Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС ДО»
консультация по развитию речи
Консультация для педагогов
«Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvarova_razvitie_rechi.docx | 34.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС ДО»
Уварова Татьяна Евгеньевна,
воспитатель МОУ НШДС КВ № 53 Г.о.Подольск
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Л.С. Выготский.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление достаточно редкое. Чаще всего она односложная, состоящая лишь из простых предложений. Зачастую дети не способны грамматически правильно построить предложение, сформулировать вопрос, построить развернутый ответ. Отсутствует навык культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Дошкольный возраст — период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (п.2.6.).
Кроме того, задачи развития речи включены в область «Социально – коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
Таким образом, основными направлениями работы по развитию речи детей в детском саду по ФГОС являются:
-развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с ситуацией, в которой происходит общение);
-воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, различение звука и слова; нахождение места звука в слове);
-формирование грамматического строя (морфология – изменение слов по родам, падежам, числам; синтаксис – освоение различных типов словосочетаний и предложений; словообразование);
-развитие связной речи (диалогическая – разговорная; монологическая – рассказывание);
- формирование интонационного строя родного языка, системы ударений, произношения слов и умение выразительно говорить, читать стихи
- развитие речевого творчества – учить детей самостоятельно составлять простейшие короткие рассказы, придумывают новые повороты в сюжете сказки и рассказа
-воспитание любви и интереса к художественному слову, книгам.
Основные задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения.
Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой.
Целевые ориентиры программы «От рождения до школы», как известно, также базируются на ФГОС ДО.
К целевым ориентирам дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, относятся следующие характеристики развития ребёнка:
«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации и на них основываются задачи речевого развития по всем возрастным группам ДОУ.
Содержание психолого - педагогической работы в образовательной области «Речевое развитие» в разных возрастных группах:
Вторая группа раннего возраста: Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру, называть их местоположение, имитировать действия людей и движения животных. Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, мебели, некоторых транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей. Глаголами, обозначающими трудовые действия, действия, противоположные по значению. Прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, предметов. Наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо). Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов). Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов. Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
Младшая группа: В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире»). Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов, качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются), местоположение (за окном, высоко, далеко). Учить понимать обобщающие слова, называть части суток; Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг). Обучать умению вести диалог с педагогом.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.
Средняя группа: Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток. Учить употреблять слова-антонимы, существительные с обобщающим значением. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Продолжать работу над дикцией. Учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, употреблять эти существительные в разных падежах. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Старшая группа. В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей. Упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным и с противоположным значением. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница). Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал). Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать выразительно читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
Подготовительная к школе группа: Помогать осваивать формы речевого этикета. Приучать детей к самостоятельности суждений. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. Дать представления о предложении (без грамматического определения). Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); Продолжать совершенствовать художественноречевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. Объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.
Кроме того, средствами развития речи являются:
- художественная литература; игра;
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- занятия по другим разделам Программы;
- создание соответствующей возрасту детей РППС
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.
Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми, поиск эффективных технологий развития детской речи. Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня–выявление и развитиеспособностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций.
В рамках ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми. Разные виды детской деятельности в соответствии с концепцией личностно-ориентированного социально-педагогического подхода помогут ребенку стать полноправным активным участником образовательной деятельности.
ФГОС диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Список использованной литературы:
1. Волосовец Т.С. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии сборник статей ФГОС ДО 15г.. - М., 2015.
2. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006.
3. Карикова Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО // В сборнике: Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку Межрегиональная конференция. Ответственный редактор: О.А. Скрябина. Рязань, 2015. С. 288-289.
4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» (пилотный вариант). Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
5. Развитие общения у дошкольников/под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 2004.
6. Развитие речи и речевого общения/Под ред. О.С. Ушаковой. М.: М.: Просвещение, 2014.
7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. М.: ТЦ «Сфера», 2014
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования.2014.- 15с.
9. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. Воронеж. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Развитие речи дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой».
Консультация для педагогов:«Развитие речи дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой»....
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом нах...
Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности".
Здоровый, физически развитый ребенок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели, мы работники...
Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с живописью"
Методические рекомендации ознакомления детей дошкольного возраста с живописью...
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников через игровую деятельность».
Игровая деятельность в детском саду: особенности организации и развития по ФГОС...
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ...
Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и театрализованной деятельности"
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевединеие, и эта тенден...