам знакомого произведения, в ходе которого дети, беря на себя роль персонажей сказки, выполняют развивающие задания, принимают решения в различных игровых, проблемных ситуациях. Проект нацелен на развитие логического мышления, воображения, театрализованной деятельности, дальнейшее формирование коммуникативных компетенций, навыков безопасного поведения.

Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении. Благодаря присущей детям любознательности, потребности выполнять общественно значимую работу, приносить пользу, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в их основе, и очевиден прикладной характер предполагаемого результата. Для обеспечения самостоятельности детей при работе над проектом педагогу необходимо заранее составить вместе с дошкольниками детальный план описания объекта, определить необходимую последовательность действий. Применяется начиная с 4-5 лет. В этом возрасте дети уже могут понимать, как получать информацию и работать с ней и имеют интерес к новым знаниям.

Практико-ориентированные проекты связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого материально представленного результата. В отличие от информационных, исследовательских, творческих проектов в данном случае спектр видов деятельности, ведущих к достижению цели, может быть различным и позволяет детям применять полученные знания на практике и видеть результат своей работы. Доступны для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), которые уже могут работать в группе и решать конкретные задачи.

Примеры:

  1. Организация экологической акции «Мы за чистую природу». Дети убирают мусор на территории детского сада и прилегающей территории, знакомятся с принципами сортировки отходов.
  2. Создание садового участка с овощами и фруктами.
  3. Организация экологической экспедиции для изучения флоры и фауны.
  4. Организация фестиваля народных традиций «Наша Россия».
  5. Создание книги «Наши любимые сказки».
  6. Выпуск детской газеты с новостями из жизни детского сада
  7. Создание игры. Дети могут создать свою собственную игру, например, настольную или компьютерную, и представить её в виде демонстрации или турнира.

Тема проекта:

«Безопасность на улицах города».

Название проекта:

«Дорожная азбука для малышей»

Вид проекта: долгосрочный групповой практико-ориентированный проект с заданным практическим результатом для детей шести-семи лет.

Суть проекта: в ходе актуализации, систематизации и конкретизации представлений детей подготовительной к школе группы о правилах дорожного движения и правилах безопасного для себя и окружающих людей поведения на улицах дошкольникам предлагается поделиться своими знаниями с малышами. С этой целью старшие дети выполняют рисунки, иллюстрирующие отдельные правила. Итогом становится создание своеобразной дорожной азбуки для малышей.

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Примерная тематика детских проектов в разных возрастных группах детского сада (на примере образовательных областей «Здоровье» и

«Безопасность»).

Младшая группа

Основные новообразования возраста: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их пред- метами, действовать с ними как взрослые; образование системы «Я» и разви- тие потребности действовать самому.

Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.

Тематика краткосрочных и мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):

• Эти разные и полезные щетки (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними).

• Мыло (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения).

• Надо, надо умываться (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати).

• Зонты и зонтики.

• Как одеться по погоде (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья).

• Такая разная обувь.

• Варежки и перчатки.

• Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные, физкультминутки).

• Я катаюсь на качелях.

• Любимая еда в детском саду и дома.

• Фрукты.

• Овощи.

• Аккуратно, мебель!

Создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем до- школьном возрасте отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком. Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.

Средняя группа

Основные новообразования возраста: освоение социальных ролей, связей и отношений; развитие наглядно-образного мышления; развитие способности к замещению и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов — заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра).

Примерная тематика проектов:

• Идем к врачу.

• Как проверить и сохранить слух.

• Утром дома (правила умывания, закаливания, выполнение зарядки, прием пищи).

• Научим (какой-то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы и т.п.

• Полезно-вредно для зубов.

• Опасно-безопасно.

• Книга здоровья нашей группы.

• Острые предметы в наших руках: будь осторожен!

• Правила поведения в автобусе.

• Мы — пешеходы.

Старшая и подготовительная к школе группы

Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной позиции.

Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная поли деятельность, учебная и исследовательская деятельность.

Примерная тематика проектов:

• Что внутри у человека? (Создание буклета или дидактического плаката).

• Азбука здоровья.

• Зимние и летние виды игр, или Во что поиграть зимой и летом? (Картотека игр).

• Как увидеть красивые сны?

• Хочу быть спортсменом.

• Энциклопедия спорта.

• Чистота в нашей группе.

• Осторожно, незнакомец!

• Ядовитые растения и ягоды

(создание дидактической игры).

• Стоп: крыши, деревья, люки! (Создание правил безопасного поведения).

• Детская площадка: качели, горки, карусели, спортивные снаряды.

• Правила катания на велосипеде, роликах, самокате.

• Знаки дорожного движения (изготовление знаков дорожного движения).

• Осторожно, пешеход!

• Что и как мы едим?

• Создаем меню для малышей.

• Наши друзья — витамины.

• Где искать витамин С?

• Накорми меня правильно, или Книга полезных советов.

• Сладкое и полезное (выпуск стенгазеты).

Для того чтобы грамотно выстроить проектную деятельность, необходимо определить видовую принадлежность планируемого проекта, поскольку каждый вид проектов имеет определенную логику построения.

В заключение хочется подчеркнуть, что детские проекты — это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. _ М.: Мозаика – Синтез, 2014г.
  2. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании. Журнал «Детский сад: теория и практика» №9 2012г.
  3. Деркунская В.А. Особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду. Журнал «Детский сад: теория и практика» №9 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация и типы проектов, используемые в ДОУ

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическа...

Типы проектов, используемых в ДОУ

Классификация типов проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях...

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОУ

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическа...

Классификация и типы проектов, используемые в работе ДОУ

Консультация для педагогов дошкольного образования о классификации и типов проектов, используемых в ДОУ....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОУ»

Доклад для педагогов дошкольного образования о проектной деятельности, о видах проектов....

Классификация и типы проектов, используемые в работе ДОУ презентация (2021 год)

Классификация и типы проектов, используемые в работе ДОУВыступление на педагогической планёрке....