Родительское собрание "Мир сказок"
материал (старшая группа)
Цели:
1. способствовать объединению выработке единой стратегии воспитания детей;
2. стимулировать родителей для участия в мероприятиях ДОУ;
3. предложить и показать возможность использования сказкотерапии, как метод работы с детьми, при решении различных проблем и коррекции их поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.doc | 251 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе "Мир сказок"
Цели:
1. способствовать объединению выработке единой стратегии воспитания детей;
2. стимулировать родителей для участия в мероприятиях ДОУ;
3. предложить и показать возможность использования сказкотерапии, как метод работы с детьми, при решении различных проблем и коррекции их поведения.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок и сказок народов мира, беседа, после прочитанного, обсуждение.
Выставка детских книг «Моя любимая сказка».
Конкурс рисунков «Что за прелесть эти сказки».
Проведение игр «Угадайка», «Опиши героев сказки».
Материал и оборудование:
Аудиозапись песен из сказок (диск «Сказочная мозаика»).
Фонограмма песни из «Ералаша» («Мальчишки, девчонки, а также их родители…»).
Листы бумаги, фломастеры.
«Черный ящик», «сказочные предметы» – 2 шт.
Геометрические фигуры (для моделирования).
План-схема или «камень-путеводитель».
Столы, стулья.
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
В зале звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки». Родители входят в зал, садятся.
Дети
Валерия
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Тимур
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Тимур С
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух…
Каждый нам в дороге —
Настоящий друг.
Ева
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Дети с песней к нам гости пришли
Воспитатель:
Здравствуйте люди добрые
Здравствуйте желанные!
Давно вас поджидали, без вас не начинали.
Всем видно, всем слышно?
Ничего …. В тесноте да не в обиде!!!
А теперь сядем рядком, да поговорим ладком.
А поговорим мы сегодня с вами о сказке народной
- «Жили-были…»,
- «В некотором царстве…»,
- «Однажды, давным-давно…», с таких слов начинаются наши любимые сказки.
Дошкольный возраст – возраст сказки. Так почему же дети их очень любят ?
Игра «Сказочный мешочек» родители достают из мешочка карточки и зачитывают их.
- Из сказки дети черпают множество знаний
- С помощью сказки расширяют свой кругозор
- С помощью сказки учатся видеть и различать добро, зло, испытывают храбрость, сопереживают за героев.
- При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими недугами (агрессией, ложью, неуверенностью и др.)..
Такой метод называют сказкотерапией
Почему же сказка, так эффективна при работе с детьми дошкольного возраста?
Слайд
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяет мечтать, фантазировать.
Во-вторых, у маленьких детей сильно развит механизм идентификации, объединение с персонажем. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным персонажем и это позволяет ему чувствовать, понимать и переживать, находить пути выхода из различных сложных ситуаций.
И наша задача научиться использовать в полной мере все возможности удивительной сказочной терапии. Ведь сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости.
Говоря словами А.М.Виноградовой «Никогда не гасите детскую радость». Поэтому мы и собрались сегодня, чтобы отправиться в сказочное путешествие, увидеть улыбку на лицах и почувствовать магию сказки на себе.
Ведущий: По многим сказкам мы пройдём, весело и с пользой время проведём. А поможет в этом нам жюри (представить).
Давайте все скажем: «Сказка заходи».
1. Мы все разделимся на две команды и посоревнуемся, согласны? Хорошо, тогда вперёд! Для обеих команд мы предлагаем – придумать сказочное название команде и девиз!
Жюри оценивает.
2. Теперь каждой команде необходимо выбрать своего капитана и нарисовать эмблему, отражающую название команды (листы бумаги, фломастеры).
Жюри оценивает.
3. Следующий будет конкурс капитанов, который называется «Чёрный ящик».
Чтобы его провести, необходимо разыскать этот ящик, его как в сказке куда-то спрятали, а поможет вам в этом план-схема, где написано куда идти (например: встать лицом к солнцу (закату), пройти вперёд 5 шагов, повернуться на лево и пройти вперёд ещё 4 шага, развернуться на 180 и повернуться вправо, дойти до камня-путеводителя там и найдёте то, что искали). Капитаны ищут вместе. Ну, вот и нашёлся «Чёрный ящик», можно и продолжить.
В ящик, команды по очереди должны положить какой-то сказочный предмет (например: зеркальце или корону и т.д.). Капитан 1-й команды при помощи наводящих вопросов отгадывает, что это за предмет (например: он большой?, он круглый?, он твёрдый? и т.д.), затем капитан 2-й команды делает тоже самое.
Жюри оценивает.
4. А теперь предлагаем сказочную викторину.
Нужно назвать сказки с числительными (например: «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Три поросёнка» и т.д.).
Следующие вопросы для команды:
- Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
- Кто и в какой сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк, в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»)
- Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
- Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку)
- Назовите любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
- Какое хлебобулочное изделие ушло из дома? (Колобок)
- Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
- Кому подарил пустой горшок Винни Пух на день рождение? (Ослику ИА)
- Кем приходится Золушке добрая фея? (Крёстной)
- Кто помогал доброй девочке в сказке «Хаврошечка»? (Корова)
Вопросы
- В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (В тридесятом)
- Назовите настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)
- Место рождения колобка? (Печь)
- Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
- Как называется деталь женского платья, в котором помещаются озёра, лебеди, и другие элементы окружающей среды? (Рукав платья Царевны-лягушки)
- Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку)
- В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? (Красная Шапочка)
- Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3года»? (Старик и старуха)
- Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? (Колобок)
- В какой русской народной сказке у животных из-за нехватки жилья случилось перемирие? (Теремок)
Жюри оценивает.
А теперь музыкальная пауза (а проведет ее наш муз руководитель Елена Марксовна).
Ведущий: Отдохнули, а теперь – Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
5. Конкурс костюмов. Из предложенных элементов одежды, составить костюм героя любой сказки (под музыку диск «Сказочная мозаика»).
Жюри оценивает.
Ведущий: Наши вопросы и задания закончились, жюри подводит итоги. Уважаемые родители сегодня, мы оказались с вами в сказочной стране, вам сейчас представится уникальная возможность поучаствовать в сказке и сыграть роль. Вашим детям приходится делать это часто, вот и вы попробуйте, как это порой бывает сложно для них. Ведь нужно преодолеть застенчивость, страх перед публикой, проявить артистизм.
Сказка на новый лад «Теремок»
Сценарий сказки «ТЕРЕМ - ТЕРЕМОК» НАОБОРОТ
Ведущий: Ставьте ушки на макушки
Слушайте внимательно
Мы расскажем сказку вам
Просто замечательно
Сказку «Терем – теремок»
Всем давно знакомую
Перевернём наоборот
Исполним всё по-новому
Стоял в поле теремок
Он не низок, не высок
Никто в тереме не живёт
Никто песен не поёт
Ой, кажется кто-то идёт
/выходит медведь, идёт вразвалочку/
Медведь: Косолапый я медведь
Могу страшно реветь
Вы ко мне не подходите
Во мне зверя не будите
РЫ-РЫ-РЫ!
Это что за теремок?
Он не низок, не высок
Эй, кто в теремочке живёт?
Эй, кто в невысоком живёт?
Молчок? Теремочек-то не плох
Мой будет теремок!
/Заходит в теремок, садится за стол, угощается. Звучит музыка, входит волк с гитарой/
Поёт: Пусть я сер, не красив, но скажу вам друзья
Что в душе у меня расцветает весна
Я поэт, музыкант и в родне у меня
Воют все и поют песни нового дня
Волк: Ой, какой теремок
Он не низок, не высок
А кто в тереме живёт?
Кто в невысоком живёт?
Медведь: Ну, я живу (недовольно)
А тебе что нужно?
Волк: Ой, Миша, давай вместе будем жить!
Медведь: Вот ещё! Зачем ты мне нужен?
Волк: Так вместе веселее
Я песни могу петь, ночью вою на луну
Медведь: Не нужен мне никто
Мне и одному хорошо
/Волк вздыхает и уходит, звучит музыка входит Лиса/
Лиса: Ах, какой теремок и не низок, не высок
А кто в теремочке живёт?
Кто в невысоком живёт?
Медведь: Ну, я живу, Чего надо?
Лиса: Мишенька, давай вместе жить!
Медведь: Вот ещё! Зачем ты мне нужна?
Лиса: Так вместе веселее.
Посмотри, какая я красивая,
А красота говорят, спасёт мир!
Нет, милей меня и краше
Обойди хоть целый лес
Нет красивей и прекрасней
Я здесь чудо из чудес
Медведь: Не нужен мне никто
Мне и одному хорошо
Иди своей дорогой
Знаю я вашу сестру!
/Лиса уходит. Звучит музыка, вбегает заяц с мячом в спортивной форме/
Заяц: Ого! Вот это теремок!
Он не низок, не высок
А кто в теремочке живёт?
Кто в невысоком живёт?
Медведь: Ну, я живу! Чего надо?
Заяц: Дядя Миша! Давай вместе жить!
Медведь: Вот ещё! Зачем ты мне нужен?
Заяц: Так вместе веселее!
Не смотри, что я косой
Я в любой игре – герой
Могу бегать, прыгать и метать
Лучше всех в хоккей, футбол играть
Медведь: Не нужен мне никто
Мне и одному хорошо!
Иди отсюда косой!
Не зли меня!
/Звучит музыка, входят под ручку Лягушка и Мышка/
Лягушка Мы веселые подружки
и Мышка: Любим вместе поплясать
Я – лягушка, а я – мышка
Не устанем танцевать
Лягушка: Эх, какой теремок
Мышка: Он не низок, не высок
Лягушка: А кто в теремочке живёт?
Мышка: А кто в невысоком живёт?
Медведь: Я здесь живу! Чего надо?
Лягушка Михаил Потапыч, давайте вместе жить?
и Мышка:
Медведь: Ещё чего! Зачем вы мне нужны?
Лягушка: Как зачем? Вместе веселее!
Мышка: Попляшем!
Медведь: Не нужен мне никто
Мне и одному хорошо, кыш отсюда!
/Лягушка и мышка убегают/
Ведущий: Разогнал медведь народ
Никто к нему не идёт.
Медведь: Что-то мне тоскливо стало
Грустно, скучно, почему?
/Звучит музыка, влетает комар/
Комар: Ой, вот это теремок
Он не низок, не высок
Кто в тереме живёт?
Кто в невысоком живёт?
Медведь: Я здесь живу
(грустно)
Комар: Один?
Медведь: Один
(вздыхает) Может ты, ко мне пойдёшь жить.
Ты вон, какой маленький, много не съешь
И места много не займёшь, а всё веселее
/Комар залетает, тишина, и вдруг звучит музыка «писк комара», слышатся крики медведя/
Медведь: Ой, Ай, ОЙ-ой-ой,
/выбегает из теремка, выходят все звери/
Ведущий: Сказка – ложь, да в ней намёк,
Всем ребятам – урок
Дружбу стоит ценить
И друзей своих любить
И тогда нам будет просто
Вместе веселее жить
Ведущий: Вот и закончилась наша сегодняшняя встреча, наш «Семейный капустник», который хочется завершить словами народной мудрости «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Приложение 1
Сообщение воспитателя «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка»
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. «Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии... Часто в сказке старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся... одной из особенностей целостной личности» (К.Г. Юнг).
Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»).
Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. «В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными-помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку» («Иван-царевич и серый волк»).
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.
В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Памятка для родителей
1. Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
4. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
5. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
6. До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
7. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
8. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
9. Какие слова или выражения запомнились ему?
10. Чему учит эта книга?
11. Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы проведения родительского собрания "КВН По дорогам сказок"
Детство-самое счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства остаётся в памяти человека навсегда. Вот почему необходимо воспитывать любовь к чтению и к книге с раннего детства. В...
Литературная детско-родительская викторина «В лабиринте сказок» для детей старшей группы
Цель: уточнение и систематизация имеющихся у детей представлений о произведениях художественной литературы....
"Путешествие в страну сказок" родительское собрание
Родительское собрание в 1 младшей группе на основе театрализованной деятельности детей. Роли разучивались на занятиях кружка со всеми детьми и поэтому на собрании исполняли их дети по желанию...
Родительское собрание в компенсирующей группе в форме речевого праздника «Путешествуем с героями сказок»
Цель: развитие у детей коммуникативных умений и навыков в совместной деятельности с взрослыми, практическое обучение родителей подбору игр и упражнений для развития ребенка в соответствии ...
Родительское собрание для средней группы Тема: Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей посредством драматизации сказок.
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. ...
Родительское собрание на тему:"Волшебный мир сказок С.Я.Маршака".
Цель: Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для всестороннего развития детей....
Презентация Литературная викторина для родителей « По страницам любимых сказок» (к родительскому собранию)
Цели:Привлечение родителей в воспитательный процесс дошкольного учреждения.Способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творчес...