Консультация «Корректная терминология и этикет в отношении людей с инвалидностью»
консультация
по материалам Ассоциации молодых инвалидов "Аппарель" и регионального фестиваля инклюзивных практик Калининградской области в помощь тем, кто общается и взаимодействует с инвалидами по долгу службы или по велению сердца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_aprelt.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Корректная терминология и этикет в отношении людей с инвалидностью»
Учитель- дефектолог
Третьякова Е.С.
МАДОУЦРР д/с 87
г. Калининград
Повсеместное распространение и использование корректной терминологии и этикета при общении и взаимодействии с инвалидами помогут покончить с преградами, препятствующими полноправному и полноценному участию этих людей в жизни общества.
- Социальное неравенство.
Инвалидность - это препятствие или ограничение деятельности человека, вызванное существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни. Инвалиды чувствительны к некорректным словам, которые усугубляют их нелегкое положение. Некоторые даже привычные слова и выражения не рекомендуется использовать- они могут оскорбить или унизить человека.
Слова глухой, паралитик, неполноценный, безрукий, больной вызывают сочувствие и жалость.
Слова глухой, немой убеждают в невозможности общения или контакта.
Брезгливость могут вызвать слова калека, слабоумный, даун.
Псих, слубоумный, ненормальный, шизик вызывают страх и непредсказуемую опасность.
Выражение «прикован к коляске» вызывают чувство обреченности и скованности.
Выражения «человек с ограниченными возможностями, человек на коляске, человек с травмой позвоночника, человек с инвалидностью, незрячий, неслышащий» вызывают вполне нейтральные ассоциации.
Выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов. «Жертвы» - это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека.
«Герой, который несмотря на что-то преодолел и ведёт « нормальную жизнь, тоже очень распространенный образ. Создавая его в таком ключе, автор незаметно впадает в покровительственный тон. Кроме того, помните, что, стремясь к аккуратности и корректности, следует избегать обобщений. Не стесняйтесь тактично спрашивать, как будет правильнее, у самих инвалидов.
2. Люди с трудностями передвижения
* Кресло-коляска- неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь и не катите её без разрешения.
* Прежде, чем оказать помощь, спросите, нужна ли она.
*Если ваше предложение о помощи принято, спросите насчет инструкций и следуйте им.
*Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы встречи или мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть сложности и как их устранить.
* Не хлопайте человека в кресле-коляске по спине или по плечу.
*При разговоре постарайтесь расположиться так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику на кресле-коляске нужно запрокидывать голову.
*Не думайте, что пользоваться креслом-коляской - трагедия. Это один из способов передвижения. Не удивляйтесь, а имейте ввиду, что некоторые люди, пользующиеся креслами колясками, не потеряли способности ходить и могут передвигаться на костылях или с тростью.
3. Люди с нарушением зрения.
*Выясните и учитывайте при общении насколько человек плохо видит
*Помогая в передвижении, не направляйте человека, не стискивайте его руку и идите в обычном ритме. Не хватайте и не тащите его за собой.
* Коротко и точно описывайте, где вы находитесь. Например, в центре зала, слева от окна. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, низких ветках, трубах. Сообщайте о наличии бьющихся предметов. Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами.
*Делитесь увиденным и, если это уместно, охарактеризуйте форму, цвет, расстояние и др.
*Не обращайтесь с собаками-поводырями как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с ними.
*Не отнимайте и не держите трость незрячего человека. Усаживая его, положите его руку на спинку стула.
* Выясняйте заранее, в какой форме лучше передать информацию: крупными буквами на бумаге ( для слабовидящего человека), на диске, на шрифте Брайля. Если не можете перевести её в нужный формат – отдайте в имеющемся виде. Это лучше, чем ничего.
*Читайте незрячему нормальным голосом, не пропуская и не пересказывая текст. Особенно, если этот документ незрячий должен подписать. Инвалидность не освобождает незрячего от ответственности, обусловленной документом.
* Всегда обращайтесь к незрячему человеку, а не к его сопровождающему.
*Всегда называйте себя и представляйте других собеседников. Если вы хотите пожать незрячему руку, скажите ему об этом.
*Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите об этом.
4. Люди с нарушением слуха
*Разговаривая с плохо слышащими людьми или совсем не слышащим человеком, смотрите прямо на него. Не затемняйте и не загораживайте своё лицо.
*Спросите, какой способ общения наиболее удобен.
*Говорите в меру громко и четко. Попробуйте снизить высоту голоса. Говорите ясно и медленно, используйте простые фразы и избегайте несущественных слов.
*Привлекая внимание плохо слышащего человека или совсем не слышащего, назовите его по имени, слегка троньте за руку или плечо, помашите рукой.
* Если вас попросят повторить- перефразируйте свое предложение. Используйте жесты. Убедитесь, что вас поняли.
* Если вы сообщаете важную информацию (например, цифры или сложные термины), запишите на бумаге, передайте по СМС, по интернету или иным способом так, чтобы информация была точно понята.
*Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде «Хорошо, теперь нам надо обсудить…»
5. Люди с задержкой развития.
* Используйте доступные фразы, выражайтесь точно по делу.
* Избегайте словесных штампов и образных выражений.
* Не говорите «свысока», не думайте, что вас не поймут.
* Объясняя его задачу, рассказывайте все «по шагам». Дайте возможность вашему собеседнику обдумать каждый шаг.
*При необходимости, запишите свое сообщение на бумаге. Предложите вашему собеседнику обсудить его со знакомыми или семьей. В записке укажите свой номер телефона. Предложите обсудить это при следующей встрече.
6. Люди с психиатрическими нарушениями.
*Люди с нарушениями психики могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательства, осложняющие их жизнь. У них свой особый и неизменчивый взгляд на мир.
*Не думайте, что люди с психиатрическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи или специальном обращении.
* Не думайте, что люди с психиатрическими нарушениями более других склонны к насилию. Ваше дружелюбие поможет им почувствовать себя спокойно.
*Неверно, что люди с психиатрическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
*Неверно, что люди с психиатрическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.
*Не думайте, что люди с психиатрическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что плохо.
* Не думайте, что человек с психиатрическими нарушениями не может справиться со стрессом.
7. Люди с затруднениями речи
*Не игнорируйте людей, которым трудно говорить. Не избегайте обшения с ними.
* Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда вы убедитесь, что собеседник уже закончил свою мысль.
* Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше договориться о другом, более свободном времени.
* Не думайте, что затруднение в речи-показатель низкого уровня интеллекта человека
* Если человека с затрудненной речью сопровождает другой человек, не адресуйте ваши вопросы, коментарии или просьбы его компаньону.
* Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
* Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Повторите то, как вы поняли, и реакция собеседника вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что вы не поняли. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно по буквам.
* У некоторых людей может резко меняться тональность речи. Не делайте преждевременных выводов на основании выражения лица или голосовой модуляции, пока вы не узнаете человека достаточно хорошо.
* Если у вас возникли проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник использовать другой способ-написать или напечатать.
8.Люди с непроизвольными движениями
*Непроизвольные движения тела или конечностей(гиперкинезы) обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП)
* При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажетесь в неловком положении.
*Перед трапезой поинтересуйтесь у человека с гиперкинезами, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобится соломинка, глубокая или мелкая тарелка, низкая или высокая чашка.
*Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать.
*Перед посадкой в транспорт поинтересуйтесь, нужна ли помощь и какая именно. Уступая место, не настаивайте, если человек отказался.
*При покупке билетов в кино или театр для человека или группы людей с гиперкинезами, выбирайте такие места, где они не будут мешать другим зрителям непроизвольными движениями.
И наконец…Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно и что неправильно.
Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию.
Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать спросите у своего собеседника.
Не бойтесь задеть его этим - ведь вы показываете, что искренне заинтересованы в общении.
Если вы стремитесь быть понятыми - вас поймут. Шутка тактичная и уместная только поможет вам наладить общение и разрядить обстановку.
Уважение к другому человеку, поможет построить диалог. И тогда ваше взаимодействие будет продуктивным и комфортным для обеих сторон.
( по материалам Ассоциации молодых инвалидов «Аппарель» в помощь тем, кто общается и взаимодействует с людьми с инвалидностью по долгу службы или по велению сердца.
При поддержке министерства социальной политики Калининградской области в рамках общеполезной программы «Сближение 2024)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "История этикета"
"История этикета"...
Консультация для педагогов "Речевой этикет воспитателя".
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в де...
Консультация для родителей Правила Этикета
В этой краткой консультации изложены основные првила этикета , которыми уже может овладеть ребёнок 6-7 лет...
Консультация для родителей "Обучам этикету"
Консультация для родителей "Обучаем этикету" (использованна информация с интернета)...
Консультация для родителей: «Роль этикета в воспитании ребёнка»
Уважаемые родители!Ваши дети на уроках в школе будут знакомиться с основными правилами здоровьесбережения. ...
консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»
Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...
Консультация на тему: Факторы, влияющие на возникновение психологических последствий инвалидности.
1. Психологические проблемы инвалидности.2.Факторы, определяющие болезненно спецефические переживания инвалидов....