Занятие по поисково-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема "Секретные записки"
учебно-методический материал (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_eksperimentirovaniyu.docx | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по экспериментальной деятельности со старшей группой.
Тема «Секретные записки»
Цель: побуждать детей к проведению опытно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования; повысить уровень познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.
Задачи: выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; познакомиться со свойством крахмала, что при взаимодействии с йодом, меняет цвет; развивать у детей самостоятельность, любознательность.
Материалы: лимон, лимонный сок, апельсин; палочки деревянные, ватные, чашки, блюдца, листы бумаги, настольная лампа, свечка, спички, пипетки на всех детей, крахмал, молоко, картошка; влажные салфетки, клеёнки нас тол, фартуки и шапочки, картина.
Ход занятия.
Сегодня в детский сад пришло письмо. Читаю адрес: «г. Ижевск, детский сад 105, детям старшей группы». Открываю конверт и там обнаруживаю чистый лист бумаги. Кто же над нами так пошутил? Дети рассматривают конверт, письмо. Выдвигают предположения, рассуждения.
Может быть оно написано какими-то светлыми чернилами? Может быть поднести поближе к окну? Может быть у настольной лампы будет видно? Может быть над свечкой подержать? (проверяем выдвинутые гипотезы). Обнаруживается, что при нагревании появляются буквы, но сложно прочитать, текст получается нечёткий.
Что же делать? Однажды в книге я читала ещё об одном способе проявления невидимых чернил. В стакан с водой надо капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать лист с письмом. Но с начала мы наденем фартуки, чтобы не запачкать одежду. После этого подходим к столу, берём пипетку и капаем йод в воду, и я смазываю лист с письмом и обнаруживаем, что письмо легко прочитать.
Ура, получилось! Что же там написано?
«Здравствуйте, ребята. Это секретное письмо вам написал учёный Нео. Я к вам недавно в гости приходил. У нас в сумасшедшей лаборатории все жители пишут письма невидимыми веществами. А чем было написано письмо, у меня в конверте есть подсказка. Воспитатель достаёт из конверта картинку лимона. Попробуйте сами нарисовать или написать. Желаю удачи! Учёный Нео».
Значит, чем было написано письмо? Дети отвечают. Хотите попробовать нарисовать или написать на листочках лимонным соком? Можете рисовать деревянной палочкой или ватной.
Пока рисунки подсыхают, мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка». Загадки:
«Жёлтый цитрусовый плод, в странах солнечных растёт. Но на вкус кислейший он, а зовут его...» (лимон).
«С виду она как рыжий мяч, только вот не мчится вскачь, в нём полезный витамин, это спелый... « (апельсин).
Молодцы, угадали. Вот здесь в блюдечках лимон и апельсин. Воспитатель показывает блюдечки, продукты прикрыты салфетками. Как можно узнать, где лежит апельсин, а где – лимон? Но есть правило – не подсматривать! (по запаху). Молодцы! Хотите попробовать? Дают характеристику продукту.
Наши рисунки подсохли. Чем будем смазывать листочки? (йодным раствором). Как вы думаете, почему листы бумаги стали фиолетовыми?
В бумаге есть крахмал. Под воздействием настойки йода, содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому ваши рисунки или буквы остаются белыми.
Звенит телефон воспитателя. Алло. Хорошо. ребята, мне позвонил Нео и сказал, что в конверте есть ещё записка. на записке схема 2 2 . Что бы это значило? 2 шага направо и 2 шага прямо. Подошли. Задание прочли. Этот опыт проведёт с вами ....(имя ребёнка), а мы с вами посмотрим.
Как вы думаете, что может изменить цвет при взаимодействии с йодом: молоко или крахмал, или то и другое? Как вы считаете? Сейчас мы проверим. Я беру пипетку, беру йод и капаю в молоко, взбалтываю. Что произошло? Цвет изменился? Беру йод и капаю в крахмал. Что произошло? Цвет изменился? Ребёнок, показывающий эксперимент, делает вывод: при взаимодействии с йодом молоко цвет не меняет, а крахмал – меняет.
Как вы думаете, картофель может изменить цвет, если мы туда накапаем йод? Давайте проверим. Каждый ребёнок проводит эксперимент. Почему картофель изменил цвет? Как вы считаете?
Да, в картошке тоже есть крахмал, она стала фиолетовой. Молодцы! вы справились с заданием. Мы снимаем фартуки и присаживаемся на стульчики.
Сегодня мы с вами узнали о способе проявления невидимых чернил. Узнали, что самые лучшие невидимые чернила получаются из лимона (лимонного сока). Узнали, что крахмал при взаимодействии с йодом, становится фиолетовым, а молоко – нет.
Что вам сегодня понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Волшебница вода"
В занятии использован ряд опытов с водой...
Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"
В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»
Открытое занятие по экспериментально познавательной деятельности поможет педагогам ДОУ сформировать знания детей о свойствах воздуха....
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы Тема: « Свойства воды» Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...
Конспект занятия по музыкальной образовательной деятельности в старшей группе.
Цель: Формирование эстетического вкуса, творческих способностей, ярких положительных эмоций в процессе взаимодействия и деятельного общения со взрослым.Программное содержание: ...
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Царица – водица»
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Царица – водица»Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.Цель:1....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...