Технология «Загадки» как средство мотивации к познавательной активности старших дошкольников»
материал (подготовительная группа)
Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный
процесс. С каждым днём перед ним раскрывается окружающий его мир – мир
природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания
побуждает дошкольника всем интересоваться и во всём участвовать: задавать
вопросы взрослым и сверстникам, находить причинно-следственные связи,
пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей, наблюдать, экспериментировать, т.е. проявлять
познавательную активность. По мнению А.Н. Нефедовой, «…понятие
«познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека» [7, с. 19]. И это вполне закономерно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология «Загадки» как средство мотивации к познавательной
активности старших дошкольников»
Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный
процесс. С каждым днём перед ним раскрывается окружающий его мир – мир
природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания
побуждает дошкольника всем интересоваться и во всём участвовать: задавать
вопросы взрослым и сверстникам, находить причинно-следственные связи,
пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей, наблюдать, экспериментировать, т.е. проявлять
познавательную активность. По мнению А.Н. Нефедовой, «…понятие
«познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека» [7, с. 19]. И это вполне закономерно.
Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагогов детского сада – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности,
познавательной активности, познавательных способностей детей. Не секрет, что в ДОУ ведется постоянный поиск новых развивающих методов и инновационных технологий развития и воспитания. Нас, как воспитателей, привлекла технология
«Загадки» представленная в примерной основной общеобразовательной
программе дошкольного образования Рыбаков Фонда «ПРОдетей» (авторы Е.Г.Юдина, Е.В. Бодрова). Данная технология строится на собственной активностиребенка, способствует развитию логического мышления, познавательнойактивности, творческого воображения.
Что же такое загадка? Загадки знакомы нам с детства, и мы не отказываем
своим детям в познании мира через такой образец народного творчества. Понятие «Загадка» по определению В. И. Даля, «это что-либо загадочное, сомнительное,
неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Авторы программы «ПРОдетей» предлагают не обычную, привычную для нас, загадку, а загадку,
предполагающую только два варианта ответа «ДА» и «НЕТ».
Суть технологии «Загадки» заключается в следующем. Утром, когда дети
приходят в группу, воспитатель предлагает загадку, расположенную на
специальном стенде. В зависимости от возраста и развития детей текст загадки
может быть написан или представлен в виде рисунка. Ребёнок подходит и сам «прочитывает» смысл загадки; дает ответ: прикрепляет карточку со своим
именем в определенную графу ответов - «ДА» или «НЕТ». Загадки и ответы детей обсуждаются группой во время утреннего сбора (утреннего круга). В
зависимости от возраста детей и конкретных педагогических задач Е.Г. Юдина и Е.В. Бодрова рекомендуют применять технологию «Загадки» для закрепления и
систематизации пройденного материала различного содержания, например:
- при развитии речи и обучении началам грамоты: формирование
обобщений/категорий (домашние животные, одежда, транспорт и др.);
формирование фонематического слуха (рифма, начальный звук в слове);
знакомство с буквами (соотношение буквы и звука, строчные и прописные
буквы). Пример загадки: Жеребенок – это дикое животное? Ёжик спит
зимой? В слове Корова два слога? И т.п.
- при формировании математических представлений и логического
мышления: формирование понятия числа (сравнение множеств, знакомство
с цифрами для обозначения чисел); формирование навыка счета; знакомство
с плоскими геометрическими фигурами и трехмерными телами
(составление из частей, пространственные преобразования); нахождение
закономерностей (продолжение ряда, определение лишнего в группе).
Примеры загадок: пять и один – это шесть? Если сложить два треугольника
– получится прямоугольник? И т.п.
Авторы программы утверждают, что Технология «Загадки» помогает
закреплению детских представлений во всех образовательных областях. Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать, исправлять свои и чужие ошибки. Выполняя задания сначала с постоянной помощью воспитателя, затем с эпизодически возникающей при необходимости и, наконец, без помощи взрослого, дети приучаются к самостоятельности.
Апробировав технологию «Загадки» на практике, мы решили применить её,
как средство мотивации к активной поисково-познавательной деятельности.
Тематика наших загадок содержит в себе вопросы на сообразительность, на поиск информации, рассуждение и выбирается в соответствии с календарным
планированием образовательной деятельности.
У нас «Загадка дня» расположена на стенде при входе в группу, где каждый
ребенок имеет возможность подумать и дать ответ. Дети могут вступить в
дискуссию со сверстниками или взрослыми – педагогами, родителями сразу, как только сделали выбор своего ответа. Обсуждение продолжается на утреннем групповом сборе, где воспитатель предоставляет каждому желающему высказать своё мнение и аргументы. Чтобы проверить правильность выбора ответа на загадку дети решают, в каких центрах активности и каким способом можно
получить достоверную информацию, то есть происходит планирование
дальнейшей деятельности.
После проделанной «работы» дети проверяют правильность предложенного
ранее ответа на загадку, меняют карточку «ДА» «НЕТ», если это необходимо. А также представляют рассказ о проведенных исследованиях. Можно организовать
соревнование: «Кто правильнее докажет?», «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто интереснее докажет?» Решеная «Загадка дня» остается на стенде до конца дня. Во время вечернего круга дети делятся своими впечатлениями о своей деятельности, педагог поддерживает рассказы, стимулирует к появлению новых проблемныхвопросов-загадок.
Всем известно, что костер не может гореть долгое время без поддержки из вне, так и детскую познавательную активность нужно стимулировать, подпитывать. Для мотивации к деятельности, для поддержания интереса ребенка «Загадка дня» требует тщательной подготовки педагогом необходимых материалов во всех центрах активности. В нашей группе оборудованы такие центры активности:
математики и манипулятивных игр; сюжетно-ролевой игры; науки;
литературный центр; строительства; искусства. В каждом из них мы стараемся привнести что-то новое, интересное, необычное.
Технология «Загадка дня» мотивирует детей на сбор достоверной информации, помогает проблемному вопросу, возможно появившемуся в ходе поиска ответа, превратиться в проект. Например, от загадки «Можно ли дрессировать кошку?» у нас возник проект «Животные в годы ВОВ». Дети узнали много нового о животных, которые принимали участие в войне, собирали информацию вместе с родителями, оформляли её. И, как итог, у нас появилась целая коллекция книг, изготовленных своими руками, в которых рассказывается о подвигах братьев наших меньших. Загадка «Белые медведи едят мёд?» дала почву для проектов «Кто на Севере живет?», «Удивительный мёд». «Загадка дня» - «Можно ли измерить время водой?» стала мотивом к созданию «Музея часов» Все работы детей в рамках проектов в группе оформляются в папки, к которым они возвращаются по своему желанию, могут их дополнять. Работая над составлением «Загадок дня», мы стараемся опираться на интересы и увлечения детей, на событийность их жизни, но все же не отходить от календарно-тематического планирования. Обязательно включаем загадки, где
верным является ответ «НЕТ»; а также чтобы ответ не «лежал на поверхности».
При планировании образовательной деятельности с детьми, мы, обычно, уделяем технологии «Загадка дня» один день в неделю. Но, не смотря на это, стараемся ежедневно в каждом центре активности размещать мини-загадки, что помогает детям выстраивать и планировать свою деятельность, проживать свой день в ДОУ интересно. И это оправдано так как, дети выбирают центр активности по желанию, основываясь на свои предпочтения, то есть уже априори находятся в ситуации успеха. А когда сами «добывают» доказательства о правоте ответа на загадку, то испытывают радость от своей значимости и вдохновляются на
следующие свершения.
Мы заметили, что родители с удовольствием включаются в поиск ответов на
вопросы не только для содействия своему ребёнку, но и просто, потому что им самим любопытно. Иногда они озадаченные уходят на работу, где разными
способами находят ответы, а вечером включаются в наше обсуждение.
Применяя технологию «Загадки» при работе с детьми, мы отметили много
плюсов: можно решить одновременно большое количество задач, как
познавательной направленности, так и решения вопросов диагностики. У детей формируется умение находить информацию, поддерживать дискуссию,
планировать свою деятельность. А главное это интересно и увлекательно!
Список литературы
1. Баранова Э.А. Познавательная активность «почемучек»: умеют ли
дошкольники задавать вопросы? // Современное дошкольное образование. Теория
и практика. 2011.№ 3. С. 78-84.
2. Гасанова Д.И. Познавательная активность как предмет педагогических
исследований. // Современные тенденции развития науки и 87 технологий. 2015.
№5-4. С. 69-77.
3. Годовикова Д.Б. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа.
2009.№10. С. 15-23.
4. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное
воспитание. 2006. №.1. С. 12-18.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Ок. 200 тыс. слов в
4т / М., 1984.т 2. 2800 с.
6. Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников. 2-е изд.,
допол. испр. М.:ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
7. Нефедова А.Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
в предшкольном образовании // Педагогическое образование и наука. Научно-методический
журнал. 2011.№3 С. 19-22.90
8. ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /
Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – М.: Рыбаков Фонд; Университет дет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектирования как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Технология проектной деятельности является одной из форм ,которая способствует развитию самостоятельности,инициативности,активности ребенка....
«Информационно-коммуникативные технологии, как средство познавательной активности старших дошкольников в организации образовательной деятельности.»
из опыта работы...
Презентация "Логико-математические игры и головоломки как средство для формирования познавательной активности старших дошкольников"
В данной презентауции представлены логико-математические игры и головоломки...
Технология «Загадки» - как средство мотивации к познавательной активности дошкольников
Презентация собственного опыта...
Деловая игра для педагогов «Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
laquo;Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной активности старших дошкольников»Цель: Активизировать знания педагогов, способство...
Использование технологии «Загадка дня» как средство мотивации к познавательной активности дошкольников.
Статья об использовании педагогической технологии «Загадка дня»....
Использование технологии «Загадка дня» как средство мотивации к познавательной активности дошкольников.
Статья об использовании педагогической технолигии "Загадка дня"....