проект Один день с муравьем
проект
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 42»
Педагогический проект
по познавательному развитию
«Один день с муравьём»
Автор проекта:
Жаркова Светлана Андреевна
воспитатель
Саранск
2024
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема | Педагогический проект «Один день с муравьём» |
Уровень реализации проекта | Дошкольная образовательная организация |
Основание для разработки проекта | Приказ Управления образования Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск №___ _ от «___» __________ 20 _ г. «О присвоении статуса инновационной площадки муниципальным дошкольным образовательным организациям городского округа Саранск», Приказ № 251 от 01.09.2019г. «О разработке инновационных проектов». |
Вид проекта | Информационно – исследовательский, групповой
|
Авторы проекта | Жаркова Светлана Андреевна, воспитатель |
Участники проекта | Дети 2-3 лет , воспитатель. |
Продолжитель-ность проекта | Краткосрочный – 1 неделя
|
Срок реализации проекта | 01.04.2024г.-05.04.2024г.
|
Место реализации | МАДОУ «Детский сад № 42» |
Образовательная область | Познавательное развитие |
Интеграция образовательных областей
| Социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие
|
Виды деятельности | Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно - исследовательская.
|
1.Актуальность проекта:
Дети младшего дошкольного возраста очень наблюдательные и любознательные, они следят за всем живым, особенно за насекомыми.
Дети интересуются, кто такие муравьи, как такие маленькие насекомые делают большой муравейник? Как же они могут защищать лес от всяких вредных насекомых – листоедов, короедов?
2.Гипотеза проекта.
Если узнать о значении муравьёв в природе и в жизни человека, то можно использовать эти знания с пользой.
3.Цель проекта.
Формирование навыков правильного поведения в природе, интереса и бережного отношение к насекомым.
4.Задачи проекта.
На уровне педагогов:
- проанализировать состояние экологического направления работы в МАДОУ, выявив предпосылки успешности осуществления инновационного направления;
- сформировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых технологий, форм, видов и содержания детской деятельности;
- создать эффективную систему непрерывного профессионального роста и повышения компетенции педагогов , целенаправленно ориентированную на осуществление инновационной деятельности, через использование творческих форм активизации и осмысления педагогической деятельности;
-организовать предметно-развивающую среду , обеспечивающую развитие творческой активности детей и позитивную динамику формирования природоохранного сознания ребенка через театрализованную деятельность;
- установить партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников, с окружающим социумом;
-обобщить опыт инновационной деятельности и использовать его в дальнейшей практике работы.
На уровне детей:
Обучающие:
-расширять и систематизировать знания детей о муравьях, местах их обитания, строении, характерных особенностях;
-активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи;
-формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
Развивать:
- высокий уровень мотивации в усвоении экологических знаний и умений за счёт собственной инициативности ребёнка;
- психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь;
- активную жизненную позицию в познании окружающего мира;
- коммуникативные навыки;
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым;
- вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
На уровне родителей:
– сформировать интерес к сотрудничеству с детским садом;
повысить педагогическую культуру в вопросах экологического воспитания;
– активизировать родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий.
5.Формы и методы реализации проекта.
Методы теоретического анализа:
– анализ социологической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
– анализ документов и нормативно-правовой базы, имеющегося в педагогической практике опыта по данной проблеме;
моделирование;
– обобщение педагогического опыта;
систематизация материалов инновационной деятельности.
Эмпирические методы
Наглядный метод:
– чтение педагогом русских народных сказок, произведений фольклора;
– показ сказки про муравья;
– рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
– проведение дидактических игр;
–целевые прогулок;
Словесный метод:
–творческой беседы с элементами диалога;
–проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические.);
- загадывания загадок;
– рассматривания наглядного материала.
Практический метод:
– придумывание вариантов собственных движений, изготовление простейших декораций;
– организация продуктивной деятельности;
проведение игр (игры-драматизации, дидактические, подвижные, малоподвижные.);
– проведение целевых прогулок;
– художественное творчество;
6.Нормативно-правовая база проекта.
Указываются постановления,программы федерального и регион.уровней
7.Принципы реализации инновационного проекта.
Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома».
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип целостного представления об окружающем мире – личностное отношение ребенка к полученным знаниям, умение применять их в жизни.
Принцип системного подхода – от простого к сложному.
Принцип полифункциональности – использование оборудования и помещений группы и ДОО.
8. Ожидаемые результаты:
На уровне педагогов
– приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
– повышение экологической культуры педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
– повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей.
На уровне детей
-формировать бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям;
- развивать познавательную активность, любознательность.
На уровне родителей
– обогащение уровня экологических знаний родителей;
– повышение экологической культуры родителей, появление понимания необходимости в экологическом воспитании детей;
9.Продукты проектной деятельности.
Совместное творчество детей и родителей:
Конкурс рисунков на тему: «Муравей»
Дидактические игры по экологии.
Книжки –малышки.
Итоговый результат проекта для детей - Развлечение « Чтоб продлить природе век, будь ей другом, человек» - Вручение дипломов юным защитникам природы.
10.Этапы реализации проекта:
Этап работы | Виды деятельности (мероприятия в течении всего времени реализации этапа проекта) | Сроки проведения |
1 этап. Организационный
| Подготовительная работа: – информационная работа (сбор материала и др., – создание условий (предметная среда, взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений), | 01.04.2024г.- |
2 этап. Практический | Беседа «Муравьи» Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Изодеятельность «Муравейник». Подвижная игра «Муравьи и дождик» | 02.01.2021г.-04.04.2024 |
3 этап. Обобщающий | Анализ результатов реализации проекта. Изготовление коллективной работы «Домик для муравья» Выставка творческой работы | 5.04.2024г. |
11.Дорожная карта (план мероприятий) инновационного проекта
1 этап – Организационный (01.04.2024г.)
Дата | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды
|
01.04.2024 г | Мониторинг с целью выявления экологических знаний. |
| Консультация «Природа насекомых» |
|
2 этап – Практический (02.04.2024г.-04.04.2024г.)
Дата | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды
|
02.04.2024г. | Беседа «Муравьи» |
|
|
|
Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».
|
|
|
| |
03.04.2024г. | Изодеятельность «Муравейник».
|
|
|
|
04.04.2024г | Подвижная игра «Муравьи и дождик»
|
|
|
|
3 этап – Обобщающий (05.04.2024г.)
Месяц,год | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды
|
05.04.2024г. | Изготовление коллективной работы «Домик для муравья»
| Подведение итогов реализации проекта -соотнесение ожидаемых и реальных результатов; - проведение итогового мониторинга результативности инновационной деятельности. | Выставка творческой работы |
|
Вывод
Наблюдая за жизнью муравьев мы узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Они интересны своим сложным социальным поведением. Муравьи умеют строить, отыскивать воду, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Так появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых.
Литература
1. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль. -1998г.
2. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду», Москва 2008г.
3. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. — 1992г.
4. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? М.: «ГНОМ и Д»-2005г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_odin_den_s_muravem.docx | 189.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 42»
Педагогический проект
по познавательному развитию
«Один день с муравьём»
Автор проекта:
Жаркова Светлана Андреевна
воспитатель
Саранск
2024
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема | Педагогический проект «Один день с муравьём» |
Уровень реализации проекта | Дошкольная образовательная организация |
Основание для разработки проекта | Приказ Управления образования Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск №___ _ от «___» __________ 20 _ г. «О присвоении статуса инновационной площадки муниципальным дошкольным образовательным организациям городского округа Саранск», Приказ № 251 от #1075;. «О разработке инновационных проектов». |
Вид проекта | Информационно – исследовательский, групповой |
Авторы проекта | Жаркова Светлана Андреевна, воспитатель |
Участники проекта | Дети 2-3 лет , воспитатель. |
Продолжитель-ность проекта | Краткосрочный – 1 неделя |
Срок реализации проекта | #1075;.#1075;. |
Место реализации | МАДОУ «Детский сад № 42» |
Образовательная область | Познавательное развитие |
Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие |
Виды деятельности | Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно - исследовательская. |
#1040;ктуальность проекта:
Дети младшего дошкольного возраста очень наблюдательные и любознательные, они следят за всем живым, особенно за насекомыми.
Дети интересуются, кто такие муравьи, как такие маленькие насекомые делают большой муравейник? Как же они могут защищать лес от всяких вредных насекомых – листоедов, короедов?
#1043;ипотеза проекта.
Если узнать о значении муравьёв в природе и в жизни человека, то можно использовать эти знания с пользой.
#1062;ель проекта.
Формирование навыков правильного поведения в природе, интереса и бережного отношение к насекомым.
4.Задачи проекта.
На уровне педагогов:
- проанализировать состояние экологического направления работы в МАДОУ, выявив предпосылки успешности осуществления инновационного направления;
- сформировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых технологий, форм, видов и содержания детской деятельности;
- создать эффективную систему непрерывного профессионального роста и повышения компетенции педагогов , целенаправленно ориентированную на осуществление инновационной деятельности, через использование творческих форм активизации и осмысления педагогической деятельности;
-организовать предметно-развивающую среду , обеспечивающую развитие творческой активности детей и позитивную динамику формирования природоохранного сознания ребенка через театрализованную деятельность;
- установить партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников, с окружающим социумом;
-обобщить опыт инновационной деятельности и использовать его в дальнейшей практике работы.
На уровне детей:
Обучающие:
-расширять и систематизировать знания детей о муравьях, местах их обитания, строении, характерных особенностях;
-активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи;
-формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
Развивать:
- высокий уровень мотивации в усвоении экологических знаний и умений за счёт собственной инициативности ребёнка;
- психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь;
- активную жизненную позицию в познании окружающего мира;
- коммуникативные навыки;
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым;
- вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
На уровне родителей:
– сформировать интерес к сотрудничеству с детским садом;
повысить педагогическую культуру в вопросах экологического воспитания;
– активизировать родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий.
#1060;ормы и методы реализации проекта.
Методы теоретического анализа:
– анализ социологической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
– анализ документов и нормативно-правовой базы, имеющегося в педагогической практике опыта по данной проблеме;
моделирование;
– обобщение педагогического опыта;
систематизация материалов инновационной деятельности.
Эмпирические методы
Наглядный метод:
– чтение педагогом русских народных сказок, произведений фольклора;
– показ сказки про муравья;
– рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
– проведение дидактических игр;
–целевые прогулок;
Словесный метод:
–творческой беседы с элементами диалога;
–проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические.);
- загадывания загадок;
– рассматривания наглядного материала.
Практический метод:
– придумывание вариантов собственных движений, изготовление простейших декораций;
– организация продуктивной деятельности;
проведение игр (игры-драматизации, дидактические, подвижные, малоподвижные.);
– проведение целевых прогулок;
– художественное творчество;
#1053;ормативно-правовая база проекта.
Указываются постановления,программы федерального и регион.уровней
#1055;ринципы реализации инновационного проекта.
Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома».
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип целостного представления об окружающем мире – личностное отношение ребенка к полученным знаниям, умение применять их в жизни.
Принцип системного подхода – от простого к сложному.
Принцип полифункциональности – использование оборудования и помещений группы и ДОО.
8. Ожидаемые результаты:
На уровне педагогов
– приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
– повышение экологической культуры педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
– повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей.
На уровне детей
-формировать бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям;
- развивать познавательную активность, любознательность.
На уровне родителей
– обогащение уровня экологических знаний родителей;
– повышение экологической культуры родителей, появление понимания необходимости в экологическом воспитании детей;
#1055;родукты проектной деятельности.
Совместное творчество детей и родителей:
Конкурс рисунков на тему: «Муравей»
Дидактические игры по экологии.
Книжки –малышки.
Итоговый результат проекта для детей - Развлечение « Чтоб продлить природе век, будь ей другом, человек» - Вручение дипломов юным защитникам природы.
10.Этапы реализации проекта:
Этап работы | Виды деятельности (мероприятия в течении всего времени реализации этапа проекта) | Сроки проведения |
1 этап. Организационный
| Подготовительная работа: – информационная работа (сбор материала и др., – создание условий (предметная среда, взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений), | #1075;.- |
2 этап. Практический | Беседа «Муравьи» Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Изодеятельность «Муравейник». Подвижная игра «Муравьи и дождик» | #1075;. |
3 этап. Обобщающий | Анализ результатов реализации проекта. Изготовление коллективной работы «Домик для муравья» Выставка творческой работы | #1075;. |
#1044;орожная карта (план мероприятий) инновационного проекта
1 этап – Организационный (#1075;.)
Дата | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды
|
г | Мониторинг с целью выявления экологических знаний. | Консультация «Природа насекомых» |
|
2 этап – Практический (#1075;.#1075;.)
Дата | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды
|
#1075;. | Беседа «Муравьи» |
| ||
Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». | ||||
#1075;. | Изодеятельность «Муравейник». |
| ||
#1075; | Подвижная игра «Муравьи и дождик» |
3 этап – Обобщающий (#1075;.)
Месяц,год | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды
|
#1075;. | Изготовление коллективной работы «Домик для муравья» | Подведение итогов реализации проекта -соотнесение ожидаемых и реальных результатов; - проведение итогового мониторинга результативности инновационной деятельности. | Выставка творческой работы |
|
Вывод
Наблюдая за жизнью муравьев мы узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Они интересны своим сложным социальным поведением. Муравьи умеют строить, отыскивать воду, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Так появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых.
Литература
1. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль. -1998г.
2. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду», Москва 2008г.
3. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. — 1992г.
4. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? М.: «ГНОМ и Д»-2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Один день из жизни детского сада"
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание является одним из факторов, обеспечив...
Проект "Один день из жизни ребенка"
Проект "Один день из жизни ребенка" (интеграция образовательных областей)...
Системная паутинка по проекту "Один день из жизни куклы"
Цель: Расширять знания детей, дать понятие о семье через сюжетно-ролевую игру, научить проявлять заботу о пожилых людях....
Проект один день из жизни детского сада «Этот удивительный лес» старшая группа Ноябрь
интересная, авторская разработка тематического дня для сташей группы...
Проект один день из жизни детского сада в старшей группе по теме «Ткани всякие нужны, ткани всякие важны»
Дети старшей группы в течении всего дня изучают разные виды тканей в различных видах деятельности....
Проект "Один день из жизни детского сада- старшая группа"
Этот материал поможет воспитателям провести интересно день открытых дверей весной. Разнообразие различных методов и организация театрализованной деятельности....
Презентация проекта "Один день с Муравьём"
Цель проекта: Дать понятие о муравьях.Задачи проекта:1. Формировать представление о муравье, как о насекомом, образе его жизни, жилище-муравейник.2. Развивать наблюдательность, речь, мелкую мотор...