"Личностные особенности ребенка"
консультация на тему

Голубенко Светлана Васильевна

Если присмотреться какими цветными карандашами чаще пользуется ребенок, то можно кое-что узнать о его характере, на который можно творчески воздействовать. Цвет, который предпочитает ребенок, является важным диагностическим показателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_lichnostnye_osobennosti_rebenka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Личностные особенности ребенка»

Педагог-психолог: Голубенко Светлана Васильевна

                                                     

Большую роль в развитии ребенка играет знание родителями его личностных особенностей. «Цветные дети» - так называется методика, предложенная детским психологом З. Юзмеевой. Все дети любят рисовать. Ученые считают, что по рисункам можно определить характер ребенка, его реакцию и действия в определенных жизненных ситуациях, эмоциональный климат в семье, понять, были ли у ребенка нервно-психические травмы, составить прогноз, кем и каким он вырастет. Иными словами, в рисунках может раскрыться внутренний мир ребенка, порой не видимый родителями.

Если вы присмотритесь, какими цветными карандашами чаще всего пользуется ребенок,  то можете кое-что узнать о его характере, на который можно творчески воздействовать. Цвет, который предпочитает ребенок, является важным диагностическим показателем.

«Желтые» дети более всего предрасположены к творчеству (на языке цвета желтый означает духовность, связь, но и опасность): желтый нимб над головами святых, желтые почтовые ящики, желтый флаг карантина. «Желтые» люди – свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие, а поэтому – опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть, и у кого основной моральный принцип – не выделяться, не умничать. С другой стороны, «желтый», будучи фантазером, может в своих фантазиях оторваться от земли, зайти далеко, и тогда существует ограничение, угроза «желтого дома».

«Желтый» ребенок – мечтатель, фантазер, сказочник, мистификатор, шутник, не от мира сего. Когда он вырастет, он будет предпочитать интересную, разнообразную работу, всегда во что-то верить, на что-то надеяться и жить будущим, а в настоящем он, как правило, неприспособленный и непрактичный.

У «фиолетовых» детей богатый внутренний мир, и от «желтых» детей они отличаются артистизмом. Фиолетовый цвет означает ночь, тайну, мистику, маскировку, созерцание, отождествление, интеграцию, внушаемость, эстетичность, скромность, воздержанность, мученичество. Такие люди чувствительны, их легко загипнотизировать, они возбудимы, стремятся производить впечатление и при этом способны посмотреть на себя со стороны, но очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании.

«Красные» дети, напротив, открыты и активны. Красный цвет – цвет крови, жизни, здоровья, энергии, сексуальности, силы, власти, войны, революции. Когда-то красную одежду могли носить только короли, сенаторы, генералы, кардиналы, палачи, а красный флаг поднимали революционеры. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непоседливыми, возбудимыми, ломающими игрушки, непослушными. Когда они вырастут, то их высокая работоспособность будет определяться стремлением добиться успехов, получить результат, заслужить похвалу. Интересы сегодняшнего дня превыше всего: отсюда – напористость, эгоизм.

«Сине-зеленые» дети. Данный цвет – индикатор состояния нервной системы. У тех, кому он нравится, нервы перенапряжены, кто отвергает его как ядовитый, уже имеет истощенную нервную систему. Нервное истощение определяется самим характером: серьезный, волевой человек, принципиальный, педантичный, внимательный, контролируемый, очень боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, скомпрометировать себя, вызвать в свой адрес критику. Не случайно «сине-зелеными» чаще всего являются чиновники и администраторы.

На языке цветов сине-зеленый означает воду, лед, холодность, глубину, принцип, гордость, престиж, тщеславие. Поэтому очень важно «сине-зеленого» ребенка уберечь от излишней регламентации, необходимо предоставлять ему большие свободы, поощрять инициативу, заменять наказание поощрением, не требовать учиться только на пятерки.

Намного реже встречаются «зеленые», «оранжевые», «коричневые», «черные», «серые» и «белые» дети.

«Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви; чтобы он не вырос в «зеленую» личность – консервативную, боящуюся перемен, которая ничего не приносит, кроме потерь, - требуется особое творческое воспитание, умение внушить чувство надежности, открытости, интереса.

«Оранжевые» дети легко возбудимы, как « красные» и «желтые». Но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат не потому, что что-то случилось, а так, без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу прибавляется оранжевое небо да еще оранжевая мама – этот цвет становится навязчивым, неприятным, он раздражает и опустошает.

«Коричневые». В коричневом оранжевый цвет глушится черным, дискомфорт первого уходит внутрь, не осознается. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, принадлежность к асоциальной группе (среде), участие вместе со взрослыми в драматических событиях – эвакуация, бегство, эмиграция и, наконец, умственная неполноценность. Тогда приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах в зимнее время коричневый цвет у «коричневых» детей становится способом создания своего особого, закрытого и надежного маленького мирка, источника скромных желаний – вкусно поесть, поспать в мягкой постели, испытать приятные ощущения от физической близости.

«Черные». Черный цвет, как цвет угрозы, конца всему и смерти, совершенно противопоказан детям. Его редкое предпочтение другим цветам свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Когда в юности наряду с черным цветом предпочитаются желтый и фиолетовый, то это может быть яркая натура драматического актера, о чем свидетельствуют результаты конкурсных приемов  театральные училища; прибавим предпочтение или отрицание сине-зеленого цвета, и получим ситуацию, когда бурный сценический успех приводит в неврологический диспансер.

«Серые». Иную психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям и означающий рутину, беспросветность, заботы, бедность, отверженность. Собственно «серые» дети встречаются исключительно редко, но можно их распознать в тихих, несмелых, замкнутых детях. «Серая» ситуация возникает, когда ребенок отгородился от всех или его «отгородили»; в новом классе, в новой школе; ему объявлен бойкот; во время экзамена. Непонимание того, нравится тебе серый цвет или нет, - первый признак усталости.

«Белый». И наконец, белый – цвет начала нового, забвения прошлого, новой жизни, указатель пути. Его можно любить только в исключительной ситуации. У подростка: наступление половой зрелости при полной неосведомленности в этой области, длительное пребывание в больнице (часто одновременно предпочтение отдается и черному цвету), перемена места жительства, при полной смене образа жизни  и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика личностных особенностей детей в возрасте от 6 до 10 лет

Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, со...

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными.

В статье расскрываются личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчинёнными....

Индивидуально-личностные особенности детей

Все дети разные. В общении с детьми необходимо учитывать личностные особенности каждого ребенка...

Диагностика личностных особенностей детей в возрасте от 3 до 6 лет.Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет

Методика разработана Гуськовой Т. В. и Елагиной М. Г. и предназначена для диагностики особенностей отношения ребенка к себе в период кризиса трехлетнего возраста....

Каждый ребенок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка ...

Диагностическая процедура изучения личностных особенностей ребенка с неадекватными поведенческими реакциями. План диагностики разработан по запросу родителей и педагогов.

Диагностическая процедура изучения личностных особенностей ребенка с неадекватными поведенческими реакциями.План диагностики разработан по запросу родителей и педагогов....