«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
материал
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Цель: изучение проблемы развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники.
Актуальность: В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
- маленький словарный запас
- неумение согласовывать слова в предложении
- нарушение звукопроизношения
- плохое развитие связной речи
- несформированность психических процессов
- несовершенство различных видов мышления.
На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше
запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.
Проблемы в речи детей:
- высказывания короткие;
- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- отличаются непоследовательностью;
- содержат низкий уровень информативности
Понятие «МНЕМОТЕХНИКА»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Что такое мнемотаблицы, какие они бывают?
Мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом.
Мнемодорожка - вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.
Мнемотаблица - это таблица, в которую заложена определенная информация.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста стихотворения, а также от возраста ребенка. (упомянуть, что не больше 9??)
Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению. Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.
Этапы работы над стихотворением: ?????
- Взрослый выразительно читает стихотворение.
- Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем
еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. ????
- Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку
уяснить основную мысль.
- Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в
доступной для ребенка форме.
- Читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет
ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
А сейчас, уважаемые родители, мы с вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.
Первое задание. Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили.
Второе задание. Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемотаблицу и (объяснить, почему вы выбрали те или иные символы. ???)
Подведение итогов.
Таким образом, при разучивании стихотворений с помощью мнемотаблиц достигаются следующие результаты:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- развивается зрительная и слуховая память, внимание;
- появляется интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Разное.
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников к школьному обучению.
Благодарю вас за активное участие в проведении семинара-практикума и желаю успеха в воспитании детей.
Вопросы-ответы.
Рефлексия. Упражнение «Аплодисменты»
Мы с вами сегодня хорошо поработали.
И в завершении я предлагаю: посмотрите на свои ладони и представьте на одной Улыбку, на другой Радость. И чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...
Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....
презентация " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
.Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.Задачи:- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышени...
Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо...
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника....
Презентация "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Презентация из опыта работы по теме "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"...