Использование нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В этой технологии предложено множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель Корнева И.А.
ГБДОУ № 6 г. Санкт-Петербург
Не раз, наблюдая интерес ребенка к предметам, находящимся в маминой сумке, на полке в ванной, в кухонном шкафу, мы не задумываемся, что обычные вещи, которые нас окружают в быту, могут использоваться с большой пользой для развития ребенка. Еще в середине ХХ века Жорж Дюамель, известный французский драматург заметил, что для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное. Эта идея была отражена в технологии О.А. Зажигиной, которую мне хотелось бы вам представить.
Для речи периодом развития являются первые три года жизни ребенка (младший дошкольный возраст): к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи ребенка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно с речью. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В этой технологии предложено множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:
- массажных мячиков;
- платочков;
- ковриков;
- крупных бигуди;
- прищепок;
- счетных палочек;
- эспандеров;
- длинных бигуди;
- решеток;
- зубных щеток;
- бус;
- резинок для волос;
- щеток;
- шестигранных карандашей.
Все игры сопровождаются стихотворениями — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Игры с ковриками
«Звериные следы» (народная потешка)
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Шла корова по дорожке (Сжимают обе руки в кулак, «шагают по дорожке (как корова)),
ТОП-ТОП, ТОП-ТОП, (тяжело ступая по неровной поверхности коврика).
А за ней бежала кошка (Ставят указательные и средние пальцы обеих рук на коврик)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ (идут легко и грациозно (как кошка) по коврику).
***
«Дорожка» (А.Савушкина)
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Наши пальчики, как ноги, (Указательные и средние пальцы обеих рук бегут) Побежали по дороге
Очень быстро мы бежали,
(Бегут по неровной поверхности коврика в любом направлении)
Но споткнулись и упали (Дети сгибают пальцы –«упали на колени») И тихонечко поспали (Дети кладут ладони на коврик и опускают на них голову).
«Дождик» (Е. Тихеева)
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Дождик капнул на ладошку (Показывают ладонь правой руки, указательным пальцем левой руки «собирают на нее капельки дождя»)
На цветы и на дорожку (Пальцами обеих рук «рисуют» цветочки и дорожки на коврике (извилистые и прямые линии))
Льется, льется – («рисуют» в воздухе капельки дождя)
Ой-ой-ой! (Грозят указательным пальцем правой и левой руки).
Побежали мы домой! (Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по коврику в любом направлении).
Игра с прищепками
«Гусь» (В. Цвынтарный)
Гусь стоит и все гогочет – Ущипнуть тебя он хочет. Га-га-га!
(Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой , а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу).
Игры с крупными бигуди
«Гном Скрут» (С. Черный)
Дети берут в руки длинные бигуди и замыкают ее в кольцо. Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем,- только после вопросительного предложения, т. е во время ответа по ходу текста, затем меняют руки.
- Кто живет под потолком?
- Гном.
- У него есть борода?
- Да!
- И манишка и жилет?
- Нет!
- Как встает он по утрам?
- Сам!
- Кто с ним утром кофе пьет?
- Кот!
- И давно он там живет?
- Год!
- Кто с ним бегает вдоль крыш?
- Мышь!
- Он капризничает, да?
- Ни-ког-да!
«Лыжи» (В Цвынтарный)
Катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой. Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной зимы.
Игры с зубными щетками
«Моя семья» (Е. Синицына)
Дети берут в руки зубную щетку, растирают щеткой ладони, затем подушечки пальцев, начиная с большого пальца и, заканчивая мизинцем.
Раз, два, три, четыре,
Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять, Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, щегол и я!
Вот и вся моя семья!
Игры с резиночками для волос
«Как нас зовут?» ( И.Лопухина)
Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки. Щепоткой показывают, что мизинец маленький.
Я – пальчик первый, я большой! Указательный – второй!
Третий пальчик – средний! Четвертый – безымянный!
А пятый мизинчик –Он самый маленький, румяный!
Основной целью представленных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Эту технологию можно использовать в работе с детьми в детском саду, а также предложить родителям для игры дома в свободное время. Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала проиграйте ее сюжет сами. Перед игрой следует обсудить ее содержание, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами. Это не только подготовит ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему собственную увлеченность игрой. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего момента. Играя с ребенком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.
Работу проводите регулярно, систематически. Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять — в течение дня к ним можно обращаться несколько раз, но играть понемногу.
Соблюдайте временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка. Длительность игр с двухлетними малышами — 5—10 минут, занятия с детьми 3—4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5—6 лет — 25 минут. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
Сложность предлагаемых ребенку игр должна возрастать постепенно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...
Консультация для родителей: «Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей дошкольного возраста»
В консультации предлагаются рекомендации по развитию мелкой моторики и влиянии ее на речь дошкольников....
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Проблема защиты детей от агрессивного, негативного воздействия со стороны современных средств массовой информации сейчас является крайне актуальной.Чтобы выяснить отношение родителей к данной проблеме...
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предлагаю ознакомиться со статьёй учителя-логопеда Ефремовой С.Э., в которой она очень доступно рассказывает в каком возрасте ребёнок должен обладать определёнными навыками развития мелкой моторики и ...
Роль развития мелкой моторики для становления речи детей дошкольного возраста.
Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых л...
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращение к нему речи, осуществлять контроль за вещанием...
Опыт работы на тему: "Пуговицы как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста"
В целевых ориентирах ФГОС ДО указано, что ребенок уже в раннем возрасте способен уверенно пользоваться такими предметами, как ложка, расческа, карандаш и проявлять самостоятельность, а на этапе ...